Получи документы

Программа по наставничеству молодых специалистов

Светлана Николаевна Ханазарова
Программа по наставничеству молодых специалистов
▼ Скачать + Заказать документы

Рабочая программа по организации наставничества с молодыми специалистами дошкольного учреждения

Наставник : музыкальный руководитель: Ханазарова В. А.

Содержание Программы

Паспорт Программы

1. Пояснительная записка

2. Актуальность. Проблема

3. Цель и задачи Программы

4. Краткое описание Программы

5. Понятия и определения Программы

6. Сроки реализации программы

Публикация «Программа по наставничеству молодых специалистов» размещена в разделах

7. Ожидаемые результаты

8. Принципы реализации Программы

9. Формы и методы индивидуальной работы наставника и наставляемого

10. Информационно-методическое обеспечение Программы

11. Основные этапы реализации Программы

12. Оценка результативности и эффективности реализации персонализированной программы наставничества

Приложение №1 Персонализированная Программа наставничества на 2022 – 2023 гг.

Паспорт Программы

Полное наименование Программы Рабочая программа по организации наставничества с молодыми специалистами в МБДОУ детский сад №29 «Малышка»

Решение об утверждении Программы Приказ заведующего № от ___

Адрес организации исполнителя

357601 Ставропольский край, город – курорт Ессентуки ул. Кисловодская д. 40А

Автор - разработчик Программы

(ФИО, должность) Ханазарова Влада Алахвердиевна

музыкальный руководитель

Нормативно-правовая база 1. ФЗ РФ №273 «Об образовании», ст. 28, 47, 48.

2. Указ Президента РФ от 2 марта 2018 года №94 «Об учреждении знака отличия «За наставничество».

3. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

4. Приказ Управления образования Администрации города Ессентуки от

№ «Об организации работы по внедрению

Муниципальной целевой модели наставничества педагогических работников и обучающихся в муниципальных образовательных организациях города Ессентуки»

Локальные нормативные акты

образовательной организации:

1. Положение ОО о наставничестве;

2. Положение о стимулирующих надбавках;

3. Приказ о назначении наставников.

4. Устав МБДОУ детский сад №29 «Малышка»

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

Статистические данные свидетельствуют о том, что большое количество молодых специалистов, окончивших колледжи и получивших специальность «воспитатель ДОУ», не стремятся посвятить свою трудовую деятельность этой профессии. Причин ухода начинающих педагогов из сферы дошкольного образования несколько:

1. Слабая мотивация труда и дальнейшего профессионального роста;

2. Неумение применять на практике теоретические знания, полученные в ходе обучения;

3. Недостаточный или отсутствующий опыт работы с детьми.

В этих условиях очень важна грамотная поддержка и сопровождение молодых специалистов, сотрудниками ДОУ не только администрацией, но и коллегами в первую очередь опытными воспитателями. Поэтому основная задача руководителя и педагогического коллектива помочь в адаптации к непростым условиям труда, и вопрос наставничества сейчас как никогда

актуален.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования объединяет обучение и воспитание детей в целостный взаимодополняющий процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций представляет методологическую основу воспитательной работы (деятельности) ДОУ

В 2020 году в Федеральный закон от 29.12.2021 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» были внесены изменения, которые усилили воспитательный компонент в работе дошкольной образовательной организации. Суть данных изменений коснулась приоритетных направлений воспитательной работы образовательных организаций, которая должна иметь четко организованный вектор - это «развитие чувства патриотизма и гражданственности, уважения к старшему поколению, самоуважение и взаимоуважение, бережное отношение к культуре и истории Отечества, его природным богатствам (п. 2. ст. 2. от 29.12.2012 № 273-ФЗ в редакции от 31.07.2020).

Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста, становится с каждым годом актуальнее. В настоящее время существует несколько документов, которые отражают отношение государства к системе духовно-нравственных ценностей. Это Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента России 31 декабря 2015 г., № 683, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г., № 996-р, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Проблема

Недостаточно высокий уровень профессиональный компетентности молодых воспитателей в вопросах патриотического воспитания. Программа направлена на становление молодого педагога (наставляемого) с профессиональной позиции, и с позиции развития личности.

Цель: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста, с учетом его профессиональных дефицитов, в соответствии с современным национальным воспитательным идеалом. (Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации)

Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». Реализация этой цели делает актуальной работу педагогов по формированию у детей системы базовых ценностей.

Задачи:

создание психологически комфортной среды для развития и повышения педагогических компетенций наставляемого (группы наставляемы) в вопросах патриотического воспитания;

оказание методической помощи молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;

применении современных форм и методов в работе с детьми группы

раннего возраста;

оказание помощи в решении вопросов организации работы с родителями по патриотическому воспитанию;

оптимизация процесса формирования и развития профессиональных знаний, навыков, умений педагогических работников, в отношении которых осуществляется наставничество через инновационные технологии (проектные, коуч -технологии, технология стратегического планирования - SWOT анализ);

формирование активной гражданской и жизненной позиции педагогических работников, развитие у них ответственного и сознательного отношения к совместной работе;

обеспечение сопровождения молодых специалистов в работе по самообразованию (участие в профессиональных конкурсах, повышении квалификации и др.).

создание эффективного взаимодействия с целью обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом наставника с наставляемым (группой наставляемых);

развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка, воспитываемого наставляемым;

воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

объединение воспитательных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества.

Краткое описание содержания Программы

В программе раскрываются организационные и содержательные подходы к организации работы с молодыми педагогами (наставляемыми) через организацию работы педагог - педагог. Программа включает в себя диагностику, планирование, реализацию и контроль профессионального становления наставляемого (группы наставляемых).

Содержательными компонентами программы являются механизмы организации работы с педагогами, для повышения их педагогических компетенций в вопросах патриотического воспитания с учетом их профессиональных дефицитов (затруднений).

Основные направления работы с наставляемыми :

- гражданское и патриотическое воспитание;

- духовно-нравственное развитие;

- приобщение детей к культурному наследию;

- физическое развитие и культура здоровья;

- экологическое воспитание.

Термины и определения Программы

Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.

Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, компетентный и готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Куратор - сотрудник ДОУ, который отвечает за организацию и реализацию программы наставничества.

Молодой педагог – работник учреждения в период обучения и вхождения в должность под руководством педагога – наставника

Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.

Сроки реализации программы : 1 год. Решение о продлении реализации программы может быть принято с учетом потребности в данной программе, при необходимости программа может быть продлена.

Ожидаемые результаты:

Наставляемые :

- Повышение профессиональных компетенций наставляемого в вопросах патриотического воспитания дошкольников;

- Обеспечение позитивной динамики развития личности наставляемого, развитие его положительной мотивации к профессиональной деятельности

- Повышения уровня вовлеченности родителей в воспитательных процесс;

- Умение видеть цель, ставить задачи, анализировать;

- Формирование потребности в постоянном пополнении педагогических знаний, гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс;

- Раскрытие творческого потенциала наставляемого;

- Самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Воспитанники наставляемых :

- формирование основ нравственной культуры;

- формирование основ семейных и гражданских ценностей;

- формирование основ гражданства и патриотизма;

- формирование основ социокультурных ценностей;

- формирование основ межэтнического взаимодействия;

- формирование основ экологической культуры;

- раскрытие творческих способностей воспитанников.

Принципы Программы :

Основными принципами, на основе которых осуществляется построение работы наставника с наставляемым (группой наставляемых, являются:

• принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий на уважительное отношение как к наставляемым, так и к педагогу, реализующим процесс наставничества;

• принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий наставника на использование его опыта для совершенствования воспитательной деятельности наставляемых : грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;

• принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития наставляемого (группы наставляемых, ориентирующий на понимание того, что личностное развитие – это результат как социального воспитания (в котором наставник участвует наряду с другими социальными институтами саморазвития и самосовершенствования.

Формы взаимодействия наставника с наставляемым

Консультации

Семинары-практикумы, вебинары

Беседы

Изучение методической литературы

Взаимопосещения, обмен опытом

Совместные просмотры

Дискуссии

Педагогические спарринги

Круглые столы

Деловые игры

Убеждения, поощрения

Самоанализ собственной деятельности

Экскурсии

Мастер-класс педагога наставника.

Анкетирование, контрольные опросы, SWOT анализ

Информационно-методическое обеспечение системы наставничества реализуется с помощью:

- официального сайта МБДОУ детский сад №29 «Малышка»;

- участия педагогов в сетевых педагогических сообществах;

- организации доступа в виртуальные кабинеты, библиотеки, в том числе библиотеки методической литературы;

- сетевого взаимодействия в рамках ДОУ и других субъектов, а также в рамках организации единого пространства наставничества, продвижения педагогических и наставнических практик и опыта.

Основные этапы реализации Программы :

Подготовительный этап – сбор материалов по реализации программы наставничества, определение концепции наставничества, выявление профессиональных затруднений у наставляемых, формирование базы наставника и наставляемых, сбор и систематизация запросов от наставляемых, а также составление плана работы с учетом индивидуальных затруднений и предложений участников Программы.

Основной этап включает определение пар наставник/ наставляемый, организацию непосредственного взаимодействия наставника и наставляемого в рамках реализации персонализированной программы наставничества через различные формы и виды наставничества (в том числе дистанционные, взаимное обогащение профессиональным опытом и наращивание компетенций с привлечением в том числе ресурсов социального партнерства (родителей). Совместное изучение литературы, проектирование воспитательного процесса с детьми и родителями, изучение опыта коллег, взаимопосещения, самообразование, организация, проведение и анализ проведенных мероприятий по патриотическому воспитанию, в соответствии с календарным планом по воспитанию.

Заключительный этап направлен на мониторинг результатов внедрения (применения) системы (целевой модели) наставничества (динамику профессионального роста, рефлексию (самоанализ взаимодействия за прошедший год, подведение итогов, выводы, поощрение наставников и наставляемых, которые добились существенных профессиональных успехов, диссеминацию лучшего опыта, планирование при необходимости следующих этапов развития системы наставничества с учетом имеющегося опыта и новых задач, запросов от наставляемых.

Перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон отражен в персонализированной Программе по наставничеству с молодыми педагогами МБДОУ детский сад №29 «Малышка»

Оценка результативности и эффективности реализации персонализированной программы наставничества

На основе перспективного плана по наставничеству наставник составляет индивидуальный план работы, в соответствии с которым и осуществляется работа, контроль и мониторинг. Мониторинг процесса реализации Программы осуществляется как система сбора, обработки, анализа, хранения и использования информации и материалов Программы.

Организация систематического мониторинга Программы наставничества дает возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым, а также какова динамика развития наставляемого и удовлетворенности наставника своей деятельностью.

Оценка результативности использования данной Программы наставничества осуществляется куратором по реализации Программ наставничества МБДОУ детского сада №29 «Малышка».

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей и молодых специалистов по ФК «Занятия-игры по физической культуре в летнее время в ДОУ»Консультация для воспитателей и молодых специалистов по ФК «Занятия-игры по физической культуре в летнее время в ДОУ» Консультация для воспитателей и молодых специалистов по ФК: «Занятия – игры по физической культуре в летнее время в детском саду» Игровая.

Достижения «Комиссуриков». Проект комплексного взаимодействия специалистов при сопровождении ребенка с ОВЗ Разрешите познакомить вас с нашим долгосрочным проектом"Комиссурики". Работая над проектом в течение двух лет мы постарались охватить, как.

Консультация для молодых специалистов на тему «Театр в жизни ребенка»Консультация для молодых специалистов на тему «Театр в жизни ребенка» Консультация для молодых специалистов на тему: "Театр в жизни ребенка"."Весь мир-театр, а люди в нем- актеры"-говорит классика. В жизни.

Консультация для молодых специалистов «Повышение педагогической компетентности» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Представляю Вашему вниманию консультацию, ориентированную на молодых специалистов. Среди необходимых.

Консультация для воспитателей и молодых специалистов по физической культуре «Музыка на занятиях по физической культуре»Консультация для воспитателей и молодых специалистов по физической культуре «Музыка на занятиях по физической культуре» Консультация для воспитателей и молодых специалистов по физической культуре: «Музыка на занятиях по физической культуре в дошкольном учреждении»С.

Мастер-класс для молодых специалистов «Порисуем вместе с детьми»Мастер-класс для молодых специалистов «Порисуем вместе с детьми» Мастер - класс для молодых специалистов (из опыта работы) «Порисуем вместе с детьми» Цель: познакомить молодых специалистов с приемами и.

Методические рекомендации для воспитателей и молодых специалистов ФК «Обеспечение безопасности ОД по плаванию в ДОУ»Методические рекомендации для воспитателей и молодых специалистов ФК «Обеспечение безопасности ОД по плаванию в ДОУ» До начала организации плавания в бассейне детей надо ознакомить с правилами поведения в помещении бассейна и на воде. Все взрослые должны.

Подготовка молодых специалистов в рамках социального партнерства ДОО и педагогического колледжа. Часть IПодготовка молодых специалистов в рамках социального партнерства ДОО и педагогического колледжа. Часть I Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, которая обеспечивает устойчивый.

Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика профессионального выгорания»Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания»Цель: профилактика эмоционального выгорания, ознакомление.

Взаимодействие специалистов в ДОУВзаимодействие специалистов в ДОУ Проводя работу с детьми с общими нарушениями речи стараемся действовать в сотрудничестве со специалистами. Подготавливая материал к семинару.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по наставничеству молодых специалистов
Опубликовано: 17 ноября 2022 в 16:31
+144Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по наставничеству молодых специалистов» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Николаевна Ханазарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 116.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД