Получи документы

Программа по духовно-нравственному воспитанию «Родной свой край, люби и знай»

Татьяна Тарасенко
Программа по духовно-нравственному воспитанию «Родной свой край, люби и знай»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида детский сад №1 «Сказка»

г. Белореченск

Программа по духовно - нравственному воспитанию

"Родной свой край, люби и знай".

Для детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель: Тарасенко Татьяна Николаевна

Пояснительная записка:

Публикация «Программа по духовно-нравственному воспитанию „Родной свой край, люби и знай“» размещена в разделах

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача воспитателя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир дошкольника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность

Воспитание гражданина - одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе русских традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей.

Гипотеза.

Если планировать воспитательный процесс в соответствии с данной программой, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию детей, повысит компетентность педагогов, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Создание условий для развития личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.

Гармоничное духовно-нравственное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций нашей большой и малой Родины. Программа направлена на формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны.

ЗАДАЧИ:

- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу. Привитие воспитанникам любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней, заботливого отношения ко всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.

- Развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам. Создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого воспитанника.

- Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей. Знакомство с православными праздниками.

- Изучение культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства. Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

-Консолидация и координация деятельности детского сада, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.

Программа осуществлена на базе муниципального автономного дошкольного учреждения детский сад №1 «Сказка»

Нормативно-правовые документы.

" Закон РФ "Об образовании"1992г. №3266-1

" Конституция Российской федерации (Ст. 1, 10, 17, 15, 19, 32, 43, 50, 51, 52)

" Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998г

" Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 854

" Декларация прав и свобод человека

" Конвенция о правах ребёнка

" Устав детского сада

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.

Формы работы с детьми:

- беседы;

- занятия;

- рассматривание семейных альбомов, иллюстраций;

- выставки детских работ;

- заучивание стихов, пословиц, поговорок;

- творческая речевая деятельность;

- праздники, развлечения, конкурсы;

- дидактические и сюжетно-ролевые игры;

Формы работы с родителями:

-акции,

- консультации,

- маршрут выходного дня,

- фотоконкурсы,

- праздники,

- заседания родительского клуба.

Режим занятий:

Программа рассчитана на занятия в течение одного года и предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

Продолжительность занятий 1 - 2 часа в неделю по 25 - 30минут.

Месяц Название мероприятия Участники

Июнь - «Моя семья».

1. Беседа на тему: «12 июня - День России»;

2. Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут

по- другому»;

3. Выставка – конкурс: «Герб семьи»;

4. Работа с родителями: заседание родительского клуба «Всё начинается с семьи…». Воспитатели, дети, родители

Июль - «День семьи, любви и верности».

1. Беседа на тему: «Наши добрые дела»;

2. Конкурс рисунков «Моя семья»;

3. Беседа «Я горжусь трудом своих родителей»

4. Работа с родителями: семейный праздник «День семьи, любви и верности». Воспитатели, дети, родители

Август - «Я живу на земле Кубанской».

1. Игра – путешествие: «Я живу на земле Кубанской»;

2. Рассматривание иллюстраций - «Моя Кубань»;

3. Посещение мини – музея «Кубанская хата»;

4. Презентация «Кубанская семья»;

5. Развлечение «Яблочный спас»;

6. Выставка поделок «Румяное яблочко»;

7. Маршрут выходного дня: прогулка «Река Белая – дала название нашему городу»;

8. Консультация для родителей: «Большая родина начинается с малой»; "Мама, папа, я - дружная семья". Воспитатели, дети, родители

Сентябрь - «Наша Родина – Россия».

1. Беседа на тему: «Я люблю тебя, Россия»;

2. Дидактическая игра: «Кто живёт в нашем городе»;

3. Маршрут выходного дня «Праздник города»;

4. Беседа: «Государственная символика России», «Кубани»;

5. Беседа на тему: «Красная книга Кубани»;

6. Рассматривание иллюстраций «Москва – столица нашей Родины». Воспитатель, дети, родители

Октябрь «Верность земле русской» 1. Беседы «Верность земле русской» «Минин и Пожарский»; «Русь православная»;

3. Экскурсия в мини-музей «Казачья хата»;

4. Акция «Сдай макулатуру – спаси дерево»;

4. Беседа «Народно-прикладное искусство России»;

5. ООД (художественно - эстетическое развитие) «Матрёшка». Воспитатели, дети, родители

Ноябрь

«День матери» 1. Беседы «Мудрость рядом с нами. Бабушка и дедушка». «Что такое забота?».

2. Фольклорный праздник «Покров». Углубление знаний о народных обычаях и традициях, православных и народных праздниках.

3. ООД (художественно- эстетическое развитие)«Богатыри земли Русской».

4. Акция «Помоги бездомным животным»;

5. Праздник «День матери». Воспитатели, дети, родители

Декабрь

«Новый год» 1. Досуг «О ссоре, прощении и примирении»;

2. Беседа о Святителе Николае–Чудотворце;

3. ООД по познавательному развитию: (конструирование из бумаги) «Корабль Святителя Николая»;

4. Новогодний праздник. Обычаи и традиции русского народа. Воспитатели, дети, родители

Январь

«Рождество»

1. Разучивание стихов о Рождестве;

2. ООД «Рождественская открытка»;

3. Праздник «Рождество»; «Святки-Колядки»;

4. Презентация «Блокадный хлеб»;

5. Создание книги из детских рисунков «Дорога жизни»;

6. Работа с родителями:

Консультация на тему: «Духовное обогащение ребенка дошкольника». Воспитатели, дети, родители

Февраль

«День защитника отечества»

1. Беседа на тему «Есть такая профессия Родину защищать»;

2. ООД «Илья Муромец - защитник земли русской»;

3. Рассматривание альбома

«Военная техника на боевом посту»;

4. Выставка рисунков «Мы с папой похожи»;

5. ООД (художественно – эстетическое развитие)«Подарок для папы»;

6. Стенгазета «Папа дома и все в порядке»;

7. Спортивный праздник «23 февраля»;

8. Фотовыставка «Я горжусь своим отцом»;

9. Праздник «Масленица»;

10 Консультация на тему:

«Культурное наследие русского народа» Воспитатели, дети, родители

Март

«8 Марта»

1. Беседа на тему: «Мама – самое прекрасное слово на Земле»;

2. ООД «Открытка для мамы «Моя мама лучше всех»»;

3. Выставка рисунков «Портрет моей мамы»;

4. Фотовыставка «Мамины помощники»;

5. Музыкальный концерт «8 марта»;

6. Беседа «14 марта - День православной книги».

7. Консультация для родителей: «Духовное обогащение ребенка дошкольника». Воспитатели, дети, родители

Апрель

«Пасха»

1. Беседа о церковных колоколах;

2. Досуг «Вербное воскресенье»;

3. Беседа «Пасха – один из главных праздников православной религии»

4. Беседа о традиционной кухне в православные праздники.

5. Работа с родителями:

Маршрут выходного дня «Экскурсия в Храм»;

6. Консультация на тему: «Православные праздники в ДОУ»,

Консультация «Почему надо красить яйца»;

7. Выставка «Золотое яичко» Воспитатели, дети, родители

Май

«День Победы» 1. Беседы «Славный День Победы»,«Герои Великой Отечественной войны – наши земляки», «Георгиевская лента – символ Дня Победы»;

2. Маршрут выходного дня: «Экскурсия к памятнику воинам ВОВ»;

3. ООД по конструированию избумаги «Голубь мира»;

4. Дидактические игры: «Чья форма», «Военный транспорт», «Назови город – герой»;

5. Рассматривание иллюстраций, книг, фотографий о войне;

6. Конкурс чтецов «Никто не забыт и ничто не забыто»;

(совместная работа с родителями);

7. Выпуск стенгазеты «Наши деды надевают ордена» (совместная работа с родителями). Воспитатели, дети, родители

Планируемые результаты

Дети уважительно относятся к матери, любят родной дом, семью, уважительно относятся к человеку и результатам его труда. Дети знают родословную своей семьи.

Знание и понимание воспитанниками истоков русской культуры, традиций русского народа и других малых народностей Родины, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.

Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей. Убежденность детей в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу.

Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о Родине, задают много дополнительных интересующих их вопросов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В настоящее время работа по духовно – патриотическому воспитанию актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, духовности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной программы.

Ключевую роль играет семья, т. к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.

Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».

Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, формирует желание помогать людям, воспитывает в человеке благородство.

Литература.

1. Программа «От рождения до школы» под редакцией И. Е. Вераксы, Т. с. Комаровой, М. А. Васильевой. М. Мозаика Синтез 2015г.

2. Социально-нравственное воспитание дошкольников

Р. С. Буре 2016г. Мозаика Синтез 2015г.

3. Духовно – нравственное воспитание дошкольников

В. В. Боцкалева, И. В. Забегайлова. Мозаика Синтез 2015г.

4. Занятия по духовно – нравственному воспитанию на материале русских былин В. В. Малова 2015г

5. Духовно – нравственное воспитание средствами авторской сказки

Л. Д. Короткова 2016г.

6. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. Б. Зацепина Мозаика – синтез 2010г

Публикации по теме:

Образовательная деятельность «Люби и знай, свой родной край Башкоростан» Содержание программы: Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и соответствует.

Дидактические игры «Люби и знай свой родной край»Дидактические игры «Люби и знай свой родной край» Родной край. Милый дом. Что может быть дороже и милее? Мы, взрослые, имея большой жизненный опыт за спиной, это можем понять, принять.

Долгосрочный творческо-познавательный проект «Люби и знай родной свой край»Долгосрочный творческо-познавательный проект «Люби и знай родной свой край» Что мы Родиной зовём? Дом, где мыс тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём. Что мы Родиной зовём? Солнце в небе голубом,.

Фотоотчёт об открытом занятии по итогам нравственно-патриотического проекта «Люби и знай свой край родной»Фотоотчёт об открытом занятии по итогам нравственно-патриотического проекта «Люби и знай свой край родной» В родной степи шумят моря и реки, Цветут сады, колышутся поля, Очаровала ты меня навеки, Моя Донщина, родина моя! Дон… Земля донская… Донские.

КВН с родителями и детьми «Люби и знай свой Коми край»КВН с родителями и детьми «Люби и знай свой Коми край» К. В. Н. с родителями и детьми «Люби и знай наш Коми край» Цель: Систематизация знаний детей о родном крае, городе, способствующих формированию.

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Родной свой край, люби и знай» Задачи: Формировать начальные представления о своей малой Родине. Познакомить с природой и животным миром Омской области. Расширять представления.

Конспект викторины «Родной свой край люби и знай» в средней группе.Конспект викторины «Родной свой край люби и знай» в средней группе. Заключительное занятие совместное с детьми и родителями проходит в музее «Симбирской Чувашской школы. Квартиры И. Я. Яковлева» с сотрудниками.

Лэпбук «Люби и знай свой Хабаровский край»Лэпбук «Люби и знай свой Хабаровский край» 20 октября 2018года Хабаровскому краю исполнилось80 лет. В связи с этой знаменательной датой, мною был изготовлен Лэпбук «ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ.

Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!»Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!» Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей. Тема: "Родной свой край люби и знай!" Структура проекта.

Викторина «Люби и знай свой край»Викторина «Люби и знай свой край» Викторина для детей старшего дошкольного возраста. Цель: воспитывать любовь к родному краю, дошкольников в духе уважения и интереса к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по духовно-нравственному воспитанию «Родной свой край, люби и знай»
Опубликовано: 4 апреля 2022 в 19:52
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по духовно-нравственному воспитанию «Родной свой край, люби и знай»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Тарасенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД