Татьяна Нагдасёва
Программа по физическому развитию «Развивашки»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа
по физической культуре
«Развивашки»
группы общеразвивающей направленности
для детей в возрасте от 2 до 3 лет
Первая младшая группа
г. КАМЕНКА
2017-2018г. г.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
№ п/п Разделы программы Стр.
I Целевой раздел
1. Пояснительная записка
1.1 Общие положения 3
1.2 Цели и задачи реализации программы 3
1.3 Принципы и подходы к формированию Программы 4
Публикация «Программа по физическому развитию „Развивашки“» размещена в разделах
1.4 Возрастные и индивидуальные особенности детей 1 младшей группы (от 2 до 3 лет) 6
1.5 Планируемые результаты освоения программы 6
II Содержательный раздел
2.1 Содержание образовательной деятельности с детьми
Физическое развитие в ДОУ.
Комплексно-тематическое планирование непосредственно- образовательной деятельности по физической культуре. 8
2.1.1.
2.1.2.
Виды интеграции образовательных областей. 38
2.1.3.
Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ 38
2.1.4.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
43
III Организационный раздел
3.1 Организация образовательного процесса 48
3.2 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 50
3.2.1 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды 50
3.2.2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 55
Список литературы 56
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
1.1. Общие положения
Рабочая программа по физической культуре для детей первой младшей группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ Д/С №4, с Федеральными государственными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года № 1155), приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 №30038, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 (утверждены постановлением главного государственного санитарного врача РФ №26от 15 мая 2013 г.) .
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Структура образовательной программы построена по трем разделам:
1) Целевой раздел. Целевой раздел включает в себя цели, задачи и планируемые результаты освоения программы; принципы и подходы к организации образовательной деятельности с детьми; характеристики особенностей современного ребенка дошкольного возраста.
2) Содержательный раздел представлен содержанием образования по физическому развитию, обозначенным в ФГОС ДО.
3) Организационный раздел включает в себя описание особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания по данной программе.
1.2 Цели и задачи реализации программы
Задачи по направлению «Физическая культура» :
1) Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.
2) Формировать умение ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног. Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления движения во время ходьбы и бега в соответствии с указаниями педагога.
3) Развивать движения в ходе обучения разнообразным формам двигательной активности.
4) Закреплять навыки ползания, лазанья, разнообразные действия с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать).
5) Развивать умение прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.
6) Воспитывать желание выполнять физические упражнения на прогулке.
7) Развивать стремление играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Развивать умение играть в игры, способствующие совершенствованию основных движений (ходьба, бег, бросание, катание).
8) Формировать выразительность движений, умение передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята и т. п.).
Задачи по направлению «Здоровье»
1) Осуществлять комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды. Приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде.
2) Формировать представления о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека: глазки- смотреть, ушки- слышать, носик- нюхать, язычок- пробовать (определять) на вкус, ручки- хватать, держать, трогать; ножки- стоять, бегать, ходить; голова- думать, запоминать; туловище- наклоняться и поворачиваться в разные стороны.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа разработана в соответствии с основными принципами и ценностями личностно-ориентированного образования, которые позволяют эффективно реализовать поставленные цели и задачи.
Основные принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество детского сада с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учет этнокультурной ситуации развития детей.
1.4. Возрастные и индивидуальные особенностей детей 1 младшей группы
На третьем году жизни дети становятся самостоятельными. Развивается предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуется речь, восприятие, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления. В ходе совместной со взрослым деятельности развиваются и совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, понимание речи, что позволяет детям выполнять ряд заданий педагога. В этом возрасте начинает складываться произвольность поведения, она проявляется в таких качествах как: чувство гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания. Ребенок осознаёт себя, как отдельного человека, формируется образ Я.
1.5. Планируемые результаты освоения программы
К концу года дети первой младшей группы должны уметь:
Ходить и бегать в прямом направлении, по кругу, врассыпную, между двумя шнурами (линиями, в колонне по одному, с остановкой по сигналу; ходить по кругу, взявшись за руки, с изменением темпа, с изменением направления, с Кружится в медленном темпе с предметом в руках; ходить по прямой дорожке с перешагиванием через предметы, по гимнастической скамейке.
Метать мяч правой и левой рукой; катать мяч 2-мя руками стоя, сидя; метать набивные мешочки правой и левой рукой; бросать мяч через шнур (натянутый на уровне груди ребёнка); метать предметы в горизонтальную цель 2-мя руками (разными способами); прокатывать мяч одной рукой.
Ползать на четвереньках с опорой на ладони и колени; по доске; подлезать под дугу, воротца; ползать по наклонной доске; лазать по лестнице-стремянке вверх- вниз; ползать на четвереньках по гимнастической скамейке
II Содержательный раздел
2.1. Содержание образовательной деятельности с детьми
Задачи работы по формированию физических качеств детей решаются интегративно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.
При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.
Физическое развитие
Комплексно - тематическое планирование образовательной деятельности по физической культуре
Дата Вид
Занятия,
Литература. Задачи Совместная деятельность Предметно-пространственная среда
Сентябрь
1 Игровое
Учить ходить по ограниченной площади опоры.
Развивать равновесие. двигательную активность.
Укреплять мышцы спины,туловища. 1. Ходьба между веревками(30см).
П. Игра «Бегите ко мне» Кукла, мишка, две длинные веревки.
2 По интересам
Учить ходить и бегать, меняя направление. Развивать внимание, умение ползать. Профилактика плоскостопия. 1. Ползание на четвереньках (4-6 м)
П. Игра «Ау-ау» Игрушка Мишка, погремушка
3 Тренеровочное
Учить ходить по ограниченной площади опоры 1. Ходьба друг за другом по доске.
П. Игра «Всё дальше и выше»
П. Игра «Пляшут малыши»
4 Игровое
Учить ходить по ограниченной поверхности, подлезать под верёвку и бросать предмет вдаль правой и левой рукой. Развивать внимание, ловкость, быстроту. Профилактика нервного перенапряжения. 1. Ползание на четвереньках под верёвкой (45 см)
2. Броски шишок вдаль.
П. Игра «Наседка и цыплята»
Реклаксация «Баю-баюшки-баю»
Верёвка, шишки, шапочки «Наседка и цыплята»
5 По интересам
Закреплять умение ходить по ограниченной поверхности, подлезать под верёвку и бросать предмет вдаль правой и левой рукой. Развивать внимание, ловкость, быстроту.
Профилактика нервного перенапряжения. 1. Ползание на четвереньках под верёвкой (45 см)
2. Броски шишок вдаль.
П. Игра «Наседка и цыплята»
Реклаксация «Баю-баюшки-баю»
Верёвка, шишки, шапочки «Наседка и цыплята»
Октябрь
1 Традиционное
Учить лазить по гимнастической стенке, развивать чувство равновесия. Воспитывать смелость. 1. Лазание по гимнастической стенке.
П. Игра «Все захлопали в ладоши»
Гимнастическая стенка.
2 Игоровое
Учить ходить по ограниченной поверхности, катать мяч в прямом направлении. Развивать глазомер, тренеровать зение и слух. 1. Ходьба по доске
2. Катание мяча друг другу в парах
П. Игра «Догони мяч»
Доска, мячи.
3 Тематическое
Учить бросать предмет в горизонтальную цель, тренировать вестибулярный аппарат. Гимнастика для глаз. 1. Броски мешочков в обруч правой, левой рукой (8 см)
П. Игра «Тучи и ветер» Мешочки, обруч.
4 Тренировочное
Учить ходить по повышенной площади опоры, бросать мяч вдаль из-за головы. Профилактика плоскостопия. 1. Ходьба по гимнастической скамейке
2. Броски мяча способом из-за головы
П. Игра «Чижик» Скамейка, мячи
5 Ритмика
«Ритмика в детском саду»
Учить ходить парами под музыку. Развивать чёткость шага, ритмичность движений. Создать хорошее настроение. 1. Ходьба под музыку в парах.
2. Разучивание композиции «Малыши».
П. Игра «Лисичка» Музыкальное сопровождение
Ноябрь
1. Традиционное
Учить прыгать в длину с места. Закреплять умение метать из-за головы.
Развивать чувство равновесия, координацию движения. Укреплять мышцы ног, спины. 1. Броски мяча способом из-за головы.
2. Прыжки в длину с места через верёвку.
П. Игра «Птички» Верёвка, мячи, игрушка-птичка.
2. Тематическое
Учить ходить парами, бросать мяч от груди. Развивать быстроту, ловкость. 1. Бросок мяча способом от груди.
2. Прокатывание мяча толчком двух рук.
П. Игра «Воробушки» Мячи, игрушка-птичка.
3 Сюжетно-игровое
«Мой весёлый звонкий мяч»
Закреплять умение оперировать мячами разными способами. 1. Бросок мяча от груди.
2. Бросок мяча из-за головы
П. Игра «Мой весёлый звонкий мяч» Мячи разных диаметров
4 Традиционное
Учить ходить по наклонной доске. Метать мяч от груди. Укреплять мышцы туловища. Развивать умение ориентироваться в пространстве. 1. Броски мяча от груди
2. Ходьба по наклонной доске вверх и вниз.
П. Игра «Собачка»
Цветные ленточки, мячи, наклнная доска, игрушка-собачка.
5 Тематическое
Учить бросать мячи разными способами. Развивать чувство равновесия, глазомер. Развивать способность к подражанию. 1. Ходьба по наклонной доске вверх и вниз.
2. Игры с мячами по выбору детей.
П. Игра «Вороны» Доска, мячи.
Декабрь
1 Традиционное
Закреплять умение прыгать в длину с места, бросать вдаль правой и левой рукой, переступать через препятствия. Развивать координацию движений. Профилактика плоскостопия. 1. Прыжки в длину с места через верёвку.
2. Перешагивание через кубики.
П. Игра «Лови меня» Мешочки, верёвка, кубики
2 По интересам
Закреплять навыки ходьбы по наклонной доске, развивать ловкость, быстроту в играх с мячом. Формировать правильную осанку. 1. Ходьба по наклонной доске.
2. Игры с мячами по интересам
П. Игра «Заинька» Игрушка-зайчик, наклонная доска, мячи
3 Игровое
Учить подлезать под рейку. Закреплять умение прыгать в длину с места, развивать ловкость и координацию движений. 1. Ползание на четвереньках под рейку
2. Прыжки в длину с места через верёвку
П. Игра «Пчёлка» Мячи,стойка с рейкой, игрушка-пчёлка.
4. Тематическое
Закреплять умение метать в горизонтальную цель, прыгать в длину с места. Создать хорошее настроение. 1. Метание в корзину.
2. Прыжки в длину через верёвку.
П. Игра «Мы ногами топ-топ» Корзина, мешочки, верёвка
5 Ритмика
Учить основной шаг (степ). Развивать слуховое восприятие, воспитывать интерес к хореографии. 1. Бег, ходьба «Снежинки»
2. Разучивание композиции «Метель»
Релаксация «Снежок» Музыкальное сопровождение
2.1.2. Виды интеграции образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие :
Способствовать участию детей в совместных играх, поощрять игры, в которых развиваются навыки лазания, ползания, игры с мячом; развивать двигательную активность детей, развивать умение соблюдать в ходе игры правила.
Создавать условия для систематического закаливания организма, формирования и совершенствования ОВД; воспитывать бережное отношение к своему телу; познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы органов; приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде; осуществлять постоянный контроль за выработкой правильной осанки; формировать умение сообщать взрослым о своем самочувствии.
Художественно-эстетическое развитие :
Воспитание эстетических вкусов и чувств в двигательной активности,развивать чувство ритма,четкость шага и движений под музыкальное сопровождение.
2.1.3. Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы :
• приобщение детей к физической культуре
• использование развивающих форм оздоровительной работы.
Основная цель здоровьесбережения:
Сохранение и укрепление здоровья ребенка Физического и психологического.
Стремление к комплексности понятно и оправдано, т. к. здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма, требующего индивидуально-дифференцированного подхода.
Формы организации здоровьесберегающей работы:
• самостоятельная деятельность детей
• подвижные игры
• утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
• двигательно-оздоровительные физкультминутки
• физические упражнения после дневного сна
• физкультурные прогулки
• физкультурные досуги
• спортивные праздники
Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:
• Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
• Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;
• Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.
Здоровьсберегаюшие технологии,
технологии сохранения и стимулирования здоровья:
1. Динамические паузы - во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
2. Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
3. Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
4. Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
5. Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
6. Бодрящая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
7 Упражнения по профилактике плоскостопия
9. Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах.
Младший возраст – 10мин.
Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение
III Организационный раздел
3.1. Организация образовательного процесса
Ежедневная организация жизни и деятельности детей строится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Режим дня разработан на основе:
• Основной общеобразовательной Программы дошкольного образования, разработанной коллективом детского сада.
• Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.1.3049-13).
Режим работы 1 младшей группы и длительность пребывания в ней детей определяются Положением о дошкольных группах МБДОУ Д/С№4 г. Каменки Пензенской области
• пятидневная рабочая неделя;
• ежедневный график работы МБДОУ Д/С№4 г. Каменки Пензенской области с 7.00 до 17.30 часов;
• выходные дни – суббота, воскресенье, нерабочие и праздничные дни.
Режим дня в детском саду организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.
При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:
• время приёма пищи;
• укладывание на дневной сон;
• общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.
Список литературы
1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально – ориентировочный подход / Школа здоровья, 2000.
2. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. От рождения до школы. М. «Мозаика-Синтез», 2014г.
3. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М. – 2002.
4. Инструктор по физической культуре / Сфера, 2014.
5. Маханева М. : С физкультурой дружить - здоровым быть! Методическое пособие / изд. «Сфера», 2009.