МААМ-картинки

Программа по патриотическому воспитанию. Часть 1

Татьяна Аминова
Программа по патриотическому воспитанию. Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы

Рабочая Программа

по формированию основ нравственно- патриотического воспитания детей дошкольного возраста

СП «Д/с «Дюймовочка» гор. Гвардейска»

2021- 2023 уч. г.

Составила: воспитатель Аминова Т. В.

г. Гвардейск

2022 год

Содержание

1. Целевой раздел программы. 3

1.1. Пояснительная записка. 3

1.2. Новизна программы. 4

1.3. Актуальность программы

Публикация «Программа по патриотическому воспитанию, Часть 1» размещена в разделах

1.4. Цель и задачи программы

1.5. Принципы реализации программы

1.6. Ожидаемые результаты реализации программы

1.7. Оценка результативности программы

2. Содержательный раздел программы

2.1. Содержание работы с детьми

2.2. Формы реализации программы

2.3. Тематическое планирование

2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников

3. Организационный раздел программы

3.1. Материально- техническое обеспечение

3.2. Информационное обеспечение

3.3. Кадровое обеспечение

3.4. Взаимодействие с социальными партнерами

3.5. Методическое обеспечение

1. Целевой раздел программы :

1.1. Пояснительная записка

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям, к детскому саду, к родной улице, к родному дому и родной стране.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И, хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, экологическое и умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки нравственно-патриотических чувств.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», утверждённая постановлением Правительством РФ от 30.12.2015 г., определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены

на дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан в учреждениях образования всех уровней от дошкольного до высшего профессионального.

Настоящая программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста. При написании программы мы опирались на следующие нормативные документы:

Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13.03.1995 г.

Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19.05.1995г.

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"» от 05.04.2013 г.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, разработка которой обусловлена необходимостью выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы».

Конституция Российской Федерации.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13;

Письмом Минобразования России от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16

«Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;

Уставом МБОУ «СШ № 1 им. И. Прокопенко гор. Гвардейска».

При разработке парциальной программы «Формирование основ нравственно-патриотического воспитания дошкольников» были изучены материалы по данной проблеме: Князева О. Л., Маханева Д. М.

«Приобщение к истокам народной культуры», Маханева М. Д. «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников»., Л. А. Кондрыкинская «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду», Коломийченко Л. В. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников «Дорогою добра»

1.2. Новизна программы

Новизна программы заключается в том, что создается модель образовательной и воспитательной среды в условиях детского сада, развивающей личность воспитанников как субъекта культуры и духовности.

В современном обществе необходимо радикальное изменение ценностных ориентаций, при которых каждый ребенок мог бы ощутить себя звеном в цепи исторической преемственности. Программа реализуется через интеграцию образовательных областей и направлена на личностно - ориентированный подход к каждому ребенку в соответствии с ФГОС ДО.

1.3. Актуальность программы

В последние годы в нашей стране происходят огромные изменения. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Изменилось и отношение людей к Родине. Поэтому проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является сегодня очень актуальной и одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Ныне, когда материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.

Социально-коммуникативное развитие очень важно для детей дошкольного возраста, так как его основной целью является – позитивная социализация дошкольников, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. От того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о месте, где он живет, зависит успешное формирование социально значимых личностных качеств. Это, в свою очередь, влияет на успешность адаптации в новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей. Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Цель и задачи программы

1.4. Целью программы является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

обеспечение необходимых кадровых, научно-методических, материально-технических условий для реализации программы : обучение педагогов, наличие, методической литературы, пособий, художественной литературы для детей, организация экскурсий, приобретение костюмов для выступлений, создание развивающей среды в группах и т. д. ;

формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;

формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;

воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России;

воспитание патриотизма, уважения к культурной прошлой России средствами эстетического воспитания; музыка, изодеятельность, художественное слово.

1.5. Принципы реализации программы

В основу реализации программы положены следующие принципы:

принцип личностно-ориентированного общения- индивидуально- личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми;

принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам;

принцип наглядности- широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: дидактические пособия (иллюстрации, картинки, фотографии, схемы, карточки и т. д.);

принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;

принцип занимательности- изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата;

принцип системности -принцип системного подхода предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру;

принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества;

принцип непрерывности призван сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств;

развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности.

1.6. Ожидаемые результаты реализации программы

В результате обучения по данной программе дети имеют представления: о семье, её истории, традициях, могут ориентироваться в ближайшем окружении;

о России, её столице, символике государства, традициях и государственных праздниках;

о истории родного города, края, его символики и достопримечательностях;

о жизни русского народа, его обычаях, традициях;

о народных праздниках и народных костюмах;

о устном народном творчестве;

о природе своей страны, растительном и животном мире;

о войнах-защитниках Отечества, о боевых традициях и подвигах нашего народа.

1.7. Оценка результативности программы

В качестве контроля проводится определение уровня освоения знаний детей по программе через проведение диагностики на начало и конец учебного года, в процессе педагогических наблюдений, анализа продуктов детского творчества. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа (приложение 1).

2. Содержательный раздел программы

2.1. Содержание работы с детьми

Содержание программы предусматривает распределение работы по нравственно-патриотическому воспитанию по нескольким блокам:

1 блок - «Мой дом – моя семья»;

2 блок - «Родной город, край», «Родная страна»;

3 блок - «Знакомим с русской народной культурой»;

4 блок - «Природа родного края»;

5 блок - «Защитники Отечества».

Содержание программного материала :

1 блок - «Мой дом – моя семья»

Задачи раздела:

Сформировать представления детей о семье, о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами;

Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому;

Воспитывать чувство самоуважения через добрые дела и поступки самого ребёнка, чувство уважения к взрослым, любви к членам своей семьи, своим друзьям;

Воспитывать любовь к малой родине на основе развития интереса к истории семьи, её традициям;

Воспитывать любовь к родному языку.

2. блок - «Родной город, край», «Родная страна»;

Познакомить детей со столицей России, с символами государства (герб, флаг, гимн);

Познакомить с историей родного края, их символикой, достопримечательностями;

Познакомить детей с понятиями большая и малая Родина;

Формировать интерес к своей малой Родине, её традициям;

Расширять представления и знания о родном крае, углублять и уточнять представления о России, её символике, государственных праздниках;

Воспитывать в детях чувство гордости за свой город, свою страну, своих предков;

Воспитывать толерантное отношение к людям других национальностей, их традициям;

Воспитывать любовь к своей стране.

3. блок - «Знакомим с русской народной культурой»;

Задачи раздела:

Познакомить детей с историей русского народа: с жизнью и бытом людей, обычаями, традициями;

Познакомить детей с устным народным творчеством и некоторыми видами народно-прикладного искусства;

Познакомить с народными традициями и культурой России, народными праздниками и народными костюмами;

Воспитывать интерес к русским традициям, к русскому народному творчеству.

4. блок - «Природа родного края»

Задачи раздела:

Знакомить детей с природой своей страны, с природными явлениями, с животным и растительным миром страны;

Уточнять и расширять представления об изменениях в природе; устанавливать связи между жизнью животных и средой обитания;

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, её красоте, пробуждать эстетические чувства;

Развивать общие познавательные способности детей;

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и всему живому;

Воспитывать у детей уважение к труду.

5 блок - «Защитники Отечества»

Задачи раздела:

Сформировать знания детей о Российской армии, о боевых традициях и подвигах нашего народа;

Воспитывать у детей чувство любви и уважения к Защитникам Родины;

Развивать патриотические чувства.

2.2. Формы реализации программы

Организация образовательного процесса осуществляется на основе тематического планирования, которое способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, народных традициях и культуре России, помогает устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями. Все темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о России. Каждая из тем повторяется в каждой возрастной группе, изменяется только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения.

Все занятия проходят ненавязчиво в ходе непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности взрослого с детьми, в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей с использованием разнообразных форм и методов работы.

Формы организации образовательного процесса

Индивидуальная

Предполагает самостоятельную работу детей, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны педагога.

Групповая

Группа делится на подгруппы. Число занимающихся может быть разным – от 5 до 10, в зависимости от возраста и уровня обученности детей. При этом педагогу важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Фронтальная

Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения организованной образовательной деятельности может быть деятельность художественного характера. Фронтальная форма способна создать коллектив единомышленников, способных воспринимать информацию и работать творчески вместе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игры своими руками по патриотическому воспитанию к 300-летию Кузбасса (1 часть)Игры своими руками по патриотическому воспитанию к 300-летию Кузбасса (1 часть) В преддверии юбилея, 300 - летия Кузбасса, который состоится 6 июля 2021 года в детском саду был проведен конкурс дидактических игр "Мой.

Игры своими руками по патриотическому воспитанию к 300-летию Кузбасса (2 часть)Игры своими руками по патриотическому воспитанию к 300-летию Кузбасса (2 часть) В преддверии юбилея, 300 - летия Кузбасса, который состоится 6 июля 2021 года в детском саду был проведен конкурс дидактических игр "Мой.

Картотека игр по нравственно — патриотическому воспитанию для детей 5–7 лет. 2 часть Игры для детей 5- 7 лет. 1. Игра «Великие соотечественники» Цель игры. Дать краткие сведения о некоторых знаменитых соотечественниках. Вызвать.

Лэпбук по патриотическому воспитанию «Буряты»Лэпбук по патриотическому воспитанию «Буряты» Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного воспитания. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой.

Проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников «Я частичка России»Проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников «Я частичка России» Долгосрочный проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему"Я частичка России" Актуальность.

Программа по патриотическому воспитанию «Каменск-Уральский: из прошлого в будущее» Программа «Каменск-Уральский: Из прошлого в будущее» Проблема нравственно-патриотического воспитания детей - сегодня одна из актуальных.

Тематический план бесед по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 ЯНВАРЬ Беседа «Праздник в моей семье» Цель. Предложить детям рассказать о традициях и обычаях празднования праздника в их семье. Углублять.

Тематический план бесед по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Часть 4 МАРТ Беседа о мамах «Мама – первое слово» Цель. Предложить детям рассказать о том, за что, они любят свою маму, какая она, помочь им понять,.

Тематический план бесед по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. Часть 1 СЕНТЯБРЬ Составление рассказов на тему "Где мы отдыхали летом" Цель. Предложить детям с опорой на семейные фотографии рассказать о летнем.

Тематический план бесед по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. Часть 2 НОЯБРЬ Беседа «Прокопьевск — прежде и теперь» Цель. Учить детей сравнивать то, как выглядели уголки города, различные предметы в прошлом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по патриотическому воспитанию. Часть 1
Опубликовано: 28 сентября 2022 в 20:11
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по патриотическому воспитанию. Часть 1» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Аминова (УИ 426484) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД