Светлана Попова
Программа по адаптивной физкультуре
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по адаптивной физической культуре.
Цель программы :
Цель программы – формирование двигательной активности, здорового образа жизни, профилактика заболеваний у детей посредством адаптивной физкультуры. Социализация детей с ОВЗ и РАС через включение в активную-спортивную деятельность.
Задачи программы :
Публикация «Программа по адаптивной физкультуре» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
определить формы и методы физкультурно-спортивных мероприятий в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого - медико-педагогического консилиума);
учитывать особые потребности детей с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими данной программы;
развивать коммуникативные компетенции форм и навыков конструктивного личностного общения со сверстниками;
создать пространство детско-взрослого взаимодействия с учетом ведущей деятельности ребенка;
оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по вопросам реабилитации, социализации и физическому развитию детей;
Образовательные задачи:
1. Формирование и развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков.
2. Обучение технике правильного выполнения физических упражнений.
3. Формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела, в пространстве.
Развивающие задачи:
1. Развитие двигательных качеств (быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, точности движений, мышечной силы, двигательной реакции).
2. Развитие пространственно-временной дифференцировки.
3. Обогащение словарного запаса.
Оздоровительные и коррекционные задачи:
1. Укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма детей.
2. Активизация защитных сил организма ребёнка.
3. Повышение физиологической активности органов и систем организма.
4. Укрепление и развитие сердечнососудистой и дыхательной системы.
5. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопия).
6. Коррекция и компенсация нарушений психомоторики (преодоление страха, замкнутого пространства, высоты, нарушение координации движений, завышение или занижение самооценки).
7. Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.
Воспитательные задачи:
1. Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях.
2. Воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости.
3. Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
4. Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к здоровому образу жизни.
Формы и методы работы:
К специфическим принципам работы по программе относятся :
1. Согласованность активной работы и отдыха;
2. Непрерывность процесса;
3. Необходимость поощрения;
4. Социальная направленность занятий;
5. Сотрудничество с родителями;
6. Воспитательная работа.
Методы и приёмы применяемые в организации и проведении занятий по адаптивной физической культуре :
Метод практических упражнений -
• выполнение движения в облегчённых условиях;
• использование ориентиров при передвижении (звуковые, осязательные. ,
• использование имитационных упражнений,
• подражательные упражнения,
• использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают уверенность ребёнку при выполнении движения,
• изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик как темп, ритм, скорость, направление движения, амплитуда, траектория и т. д. ,
• изменение эмоционального состояния (бег в эстафетах, в подвижных играх, выполнение упражнений с речитативами, различным музыкальным сопровождением и др.)
Метод дистанционного управления:
(относится к методу слова, он предполагает управление действиями ребёнка на расстоянии посредством команд.
Метод наглядности: занимает особое место, наглядность является одной из специфических особенностей использования методов обучения в процессе ознакомления с предметами и действиями.
Метод стимулирования двигательных действий. Анализ и оценка выполнения правильности движений и многократность способствует сознательному выполнению физических упражнений.
Принципы формирования программы :
принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития»;
принцип соблюдения интересов ребё нка: определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка;
принцип вариативности: предполагает создание вариативных условий для получения реабилитационной помощи детям, имеющим различные недостатки в физическом и психическом развитии;
Средства, используемые при реализации программы :
1. физические упражнения;
2. корригирующие упражнения;
3. подвижные игры, элементы спортивных игр;
4. физкультурно - спортивный инвентарь;
5. наглядные средства обучения.
Способы организации детей на занятии – фронтальный, поточный, индивидуальный.
Правильность выполнения оценивается путём наблюдения и указаний, анализа в процессе занятия. Начинать занятия можно с любого периода, учитывая индивидуальные особенности детей. Использовать программу адаптивной физической культуры можно и в других возрастных группах, меняя дозировку, нагрузку, подбирая упражнения и игры с учетом психофизиологических особенностей детей.