Татьяна Тарасенко
Программа по духовно-нравственному воспитанию «Родной свой край, люби и знай»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида детский сад №1 «Сказка»
г. Белореченск
Программа по духовно - нравственному воспитанию
"Родной свой край, люби и знай".
Для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель: Тарасенко Татьяна Николаевна
Пояснительная записка:
Публикация «Программа по духовно-нравственному воспитанию „Родной свой край, люби и знай“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
АКТУАЛЬНОСТЬ.
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача воспитателя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир дошкольника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность
Воспитание гражданина - одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе русских традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей.
Гипотеза.
Если планировать воспитательный процесс в соответствии с данной программой, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию детей, повысит компетентность педагогов, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Создание условий для развития личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.
Гармоничное духовно-нравственное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций нашей большой и малой Родины. Программа направлена на формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны.
ЗАДАЧИ:
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу. Привитие воспитанникам любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней, заботливого отношения ко всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
- Развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам. Создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого воспитанника.
- Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей. Знакомство с православными праздниками.
- Изучение культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства. Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
-Консолидация и координация деятельности детского сада, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
Программа осуществлена на базе муниципального автономного дошкольного учреждения детский сад №1 «Сказка»
Нормативно-правовые документы.
" Закон РФ "Об образовании"1992г. №3266-1
" Конституция Российской федерации (Ст. 1, 10, 17, 15, 19, 32, 43, 50, 51, 52)
" Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998г
" Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 854
" Декларация прав и свобод человека
" Конвенция о правах ребёнка
" Устав детского сада
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.
Формы работы с детьми:
- беседы;
- занятия;
- рассматривание семейных альбомов, иллюстраций;
- выставки детских работ;
- заучивание стихов, пословиц, поговорок;
- творческая речевая деятельность;
- праздники, развлечения, конкурсы;
- дидактические и сюжетно-ролевые игры;
Формы работы с родителями:
-акции,
- консультации,
- маршрут выходного дня,
- фотоконкурсы,
- праздники,
- заседания родительского клуба.
Режим занятий:
Программа рассчитана на занятия в течение одного года и предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Продолжительность занятий 1 - 2 часа в неделю по 25 - 30минут.
Месяц Название мероприятия Участники
Июнь - «Моя семья».
1. Беседа на тему: «12 июня - День России»;
2. Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут
по- другому»;
3. Выставка – конкурс: «Герб семьи»;
4. Работа с родителями: заседание родительского клуба «Всё начинается с семьи…». Воспитатели, дети, родители
Июль - «День семьи, любви и верности».
1. Беседа на тему: «Наши добрые дела»;
2. Конкурс рисунков «Моя семья»;
3. Беседа «Я горжусь трудом своих родителей»
4. Работа с родителями: семейный праздник «День семьи, любви и верности». Воспитатели, дети, родители
Август - «Я живу на земле Кубанской».
1. Игра – путешествие: «Я живу на земле Кубанской»;
2. Рассматривание иллюстраций - «Моя Кубань»;
3. Посещение мини – музея «Кубанская хата»;
4. Презентация «Кубанская семья»;
5. Развлечение «Яблочный спас»;
6. Выставка поделок «Румяное яблочко»;
7. Маршрут выходного дня: прогулка «Река Белая – дала название нашему городу»;
8. Консультация для родителей: «Большая родина начинается с малой»; "Мама, папа, я - дружная семья". Воспитатели, дети, родители
Сентябрь - «Наша Родина – Россия».
1. Беседа на тему: «Я люблю тебя, Россия»;
2. Дидактическая игра: «Кто живёт в нашем городе»;
3. Маршрут выходного дня «Праздник города»;
4. Беседа: «Государственная символика России», «Кубани»;
5. Беседа на тему: «Красная книга Кубани»;
6. Рассматривание иллюстраций «Москва – столица нашей Родины». Воспитатель, дети, родители
Октябрь «Верность земле русской» 1. Беседы «Верность земле русской» «Минин и Пожарский»; «Русь православная»;
3. Экскурсия в мини-музей «Казачья хата»;
4. Акция «Сдай макулатуру – спаси дерево»;
4. Беседа «Народно-прикладное искусство России»;
5. ООД (художественно - эстетическое развитие) «Матрёшка». Воспитатели, дети, родители
Ноябрь
«День матери» 1. Беседы «Мудрость рядом с нами. Бабушка и дедушка». «Что такое забота?».
2. Фольклорный праздник «Покров». Углубление знаний о народных обычаях и традициях, православных и народных праздниках.
3. ООД (художественно- эстетическое развитие)«Богатыри земли Русской».
4. Акция «Помоги бездомным животным»;
5. Праздник «День матери». Воспитатели, дети, родители
Декабрь
«Новый год» 1. Досуг «О ссоре, прощении и примирении»;
2. Беседа о Святителе Николае–Чудотворце;
3. ООД по познавательному развитию: (конструирование из бумаги) «Корабль Святителя Николая»;
4. Новогодний праздник. Обычаи и традиции русского народа. Воспитатели, дети, родители
Январь
«Рождество»
1. Разучивание стихов о Рождестве;
2. ООД «Рождественская открытка»;
3. Праздник «Рождество»; «Святки-Колядки»;
4. Презентация «Блокадный хлеб»;
5. Создание книги из детских рисунков «Дорога жизни»;
6. Работа с родителями:
Консультация на тему: «Духовное обогащение ребенка дошкольника». Воспитатели, дети, родители
Февраль
«День защитника отечества»
1. Беседа на тему «Есть такая профессия Родину защищать»;
2. ООД «Илья Муромец - защитник земли русской»;
3. Рассматривание альбома
«Военная техника на боевом посту»;
4. Выставка рисунков «Мы с папой похожи»;
5. ООД (художественно – эстетическое развитие)«Подарок для папы»;
6. Стенгазета «Папа дома и все в порядке»;
7. Спортивный праздник «23 февраля»;
8. Фотовыставка «Я горжусь своим отцом»;
9. Праздник «Масленица»;
10 Консультация на тему:
«Культурное наследие русского народа» Воспитатели, дети, родители
Март
«8 Марта»
1. Беседа на тему: «Мама – самое прекрасное слово на Земле»;
2. ООД «Открытка для мамы «Моя мама лучше всех»»;
3. Выставка рисунков «Портрет моей мамы»;
4. Фотовыставка «Мамины помощники»;
5. Музыкальный концерт «8 марта»;
6. Беседа «14 марта - День православной книги».
7. Консультация для родителей: «Духовное обогащение ребенка дошкольника». Воспитатели, дети, родители
Апрель
«Пасха»
1. Беседа о церковных колоколах;
2. Досуг «Вербное воскресенье»;
3. Беседа «Пасха – один из главных праздников православной религии»
4. Беседа о традиционной кухне в православные праздники.
5. Работа с родителями:
Маршрут выходного дня «Экскурсия в Храм»;
6. Консультация на тему: «Православные праздники в ДОУ»,
Консультация «Почему надо красить яйца»;
7. Выставка «Золотое яичко» Воспитатели, дети, родители
Май
«День Победы» 1. Беседы «Славный День Победы»,«Герои Великой Отечественной войны – наши земляки», «Георгиевская лента – символ Дня Победы»;
2. Маршрут выходного дня: «Экскурсия к памятнику воинам ВОВ»;
3. ООД по конструированию избумаги «Голубь мира»;
4. Дидактические игры: «Чья форма», «Военный транспорт», «Назови город – герой»;
5. Рассматривание иллюстраций, книг, фотографий о войне;
6. Конкурс чтецов «Никто не забыт и ничто не забыто»;
(совместная работа с родителями);
7. Выпуск стенгазеты «Наши деды надевают ордена» (совместная работа с родителями). Воспитатели, дети, родители
Планируемые результаты
Дети уважительно относятся к матери, любят родной дом, семью, уважительно относятся к человеку и результатам его труда. Дети знают родословную своей семьи.
Знание и понимание воспитанниками истоков русской культуры, традиций русского народа и других малых народностей Родины, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей. Убежденность детей в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу.
Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о Родине, задают много дополнительных интересующих их вопросов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В настоящее время работа по духовно – патриотическому воспитанию актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, духовности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной программы.
Ключевую роль играет семья, т. к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.
Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».
Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, формирует желание помогать людям, воспитывает в человеке благородство.
Литература.
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией И. Е. Вераксы, Т. с. Комаровой, М. А. Васильевой. М. Мозаика Синтез 2015г.
2. Социально-нравственное воспитание дошкольников
Р. С. Буре 2016г. Мозаика Синтез 2015г.
3. Духовно – нравственное воспитание дошкольников
В. В. Боцкалева, И. В. Забегайлова. Мозаика Синтез 2015г.
4. Занятия по духовно – нравственному воспитанию на материале русских былин В. В. Малова 2015г
5. Духовно – нравственное воспитание средствами авторской сказки
Л. Д. Короткова 2016г.
6. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. Б. Зацепина Мозаика – синтез 2010г