Алла Баханова
Программа лагеря дневного пребывания «Дружба»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Еланцынская средняя общеобразовательная школа»
«Принято»
на педагогическом совете
Протокол №___
от «__»___2020г.
Согласовано
Директор школы
___ /И. А. Жербаков/
«___»___2020г «Утверждаю» Начальник лагеря ___/А. И. Баханова/
от «___»___2020 г
Программа отдыха и оздоровления детей
художественной направленности
Темочки:
«Радуга талантов»
Срок реализации: июнь 2020 года
Автор:
начальник ЛДП «Дружба»
Баханова А. И.
с. Еланцы, 2020 г.
Пояснительная записка
Программа отдыха и оздоровления детей предполагает формирование творческих способностей путём организации процесса обучения декоративно-прикладному творчеству на основе их запросов и интересов, с учётом собственных склонностей и желаний. В процессе самостоятельной творческой деятельности у детей формируется потребность воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, а также появляется возможность развивать свои художественно-творческие способности. Эстетическое воспитание выполняет свои задачи в тесном взаимодействии с другими видами воспитания: экологическим, художественным, нравственным, трудовым.
Предпосылкой для организации творческого объединения является идея художественно-эстетического воспитания детей средствами декоративно-прикладного и изобразительного искусства с использованием различных способов изображения. Многие люди любят мастерить что-то своими руками: и дети, и взрослые. Красивые, качественные, выполненные с душой изделия будят в нас добрые чувства – восхищение, радость.
При изготовлении творческих работ используется разнообразные материалы. Бумага и картон – самый привычный и доступный для поделок материал. Из них можно сделать многое: сувенир, панно, открытку, и не просто открытку, а маленькое произведение искусства.
В наши дни лепка из соленого теста стала очень популярным занятием. И это не удивительно. Лепить из солёного теста – большое удовольствие и радость. Солёное тесто – доступный, экологически чистый материал, поэтому работу с ним можно доверить ребёнку. Лепка вызывает самые приятные чувства волшебства, творчества! А что ещё нужно для счастья и радости? Конечно же, умение и желание творить!
Очень популярным у современных детей стало искусство лепки из полимерной глины. Украшения, аксессуары и предметы декора из полимерной массы сегодня уже не редкость. Была бы фантазия и умелые руки!
Деятельность творческого объединения «Радуга талантов» направлена на сообщение основных знаний и умений в области декоративно-прикладного творчества, занятия открывают возможности для разностороннего развития ребёнка, коррекции в его воспитании, побуждают к творческой деятельности, что является основной целью дополнительного образования. Представленная программа включает в себя поэтапное обучение моделированию, конструированию и дизайну. В практической работе используются авторские разработки педагога моделей стилизованных фигурок, панно, открыток и т. п.
Возможность фантазировать и творить позволяет оформить изделие по-своему, дополнить деталями по своему вкусу и замыслу.
Программа отдыха и оздоровления детей является краткосрочной и рассчитана на 18 занятий для обучающихся 6,5-15 лет, независимо от уровня их подготовки. Длительность одного занятия – 1,5 часа. Занятия проводятся в специально отведенном помещении. Программа рекомендуется к использованию педагогам дополнительного образования, работающим по краткосрочным программам.
Цель программы : Способствовать развитию творческих способностей детей путём сообщения им дополнительных знаний о технологиях изготовления и дизайне изделий, о соотношении цвета и свойствах используемых материалов.
Задачи:
1. Образовательные:
• обучить технологии изготовления сувениров, формируя умения применять различные технологические приёмы при создании изделий и их дизайне;
• познакомить с основными понятиями в декоративно-прикладном творчестве: «цветовой круг», «родственные цвета», «контрастные цвета», «панно», «аппликация» и т. д. ;
• формировать и совершенствовать навыки работы с различными инструментами и материалами.
2. Развивающие:
• развивать пространственное и образное мышление;
• способствовать развитию познавательного интереса обучающихся в области декоративно-прикладного искусства;
• формировать способность к самостоятельному выражению своих идей в процессе работы;
• способствовать развитию мелкой моторики рук в целях положительного влияния на интеллект и психику ребёнка.
3. Воспитательные:
• воспитывать любовь к труду, ответственность за результат;
• помочь ребёнку почувствовать себя умелым и талантливым; • формировать дружеские отношения между членами творческого объединения, основанные на сотрудничестве, сотворчестве.
Преподавание материала происходит по сжатому дифференцированному курсу с использованием репродуктивных и творческих моментов.
Принципы построения программы :
• взаимосвязь теории и практики;
• личностно-ориентированный подход; • дифференциация;
• свобода выбора.
Актуальность программы обеспечивается следующими факторами:
• обеспечение вариативности и свободы выбора;
• обновление тем обучения;
• совершенствование качества методических материалов;
• тематическое планирование с учётом интересов и возрастных особенностей детей.
Новизна программы заключается в следующем:
• многоплановость и разнообразие изучаемого материала;
• обновление методического обеспечения образовательного процесса в связи с внедрением информационных технологий, таких как: мультимедийные презентации, использование чертежей и технологических карт в электронном виде и печатном варианте, материалов сети Интернет.
Особенностью программы является :
• краткосрочность,
• свобода выбора,
• вариативность, гибкость,
• деятельный продуктивный характер,
• интеграция образовательных областей: ИЗО, аппликация, естествознание, черчение, конструирование и моделирование, физика, история.
Форма организации процесса обучения: занятия организуются в 2-х учебных группах, сформированных из участников смен без учёта первоначальных знаний и умений. Количество обучающихся в группе 15-20 человек.
Форма занятий: групповые занятия.
Методы организации процесса обучения: демонстрация образцов изделий, выполненных педагогом или детьми, объяснительно-наглядный, а так же метод совместной работы педагога и обучающихся – мастер-класс.
Формы подведения итогов: итоговое анкетирование, подведение итогов работы по системе «Ступени творческого роста», организация выставки творческих работ детей, участие во Всероссийских, областных и районных конкурсах.
Программа отдыха и оздоровления детей «Радуга талантов» предполагает вовлечение обучающихся в творческую деятельность, направленную на особую область искусства – декоративно-прикладное творчество. Разделы программы представлены в учебно-тематическом плане. Необходимо отметить не только разнообразие направлений творческой деятельности, но и материалов, применяемых при изготовлении изделий. Для выполнения объёмных работ применяются такие материалы, как солёное тесто, гипс, полимерная глина (пластика, для конструирования – цветные картон и бумага, для изготовления рамочки к работе – коробочный картон, куски обоев. Чередование одного вида деятельности с другим развивает моторику рук, благотворно влияет на мыслительную деятельность ребёнка, на его психическое состояние, на интеллект. Ребёнок становится более внимательным, старается соблюдать последовательность тех или иных операций.
Своим разнообразием и увлекательностью, неожиданностью используемых материалов раздвигаются рамки представления ребёнка о художественном творчестве, конструировании и моделировании, увлекают и радуют, как интересная игра, побуждают к активному творческому действию. Дети не любят однообразия и монотонности. Такой труд их утомляет, вызывает нежелание работать, снижает качество занятий, а смена видов ручного труда и используемых материалов помогает сохранить стойкий интерес детей к занятиям.
На занятиях реализуется принцип взаимосвязи теории с практикой. На каждом занятии педагог сообщает детям общетеоретические сведения по теме. В процессе труда они приобретают необходимые умения и навыки, которые затем используют в практической деятельности. Развивающий характер обучения определяется всей системой занятий. Дети, получая первоначальные знания и выполняя изделия из бумаги, моделируя и рисуя, накапливают определённую сумму знаний и умений, что является основой для последующей работы.
Лепка из солёного теста с последующей росписью, несомненно, пользуется большой популярностью у участников творческого объединения, но в летнее время, когда отключается отопление, изделия из солёного теста очень плохо сохнут. Поэтому на летний период педагог оставляет за собой право заменить разделы «лепка и роспись по солёному тесту» на разделы «Такие разные открытки» и расширить тему квиллинга.
Немаловажное значение в организации образовательной деятельности творческого объединения являются воспитательные моменты. Психологически комфортная, доброжелательная атмосфера на занятиях, магия творчества благотворно влияет на состояние ребенка. Коллективная работа, выполняемая всей группой, взаимопомощь в процессе работы, когда ребята помогают друг другу в изготовлении или дизайне изделий, служат укреплению временного детского коллектива.
Основные направления содержания деятельности:
Художественное моделирование из картона и бумаги:
• Правила работы
• Основы композиции
• Сочетания цветов
• Замысел сюжета с подбором элементов
• Изготовление основы
• Оформление изделия деталями
• Базовые формы техники квиллинг
Лепка из солёного теста
• Рецепт теста
• Инструменты и материалы
• Базовые формы
• Стилизованные фигурки
• Композиции
• Панно, основы композиции
• Кулоны
• Подвесы
• Сушка
• Спасательные действия для повреждённой работы
Художественная роспись изделий из солё ного теста:
• Спектральный круг
• Смешивание цветов
• Сочетание цветов, цветовая гамма
• Выбор кисточек, красок, лака
• Методы и поэтапность раскрашивания изделий
• Закрепление работы лаком
• Фоновая роспись
Лепка из полимерной глины
• Инструменты и материалы
• Базовые формы
• Кулоны
• Бижутерия, сувениры
Условия реализации программы.
Для плодотворного функционирования творческого объединения в первую очередь необходимо помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям. Оборудование кабинета должно включать в себя набор учебной мебели: столы, стулья, шкафы, инструменты и приспособления, таблицы и учебные пособия, необходимые для организации занятий. Рабочее место каждого ребёнка должно быть в меру просторным, всё необходимое для занятий должно быть под рукой, а так же важным условием реализации программы должна быть хорошая посещаемость занятий обучающимися.
Дидактические материалы:
Для лучшего и прочного усвоения детьми учебного материала важную роль играет использование дидактического материала и наглядных пособий. Использование наглядных пособий позволяет включить зрительное восприятие ребёнка, способствует более прочному усвоению материала, развитию творческого воображения.
Памятки, таблицы и схемы:
1. Инструкция по технике безопасности.
2. Правила работы с картоном и бумагой.
3. Цветоведение. Спектральный круг.
4. Смешивание цветов.
5. Зависимость возраста от расположения уровня глаз.
6. «Солёное тесто». Базовые формы.
7. Поэтапная роспись панно, композиции, фигурок из солёного теста.
8. Рамки.
9. Работаем с гипсом.
10. Открытка-стойка.
Таблички:
1. Глаза (2,
2. Рты (2)
3. Лист,
4. Божья коровка, 5. Медвежонок,
6. Фоновый рисунок (3,
7. Цветок. Листок. Размывка границы тона.
Раскладные папки:
1. Рецепт солёного теста.
2. Инструменты и материалы.
3. Как исправить треснувшую работу
Книги:
1. Гончарова К. Стильные украшения из полимерной глины. – М. -Эксмо, 2010. -64с. : ил. - (Азбука рукоделия).
2. Кискальт И. Солёное тесто. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2002.
3. Солёное тесто. Большая книга поделок/ М. : Изд. Эксмо, 2004.
4. Чаянова Г. Н. Солёное тесто. – М. : Дрофа-плюс, 2005.
Методические пособия:
1. Лисова В. В. Устинова Г. Ф. Мастерилки -1. По декоративно-прикладному творчеству. 2001.
2. Лисова В. В. Мастерилки -2. По декоративно-прикладному искусству. Нижний Новгород. Нижегородский гуманитарный центр. 2004.
3. Лисова В. В. Мастерилки -3. Каждый год – Новый год! По декоративно-прикладному творчеству. 2005.
4. Лисова В. В. Тестопластика. 2014г.
Материалы:
Для создания различных изделий во время занятий творческого объединения в соответствии с программой необходимы различные материалы:
1. цветной картон;
2. цветная бумага, цветная ксероксная бумага;
3. клей ПВА, карандашный;
4. фломастеры, маркеры, гель для детского творчества;
5. соль «Экстра»;
6. мука;
7. полимерная глина;
8. пины, швензы, колечки;
9. краски гуашевые «Луч» 12 цветов;
10. гипс;
11. коробочный картон;
12. обои.
Инструменты и приспособления:
Для работы, приносящей удовольствие от самого процесса, необходимы не только материалы, но и специальные инструменты и приспособления:
1. клеёнка на столы;
2. органайзер для инструментов;
3. ножницы;
4. карандаш;
5. ластик;
6. шило;
7. плоскогубцы, круглогубцы;
8. инструмент для квиллинга – «вилка»;
9. линейка 40 см, трафаретная;
10. стеки для скульптурных работ;
11. кисти № 1,2,3,4,5;
12. быстросохнущий, бесцветный лак;
13. баночки для воды;
14. палитры.
Для педагога:
1. контейнеры для папок и шаблонов,
2. органайзер для канцелярских принадлежностей,
3. степлер со скрепками,
4. канцелярские ножи,
5. доски для резания (ДВП)
6. точилки для карандашей,
7. штрих – корректор,
8. шило,
9. круглогубцы,
10. плоскогубцы,
11. формы для гипса,
12. резак для бумаги,
13. скотч широкий и узкий,
14. нитки белые № 40,
15. бумага писчая,
16. большая миска для замеса теста,
17. пластиковое ведёрко и ложка для гипса,
18. шкафы для хранения материалов и инструментов,
19. вытяжка – вентиляция,
20. шкаф открытый с полками для сушки изделий из солёного теста,
21. корзина для мусора,
22. схемы и таблицы,
23. образцы изделий.
Ожидаемые результаты
В результате освоения программы ребёнок должен обладать определённым набором знаний, умений:
Знать: Уметь:
• правила безопасной работы с инструментами и материалами;
• правила и приёмы работы с картоном и бумагой;
• основы композиции;
• понятия: аппликация, панно, объём, объёмная композиция, салфеточный декупаж, объёмный декупаж, квиллинг;
• основные цвета и оттенки; • свойства гуашевых красок;
• технологию выполнения изделий из солёного теста;
• технологию соединения деталей из различных материалов друг с другом;
• приёмы оформления творческих работ;
• приёмы выполнения рамок к работам;
• приёмы скорой помощи для восстановления испорченной работы;
• различные геометрические формы, виды бумаги, картона;
• базовые формы и приёмы работы
в технике квиллинг,
• понятия: зеркальное отображение, симметрия и асимметрия,
• названия аксессуаров: пины, швензы;
• инструменты: плоскогубцы, круглогубцы и их значение. • работать с ножницами, канцелярским (макетным) ножом;
• при вырезании делать ровный край;
• экономно использовать материалы;
• правильно выполнять рицовку;
• на основе полученных знаний лепить различные изделия из солёного теста;
• правильно сушить изделия;
• композиционно правильно подбирать цвета;
• правильно выполнять размещение композиции в рамке;
• самостоятельно выполнять изготовление рамочки из обычного и коробочного картона;
• самостоятельно составлять оттенки цветов на палитре;
• правильно покрывать работы лаком;
• правильно готовить работы к выставке;
• пользоваться линейкой;
• к любой работе подходить
творчески.
Критерии оценок
Интенсивность обучения детей искусству дизайна по дополнительной общеобразовательной программе «Радуга талантов» обусловлена её краткосрочностью, что связано с условиями пребывания детей в МБОУ «Еланцынская СОШ». Выбирая творческую деятельность, ребенок стремится к саморазвитию и реализации своих интересов. Для выявления уровня результативности программы и творческой деятельности каждого обучающегося используется следующая методика:
На организационном этапе:
Для выявления мотивации прихода детей в объединение и выяснения уровня знаний и умений детей на начало занятий служит входное анкетирование детей, по которым педагог отслеживает мотивацию, степень подготовленности ребят, пришедших на занятия творческого объединения, и дает первичное представление педагогу о ребенке.
На основании входящего тестирования выявляется уровень знаний и умений ребёнка. Одни дети обладают достаточным уровнем знаний, умений и навыков в области декоративно – прикладного творчества, они, обычно, не требуют большой коррекции своих работ, но нуждаются в совете, образцах работ, таблицах. Другие, не занимающиеся или мало занимающиеся дети, требуют большего внимания со стороны педагога, здесь очень важно закрепить навыки, полученные на занятиях и подтолкнуть их на дальнейшее совершенствование.
На обучающем этапе:
• Для стимулирования интереса к занятиям и мотивации участников образовательного процесса на определённые результаты организуется работа по системе «Ступени творческого роста» : обучаюшиеся поэтапно поднимаются по ступеням (номинациям) : ученик, подмастерье, мастер, творец. На первых 3-х занятиях дети выступают в роли Учеников, в результате усвоения определённой суммы знаний и умений им присваивается звание «Подмастерье». К концу смены, выполнив все работы с хорошим качеством, становятся Мастерами.
Участники образовательного процесса, которые первыми достигли звания Мастер, имеют право получить зачетный лист от педагога и провести мастер – класс для детей своего отряда. Эти дети и дети, выполнившие дополнительно сложную творческую индивидуальную работу, становятся Творцами.
• Подведение итогов работы по разделу программы проходит в форме мини-выставки с демонстрацией лучших детских работ, анализом ошибок.
На заключительном этапе:
• Проводится итоговое анкетирование, целью которого является выявление уровня востребованности тем для изучения, а также степени удовлетворенности от занятий. Итоговое анкетирование также выявляет уровень знаний, умений и навыков обучающихся в творческом объединении.
• Проводится анализ работы по системе «Ступени творческого роста», награждение обучающихся дипломами по соответствующим номинациям. Лучшие работы демонстрируются на итоговой выставке, фотографируются и помещаются в альбом.