Нагорнова Анна Николаевна
Программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с особенностями дизайн-деятельности «Маленький дизайнер»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Данная программа - пособие для воспитателей дошкольных учреждений и руководителей кружков и изостудий, на практике осваивающих новые виды работы с детьми дошкольного возраста и стремящихся как можно полнее ознакомить их с прекрасным и удивительным миром искусства, приобщить к художественной деятельности, развить их творческие способности. Представленный материал будет интересен и для начинающего педагога, который на практике сталкивается с различными программами и педагогическими позициями в области изобразительной деятельности. Новые знания помогут сориентироваться и выработать свою творческую линию на основе теоретических и методических подходов, которые были нами рассмотрены.
Публикация «Программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с особенностями дизайн-деятельности „Маленький дизайнер“» размещена в разделах
Цель: развитие изобразительного творчества посредством дизайн – деятельности.
Основные задачи:
• Научить ребенка творчески и самостоятельно мыслить, видеть взаимосвязи, ведущие к новым идеям, давать собственные ответы на неоднозначные вопросы;
• Развивать творческое мышление и воображение;
• Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
• привлекать детей к работе с разнообразными материалами, учить создавать грамотные и красивые работы.
Творческие способности (креативность) – это индивидуально–психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определённой деятельности. Включает в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приёмам деятельности.
Развитию креативности способствует следующее: у дошкольников в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы, формируется умение творчески, нестандартно решать учебные задачи.
Таким образом, обучение творчеству вызывает у дошкольников чувство удовлетворения и радость познания; стимулирует волю и внимание; развивает мышление и воображение; облегчает процесс усвоения материала; повышает работоспособность.
Воображение (фантазия) – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание; отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Воображение занимает особое место в процессе творчества – высшего уровня познания. Оно является как бы центром, фокусом творческого процесса, сопровождающегося другими психическими процессами, которые обеспечивают его функционирование.
Психологические качества, лежащие в основе фантазирования:
• четкое и ясное представление образов предметов;
• хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление;
• способность мысленно сопоставить два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;
• способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.
Развитие воображения чрезвычайно важно для общего развития ребенка, для становления его личности, для формирования его жизненного опыта. В силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо всячески помогать его развитию и, одновременно, использовать его для оптимизации учебной деятельности. Этому в значительной мере способствуют приведенные ниже упражнения и игры. Они просты в исполнении, интересны детям и вызывают у них положительные эмоции. Дети начинают больше фантазировать, активнее заниматься творчеством, ломать привычные рамки банальности
Основные принципы, заложенные в основу программы:
1. Принцип поэтапности погружения в программу. Это самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.
2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка - от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений.
Условия:
• Создание развивающей среды, стимулирующей и обеспечивающей дизайн – деятельность детей;
• Ознакомление детей с дизайн объектам и формирование ярких впечатлений, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта.
• Предоставление максимальной свободы для проявления творчества и инициативы. Широкий подход к решению проблемы.
• Наличие необходимых и качественных материалов для организации дизайн – деятельности;
• Сочетание программного содержания и требований с проявлением творческой инициативы самого ребенка.
• Бережное отношение к процессу и результату деятельности ребенка.
Основная форма: кружковая работа
Содержание программы.
Навыки детей в изобразительной деятельности складываются в результате систематических занятий. Предлагаемая программа состоит из 10 занятий, подчиненной единой цели: развитие изобразительного творчества посредством дизайн – деятельности.
Специфика материала. Предпочтение отдается различным материалам: гуаши, бумаге, используются ткань, вырезки из журналов, пуговицы, также характерно свободное сочетание живописного изображения с объемными материалами.
Умение изображать увиденное приходит с умением видеть, анализировать образ, находить в нем главное. Работа над освоением дизайн - деятельности ведется постепенно, с постоянной сменой изобразительного материала, чтобы у ребенка была заинтересованность в продолжении занятий. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу нарастания сложности. Это происходит постепенно, что дает возможность ребенку распределить свои силы равномерно и получить желаемый результат.
В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения.
Данная программа состоит из 10 занятий. Занятия проводились с детьми в виде кружковой работы 1 раз в неделю, в течении 3 месяцев.
Тематический план занятий
Занятие № 1 «Кто такой дизайнер и чем он занимается?»
Цель:Познакомить детей с работай дизайнера и особенностями дизайн – деятельности.
Беседа с детьми о профессии – дизайнер, о том, чем он занимается, какие материалы может использовать в своей работе.
Занятие № 2 «Подарок для моих любимых мамы и папы»
Цель:Развивать фантазию, воображение и чувство декоративности. Беседа с детьми о празднике «14 февраля».Изготовление сувениров из компакт дисков и соленного теста с использование различных материалов для декорирования. Обсуждение результа-тов.
Занятие №3 «Послание в бутылке для папы»
Цель:Развивать воображение, творческие способности.
Беседа с детьми о празднике «23 февраля», декорирование простой стеклянной бутылки и написание поздравления для папы.
Обсуждение результатов.
Занятие №4 «Декоративная подставка для моей тарелки»
Цель:Развивать способность умело использовать разнообразные материалы в процессе деятельности.
Дети самостоятельно подготавливают ткань (выравнивают края, делают бахрому, приклеивают разнообразный твердый материал (пуговицы, камушки, горох, фасоль, макароны и т. д.). Обсуждение результатов.
Занятие №5 «Бусы для мамы»
Цель:Развитие творческого мышления и воображения детей через использование непривычных материалов в достаточно знакомой деятельности.
Беседа с детьми о празднике «8 марта», изготовление бус из макаронных изделий. Декорирование бус. Обсуждение результатов.
Занятие №6 «Горшочек для любимого цветка»
Цель:Развивать творческие способности, вербальное воображение, ори-гинальность мышления.
Беседа с детьми о том, какой цветок они хотели бы посадить в оформленный своими руками горшок. Оформление цветоч-ного горшочка по замыслу ребенка. Обсуждение результатов.
Занятия №7 «Коробочка для сладостей»
Цель:Формировать художественное воображение и творческое мышление, учить умению конструировать по замыслу и украшать изделия из бумаги. Детям предлагаются выкройки разных коробочек. Дети украшают коробочки так, чтобы захотелось поло-жить в них сладости, и подарить близким. Обсуждение результатов.
Занятие №8 «Изготовление подставки для ручек и карандашей» Цель:Развивать творческое мышление, учить подготавливать основу для декорирования.
Детям рассказываются способы оформления подставки для карандашей (облепливание пластилином, соленным тестом, затем дети украшают подставку на свой вкус. Обсуждение результатов.
Занятие №9 «Необыкновенная рамка для моего фото»
Цель:Развивать способность фантазировать, творчески мыслить, видеть взаимосвязи предметов и действий, ведущие к новым идеям.
Дети декорируют картонную рамку, опираясь на тематику той фо-тографии, которую они принесли с собой. Обсуждение результатов.
Занятие №10 «Сладкий светильник для нашей группы»
Цель:Приобщение детей к совместной деятельности по выполнению темы дизайн-проекта.
Обсуждение с детьми возможных вариантов выстраивания композиции при оформлении светильника. Колективное декорирование светильника. Обсуждение результатов.