Светлана Николаевна Ханазарова
Программа по наставничеству молодых специалистов
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа по организации наставничества с молодыми специалистами дошкольного учреждения
Наставник : музыкальный руководитель: Ханазарова В. А.
Содержание Программы
Паспорт Программы
1. Пояснительная записка
2. Актуальность. Проблема
3. Цель и задачи Программы
4. Краткое описание Программы
5. Понятия и определения Программы
6. Сроки реализации программы
Публикация «Программа по наставничеству молодых специалистов» размещена в разделах
7. Ожидаемые результаты
8. Принципы реализации Программы
9. Формы и методы индивидуальной работы наставника и наставляемого
10. Информационно-методическое обеспечение Программы
11. Основные этапы реализации Программы
12. Оценка результативности и эффективности реализации персонализированной программы наставничества
Приложение №1 Персонализированная Программа наставничества на 2022 – 2023 гг.
Паспорт Программы
Полное наименование Программы Рабочая программа по организации наставничества с молодыми специалистами в МБДОУ детский сад №29 «Малышка»
Решение об утверждении Программы Приказ заведующего № от ___
Адрес организации исполнителя
357601 Ставропольский край, город – курорт Ессентуки ул. Кисловодская д. 40А
Автор - разработчик Программы
(ФИО, должность) Ханазарова Влада Алахвердиевна
музыкальный руководитель
Нормативно-правовая база 1. ФЗ РФ №273 «Об образовании», ст. 28, 47, 48.
2. Указ Президента РФ от 2 марта 2018 года №94 «Об учреждении знака отличия «За наставничество».
3. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
4. Приказ Управления образования Администрации города Ессентуки от
№ «Об организации работы по внедрению
Муниципальной целевой модели наставничества педагогических работников и обучающихся в муниципальных образовательных организациях города Ессентуки»
Локальные нормативные акты
образовательной организации:
1. Положение ОО о наставничестве;
2. Положение о стимулирующих надбавках;
3. Приказ о назначении наставников.
4. Устав МБДОУ детский сад №29 «Малышка»
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Статистические данные свидетельствуют о том, что большое количество молодых специалистов, окончивших колледжи и получивших специальность «воспитатель ДОУ», не стремятся посвятить свою трудовую деятельность этой профессии. Причин ухода начинающих педагогов из сферы дошкольного образования несколько:
1. Слабая мотивация труда и дальнейшего профессионального роста;
2. Неумение применять на практике теоретические знания, полученные в ходе обучения;
3. Недостаточный или отсутствующий опыт работы с детьми.
В этих условиях очень важна грамотная поддержка и сопровождение молодых специалистов, сотрудниками ДОУ не только администрацией, но и коллегами в первую очередь опытными воспитателями. Поэтому основная задача руководителя и педагогического коллектива помочь в адаптации к непростым условиям труда, и вопрос наставничества сейчас как никогда
актуален.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования объединяет обучение и воспитание детей в целостный взаимодополняющий процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций представляет методологическую основу воспитательной работы (деятельности) ДОУ
В 2020 году в Федеральный закон от 29.12.2021 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» были внесены изменения, которые усилили воспитательный компонент в работе дошкольной образовательной организации. Суть данных изменений коснулась приоритетных направлений воспитательной работы образовательных организаций, которая должна иметь четко организованный вектор - это «развитие чувства патриотизма и гражданственности, уважения к старшему поколению, самоуважение и взаимоуважение, бережное отношение к культуре и истории Отечества, его природным богатствам (п. 2. ст. 2. от 29.12.2012 № 273-ФЗ в редакции от 31.07.2020).
Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста, становится с каждым годом актуальнее. В настоящее время существует несколько документов, которые отражают отношение государства к системе духовно-нравственных ценностей. Это Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента России 31 декабря 2015 г., № 683, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г., № 996-р, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Проблема
Недостаточно высокий уровень профессиональный компетентности молодых воспитателей в вопросах патриотического воспитания. Программа направлена на становление молодого педагога (наставляемого) с профессиональной позиции, и с позиции развития личности.
Цель: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста, с учетом его профессиональных дефицитов, в соответствии с современным национальным воспитательным идеалом. (Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации)
Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». Реализация этой цели делает актуальной работу педагогов по формированию у детей системы базовых ценностей.
Задачи:
создание психологически комфортной среды для развития и повышения педагогических компетенций наставляемого (группы наставляемы) в вопросах патриотического воспитания;
оказание методической помощи молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;
применении современных форм и методов в работе с детьми группы
раннего возраста;
оказание помощи в решении вопросов организации работы с родителями по патриотическому воспитанию;
оптимизация процесса формирования и развития профессиональных знаний, навыков, умений педагогических работников, в отношении которых осуществляется наставничество через инновационные технологии (проектные, коуч -технологии, технология стратегического планирования - SWOT анализ);
формирование активной гражданской и жизненной позиции педагогических работников, развитие у них ответственного и сознательного отношения к совместной работе;
обеспечение сопровождения молодых специалистов в работе по самообразованию (участие в профессиональных конкурсах, повышении квалификации и др.).
создание эффективного взаимодействия с целью обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом наставника с наставляемым (группой наставляемых);
развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка, воспитываемого наставляемым;
воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
объединение воспитательных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества.
Краткое описание содержания Программы
В программе раскрываются организационные и содержательные подходы к организации работы с молодыми педагогами (наставляемыми) через организацию работы педагог - педагог. Программа включает в себя диагностику, планирование, реализацию и контроль профессионального становления наставляемого (группы наставляемых).
Содержательными компонентами программы являются механизмы организации работы с педагогами, для повышения их педагогических компетенций в вопросах патриотического воспитания с учетом их профессиональных дефицитов (затруднений).
Основные направления работы с наставляемыми :
- гражданское и патриотическое воспитание;
- духовно-нравственное развитие;
- приобщение детей к культурному наследию;
- физическое развитие и культура здоровья;
- экологическое воспитание.
Термины и определения Программы
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, компетентный и готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Куратор - сотрудник ДОУ, который отвечает за организацию и реализацию программы наставничества.
Молодой педагог – работник учреждения в период обучения и вхождения в должность под руководством педагога – наставника
Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Сроки реализации программы : 1 год. Решение о продлении реализации программы может быть принято с учетом потребности в данной программе, при необходимости программа может быть продлена.
Ожидаемые результаты:
Наставляемые :
- Повышение профессиональных компетенций наставляемого в вопросах патриотического воспитания дошкольников;
- Обеспечение позитивной динамики развития личности наставляемого, развитие его положительной мотивации к профессиональной деятельности
- Повышения уровня вовлеченности родителей в воспитательных процесс;
- Умение видеть цель, ставить задачи, анализировать;
- Формирование потребности в постоянном пополнении педагогических знаний, гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс;
- Раскрытие творческого потенциала наставляемого;
- Самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
Воспитанники наставляемых :
- формирование основ нравственной культуры;
- формирование основ семейных и гражданских ценностей;
- формирование основ гражданства и патриотизма;
- формирование основ социокультурных ценностей;
- формирование основ межэтнического взаимодействия;
- формирование основ экологической культуры;
- раскрытие творческих способностей воспитанников.
Принципы Программы :
Основными принципами, на основе которых осуществляется построение работы наставника с наставляемым (группой наставляемых, являются:
• принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий на уважительное отношение как к наставляемым, так и к педагогу, реализующим процесс наставничества;
• принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий наставника на использование его опыта для совершенствования воспитательной деятельности наставляемых : грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
• принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития наставляемого (группы наставляемых, ориентирующий на понимание того, что личностное развитие – это результат как социального воспитания (в котором наставник участвует наряду с другими социальными институтами саморазвития и самосовершенствования.
Формы взаимодействия наставника с наставляемым
Консультации
Семинары-практикумы, вебинары
Беседы
Изучение методической литературы
Взаимопосещения, обмен опытом
Совместные просмотры
Дискуссии
Педагогические спарринги
Круглые столы
Деловые игры
Убеждения, поощрения
Самоанализ собственной деятельности
Экскурсии
Мастер-класс педагога наставника.
Анкетирование, контрольные опросы, SWOT анализ
Информационно-методическое обеспечение системы наставничества реализуется с помощью:
- официального сайта МБДОУ детский сад №29 «Малышка»;
- участия педагогов в сетевых педагогических сообществах;
- организации доступа в виртуальные кабинеты, библиотеки, в том числе библиотеки методической литературы;
- сетевого взаимодействия в рамках ДОУ и других субъектов, а также в рамках организации единого пространства наставничества, продвижения педагогических и наставнических практик и опыта.
Основные этапы реализации Программы :
Подготовительный этап – сбор материалов по реализации программы наставничества, определение концепции наставничества, выявление профессиональных затруднений у наставляемых, формирование базы наставника и наставляемых, сбор и систематизация запросов от наставляемых, а также составление плана работы с учетом индивидуальных затруднений и предложений участников Программы.
Основной этап включает определение пар наставник/ наставляемый, организацию непосредственного взаимодействия наставника и наставляемого в рамках реализации персонализированной программы наставничества через различные формы и виды наставничества (в том числе дистанционные, взаимное обогащение профессиональным опытом и наращивание компетенций с привлечением в том числе ресурсов социального партнерства (родителей). Совместное изучение литературы, проектирование воспитательного процесса с детьми и родителями, изучение опыта коллег, взаимопосещения, самообразование, организация, проведение и анализ проведенных мероприятий по патриотическому воспитанию, в соответствии с календарным планом по воспитанию.
Заключительный этап направлен на мониторинг результатов внедрения (применения) системы (целевой модели) наставничества (динамику профессионального роста, рефлексию (самоанализ взаимодействия за прошедший год, подведение итогов, выводы, поощрение наставников и наставляемых, которые добились существенных профессиональных успехов, диссеминацию лучшего опыта, планирование при необходимости следующих этапов развития системы наставничества с учетом имеющегося опыта и новых задач, запросов от наставляемых.
Перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон отражен в персонализированной Программе по наставничеству с молодыми педагогами МБДОУ детский сад №29 «Малышка»
Оценка результативности и эффективности реализации персонализированной программы наставничества
На основе перспективного плана по наставничеству наставник составляет индивидуальный план работы, в соответствии с которым и осуществляется работа, контроль и мониторинг. Мониторинг процесса реализации Программы осуществляется как система сбора, обработки, анализа, хранения и использования информации и материалов Программы.
Организация систематического мониторинга Программы наставничества дает возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым, а также какова динамика развития наставляемого и удовлетворенности наставника своей деятельностью.
Оценка результативности использования данной Программы наставничества осуществляется куратором по реализации Программ наставничества МБДОУ детского сада №29 «Малышка».