татьяна Бутакова
Программа по хореографии студии «Микс»
▼ Скачать + Заказать документы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«МИКС»
Возраст обучающихся: 8-9 лет
Срок реализации программы : 1 год
Автор - составитель программы :
Бутакова Т. С., педагог дополнительного образования,
первой квалификационной категории
г. Саяногорск 2016г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Программа по хореографии студии „Микс“» размещена в разделах
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Работа музыкального руководителя
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Фундаментальным отличием данной образовательной модифицированной программы студии эстрадного танца «МИКС» от других образовательных программ, направленных на воспитание и развитие у детей танцевальной техники, является то, что обучение ведется не на основе классической хореографии, а на основе специально разработанных методов: "Музыкального движения", основанного на развитии природного музыкально-двигательного рефлекса и "Гармоничной пластики", основанный на принципах дыхания и целостности движения. Стиль движения не определяется выворотностью и физическими данными, а является проявлением естественных законов движения человеческого тела.
“Музыкальное движение” - метод, выходящий за рамки узкой задачи обучения танцу - метод целостного музыкально-эстетического воспитания личности, метод художественно-творческой работы. Этот метод создали последовательницы Айседоры Дункан, организаторы Государственной студии музыкального движения “Гептахор” Стефанида Руднева и Эмма Фиш. Студия существовала в нашей стране с 1918 по 1934 год.
Музыка в процессе работы не фон, на котором развертывается пластическая композиция, она не сопровождение, дополняющее воспринимающему осознание художественно-пластической данности. Музыка - источник работы, первопричина. Из нее вытекает композиция, и по этому и воспринимать ее следует слитно с музыкой, как одно целое, как бы некий музыкально-двигательный ансамбль.
Основа программы – это ценностно-ориентированный, художественный подход к обучению детей на базах существующих Центров детского творчества, общеобразовательных школ к дальнейшей здоровой в физическом, нравственном и культурном отношении в жизни.
Айседора Дункан, одна из наиболее ярких представительниц пластического танца в стиле “модерн” начала 20 века, была убеждена и учила, что никакое образование не может быть полным без танца, поскольку движение столь же важно, как и речь, а “искусство есть выражение жизни”. Именно Айседора положила начало ныне всеми поддержанной трактовке танца как физически здорового и интеллектуально обогащающего занятия.
Развитие индивидуальности в диалоге с природой, культурой и людьми отвечает современным задачам эстетического воспитания, делает программу актуальной.
Многолетний творческий опыт работы (1988-1997 г. г.) в качестве актрисы, педагога, а затем ассистента режиссера по пластическому тренингу, разработанному многолетним исследованием театра музыки, поэзии и пластики, носившего в разные годы названия “Космос”, “Странник”, “Русский модерн” (режиссер Т. С. Преображенская- Николаенко, а также работа в детском театре музыки, поэзии и пластики народов мира “Театре Журавлей” в качестве педагога по сценическому движению, позволили составителю программы сформировать собственный взгляд по вопросам обучения танцевальному искусству, обозначить педагогическую позицию - возродить школу Айседоры Дункан в России, вернуть культурную традицию.
Сохранение и развитие исторических традиций танца “модерн” было основным лейтмотивом деятельности по созданию танцевального коллектива. Чтобы не путать стиль “модерн” в трактовке Айседоры Дункан с чрезмерным многообразием других стилей, но под тем же названием, было решено обозначить его иначе, а именно “Классика-Модерн”.
Актуальность программы. Студия эстрадного танца «МИКС» является качественно новой творческой единицей в обширной среде детских коллективов, развивая нетрадиционные направления танцевального искусства. Занимаясь пластическим танцем, ребенок знакомится с шедеврами танцевального, музыкального, художественного искусства. Накопление опыта, восприятия высокохудожественных произведений различных видов искусства и развитие эмоциональной отзывчивости на них является необходимым условием формирования основ танцевальной культуры детей.
Творческие способности детей формируются в опоре на развитие эстетического сознания - эстетических эмоций, чувств, интереса, вкуса, потребностей, представлений о красоте движения, звука, линии, цвета, формы. Именно в детстве у детей формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит их последующее общее развитие.
Возраст детей 2 класс. 8-9 лет. Срок реализации программы 1 год.
Режим занятий: 2 раза в неделю, продолжительностью 2 часа. На курс отведено 136 часов.
Формы обучения. Используются групповая и индивидуальная форма, а также работа с частью коллектива.
Формы проведения занятий:
1. Учебное занятие.
2. Открытое занятие.
3. Беседа.
4. Игра.
5. Музыкальное соревнование.
6. Занятие-праздник.
7. Концерт.
8. Конкурс.
9. Фестиваль.
1.2. Цель и задачи программы
Цели обучения. Развить творческую личность (развитие творческого мышления и творческой активности как обогащение возможностей, заложенных в человеке). Воспитать чувство Прекрасного через познание естественной природы движения.
Целью занятий также является формирование у детей знаний, умений и навыков на основе овладения и освоения программного материала. Используя разнообразные и доступные движения, можно создать танцевальный репертуар, имеющий целью воспитание личности ребенка, нравственной направленности его сознания.
Задачи.
1. Образовательные – обучить навыкам музыкально-двигательного движения.
2. Развивающие – развить музыкально-ритмическую координацию, мышечное чувство, осанку, стопу, музыкально-двигательную память.
3. Воспитательные – воспитать у детей умение слушать, воспринимать, оценивать музыку.
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план реализации программы
№ Наименование раздела и тем
программы Всего часов Из них Формы
организации
теория практика
1. Введение в программу 1 0,5 0,5 Беседа, презентация
2. Техника безопасности 1 1 - Беседа
3. Основы классического танца. 20 1 19
4. Приемы пластического движения. 23 2 21
5. Изучение танцев народа мира. 23 6 17
6. Основы танца модерн. 22 22
7. Основы русского народного танца. 10 10
8. Изучение элементов гимнастики. 11 11
9. Изучение элементов акробатики. 11 11
10. Прыжки. 6 6
11. Верчение. 4 4
12. Игры на сплочение коллектива 1 1 Игра
13. Родительские собрания. 1 1 Беседа
14. Контрольный урок. 1 1 Открытый урок
15. Беседы. 1 1
Итого 136 13 123
Объем занятий – 136 часов, по 4 часа в неделю (34 учебных недель в год). На теоретические занятия программа отводит 13 часов, на практические – 123 часов
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие. Постановка цели и задачи на учебный год. Обсуждение репертуарного плана.
2. Основы классического танца. Урок знакомит детей с волшебным миром классического балета. В программе изучение позиций рук и ног, основных положений корпуса, упражнения на полу, у станка и на середине зала, а также различные танцевальные элементы. Данный урок способствует развитию грациозности, пластичности и формированию осанки.
3 Основы пластического танца. Наряду с классической музыкой дети также знакомятся с музыкой, ритмическая основа которой соответствует характеру плавных и “текучих” движений тела, тем самым помогая сильнее и глубже переживать создаваемые ими пластические образы. Дети выполняют специальное разогревающее позвоночник упражнение “Ролик”. Знакомятся с такими понятиями и упражнениями, как: “Ось” (ось позвоночника – один конец уходит в небо, другой в землю, “Цветок” (образ распускающегося цветка – раскрытие и закрытие грудной клетки).
4. Изучение танцев народа мира. «Танцы народов мира» является необходимым дополнением к теме «Народный танец». Дети осваивают материал на основе народно-сценического танца, изучают нравы, обычаи того или иного народа. Они знакомятся с историческими, географическими, экономическими и социальными факторами, под влиянием которых развивались народные танцы стран мира. Все танцы, изучаемые на занятии, разучиваются в сценическом варианте. Данная тема предусматривает расширенное изучение технических элементов и лексики, характера, манеры и техники исполнения народных танцев. В процессе прохождения этой темы дети изучают основные танцевальные движения и танцы народов мира. Большое внимание уделяется характеру, манере, а так же музыкальности исполнения, как отдельных комбинаций, так и этюдов.
5. Основы танца модерн. Каждое занятие строится на музыкальном материале, могущем одновременно служить двум заданиям, т. е. музыка берется такая, на которой можно строить как техническую, так и художественную работу. Такой подход, в корне меняет отношение занимающегося к любому заданию. В танцах модерна дети закрепляют знания, умения и навыки, полученные на учебных занятиях. Также учатся осваивать пространство зала, располагаться и перемещаться по сценической площадке. Знакомятся с таким понятием как рисунок танца. Учатся перестраиваться в круг, в колонну. В музыкально-пространственных композициях дети развивают чувство коллектива: они учатся переживать музыку в общем ритме, вместе, дружно и слаженно.
6. Основы русского народного танца. Урок знакомит детей с волшебным миром русского народного танца. В программе изучение позиций рук и ног, основных положений корпуса, упражнения на полу, у станка и на середине зала, а также различные танцевальные элементы. Данный урок способствует развитию грациозности, формированию осанки.
7. Изучение элементов гимнастики. Разучивание движений на растяжку. Изучение гимнастических трюков.
8. Изучение элементов акробатики. Разучивание элементов на середине и по линиям.
9. Прыжки. Разучивание прыжков классического и эстрадного характера.
10. Верчение. Дети учатся правильно выполнять элемент верчения по диагонали в различных танцевальных направлениях.
11. Игры на сплочение коллектива. Игра является важным методом приобщения, активизации интереса к музыке и наиболее естественным путем к созданию музыкально-двигательных образов. Используются музыкальные игры и музыкально-игровые упражнения. Например - “Найди свое место в колонне” (игровое упражнение). В музыке сопоставляются два настроения – энергичное, напористое (марш) и легкое, беззаботное; дети передают их бодрой ходьбой в строгом, четком строю и свободным, непринужденным движением без строя. Упражнение воспитывает умение организованно выполнять перестроения самостоятельно, без указаний педагога. Дети воспринимают игру как своеобразное соревнование в умении слушаться музыки – четко, организованно перестраиваться, выполняя команду марша, и быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски. После краткого объяснения содержания игры детям предлагается самим начинать действовать. Задание строится на одном музыкально-двигательном образе, без развития сюжета. При дальнейших повторах игры детям задаются наводящие вопросы, напоминая особенности музыки и образов игры. Дети уточняют, несколько изменяют свои движения. В игре дети могут самостоятельно выразить свои чувства.
1.4. Планируемые результаты реализации программы :
Планируемые результаты реализации программы дополнительного образования «МИКС» в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей:
Ожидаемый результат.
1. Уметь точно воспроизводить, правильно выполнять преподаваемый материал.
2. Уметь различать динамические изменения в музыке, создавать музыкально-двигательный образ.
3. Научиться внимательно слушать музыку.
Способы проверки результативности.
1. Индивидуальные беседы.
2. Общение в коллективе.
3. Общение с родителями (собрания, встречи).
4. Приглашение на концерты и занятия специалистов.
Формы оценки качества занятий.
В группе проводятся полугодовые и годовые открытые уроки (декабрь, май, которые демонстрируют уровень освоения пройденного материала.
Формы подведения итогов.
Участие в концертах, конкурсах, фестивалях показывает положительные результаты занятий, развивает творческий потенциал детей, вызывает заинтересованность родителей.
2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Методическое обеспечение.
1. Зал размером не менее 25 кв. м.
2. Половое покрытие (паркет или линолеум).
3. Музыкальный центр.
4. Станок.
2.2. Обеспечение санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности.
1. Тщательная влажная уборка помещения.
2. Проветривание.
3. Соблюдение режима обучения и перерывов.
4. Проведение занятий по технике безопасности.
2.3. Сетевое, ведомственное, межведомственное взаимодействие, работа с родителями.
Программа рассчитана на взаимодействие с другими учреждениямим, такими как: Цент детского творчества, Дом культуры «Визит», Реабелитационный центр, Библиотека, Дом культуры «Энергетик» пгт. Черёмушки, Дом культуры «Визит» п. Майна, Музей. Ежегодное участие в городском мероприятии посвященному «9 Мая». Два раза в год участие детей в мероприятии «День призывника». В программы просматривается взаимодействие педагога с родителями. Совместное сотрудничество по изготовлению костюмов, поездки на конкурсы и фестивали, организация чаепитий и помощь в организации открытого урока.
Список литературы.
1. Монография «Теория и практика формирования художественно- творческого мышления балетмейстера в современной хореографии» (на примере преподавания предмета «Композиция современного танца»).
2. Васильева Т. К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1997.
3. ВыютскийЛ. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -Просвещение, 1991.
4. Ильенко Л. П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы. - М., 2001.
5. НазайкинскийЕ. В. Звуковой мир музыки. - М. : Музыка, 1988.
6. Никитин Б. Развивающие игры. - М., 1985.
7. Смирнова М. В. Классический танец. - Выпуск 3. - М., 1988.
8. Смирнов М. А. Эмоциональный мир музыки. - М. : Музыка, 1990.
9. Хаустов В. В. Методическое пособие для начальной стадии преподавания акробатического рок-н-ролла. - Ростов-на-Дону, 1999. Дополнительная литература:
10. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. - Екатеринбург, 1999.
11. БраиловскаяЛ. В. Самоучитель по танцам. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
12 «Модерн-джаз танец. Этапы развития. Метод. Техника». 2004 г.