Муравьева Н Ю
Программа обучения детей рисованию песочных картин в технике «Sant-Art» (создание анимационных сказок)
▼ Скачать
+ Заказать документы
«Детский сад №117 «Улыбка»
Программа обучения детей рисованию песочных картин в технике «Sant-Art»
(создание анимационных сказок)
Возраст детей : 6-7 лет
Срок реализации: 1 года
Составитель:
Муравьева Наталья Юрьевна,
воспитатель
высшей квалификационной категории
Нижний Новгород
2021
1. Пояснительная записка
Публикация «Программа обучения детей рисованию песочных картин в технике „Sant-Art“ (создание анимационных сказок)» размещена в разделах
- Мультипликация, анимация. Создаем с детьми мультфильмы
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная анимация
- Песочная фантазия. Программы для дошкольников
- Рисование песком и на песке
- Рисование. Все материалы
- Сценарии по сказкам
- Темочки
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Одним из популярных видов изобразительной деятельности, доступной и интересной дошкольникам является рисование песком «Sand-Art» (песочная анимация).
1.1. Актуальность
Песочная анимация является новым развивающимся видом искусства, способствующем гармоничному развитию личности. Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка - сыпучесть, мягкость, приятная шершавость, - которые действуют на человека завораживающе и ребенок избавляется от негативных эмоций. Рисуя песком, человек входит в легкое медитативное состояние, что дает ему возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Данный вид арт-искусства подходит всем возрастным категориям. Особенно с песком любят играть дети. Песочное рисование очень полезно гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя. Играя с песком, ребенок учится строить прекрасные песочные «картины», создает различные изображения. А это помогает развитию у ребенка эстетического и художественного восприятия. При этом развивается фантазия, внимание, улучшается координация движений, пространственное восприятие.
Направленность программы – художественно-эстетическая.
1.2. Практическая значимость программы
Рисование происходит непосредственно пальцами по песку. Что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует действия рук; развитию мелкой моторики, что положительно влияет на развитие речи и мышления; а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).
Синхронное задействование рук очень полезно для развития 2-х основных видов восприятия: интеллектуально-логического и эмоционально целостного.
Правая рука отвечает за развитие активности, рациональности, мыслительных и аналитических способностей интеллекта, концентрации, а также стимулирует развитие логических, аналитических операций, рациональность, последовательность, объективность.
Левая рука развивает в ребенке восприятие, чувства, интуицию, эмоциональность, мечтательность, образное мышление. Не секрет, что такое рисование полезно для формирования навыков письма. Соприкосновение с песком влияет на развитие мелкой моторики рук, что воздействует и на качество речи ребенка.
Песок - вещество, способное вызвать самые богатые ассоциации. То, что человек создал на песке, созвучно с его внутренним миром.
1.3. Педагогическая целесообразность программы
Данная программа охватывает все образовательные области дошкольного образования в соответствие с ФГОС ДО
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
1. Социально-коммуникативное развитие:
• Способствует развитию игровой деятельности
• Умению взаимодействовать со сверстниками
• Приобщению к правилам безопасного поведения
• Формированию волевых качеств (усидчивости, терпению, умению доводить работу до конца).
• Воспитанию самостоятельности, уверенности в себя.
Для социально-коммуникативного развития как нельзя лучше подходят игры детей с песочным латком. Песок легко сочетается с бросовым и природным материалом. Так же хорошо подойдут любые мелкие игрушки, различные баночки, стаканчики, одноразовые ложки и т. д. Это даёт возможность придумывать различные формы работы, выполнять разнообразные и интересные задания, используя как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, и для индивидуальной работы.
Работа с этим материалом не имеет возрастных ограничений, он актуален как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте.
2. Познавательное развитие:
• Формирует навыки познавательно исследовательской деятельности.
• Развивает память, внимание, конструктивное и логическое мышление.
• Даёт возможность обобщению и закреплению пройденного материала.
• Способствует формированию целостной картины мира.
Китайская пословица гласит: "Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму". Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Мир вокруг нас удивителен и бесконечно разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых - расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность, поощрять стремление самостоятельно разбираться в интересующих вопросах и делать элементарные умозаключения. Но кроме формирования познавательных интересов и обогащения сознания детей новыми сведениями взрослые должны помогать им, упорядочивать и систематизировать полученную информацию.
3. Речевое развитие:
• Способствует развитию связной речи
• Умению свободно общаться с взрослыми и с детьми
• Способствует обогащению словаря
Здесь в своей работе я использую песочные постановки сказок. Рассказывание сказок, используя рисунки на подносе, различные действия с предметами (мелкие игрушки, природный материал). Сначала лучше использовать знакомые сказки и истории с простым сюжетом, постепенно усложняя и сюжет и действия, которые выполняют дети, включая их, таким образом, в процесс рассказывания, фантазирования.
4. Художественно-эстетическое развитие:
• Развивает воображение
• Формирует эстетический вкус
• Развивает художественные способности, чувство ритма.
Первоначально это конечно рисование песком, можно предложить нарисовать различные геометрические фигуры, волшебное дерево, сказочный дворец или красивое платье. Рисунок можно украсить бусинами, пуговицами, природным материалом. В своей практике я использую так же рисование воронками. Рисование цветным песком по средствам трафаретов.
5. Физическое развитие:
• Способствует сохранению и укреплению здоровья
• Накоплению и обогащению двигательного опыта
• Развитие координации
• Развитие мелкой и крупной моторики
1.4. Новизна и отличительная особенность программы
Художественно-эстетическая деятельность - деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.
1.5. Цель и задачи реализации дополнительной общеразвивающей программы «Рисование песочных картин в технике «Sant-Art» (6-7 лет)
Цель: психолого – педагогическая поддержка художественно – творческого и эмоционального развития ребёнка в изобразительной деятельности.
Задачи:
1. Образовательные:
• формировать познавательную активность через ознакомление с техниками рисования песком.
• дать детям общее представление об искусстве песочной анимации и обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка.
• формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие изображаемого предмета.
• знакомить детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть, рыхлость); тренировка мелкой моторики рук;
2. Развивающие:
• развивать у детей мотивацию к овладению песочным рисунком_и познавательную активность -развивать навыки саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний; гармонизация психоэмоционального состояния.
• развивать умение совместно работать со сверстниками в группах разной комплектации, формирование коммуникативных навыков, планировать деятельность.
• способствовать формированию сенсорных эталонов, развивать тактильную чувствительность. Мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию и межполушарное взаимодействие.
3. Воспитательные:
• вызвать устойчивый интерес к художественной деятельности, -воспитывать чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире,
• формировать желание детей выражать свои мысли и чувства в изобразительной деятельности,
• воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность.
4. Психотерапевтические:
• поддерживать эмоциональный комфорт и благополучие ребенка,
• поддерживать способность получать позитивные эмоции от процесса манипулирования песком и от рисования,
• гармонизировать психоэмоциональное состояние детей,
• учить детей отражать свои негативные эмоциональные состояния на песке.
1.6. Динамика возможных достижений детей в освоении программы
«Рисование песочных картин в технике «Sant-Art»
Возраст детей 6-7 лет
Модуль 1
• Самостоятельно называет техники рисования песком.
• Рисует пальцами, ладонью, кулаком, создавая композицию, анимацию.
• Движения рук точны, характер, сила, амплитуда, скорость и ритмичность движения соответствует графической задаче изображения несложных форм, объединяя в рисунке несколько изображений в сюжетную картину.
• Выражает эмоции не только через рисунок, но и словом (знакомство с «языком»песочной графики (пятно, точка, прямая, кривая, спиральные линии)
и рисование предметов на основе простейших геометрических
фигур (круг, прямоугольник, треугольник).
• Способен одновременно работать пальцами двух рук.
Модуль 2 • Увлеченность в рисовании на песке, желания рисовать по собственному замыслу.
• Умеет дорисовывать отдельные формы, включая фантазию и творческое мышление.
• Умеет передавать особенности человеческого тела взрослого человека и ребенка.
• Дорисовывая предложенные пятна, линии, точки, получая при этом новый образ, при этом выбирает тип изображения (светлый, темный).
• Создает индивидуальные и коллективные рисунки, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
• Изображает предметы и явления, сюжетные изображения по представлению; передавая их выразительно, путем создания отчетливых форм, использования разных техник песочной анимации.
• Эмоциональное состояние в процессе рисования песком всегда характеризуются стабильностью, уравновешенностью, позитивным настроем, стремлением в рисунке на песке выразить свои эмоции, чувства.
• Умеет придумывать мини – сказки и истории, включая фантазию и творческое мышление.
1.7. Принципы построения педагогического процесса:
• Принцип системности - структурирования содержания программы по уровням художественного развития ребенка (возрастам) и разделам, связанным с изображением песком отдельных предметов, сюжетных песочных картин песочных анимаций.
• Принцип ндивидуально-личностного подхода предусматривает ориентацию на индивидуальные художественные способности и интересы ребенка, приоритет личностных переживаний, отражения чувств, создание условий для творческого его самовыражения.
• Принцип адекватного баланса между репродуктивной деятельностью и творчеством. В первой части занятия предлагаются упражнения, требующие точных повторений движений руками, во второй обязательно творческих заданий по тематике занятия.
• Принцип обучения техническим навыкам «от простого к сложному». этот принцип диктует построения структуры программы и хода занятия.
• Принцип создания творческой атмосферы и естественной радости процессе рисования.
• Принцип интеграции изобразительной деятельности с другими видами детской деятельности (игра, драматизация, рассказывание сказки, музыка). Реализация данного принципа предполагает использование на занятиях игровых приемов в процессе пальчиковой гимнастики (см. Приложени 2) и в отдельных случаях обыгрывание созданных рисунков.
• Принцип психолого-педагогической поддержки в процессе рисования достигается посредством бережного отношения к мыслям, рассуждениям детей, продуктам их изобразительной деятельности.
• Принцип дозированной помощи и невмешательства в процессе
детско го изобразительного творчества.
1.8. Методы и приемы обучения :
- Наглядные включают в себя:
• наглядно - слуховые (слушание музыки в аудиозаписи);
• наглядно - зрительные (дидактический материал) ;
• тактильно - мышечные (индивидуальная помощь, помощь других детей, совместное выполнение, подражательное выполнение);
• формы несловесной поддержки (улыбка и т. п.);
- Словесные методы:
• объяснение (краткое, четкое, эмоциональное);
• указания (даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально);
• вопросы (четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память)
• Пояснения, уточнения - словесные приемы, которые нежелательно использовать на фоне звучащей музыки.
- Практические методы:
• метод упражнений (связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала);
- Игровые методы
• (занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции).
- Арт-терапевтические методы развития эмоций и чувств:
• Пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний
• Побуждение к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное
• Контроль и оценка изобразительной деятельности.
Формы работы:
- Индивидуальные игры. Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
- Групповые игры Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т. е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.
Формы взаимодействия педагога с детьми:
• Мотивация (ритуал приветствия)
• Гимнастика для мелкой моторики
• Обучение технике пескографии
• Физ. пауза
• Выполнение
• Любование
• Эмоциональная установка на успешность (ритуал прощания)
Техника рисования :
• Рисование кулаком,
• Рисование ладонью,
• Рисование ребром большого пальца,
• Рисование щепотью,
• Рисование мизинцами,
• Одновременное использование нескольких пальцев,
• Рисование симметрично двумя руками,
• Отсечение лишнего,
• Насыпание из кулачка,
• Рисование пальцем.
Способами засыпания поверхности стола:
• Просеивание,
• Расхлопывание,
• Дождик,
• Торнадо,
• Волна.
Правила работы с песком повторяем перед каждым занятием:
1. Перед началом и по окончании занятий с песком необходимо мыть руки;
2. Категорически нельзя бросаться песком; Нельзя брать его в рот.
3. Не встряхивать песок на пол и не вытирать об себя руки;
4. Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
5. После игры надо убрать все на свои места.
Структура занятий:
Условно, можно выделить несколько этапов занятий с песком
I. Вводная часть:
1. Особое приветствие.
2. Правила работы с песком.
II. Основная часть:
1. Упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности.
2. Игры и упражнения, направленные на формирование и развитие фонематического слуха,
фонематического восприятия, фонематического внимания, фонематической памяти,
фонематического анализа и синтеза.
III. Заключительная часть:
1. Подведение итогов.
2. Упражнение на релаксацию.
3. Рефлексия.
4. Ритуал прощания
2.1. Материально-техническое обеспечение
Работа студии «Пишем и рисуем на песке» позволяет систематически и последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. На занятиях используется музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа.
1. Ноутбук
2. Интерактивная доска
3. Видеокамера
5. Комплект дисков с классической и релакс музыкой
6. Световые столы и планшеты
7. Кварцевый и цветной песок
8. Антистатик
9. Цветные стеклянные камешки разные по размеру и форме
10. Гребешки разные по ширине зубцов
11. Тактильные доски с различным рельефным рисунком
12. Линейки
13. Воронки
14. Гребёнки
15. Кисти
16. Коктэльные трубочки
17. Фактурные мячики
4. Формы промежуточной аттестации
Освоение программы сопровождается промежуточной аттестацией воспитанников.
Основной метод – наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий в ходе образовательной деятельности.
Форма промежуточной аттестации – 2 раза в год
• в середине года (1 раз в декабре)
• в отчетном занятии (1 раз в мае)
6. Рабочая программа
Уровень выполнения песочной анимации.
(придумывание и анимация мини – сказок (историй)
возраст детей 6-7 лет
Тема
Содержание работы
Материалы Количество часов
Модуль 1. АЗБУКА ПЕСОЧНОЙ ГРАФИКИ
(знакомство с «языком» песочной графики (пятно, точка, прямая, кривая, спиральные линии) и рисование предметов на основе простейших геометрических фигур (круг, прямоугольник, треугольник).
1 октябрь «Здравствуй, песочная страна!» (вводное занятие) Демонстрация анимационной истории «Дождь над морем».
Арт- упражнение «Песочный ветер»
(дыхательное) Световой стол, кварцевый песок, гребёнки, цветные камешки. Камера, экран. 1час
2 октябрь
«Тайный силуэт» Анимация мини сказки
«Ожившее пятно». Световой стол, кварцевый песок, гребйнки, трафареты. Камера, экран. 1 час
3 октябрь
«Загадочные следы и отпе-чатки» Анимация мини-сказки
«О чем поведали следы?» Световой стол, кварцевый песок. Камера, экран. 1 час
4 октябрь
«Волшебные точки» Анимация мини-сказки «Приключение точки». Световой стол, кварцевый песок. 1 час
5 ноябрь «Ожившие линии»
(прямые и кривые) Анимация мини-сказки на выбор
«Как линия запуталась».
«Сказка о непослушной линии» Световой стол, кварцевый песок
Камера, экран. 1 час
6 ноябрь
«Превращения кружка» Анимация мини-сказки «Превращение кружка», «Веселые клубочки» Световой стол, кварцевый песок. Декор по выбору детей. Камера, экран. 1 час
7
ноябрь «Узор в круге» Анимация мини-сказки
«Как два кружка встретились» Световой стол, кварцевый песок. Камера, экран. 1 час
8 ноябрь
«Занимательный квадрат и весёлый прямоугольник» Анимация мини-сказки
«Как прямоугольник превратился в квадрат» Световой стол, кварце. вый песок. Камера, экран 1 час
9 декабрь «Треугольные фантазии» Анимация мини-сказки
«Треугольные истории» Световой стол, кварцевый песок. Камера, экран. 1 час
10 декабрь
«В стране Песочной графики» Анимация мини-сказки
«В стране Песочной графики»
Световой стол, кварцевый песок. Декор п выбору детей. Камера, экран. 1 час
11 декабрь Промежуточная аттестаця 1 час
Модуль 2 «Песочные картинки»
12 декабрь «Деревья: такие
разные»
Придумывание и анимация сказки на выбор
«Удивительный жёлудь»;
«Жизнь дерева»;
«Разговор двух деревьев» Световой стол, кварцевый песок, гребёнки. Камера, экран. 1час
13 январь «Цветы: в жизни и сказке» Придумывание и анимация мини-сказки
«Сон цветка»;
«Приключение зёрнышка» Световой стол, кварцевый песок. Камера, экран. 1час
14 январь «Фруктово - овощные
истории» Придумывание и анимация мини- сказки
«Фруктово - овощная история».
Световой стол, кварцевый песок. Декор по выбору детей. Камера, экран. 1час
15 январь «Игрушки и предметы быта» Придумывание и анимация мини – сказки
«Необычные превращения» (один предмет превращается в другой в процессе рисования). Световой стол, кварцевый песок. Декор по выбору детей. Камера, экран. 1час
16 январь «Транспорт» Анимация мини - сказки
«Спор: кто быстрее?» Световой стол, кварцевый песок, гребёнки, трафареты. Камера, экран. 1час
17 февраль «Обитатели морей и океанов» Придумывание и анимация сказки
«Подводные приключения» Световой стол, кварцевый песок гребёнки, цветные камешки. 1час
18 февраль «Подводное царство» Анимация мини - сказки
«Превращения рыб»,
«Приключения в подводном мире» Световой стол, кварцевый песок, гребёнки, цветные камешки. Камера, экран. 1час
19 февраль «Птицы и насекомые» Анимация мини - сказки
«Превращения гадкого утёнка» Световой стол, кварцевый песок, цветные стеклянные камешки. 1час
20 февраль «Домашние животные»
Анимация мини - сказки «Превращения животных»;
«На лугу пасутся ко…»
Световой стол, кварцевый песок,гребёнки, цветные камешки. 1час
21 март «Звери» Анимация мини - сказки
«Звериная история» Световой стол, кварцевый песок. Декор по выбору детей. 1час
22 март «Песочные человечки» Придумывание и анимация мини- сказки
«Моя история» Световой стол, кварцевый песок, гребёнки. Камера, экран. 1час
23 март «Песочные портреты» Придумывание и анимация сказки
«Отражение в зеркале»
Световой стол, кварцевый песок, гребёнка, кисть. 1час
24 март «Деревенский пейзаж» Придумывание и анимация сказки
«В деревне» Световой стол, кварцевый песок. Камера, экран. 1час
25 апрель «Городской пейзаж» Придумывание и анимация истории
«Как зажигаются окна» Световой стол, кварцевый песок стеклянные цетные камешки. Камера, экран. 1час
26
апрель «Космический пейзаж» Придумывание и анимация сказки
«На неведомой планете» Световой стол, кварцевый песок,кисть,цветные стекляллые камеши, мчики фактурные. 1 час
27
апрель
«Сказочные животные» Анимация фрагмента мультфильма со сказочными животными по желанию. Световой стол, кварцевый песок стеклянные цетные камешки. Камера, экран. 1 час
28 апрель «Люди — персонажи мульт-фильмов и сказок» Анимация фрагмента мультфильма по желанию.
Световой стол, кварцевый песок ребёнки, кисть, фактурные мячики,стеклянные цетные камешки. 2 часа
29 май
30 май «Рисую настроение на песке»
Коллективные работы:
«Волшебные превращения» Световой стол, кварцевый песок. Декор по выбору детей. 1 час
31
май
«Рисую музыку песком» Анимация фрагмента детской песни на выбор. Световой стол, кварцевый песок,гребёнки, кисть, фактурные мячики,стеклянные цетные камешки. Диски с музыкой. 1 час
32 май Итоговое занятие «Песочный театр»
Презентация лучших анимационных работ. Световой стол, кварцевый песок,гребёнки, стеклянные цетные камешки. Камера, экран. 1час
Всего: 36
8. Оценочные и методические материалы
Промежуточная аттестация: аттестация проводится методом педагогического наблюдения в ходе итоговых показов занятий 2 раза в год (декабрь, май) в каждой возрастной категории (6-7 лет). Взрослый наблюдает за умением ребёнка применять полученные навыки в процессе творческой работы, которая анализируется с помощью определенных критериев. Результат заносится в протокол, который хранится в методическом кабинете.
Обозначение Критерии
Красная клетка необходима поддержка, стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается
Жёлтая клетка требуется незначительная помощь взрослого, с вопросами к взрослому обращается редко
Зеленая клетка выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обращается с вопросами
9. Методические материалы
1. Тупичкина «Мир песочных фантазий» Программа обучения детей рисованию песочных картин в технике «Sand-Art» (для детей дошкольного и младшего школьного возраста) «АРКТИ» М. 2017г
2. Зейц Е. А. М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. –М., 2010.
3. А. Войнова «Песочное рисование» «Феникс» 2014г.
4. Е. В. Шакирова «Рисуем на песке» С-П, Детство-Пресс, 2017г.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
• htt ://www.sadpictures.ru
• htt ://www.jlady.ru
• htt ://www.u-sovenka.ru
• htt ://www.vita-studia.com
• htt ://www. mc-art.ru
• htt ://www. sandpoject.ru
• 7. Издательский дом «Первое сентября» www.1september.r
• 8. Народная библиотека www.biglib.com.ru
• Сайт «Все для детского сада» www. Ru