Елена Рудакова
Программа по подготовке детей дошкольного возраста в школе
▼ Скачать + Заказать документы
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОГЛИНСКИЙ РАЙОН
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
«ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»
Автор-составитель:
Е. В. Рудакова
Учитель-логопед
село Белая Глина
2023 год
Содержание программы :
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1. Введение. Пояснительная записка.
1.2. Цель и задачи программы.
1.3. Структура программы.
Публикация «Программа по подготовке детей дошкольного возраста в школе» размещена в разделах
1.4. Воспитание.
Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей. Методы воспитания
Условия воспитания, анализ результатов
1.5. Планируемые результаты.
1.6. Особенности программы.
1.7. Результаты освоения программы
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Содержание образовательной деятельности «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»
2.2. «Формирование математических представлений»
2.3. Перспективный план осуществления образовательной деятельности 1 период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
2.4. второй период обучения (декабрь, январь, февраль)
2.5. третий период обучения (март, апрель, май)
2.6. Используемая литература.
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1 Введение
А. С. Макаренко писал, и американский учёный - психолог Блюм утверждает, что основные характерологические черты личности складываются до 5 — 8 летнего возраста (до 70%). Именно в этот период игровая деятельность помогает так организовать учебный процесс (как отмечают психологи, что дает возможность раскрыть сущностные силы растущего человека, сформировать ядро личности. Именно на стадии начального обучения решается направление развития личности. Всё, что осваивает человек в этом возрасте, остается на всю жизнь. Невнимание к развитию личности, к складывающимся духовным потребностям и мотивам деятельности в этом возрасте порождает психологические просчеты, которые ярко обнаруживаются в следующих ступенях обучения. Среди множества задач, решаемых каждой ступенью образования, одной из важнейших является подготовка субъекта образования на следующую ступень. Для дошкольного образования такой ступенью становится начальная школа. Целью подготовки детей к школе является обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении в школу.
Пояснительная записка
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы.
Актуальность. Программа соответствует запросам родителей по формированию у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности, необходимого социально-коммуникативного развития. Данная программа предоставляет возможность комплексно решать проблемы социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста к новым условиям, направлена на создание комфортных условий для развития ребёнка, его мотивации к познанию, интеллектуальное развитие, укрепление его психического и физического здоровья через использование технологий здоровьесбережения. Программа компенсирует и то, и другое: предлагает общение с коллективом сверстников и помогает родителям лучше понять своих детей. Игра является ведущей деятельностью дошкольников. В ней происходит формирование новых качеств личности, совершенствуются уже имеющиеся психические процессы, а главное, в процессе игры возникает новый вид деятельности – деятельность учебная. Каждое занятие строится на основе игр и игровых упражнений, с помощью которых ведётся разностороннее (психическое, физическое, умственное, эстетическое, нравственное) развитие ребёнка.
Педагогическая целесообразность программы
Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребёнка к школе. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками учебных действий. Для успешной адаптации детей дошкольного возраста к обучению в школе необходима системная работа, которая не только подготовит ребёнка к школе, но и сумеет снять разного вида перегрузки, сохранит здоровье детей.
1.2. Цель программы : Развитие личности каждого ребенка, формирование его готовности к систематическому обучению, преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.
Основные задачи: Сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.
Концепция программы базируется на следующих принципах:
• уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
• комплексный подход при разработке занятий;
• систематичность и последовательность занятий;
• вариативность содержания и форм приведения занятий;
• наглядность;
• адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий;
• постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании учебно-значимых функций, следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным;
1.3. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:
1). пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели элементы начального обще образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
2). общую характеристику учебного предмета, курса;
3). описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4). описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
5). личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
6). содержание учебного предмета, курса;
7). тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
8). описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Направления, по которым идёт подготовка к школе :
1. Развитие внимания и памяти.
2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.
3. Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и обучению грамоте.
4. Развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, воображения, речи, мышления.
5. Развитие мелкой мускулатуры руки и координации движений.
6. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).
7. Развитие волевой готовности ребенка.
Срок реализации программы : 1 год
Содержание занятий опирается на программные требования :
1. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте :
• Активизировать, расширять и уточнять словарь детей.
• Развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух (учить называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове и т. д., отрабатывать дикцию.
• Учить делить слова на слоги.
• Дать первоначальные представления о предложении.
• Закреплять умения отвечать на вопросы, самостоятельно связно и последовательно передавать содержание текста.
• Совершенствовать умение составлять рассказы.
2. Развитие элементарных математических представлений:
• Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 в прямом и в обратном порядке и отношений между числами натурального ряда.
• Учить решать стихотворные задачи.
• Дать первоначальные представления о геометрических фигурах и о пространственной ориентировке.
• Учить детей ориентироваться на листе бумаги.
1.4. Воспитание.
1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей.
Цель: Воспитание самостоятельности при выполнении заданий. Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.
Задачи:
-усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей; организация общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
-формирование и развитие личностного отношения детей к занятиям, к собственным нравственным позициям и этике поведения в детском коллективе; -приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений в составе группы, применение полученных знаний, организация активностей детей, их ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды воспитания детей.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе :
-принятие и осознание ценностей языка, литературы.
-формирование взаимной помощи и поддержки, особенно поддержку нуждающихся в помощи.
-воспитание уважение к труду, результатам труда, уважения к старшим.
Методы воспитания:
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение, метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения метод стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного.
Условия воспитания, анализ результатов:
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации детского сада в соответствии с нормами и правилами работы организации.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её завершения.
1.5. Планируемые результаты.
• Уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе;
• Формирование комфортной образовательной среды.
• Снижение уровня тревожности и психической защиты у первоклассников;
• Эмоциональное благополучие ребенка в классе;
• Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;
• Выработка учителем стратегий индивидуального (личностно – ориентированного) подхода к учащимся.
Основные принципы работы педагогов при подготовке детей к школе :
• учет индивидуальных возможностей и способностей ребят;
• уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
• наглядность.
1.6. Особенности программы
Программа подготовки детей к обучению в школе богата по содержанию. В ней поставлена задача ознакомить детей с общей картиной окружающего мира. А это естественно, т. к. дети хотят знать больше о том, с чем ежедневно встречаются в жизни.
Данная программа включает в себя развитие речи и обучение слоговому чтению; по математике: изучение счёта и состава чисел в пределах 20, решение простейших задач на сложение и вычитание, знакомство со знаками: +, -, =, понятия «больше», «меньше», «столько же», «справа», «слева»; укрепление мышц кисти руки и пальцев.
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
Формы занятий – занятия-игры, практические занятия.
В основе подготовки к обучению в школе программы «Преемственность» лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии.
Работа по развитию связной речи строится на основных ее уровнях: звук – слово – предложение – связное высказывание – текст.
Лексическая и грамматическая работа:
– обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;
– употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
Развитие связной речи:
– ответы на вопросы, участие в диалоге;
– подробный пересказ текста по зрительной опоре;
– составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;
Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
– знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
– выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
– выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
– «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
Обучение звуко-слоговому анализу:
– звуковой анализ состава слогов и слов;
– дифференциация понятий «звук» и «буква»;
– соотнесение букв и звуков.
Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
Планируемые результаты.
• Конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
• отвечать на вопросы педагога;
• задавать свои вопросы;
• подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
• составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
• выделять звук в начале слова;
• различать звуки и буквы;
• узнавать и называть буквы русского алфавита;
• соединять звуки в слоги.
Программа состоит из следующих разделов
Раздел «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Программа курса подготовки к обучению письму отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.
Основными задачами являются:
• Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления.
• Формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования.
• Обучение звукобуквенному анализу слов.
• Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
• Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.
• Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
Раздел «Развитие математических представлений» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы.
Поэтому основными задачами математического развития дошкольников являются :
• Формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
• Увеличение объема внимания и памяти.
• Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
• Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
• Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Место занятий в учебном плане
Программа «Подготовка детей к школе» предлагает систему занятий и состоит из следующих разделов: ««Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»», «Развитие математических представлений». Занятия организуются на базе детского сада (количество обучающихся- 14, разделённых на 2 подгруппы по 7 человек.) и имеют следующую временную структуру: 1 занятие в неделю, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 20-25 минут. Программа рассчитана на 36 недель. Общее количество занятий – 72
Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:
• физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;
• знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
• владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.
1.7. Результаты освоения программы
Метапредметные результаты:
Познавательные ООД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
Регулятивные ООД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные ООД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Предпологаемые результаты:
Ребенок должен уметь:
• распознавать первый звук в словах;
• внимательно слушать литературные произведения;
• называть персонажей, основные события;
• отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
• пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
• составлять элементарный рассказ по серии картинок;
• обсуждать нравственные стороны поступков людей;
• участвовать в коллективных разговорах;
• использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
• различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат, по цвету, по размеру;
• считать от 0 до 20 и в обратном направлении;
Ребенок получит возможность научиться:
• устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
• различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
• правильно произносить все звуки; выделять их из слов;
• составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
• составлять рассказы, сказки по картине, по серии картинок;
• пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
• соблюдать элементарные гигиенические правила;
• ориентироваться на странице в тетради;
• различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);
• устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;
• определять условия необходимые для роста растений.
Средства, необходимые для реализации программы :
• учебно-тематическое планирование;
• азбука;
• рабочие тетради;
• прописи;
• наглядные пособия;
• счетный материал.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Перспективный план осуществления образовательной деятельности
1 период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
№ Неделя Тема ООД Задачи
Сентябрь
1 1 Беседа по картинке. Учиться беседовать по картине, совершенствуя умения общих речевых навыков,
2 2 Числа от 0 до 10. Учиться соотносить е числа с количеством предметов, писать цифры, соотносить цифры и числа, образовывать числа;
- уметь читать числа от 0 до 10;
3 3 Составление рассказа по плану Учиться составлять описательный рассказ по иллюстрации и по предложенному плану;
4 4 Счёт предметов. - уметь читать числа от 0 до 10;
- изучить свойства натурального ряда чисел;
- выделять известные и неизвестные
Октябрь
5 5 Правильное употребление слов-названий предметов, признаков действий, объяснение их значений. - формировать навыки грамотной речи посредством знакомства с художественными произведениями и беседой по их содержанию;
6 6 Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. - уметь читать числа от 0 до 10;
- изучить свойства натурального ряда чисел;
7 7 Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию. - развивать внимание, фонематический слух, память, мышление; обучиться неторопливому речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию;
8 8 Сравнение чисел первого десятка. -устанавливать между величинами отношения части и целого, использовать понятия "часть", "целое", "больше (меньше) на. ", "увеличить (уменьшить) на. "; осуществлять синтез как составление целого из частей.
9 9 -Образование существительных, обозначающих род деятельности, образование сложных слов. - формировать умение подбирать обобщающие слова к группе слов, правильно употреблять слова названия предметов, признаков и действий, а также вести диалогическую, монологическую и косвенную речь
Ноябрь
10 10 Свойства натурального ряда чисел. - изучить свойства натурального ряда чисел;
11 11 Подбор обобщающих слов к группе предметов - формировать умение подбирать обобщающие слова к группе слов, правильно употреблять слова названия предметов
12 12 Цифры и числа. -иметь понятия о цифре и числе.
13 13 -Диалог, монолог, косвенная речь. -научиться вести диалогическую, монологическую и косвенную речь.
2.4. 2 период обучения (декабрь, январь, февраль)
№ Неделя Тема ООД Задачи
Декабрь
14 14 Решение задач с помощью рисунков. - уметь сопоставлять числа с рисунками.
15 15 Предложение и слово Формировать представления о том, что предложение состоит из слов;
- учиться определять количество слов в предложении, записывать схему предложения;
- развивать связную речь, память и творческие способности.
16 16 Чтение чисел. - уметь читать числа от 0 до 10;
17 17 Слог и ударение - формировать умения делить слова на слоги, правильно ставить ударения; о- - обогащать словарный запас обучающихся, развивать приемы логического мышления; - формировать умения различать буквы; - формировать умения.
Январь
18 18 Числа от 10 до 20 - уметь читать числа от 10 до 20;
19 19 Звуки и буквы:
- выделять изучаемые звуки, обозначать их буквой;
- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; - формировать умения штрихования и обводки контуров, а также написания больших и маленьких букв, основных типов соединений.
20 20 Сравнение:
- по форме;
-по размеру; -учиться распознавать и называть геометрические формы в окружающем мире;
21 21 Сказка: пересказ сказки. Составление плана. Научиться отвечать на вопросы по содержанию, ориентироваться в произведениях, составлять описание героев произведений на основе опорных слов и прочитанных произведений;
Февраль
22 22 Изготовление моделей фигур из бумаги. -устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
- учиться изготавливать модели фигур из бумаги.
23 23 Рассказ:
- пересказ небольшого по объёму литературного произведения - составлять небольшой рассказ; придумывать вопросы к тексту;
- определять последовательность событий, формировать навыки правильной речи.
24 24 Сложение чисел. (Знакомство со знаком +) -учиться складывать простые числа.
25 25 Знакомство с написанием больших и маленьких букв, основные типы их соединений. -учиться написанию больших и маленьких букв, основных типов соединений.
2.5. 3 период обучения (март, апрель, май)
№ Неделя Тема ООД Задачи
Март
26 26 Сложение чисел. (Знакомство со знаком +) -учиться складывать числа.
27 27 Обводка и штриховка контуров -умения штрихования и обводки контуров
28 28 Вычитание чисел (Знакомство со знаком -) - уметь вычитать простые числа.
29 29 Знакомство с гласными буквами.
-уметь определять гласные буквы.
Апрель
30 30 Диктанты:
-зрительные;
-слуховые. - развивать умения выполнять зрительные и слуховые диктанты;
31 31 Знакомство с согласными буквами. - уметь определять согласные буквы.
32 32 Выполнение заданий:
-выделение существенных признаков;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с выделением существенных признаков.
Май
33 33 Знакомство с понятием транскрипция - уметь выделять звуки в словах.
34 34 Выполнение заданий:
-выявление закономерностей;
-проведение анализа;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с выделением существенных признаков, выявления закономерностей и проведения анализа, синтеза и сравнения;
35 35 Членение слова на слоги с использованием графических схем - формировать умения делить слова на слоги
36 36 Выполнение заданий:
-синтеза;
-сравнения. - осознанно выполнять построение речевого высказывания в устной форме.
2.6. Используемая литература:
1. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет/ Н. А.
Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дядюнова и др. ; науч. рук. Н. А. Федосова. – М. :
Просвещение, 2012.
2. Методические рекомендации к программе «Преемственность» : пособие
для педагогов / Н. А. Федосова, Т. В. Белова, В. А. Солнцева и др. ; науч. рук. Н.
А. Федосова. – М. : Просвещение, 2012.
3. Волкова С. И. Математические ступеньки. Пособие для детей 5-7 лет. –
3-е изд., доп. и испр. – М. : Просвещение, 2014. (Преемственность)
• Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,
• Требованиями основной образовательной программы ориентирована на
работу по учебно-методическому комплекту:
• Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - Москва: Просвещение, 2009
• Н. А. Федосова. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе : в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2009.
• С. И. Волковой. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе; Москва: Просвещение, 2009 г.