Екатерина Висицкая
Программа по пластилинографии «Пластилиновые фантазии»
Пластилиновые фантазии
г. Лесозаводск
2017 г.
Оглавление
1 Целевой раздел 3
1.1 Пояснительная записка 3
1.2 Цели и задачи реализации Программы 4
1.3 Отличительные особенности Программы 5
1.4 Планируемые результаты освоения Программы 5
2 Содержательный раздел 7
2.1 Формы и методы реализации Программы 7
Программа по пластилинографии воспитателя Висицкой Е. Н.
Для детей старшего возраста
2017 г.
1 Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Публикация «Программа по пластилинографии „Пластилиновые фантазии“» размещена в разделах
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
Пластилин – это прекрасный и доступный материал для воплощения самых разных творческих замыслов и фантазий. Работа с ним – это прекрасное развивающее занятие для любого ребенка. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у малыша фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Занятия пластилинографией тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.
1.2 Цели и задачи реализации Программы
Цель: Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
Задачи:
Образовательные:
• ознакомление со способами деятельности – рисование пластилином;
• овладение основами, умениями работы из целого куска пластилина, из отдельных частей, создание образов;
• формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
• активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире;
• способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса через пластилинографию;
• содействовать развитию интереса детей к художественному творчеству.
Развивающие:
• развитие мелких и точных движений пальцев рук;
• развитие способности к личному самоопределению и самореализации;
• развивать память, внимание, воображение, фантазию;
• активизация творческого мышления;
• развитие пространственного воображения, глазомера.
• развитие чувства цвета, пропорции, ритма;
• овладение элементарными трудовыми навыками, способами художественной деятельности.
Воспитательные:
• воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам;
• понимание необходимости качественного выполнения образа;
• конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;
• воспитание аккуратности, старательности;
• воспитание коммуникативных способностей детей;
• воспитание усидчивости, аккуратности, трудолюбия.
1.3 Отличительные особенности Программы
Отличительной особенностью программы является то, что игровая ситуация, знакомит детей с нетрадиционной техникой изобразительной деятельности – пластилинографией, в которой учтены возрастные, физиологические, психологические и познавательные особенности детей старшего возраста.
Данная работа направлена на развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук. Ведь на данный момент ребенок недостаточно подготовлен к усвоению учебной программы, у многих детей ослаблена мелкая моторика пальцев рук. В ходе проведения занятий по данной тематике активизируется мышление детей, речь, усидчивость, формируется умение поэтапного планирования работы. В этом заключена педагогическая целесообразность данной программы.
1.4 Планируемые результаты освоения Программы
- Умеет свободно владеть лепным материалом.
- Знание исходных форм и умение их выполнять любого размера.
- Усвоил понятие о пропорции и соразмерности.
- Умеет использовать плоские рисованные изображения для создания объёмных форм.
- Развитие фантазии и творческого мышления.
- Укрепление мелкой моторики рук.
- Проявляет ответственность за начатое дело.
- Привитие эстетического вкуса, пробуждение творческой активности у воспитанников.
2 Содержательный раздел
2.1 Формы и методы реализации Программы
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие форм В основу работы положены следующие принципы:
• систематичности и последовательности: материал подобран в определённом порядке, системе;
• доступности: характер и объем знаний соответствует уровню развития и подготовленности детей;
• наглядности: задания предполагают опору на чувственный опыт ребенка, его непосредственные наблюдения;
• сезонности: построение программы с учётом природных особенностей в данный момент времени;
• обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;
уважение к личности каждого ребенка.
Методы работы:
• Метод сенсорного насыщения (без сенсорного основы немыслимо приобщение к художественной культуре).
• Метод эстетического выбора («убеждение красотой», направленный на формирование эстетического вкуса.
• Метод разнообразной художественной практики.
• Метод сотворчества (с педагогом, сверстниками).
• Метод эвристических и поисковых ситуаций.
• Метод игровых, творческих ситуаций.
2.2 Особенности организации образовательного пространства
Важнейшим условием реализации программы «Пластилиновые фантазии» является создание развивающей и эмоционально комфортной образовательной среды. Занятия пластилинографией должны приносить ребёнку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.
Занятия по пластилинографии проводятся два раза в неделю.
Длительность занятия 25 минут.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
2.3 Интеграция образовательных областей
Занятия пластилинографией интегрируют в себе следующие об-разовательные области:
«Познавательное развитие». Углубляются знания детей о лепке как о виде творческой деятельности, расширяется кругозор.
«Социально-коммуникативное развитие». Дети включаются в систе-му социальных отношений через образы своих героев, создается ситуация, стимулирующая эмоциональный отклик на событие.
«Речевое развитие». Через знакомство с художественными произ-ведениями различных жанров происходит развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
«Художественно-эстетическое развитие». В процессе лепки ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения, в результате происходит развитие продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение к изобразительному искусству.
2.4 Материалы и инструменты
Пластилин «Пчёлка»; дощечки для выполнения работ; стеки; цветной картон; салфетка; рис; чечевица; яичная скорлупа; дроблёный горох; семена арбуза и тыквы; скорлупа яичная; диски компьютерные
2.5 Основные приемы лепки пластилином
Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.
Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.
Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.
Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.
Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.
3 Организационный раздел
Перспективное планирование
Месяц Тема НОД Цель
Сентябрь «Тюльпан» Учить раскатывать различные по толщине колбаски, аккуратно прижимать их на заготовку и украшать семенами.
«Нарцисс» Учить скатывать шарики, раскатывать различные по толщине колбаски, украшать семенами тыквы и кукурузы; рисовать стекой.
«Клубничка» Знакомить детей с пластилином и его свойствами; научить детей разминать пластилин пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
«Удавчик» Продолжать знакомить ребенка с пластилином и его свойствами; учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять к поверхности; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
«Бабочки-красавицы» Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношений к насекомым, желание беречь их.
«Жирафчик» Продолжать освоение приемов пластилинографии – закреплять технику «растирание» пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Учить использовать контурный рисунок как основу изображения.
«Грибы-грибочки выросли в лесочке» Совершенствовать навыки работы с пластилином в технике «пластилиновое рисование» - надрезание ножницами, растирание по форме. Формировать у детей обобщенное понятие о грибах, их разновидностей, качествах. Учить находить соответствия между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет.
«Календула» Продолжать учить раскатывать колбаски разной толщины, раскатывать овалы; украшать изделие чечевицей, горохом; работать со стекой, развивать наблюдательность, познакомить с лечебными свойствами календулы.
Октябрь «Осенние деревья» Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, произведений живописи; продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем; учить использовать для работы разнофактурный материал.
«Разные деревья» Способствовать расширению знаний детей о многообразии природного мира. Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения разных деревьев посредством пластилинографии. Укреплять познавательный интерес к природе.
«Ёжик» Учить детей использовать в своей работе комбинированный способ лепки; передавать форму и пропорциональное соотношение частей тела; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Месяц Тема НОД Цель
Октябрь «Гриб мухомор»
(витраж) Совершенствовать технику скульптурной лепки; закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании, сплющивании, разглаживании поверхности; развивать мелкую моторику и творческое воображение.
«Кактус» Познакомить с кактусом и средой его произрастания. Развивать образное восприятие, логическое и творческое мышление. Развивать детское творчество посредством знакомства с различными способами и материалами. Воспитывать целеустремленность, увлеченность творческой работой.
«Ромашки» Продолжать учить раскатывать шарики, разминать до круга, прижимать на заготовку, раскатывать колбаски, украшать изделия пшеном, семечками тыквы.
«Червячок в яблочке» Выполнение работы воспитателем с использованием разных приемов лепки. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Учить использовать контурный рисунок как основу изображения.
«Гусеница» Научить ребенка отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5—7 мм, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Ноябрь «Золотая рыбка» Совершенствовать технические навыки работы с пластилином. Развивать образное восприятие, логическое и творческое мышление. Развивать детское творчество посредством знакомства с различными способами и материалами. Воспитывать целеустремленность, увлеченность творческой работой. Узнать желания и стремления детей (с помощью Золотой рыбки).
«Осьминог» Продолжать освоение приемов пластилинографии – закреплять технику «растирание» пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Учить использовать контурный рисунок как основу изображения. Развивать моторику руки, развивать творческую активность и самостоятельность; вызвать желание сделать полезную вещь, воспитывать чувства единения от процесса своего труда.
«Кашалот» Продолжать освоение приемов пластилинографии – закреплять технику «растирание» пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе.
«Божья коровка» Продолжать учить раскатывать колбаски одинаковой толщины и аккуратно складывать на лист картона. Развивать глазомер и творческое воображение.
«Колоколь-
чики» Рассказать о месте произрастания колокольчика; учить раскатывать тоненькие колбаски и жгутики, аккуратно прижимать их на заготовку, украшать рисом и горошком.
«Чайная посуда» Формировать эстетическое отношение к бытовым предметам; совершенствовать знакомые приё мы лепки: раскатывание, деление на равные части, сплющивание; вызвать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Месяц Тема НОД Цель
Ноябрь «Любимые игрушки» Продолжать работу по созданию любимого образа; совершенствовать навыки лепки; воспитывать эстетический вкус, аккуратность; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Декабрь «Клоун» Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – портретом. Развивать чувство цвета. Воспитывать интерес к цифровому искусству, уважение к необычной профессии клоуна – веселить людей, доставлять им радость своей работой.
«Чебурашка» Учить создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливание деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей. Развивать мелкую моторику рук.
«Снегурочка» Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей. Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала.
«Новогодняя игрушка» Подвести к самостоятельному выбору сюжета для изготовления новогодней игрушки. Развивать фантазию и воображение.
«Заячья избушка» Развивать умение создавать сюжетную композицию. Учить с помощью завитков создавать картину.
«Чудесные цветы» Развивать цветовое восприятие. Учить создавать объёмные картины.
«Оленёнок» Вспомнить сказку; учить последовательно прижимать колбаски, овалы на изделие, аккуратно размазывать пластилин; украшать семенами.
«Зимние узоры» Развивать композиционные умения. Учить создавать необычные завитки с помощью пластилина.
Январь «Карлсон» Вспомнить сказку, учить создавать объёмную картинку, хорошо разглаживать пластилин на заготовке.
«Дракончик» Вспомнить сказки с этим персонажем; учить аккуратно прижимать колбаски на заготовку.
«Алёнушка» Вспомнит сказки с этим персонажем. Воспитывать эстетические чувства.
«Крокодил Гена» Вспомнить сказку. Воспитывать доброжелательные отношения к персонажу. Учить доводить начатое дело до конца.
«Совушка-сова» Учить готовить фон работы (ветка, луна, шарики). Учить смешивать пластилин, не допуская полного поглощения цветов друг другом. Развивать цветовосприятие.
Научить пользоваться «скалкой» - тубусом от клея-карандаша для раскатывания пластилина по поверхности. Развивать творческие способности, самостоятельность и активность. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином. Воспитывать старание и настойчивость в работе, желание правильно и до конца выполнить работу.
«Кот в сапогах» Вспомнить сказку; учить делать объёмную картину, используя знакомые приёмы лепки, последовательно раскатывать колбаски.
«Ёлочка-красавица» Познакомить с приёмами многослойной пластилинографии. Развивать цветовосприятие при помощи переходов от светлого к тёмному.
Месяц Тема НОД Цель
Февраль «Корзина
с фруктами» Познакомить с модульной пластилинографией – изображение лепной картины на плоскости с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков. Воспитывать аккуратность при работе стекой.
«Теремок» Продолжать развивать умение создавать сказочные здания, передавать особенности их строения и архитектуры, характерные детали. Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом.
«Матрёшка» Воспитывать интерес к народной игрушке. Познакомить с историей создания русской матрёшки. Закрепить понимание взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора.
«Удивитель-ная дымка» Продолжать знакомить детей с творчеством дымковских мастеров. Самостоятельно выбирать элементы узора в стили дымковской росписи.
«Чудо-хохлома» Воспитывать интерес и продолжать знакомить детей с народными промыслами. Учить оформлять объёмную плоскость элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография».
«Городец-удалец» Продолжать знакомство с городецкой росписью. Учить изображать элементы росписи с помощью пластилина.
«Валентинка» (витраж» Познакомить с новым видом пластилинографии – мозаичная. Продолжать учить раскатывать шарики одинакового размера. Развивать глазомер.
«Жираф» Продолжать учить наносить пластилин на картон одинаковой толщиной. Продолжать знакомить с особенностями проживания животных жарких стран. Вызвать желание заботиться о животных.
Март «Рыбка» Продолжать учить выполнять пластилинографию в технике «мозаика». Вызвать интерес к подводному миру.
«Цветы для мамы» (витраж) Продолжать учить выполнять работу в технике «витраж». Закрепить названия цветов (тюльпан, мак, колокольчик). Вызвать желание сделать подарок маме своими руками).
«Лягушки-подружки» Продолжать учить выполнять лепную картину, используя диск за основу. Развивать творческое воображение.
«Замок доброго волшебника» Дать детям представление об архитектуре старинных зданий. Продолжать развивать умения детей выполнять лепную картину на плоскости.
Учить украшать сказочное здание башенками, зарешёченными окошками с полукруглыми сводами, оформлять сказочный пейзаж декоративными элементами (цветами, листиками).
«Корзина с цветами» Подвести к самостоятельному выбору сюжета для изготовления новогодней игрушки. Развивать фантазию и воображение.
«Пингвин на льдинке» Продолжать освоение приемов пластилинографии, подготовка фона: волны – короткие колбаски синего цвета, линия горизонта – длинная белая колбаска, северное сияние – разноцветные колбаски, выложенные рядами в виде линий.
Месяц Тема НОД Цель
Апрель «Подводное царство» Обобщить представления детей об обитателях подводного мира. Продолжать осваивать приемы работы с пластилином : закреплять навыки работы с трафаретом, выбирать и удачно использовать изобразительные материалы, совершенствовать приемы декорирования на готовой основе изображаемого объекта. Развивать эстетическое и образное мышление, воображение.
«Волшебное яичко» Познакомить детей с новой методикой изображения – «рисование пластилином», а именно научить приемам декорирования с последующим глянцеванием.
«Лебедь» Развивать находчивость в процессе выполнения задания: стремиться использовать как можно больше средств для воплощения образа. Воспитывать усердие, усидчивость, умение доводить начатое до конца.
«Проснулись жучки, паучки и другие насекомые» Обобщить представление о насекомых. Развивать умение работать в коллективе дружно и аккуратно, творческое и образное мышление детей. Поощрять инициативу детей и желание дополнить композицию.
«Весёлый лягушонок» Вызвать интерес к окружающему миру; учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида животных в своей работе; упражнять в приемах скатывания, раскатывания и сплющивания; воспитывать аккуратность в работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
«Виноград» Продолжать учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладонями и расплющивать пальцем; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность.
Лепим сказку «Теремок» (коллективная работа) Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании, сплющивании, разглаживании поверхности в создаваемых объектах; развивать умение согласованно выполнять общую работу; формировать интерес к работе с пластилином.
Май «Лошадка» Учить детей самостоятельно с помощью приема размазывания завершать рисунок. Закреплять умение размазывать линии в разных направлениях. Развивать согласованность в работе обеих рук.
Месяц Тема НОД Цель
Май «Забавные животные»
(витраж) Совершенствовать технические навыки работы с пластилином. Развивать образное восприятие, логическое и творческое мышление. Развивать детское творчество посредством знакомства с различными способами и материалами. Воспитывать целеустремленность, увлеченность творческой работой
Список литературы
1. Давыдова Г. Н. «Пластилинография» - 1,2. – М. : Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.
2. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М. : Издательство «Скрипторий 2003г», 2008.
3. Лыкова И. А. «Я будущий скульптор» – М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г.
4. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации» – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
5. Колдина Д. Н. «Лепка сдетьми 5-6 лет» - М. : Мозаика-Синтез, 2013.
6. https://www.ruskid.ru/lepka/
7. https://detsadmickeymouse.ru/load/detskoe_tvorchestvo/rabota_s_plastilinom/tekhnika_lepki_iz_plastilina/29-1-0-2138
8. https://detskiysad.ru/izo/lepka.html