Людмила Данилова
Программа по лепке из глины «Глинка» для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МБУ ДО ДДТ «Радуга» МР Калтасинский район РБ
Утверждаю:___ Л. А. Данилова
Директор МБУ ДО ДДТ «Радуга»
МР Калтасинский район РБ
Приказ №___ от___
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Глинка»
(подготовительная группа программы
«Лепка народной глиняной игрушки»)
Модифицированная (На основе программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»).
Публикация «Программа по лепке из глины „Глинка“ для дошкольников» размещена в разделах
- Глина. Конспекты по лепке
- Лепка. Конспекты
- Лепка. Программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Для детей 5-6 лет. 36 часов освоения
Педагог дополнительного образования
Данилова Людмила Александровна
с. Краснохолмский – 2007 год
Пояснительная записка.
Особенности лепки и её влияние на развитие ребёнка.
Почему все дети любят лепить? Зачем современному ребёнку лепка? Из каких материалов, что и как лепят дети? На одни вопросы нет общего ответа потому, что каждый ребёнок воспринимает мир и лепит его по-своему. А на другие вы найдёте ответы в этой программе.
Лепка - это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.
Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Каждый ребёнок может создать свой собственный маленький пластилиновый или глиняный мир, но как настоящий! Вот почему с глиняными игрушками так хорошо играть и ставить маленькие спектакли.
Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения. Из комка глины можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет и поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы.
Программа «Глинка» неразрывно связана с программой «Замалевок», все изделия, которые изготавливают дети на занятиях лепки, расцвечиваются на занятиях росписи игрушек. Работа с малышами очень трудоемкая, особенно в лепке, где ребенку необходима помощь. Здесь уместна работа ребенка вместе с мамой, либо небольшими группами детей по 3-4 человека. Данная программа относится к конструированию из пластичных материалов и может стать для ребенка хорошим тренингом объёмного мышления. Изделия, которые дети лепят на занятии, могут изменяться, если это не прерывает последовательности освоения материала. Оптимальная наполняемость групп в подготовительной группе – 5-6 человек, а вместе с мамой детей может быть столько, сколько вмещает кабинет. Желательно проводить занятия по данной программе в конце недели, чтобы игрушки за выходные дни высохли. Проводится одно занятие в неделю продолжительностью 1 час. Данная программа предназначена для детей 5-6 лет и является подготовительной для программы «Лепка народной глиняной игрушки». Данная программа рассчитана на 1 год освоения и рекомендуется для воспитателей детского сада, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования.
Новизна программы состоит в том, что ни школа, ни детский сад в общей своей массе не решаются включить в свою программу изобразительного искусства лепку из глины. Работа с глиной требует от учреждения специальных помещений и оборудования, с этих занятий нелегко переключиться в одном и том же помещении на другой вид деятельности. Поэтому, придя в класс лепки, ребенок видит новое направление в изобразительном искусстве. Кроме этого, программа охватывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России: этнического, культурно-исторического и социально-педагогического целого. Немаловажно и то, что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Так программа сочетает и культурную традицию, и инновационную направленность.
Программа «Сказка» строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом. Роль программы важна в воспитании гражданственности и патриотизма.
Данная программа позволяет на начальном этапе ее реализации укрепить духовно-созидательную связь родителя и ребенка, создать условия для работы с классами в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов.
Актуальность.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру нашей страны невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Актуальной эта программа является по нескольким критериям:
Доступность природного сырья. Обрывы чистых речек и оврагов, пригорков могут быть источником сырья для вдохновенной работы ребенка. (Конечно, необходимо лабораторное заключение о чистоте этого карьера).
Данный вид изобразительного искусства по силам любому ребенку. Если в живописи и рисунке без способностей ребенку трудно добиться больших успехов, то в лепке народной игрушки каждый ребенок может стать мастером. Любое детское изделие становится шедевром, единственным в своем роде.
Лепка из глины классифицируется, как научно-техническая направленность дополнительного образования, что немаловажно для работы по ФГОС, где работают и девочки, и мальчики. И те, и другие работают с глиной с наибольшим удовольствием. Конструирование из природного пластичного материала интересный и полезный для развития ребенка вид деятельности.
Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагог имеет возможность помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всесторонне развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества. Актуальность программы обусловлена еще и тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к организации досуга детей, расширении его сферы деятельности.
Занятия по лепке и росписи глиняной игрушки являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Программа по лепке и росписи глиняной игрушки опирается на принципы построения общей дидактики: связи с жизнью, укреплению межпредметных связей в школе, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.
Целесообразность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой, гжельской росписью, дымковскую игрушку, гончарные изделия и т. д. Поэтому программа ставит цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народных промыслов, показать приёмы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Это программа приобщает детей к народному декоративно-прикладному искусству через лепку и роспись глиняной игрушки.
Тема работы с детьми, является актуальной и целесообразной в данное время. На занятиях дети стремятся освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа.
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что дети не только зрительно знакомятся с декоративным искусством, но и через копирование работ мастеров и поэтапное усложнение изделий приближаются к тому, чтобы самим создавать изделия декоративно – прикладного искусства и в дальнейшем развивать свои навыки дизайнерского искусства.
Четверть века назад, в городе Бирске, разбирая старую печь, мы нашли глиняную игрушку, которую слепил наш дедушка. Именно этот почерневший петушок пробудил в нас желание попробовать возродить этот забытый на Урале промысел. Так из маленького кружка на добровольных началах выросла большая студия народной глиняной игрушки, объединяющая ежегодно более 200 детей села, работы которой отмечены грамотами министерства образования Республики Башкортостан.
Эта программа была разработана на основе многих методических материалов и включает в себя неиссякаемый источник народной мудрости. Спасибо всем тем, чьи мысли были нам созвучны и пополнили этот двадцатилетний результат нашего коллективного творчества. Данная программа «Глинка» лишь часть программы «Лепка и роспись народной глиняной игрушки», рассчитанной на 5 лет освоения для детей 5 - 12 лет, и объединяет два направления изобразительного искусства: скульптурную лепку и декоративное рисование, поэтому у неё два автора.
По этой программе мы работаем 21 год. Уже выросли и привели к нам своих детей наши ученики. В результате нашего многолетнего труда мы создали свою Краснохолмскую игрушку. Думаю, что кто-то подхватит это дело и понесет его дальше.
По программе очень легко работать потому, что календарные планы каждый может написать созвучно своему сердцу. Для организации и проведения занятий мы использовали методические разработки Б. М. Неменского.
Особенно хорошо показала себя эта программа в рамках ФГОС. Дети с наибольшим удовольствием лепят из глины, чем из пластилина.
Региональный компонент в каждом уголке нашей родины будет свой, что немаловажно для развития культуры коренного народа.
Программа жила и росла вместе с нами, многое было дополнено и оформлено в соответствии с теми требованиями, которые появились недавно, в своей работе мы шли от года к году и программа дополнялась и пополнялась новыми разделами. Что-то мы придумали сами, когда еще о лепке знали совсем немного, чему-то научились, когда начали искать. Это был трудный путь, но мы счастливы и благодарны тому ощущению радости преодоления себя, которое принесли минуты общения с юными ищущими душами.
Цель программы : Сформировать у ребенка представление о свойствах и возможностях глины для реализации его творческих замыслов.
Задачи:
- повышать сенсорную чувствительность, т. е. способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
- развивать воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
- синхронизировать работу обеих рук;
Учебный курс включает следующие разделы:
1. Организация рабочего места.
Как начать свою работу, как замесить глину, что такое стеки – эти вопросы решают дети на первом этапе работы.
2. Лепка из основных геометрических фигур.
В самом начале работы ребенок еще не может лепить с натуры, начиная лепить вместе с педагогом, ребенок учится изготавливать и применять в работе самые разные геометрические фигуры.
3. Основные способы лепки. Их всего три: пластический, конструктивный и комбинированный. Малыши начинают лепить конструктивным способом, потом переходят к комбинированному. Пластический способ лепки начинают осваивать только в средней группе, что очень непросто из нашей глины.
4. Основные приемы лепки игрушки из глины.
Пережим – пальцы правой руки (у правши) большой и указательный образуют кольцо и сдавливают место пережима (шейку, талию)
Вытягивание – пальцы правой руки расположены вдоль вытягиваемой части работы (чаще это конечности, прихлопывая, работу вращают до получения нужной толщины.
Заглаживание – большой палец правой руки заглаживает работу в сторону остальных пальцев, которые поддерживают эту часть работы снизу.
Прищип – большим и указательным пальцами прижать небольшую часть глины (ушки,носик) Педагог предварительно показывает детям последовательность исполнения того или иного приёма.
5. Композиция. Конструируя из различных геометрических фигур, как в конструкторе, ребенок решает математические задачи, развивает логическое и пространственное мышление, развивает эстетические чувства, применяя законы композиции. В данном разделе педагог переходит к предварительному показу изделия или несколько вариантов композиции. Ребенок выбирает для себя оптимальный вариант композиции, преображая по своему замыслу.
6. Разнообразие форм. Фантазируя, малыш учится изменять формы, преображая свою работу по своему замыслу. Он пробует применять полученные знания в оформлении своей работы. Осваивает гармонию изобразительного творчества.
7. Беседы. Именно беседы о народном творчестве формируют у малыша представление о народных промыслах, которыми славится наша земля, которые отличают ее от других стран и народов. Беседы проходят в виде игр и сказок.
Ожидаемые результаты:
Подготовительная группа готовит ребенка к серьезной работе в классе лепки народной глиняной игрушки. Дети учатся экономичному использованию материалов, организации рабочего пространства, соблюдению правил безопасности, личной гигиены.
Тематический план
Подготовительная группа – лепка – 36 часов
Знакомство с глиной и оборудованием.
№ тема Всего часов теория Практи
ка
Введение в курс 4 2 2
Организация рабочего места 3 1 2
Основные геометрические фигуры в лепке 4 1 3
Основные способы лепки 4 1 3
Основные приемы лепки 4 1 3
Композиция 4 1 3
Настроение и характер героя 4 1 3
Занятия по закреплению 2 2
Беседы 3 1 2
Выставки 2 2
Итоговые занятия 2 2
итого 36 9 27
Программное содержание.
1. Введение в курс. Проведение игр на знакомство, сплочение группы, анкетирования родителей и тестирования детей с целью диагностики и выявления одаренных детей, уровня их развития в области ИЗО, детей особой заботы и т. д. Проведение игр и развлечений для закрепления интереса к работе с глиной.
Организация рабочего места.
Знакомство с разнообразием игрушек из глины. Знакомство с глиной и оборудованием, правилами лепки, замеса глины. Знакомство со стеками и правилами их использования. Лепка по представлению.
Примерные темы для практической работы: «Пирожки», «Колобок», «Торт».
Лепка из основных геометрических фигур.
Освоение последовательности действий, аккуратность изготовления отдельных частей, соблюдение пропорций. Последовательность изготовления геометрических фигур. Лепка изделий из геометрических фигур: шар, овал, конус, овоид. Лепка сопряженная.
Примерные темы для практической работы: «Грибы», «Овощи», «Фрукты». Коллективная работа «Ярмарка»
Способы лепки.
Освоение конструктивной лепки. Закрепление мелких деталей с помощью глинистого раствора (шликера). Знакомство с комбинированным способом. Лепка сопряженная и отраженная.
Примерные темы для практической работы: «Лесные жители», «Натюрморт», «Снеговик», «Дом».
5. Основные приемы лепки.
Знакомство с основными приемами: пережим, заглаживание, вытягивание, прищип. Применение данных приемов лепки в выполнении изделий комбинированным способом. Формирование навыков выполнения приемов в работе над изделием. Отраженная лепка.
Примерные темы для практической работы: «Жаворонки», панно «Цветок», «Мышонок», «Зайчик».
Композиция.
Знакомство с понятием «композиция». Знакомство с ролью подставки. Формирование навыков расположения элементов на плоскости, подставке. Освоение умения выделять центр композиции, дать понятие о второстепенных элементах, дополнительных деталях.
Поощряется самостоятельное построение композиции, как из основных фигур, также используя некоторые способы декорирования: налепы, штампы, украшение природным материалом: ветками, сухими цветами, крупами и семенами. Лепка с натуры.
Примерные темы для практической работы: «Аквариум», «Курочка Ряба», «Сорока-белобока», «Ваза на столе».
Настроение и характер героя.
Формирование понятия об основных законах композиции.
Лепка тематической композиции. Выражение настроения героя через положение частей тела, дополнительных деталей, одежды. Освоение законов соподчинения и равноценности элементов в композиции. Лепка по представлению.
Примерные темы для практической работы: «Медведь с медом», «Два лентяя», «Лисица и ворона», панно «Птица».
Занятия по закреплению.
Самостоятельная работа над образом. Занятия по памяти.
Беседы.
Беседы проводятся в виде игры, где используются народные потешки, заклички, поговорки, пословицы, скороговорки. Ставятся сказки, где героями становятся игрушки детей. Беседы необходимы для побуждения детской фантазии и интереса к народному творчеству, осознанию его значимости, доступности для самого ребенка.
Выставки.
Выставки проходят два раза в год. Детские работы выставляются в виде коллективных композиций. Чаще размещаются на одной фигурной подставке или горке.
Примерные темы: «Цирк», «Подарок маме».
Итоги года. Аттестации.
Ребенок должен научиться самостоятельно организовывать и завершать свою работу с глиной за столом.
Промежуточная и итоговая аттестация содержат, как теоретическую часть – тестовые задания, так и практическую. Для промежуточной аттестации организуется аттестационное занятие по лепке, а для итоговой аттестации организуется подготовка детского изделия к выставке.
Из содержания занятий, по итогам освоения программы в подготовительной группе, обучающиеся должны
знать:
а. Правила ТБ работы с глиной;
б. Основные способы и приемы лепки из глины;
в. Правила соединения отдельных частей изделия;
г. О роли налепов в оформлении изделия;
д. Основные понятия композиции.
уметь:
а. Начинать и завершать работу с глиной за столом;
б. Формировать геометрические фигуры из куска глины;
в. Соединять отдельные части между собой в единое изделие;
г. Соблюдать соразмерность частей, законы соподчинения в композиции;
д. Выражать характер героя через положение частей его тела.
Оборудование творческой мастерской.
В помещении устанавливаются столы с горизонтальной столешницей, желательно разной высоты для детей разного возраста, шкаф для хранения раздаточного материала, наглядных пособий, открытый шкаф для сушки изделий. Помещение должно быть хорошо освещено, оснащено горячей и холодной водой, с двумя умывальниками, один из которых со столом. При студии лепки из глины должно быть изолированное отделение обжига изделий, оборудованное механической вытяжной вентиляцией и кладовая для хранения глины. Кабинет лепки должен быть не ниже 3,0 м в высоту и площадью не менее 3,6 м2 на одного ребенка. В группе должно быть не более 8-10 детей.
Литература:
Литература для детей:
1. Гудилина С. И. Чудеса своими руками. - М., 1998.
2. Горичев В. С. Нагибина М. И. Сказку сделаем из глины, теста, снега,
пластилина. -Я., 1998.
З. Федотов Г. Послушная глина. - М., 1997.
4. Жегалова С. К. Пряник, прялка и птица Сирин. - М., 1983.
Литература для педагогов:
Гареева Н. А. Первые шаги в мире искусства. - М., 1983.
Максимов Ю. В. У истоков мастерства. - М., 1983.
Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. - Л., 1975.
Богуславская И. Я. Русское народное искусство. - Л., 1968.
Конышева Н. М. Лепка в начальных классах. - М., 1980.
Попова О. С. Русское народное творчество. - М., 1973.
Молчева А. В. Народное декоративно-прикладное искусство
Башкортостана-детям. -У., 1995.
Дайн Г. Игрушечных дел мастера. - М., 1994.
Дайн Г. Русская игрушка. — М., 1992.
Янбухтина А. Башкирские сувениры. - У., 1982.
Рогов А. Кладовая радости. - М., 1992.
Бардина Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. -
М., 1990.
Вишневская В. Хохлома. -Л., 1969.
Круглова О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву. - М., 1974.
Маврина Т. А. Городецкая живопись. - Л., 1970.
Неменский Б. М. Мудрость красоты. -М., 1982.
Флерина Е. А. Эстетическое воспитание школьника. - М. 1961.