Светлана Бычкова
Программа дополнительного образования по оригами для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Волшебная бумага»
Программа предназначена для детей 6-7 лет
Срок реализации программы – 5 месяцев
Составитель:
Бычкова Светлана Юрьевна - воспитатель
г. Новосибирск, 2020 г.
Содержание:
• Пояснительная записка…. 3
• Календарно-тематический план…. ….9
• Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. 13
• Список литературы…. ….…. 14
• Приложение …. …. ….15
«Пояснительная записка».
• Актуальность проблемы
Публикация «Программа дополнительного образования по оригами для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Изостудия, кружок ИЗО
- Оригами для детей
- Подготовительная группа
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы кружков по Оригами
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
В дошкольном возрасте расширяется круг представлений детей об окружающем их мире: о деятельности людей, о предметах и явлениях. Идет расширение представления об одном и том же предмете, знакомом детям ранее. Дети узнают не только его назначение, но и процесс его изготовления, свойства материала, из которого он сделан, учатся практически применять свои знания.
Впервые оригами как фактор полезного воздействия на ребенка выделил основатель детских садов Фридрих Фребель, включивший в обучение воспитанников знакомство с техникой складывания фигурок из бумаги.
Работа с бумажными фигурками развивают мелкую моторику рук детей, а так же важнейшие психические процессы такие как внимательность, память, мышление, воображение. Оно прививает художественный вкус, развивает пространственное мышление, творчество и логические способности. Каждое занятие сопровождается небольшим рассказом о предмете (например, животном, фигурку которого детям предстоит сложить, и, таким образом, имеет помимо практической еще и познавательную направленность. Оригами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности, самостоятельности детей.
Создавая бумажные модели, ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребенка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т. д., признаки их сходства и различия. Дети знакомятся с традициями Японии – страны восходящего солнца. Получают знания зоологического характера. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Бумага — это самый доступный для ребёнка и универсальный материал. Малыш радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: самолёт летает, лодочка плавает, лягушка скачет, а вертушка вращается даже от незначительного порыва ветра. Изготовление таких поделок доступно уже детям дошкольного возраста.
Кроме того, оригами — неожиданная игра с сюрпризами, создаваемая по чётким законам математики. Если сложить листочки бумаги точно по линиям и аккуратно прогладить каждую складку, то можно получить оригинальную поделку — изящного журавлика, забавного поросёнка… Фигурки получаются яркие, образные, на их изготовление, как правило, достаточно 5-15 минут.
• Цель и задачи.
Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи программы :
Образовательные :
• Учить детей искусству оригами, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук.
• Учить детей мастерить из бумаги, складывая квадрат в разных направлениях.
• Развивать умение безопасно пользоваться инструментами при работе.
• Научить детей складывать базовые формы «двойной треугольник», «дом», «блинчик», двойной квадрат и работать со схемами.
• Закреплять умения детей в складывании базовых форм оригами : «книжка», «треугольник» (косынка, «воздушный змей» (мороженое, «конфетка».
• Закреплять умения делать надрезы в определённом месте; добиваться конечного результата; украшать свою поделку с помощью рисования или аппликации.
• Формировать умение следовать устным и наглядным инструкциям.
Развивающие:
• Способствовать развитию конструктивной деятельности.
• Развивать твёрдость рук, технические навыки.
• Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
• Развивать речевые навыки.
• Развивать мышление, воображение, внимание и творческую фантазию.
• Развивать творческую фантазию, эстетическое и цветовое восприятие.
Воспитательные:
• Воспитывать навык аккуратной работы с бумагой.
• Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.
• Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.
• Формировать коммуникативные способности детей.
Возраст детей : 6-7 лет.
Срок реализации: 5 месяцев.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 30 минут во второй половине дня. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).
• Основные формы и методы работы.
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изученным темам.
Большая роль в реализации программы отводится совместной деятельности педагога с детьми. В совместной деятельности педагог широко использует дидактические, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности – игровую, формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки.
Большая роль отводится прослушиванию литературных и музыкальных произведений, так как наиболее эффективное воздействие оказывают на детей средства эстетического воспитания.
Методы работы:
Наглядные: рассматривание образцов, схем; демонстрация иллюстраций по теме занятия; наблюдение.
Словесные: чтение художественной литературы беседы; объяснение и обсуждения хода работы; подбор стихотворений по различным темам.
Практические: индивидуальная работа детей; совместная работа взрослого и детей; опора на личный опыт детей.
Работа с родителями.
Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, участие в родительских собраниях, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т. д. Разработан цикл консультаций по темам: «Влияние оригами на развитие речи дошкольников», «Роль оригами в развитии детей», памятка «Оригами – способ развития мелкой моторики детей».
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
• Ожидаемый результат.
При успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.
–улучшает свои коммуникативные способности и приобретает навыки работы в коллективе;
–овладевает различными приемами работы с бумагой;
–знает основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
–умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и следовать устным инструкциям;
-способен предложить собственный замысел и воплотить его в изделия оригами и композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
-ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости;
-формируются мелкая моторика рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазия;
-владеет навыками культуры труда.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :
• Составление альбома тематических работ.
• Проведение выставок детских работ.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.
Для успешной реализации программы используются :
Технические средства обучения: Аудиовизуальные (ИТС, магнитофон)
Учебно-наглядные пособия: Плакаты, схемы, модели, демонстрационный материал, методические пособия, дидактические игры, художественная и вспомогательная литература, фотографии, иллюстрации, разработка бесед, игр, образцы.
Оборудование:
• магнитная доска,
• цветная бумага разной фактуры (гофрированная, бумага для принтера, салфетки, упаковочная, картон, глянцевые журналы, газеты и др.,
• ножницы,
• канцелярский нож (для педагога,
• клей-карандаш
• простой карандаш,
• бусины разного размера,
• «бегающие» глазки, тесьма, кружева и т. д. для украшения поделок,
• гелевые ручки, и всё, что можно найти интересного, необычного, красивого.
Календарно-тематический план игровых упражнений по моделированию с бумагой
Тема Программные задачи Материал и способ передачи замысла Примерные работы
Ёлочка Совершенст-ть навыки работы с бумагой; развивать мелкую моторику пальцев рук; воспитывать желание создавать подарки своими руками, доставлять радость близким людям. Лист бумаги А – 4 любого цвета, гуашевые краски, кисти №1 и №5, ножницы.
Рождественская звезда
Закрепить базовую форму «воздушный змей», согните долиной уголки, сделать 8 заготовок. Воспитывать интерес к православным праздникам. Показать иллюстрации по данной теме. Начальный этап изготовления звезды.
Тонированная бумага, разноцветная бумага по размеру, клей, лента.
Снежинка Развивать наблюд-ность, интерес к изучению природы. Учить мастерить поделки из бумаги, используя известные приемы складывания. Разнообразные снежинки; 6 квадратов бумаги синего цвети, размер 7,5 7,5 см; 2 круга D=6см, клей; кисточка для клея; тряпочка; конверт.
Зимующие птицы,
Снегирь на ветке
Предложить детям изготовить композицию на круге, закреплять умение складывания птицы, елки, веточки, ёлочные игрушки. Продолжать учить составлять композиции. Цветная бумага черного и красного цвета, разных размеров, ножницы, схемы, клей.
«Валентинка»
Закрепить базовую форму «долина», развивать мелкую моторику рук.
Изготовление продукта детского творчества, рассматривание, показ, чтение стихотворения, беседа.
Тонированная бумага красного цвета, фломастеры, образцы.
«На реке»
Сделать с детьми открытку в подарок папе. Учить изготовлять поделки из бумаги своими руками.
Развивать мелкую моторику, внимание, творческий потенциал и фантазию ребенка.
Совершен-вать навыки и умение работы с оригами. Цветная бумага, фон голубого цвета, белые чайки, ножницы; половина цветного картона;
клей ПВА; поздравление.
Цыпленок Развивать умение детей делать правильные, четкие сгибы, складывать квадрат по диагонали; продолжать формировать умение выполнять поделки, используя схему. Развивать конструктивное мышление. Образец воспитателя. Цветная бумага желтого цвета: квадрат размером 10х10см; красный и черный карандаш.
«Тюльпан для мамы»
Закреплять умение складывать лист бумаги в определенном направлении, компоновать изображение на листе.
Развивать эстетическое восприятие, воображение и творчество, умение использовать усвоенные ранее приёмы оригами, аппликации. Беседа - "Праздник 8 Марта" (история и традиции празднования) ;
Цветная бумага, трубочки из-под сока, ножницы, простой карандаш, клей, кисть для клея.
Кормушка для птиц
Закрепить с детьми базовую форму «Книжка», закрепить навыки складывания листа в разном направлении, проглаживая сгибы;
воспитывать усидчивость и бережное отношение к материалу. Цветная бумага, квадрат 10*10 см., цветные карандаши.
Птички на кормушке
Развивать мелкую моторику рук.
Формировать умение детей складывать лист бумаги в разных направлениях, разными способами. Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художест-ный вкус. Рассказ о «птицах зимой», иллюстрации, загадки.
Двусторонняя бумага красного и серого цвета, ножницы, схемы, фломастеры.
Банан Закрепить с детьми поделки из бумаги. Закрепить виды сгибания, находить линию сгиба, угол, сторону. Закрепить знания о геометрических фигурах. Развивать воображение, находчивость. Квадрат желтый размером 10х10, цветные карандаши
Пальчиковая гимнастика «Фруктовая ладошка»
Д/и «Овощи, фрукты».
Овощи на тарелке Закрепляем базовые формы складывания на примере морковки, помидора, репки. Внести альбом с иллюстрациями «В огороде»; рассмотреть различные виды овощей; пал. гимнастика «Хозяйка».
«Сова»
Отработка основного элемента складывания домика, складывание элемента «Елочка». Цветная бумага, 2 коричневого квадрата 10*10, 8*8, 2 красных квадрата 5*5 см., схемы, клей, ножницы, салфетки. Беседа.
Ворона На основе наглядных образцов показать детям складывание вороны из квадрата. Закреплять умение дополнять недостающие детали. Квадрат черного цвета, клей карандаш, клеёнка, влажная салфетка, магнитофон, диск с записью спокойной музыки
«Нарцисс»
Вспомнить способы складывания базовой формы «Книжка», «Треугольник». На её основе научить изготавливать простую форму цветка. Закрепить прием вытягивания, для придания объёма фигурке. Цветная бумага разных размеров, схемы, ножницы, клей.
«Полет на Луну» Закреплять знания детей, складывая прямоугольник пополам и загибая углы к середине, придавать форму ракеты. Развивать воображение, находчивость. Прямоугольник размером 10х20 см., овал-иллюминатор, клей, тряпочки, кисть, клеенка.
Пальчиковая гимнастика «Касмонавт».
Лиса с лисятами в лесу
Закрепить умение складывать из квадрата треугольник, совмещая противоп-ные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Научить отгибать полученные противоп-ные углы в разные стороны. Вызвать желание к творческому оформлению поделки. Квадрат оранжевого цвета.
Лиса - игрушка.
Пальчиковая гимнастика «Лисичка-сестричка».
«Иван царевич и царевна-лягушка» Закрепить умение детей складывать базовую форму треугольник, совмещать острые углы, аккуратно проглаживать линии сгиба. Вспомнить правила безопасного пользования ножницами. Украсить поделку аппликацией. Развивать внимание, творчество. Бумага формата А4, ножницы квадраты разной величины (5х5,6х6,8х8)., клей, ножницы.
В ходе занятия проходит беседа, показ иллюстраций р. н. сказки «Царевна-лягушка».
Итоговое занятие Оформление выставки лучших работ за период обучения.
Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. Справедливая оценка результатов своей работы и работы сверстников. Готовые поделки, сделанные из бумаги, коллективные аппликации. Выставка наших работ. Подведение итогов по кружку «В мире оригами».
Список литературы:
• Агапова И. А., Давыдова М. А. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона. М. : ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2008. – 240с.
• Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги. М. : Просвещение, 1992. – 208с.
• Дорогов Ю. И., Дорогова Е. Ю. Оригами. Птицы и животные. Самолёты и кораблики. Забавные игрушки. ООО «Полиграфиздат», 2010. – 32с.
• Долженко Г. И., 100 оригами / Художник А. Ю. Долбишева. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К0», 1999, - 224 с.
• Давыдова Г. Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2007. – 38с.
• Проснякова Т. Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. – М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. – 104с.
• Рябко Н. Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2009. – 64с.
• Соколова С. В., Школа оригами : Аппликации и мозаика. – М. : Изд-во Эксмо; СПб. : Валерии СПД, 2006. – 106с.
• Соколова С. В., Театр оригами игрушки из бумаги. – М. : Изд-во Эксмо; СПб. : Валерии СПД, 2007. – 227с.
• Сержантова Т. Б., 366 моделей оригами / Т. Б. Сержантова. – 9-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2009. – 192 с.