Семенова Юлия
Программа курса предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов «Артист — Вокалист»
▼ Скачать + Заказать документы
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
программы курса предпрофильной подготовки
основного набора 2019
1. Наименование организации-организатора программы КПП Полное наименование: Структурное подразделение «Центр внешкольной работы» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №9 «Центр образования» городского округа Октябрьск Самарская область
Сокращенное наименование: СП «ЦВР» ГБОУ СОШ №9 г. о. Октябрьск
Публикация «Программа курса предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов „Артист — Вокалист“» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Вокал. Программы
- Профориентация школьников, выбираем профессии
- Средняя школа, 9 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2. Наименование программы КПП Артист вокалист
3. Год начала реализации программы КПП 2019
4. Автор (ы) программы КПП
(ФИО полностью и должность) Семенова Юлия Александровна
Педагог дополнительного образования
5. УГС базовой профессии/ специальности программы (№ и наименование по перечням профессий/ специальностей/ направлений подготовки профессионального образования) Искусство и культура.
Музыкальное искусство
Искусство вокального исполнительства
6. Уровень профобразования для базовой профессии/специальности программы (СПО, СПО/ВО, ВО) СПО
7. Аннотация
(не более 750 знаков (с пробелами)
Предпрофильный курс «Артист - вокалист» направлен на ознакомление учащихся с профессией о специализациях (солист, артист ансамбля и хора, преподаватель вокала, о сфере приложения вокальных навыков в смежных творческих профессиях.
8. Количество страниц программы КПП (включая приложения) 13
Таблица категорий учащихся
по заболеваниям, для которых предназначена программа
№ Категории учащихся
по заболеваниям
«+» Для пп. 2-8 указать допустимые расстройства Форма организации:
ОО, ОС, Д
1. здоровые дети + ОО
2. с психическими заболеваниями
3. с заболеваниями нервной системы
4. с задержкой психического развития
5. с ортопедотравматологическими заболеваниями
6. с заболеваниями органа зрения
7. с заболеваниями уха и горла
8. с соматическими заболеваниями
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школы №9 «Центр образования»
городского округа Октябрьск Самарская область
структурное подразделение «Центр внешкольной работы»
Программа курса предпрофильной подготовки
учащихся 9-х классов
«АРТИСТ - ВОКАЛИСТ»
Срок реализации – 11 часов
Автор-составитель: Семенова Юлия Александровна,
педагог дополнительного образования
Октябрьск, 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Предполагаемый курс разработан для обучащихся 9 классов общеобразовательных учреждений в рамках предпрофильной подготовки.
Предпрофильный курс «Артист - вокалист» позволяет обучающимся получить представление о значимости профессии, направленной на воспитание полноценной, нравственной, духовной личности, способной к творческой деятельности и раскрывает особенности профессий в области вокального исполнителя и специализациях (солист, артист ансамбля и хора, преподаватель вокала).
Курс "Артист-вокалист" приоткрывает завесу неизвестности перед некоторыми вопросами вокального исполнительства, позволяет проверить свои вокальные данные, узнать индивидуальные перспективы по данной профессии, получить ответы на интересующие вопросы, связанные с сольным пением.
Программа рассчитана на учащихся, не имеющих музыкального образования.
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ КУРСА
Цели программы курса :
- знакомство обучающихся со сферой деятельности артиста – вокалиста и родственных профессий;
– формирование у учащихся базовых знаний, практических умений и навыков, касающихся профессиональной деятельности.
Задачи программы курса :
- ознакомить учащихся с основными требованиями к профессиональной деятельности преподавателя вокала;
- обеспечить получение практического опыта в сфере вокального исполнительства;
- обеспечить необходимой информацией о современной специфике профессии артист-вокалист, преподаватель вокала;
- предоставить возможность учащимся реализовать интерес и мотивировать к выбору данной профессии.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ и ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ.
В содержание курса включены следующие виды знаний:
• Основные понятия и термины профессиональной деятельности, такие как пение а капелла, дуэт, трио, хор, бас, баритон, тенор, сопрано, меццо-сопрано, контральто, эстрадный, народный, джазовый, академический вокал;
• Элементы вокальной техники;
• Основы певческого дыхания;
• Зарождение вокального искусства.
В содержании программы представлены следующие виды деятельности учащихся :
• Практическая, связанная с отработкой умений и навыков, используемых в профессии, а также смежных специальностях;
• Репродуктивная деятельность, в форме упражнений, направленных на освоение определенных мышечных движений;
• Аналитическая деятельность, связанная с определением на слух типов голосов, манер исполнения, сферами их использования.
Основанием для отбора содержания курса служат следующие критерии:
• Перспективность самореализации в данной и смежных творческих специальностях;
• Универсальность знаний для современного певца;
• Практическая значимость содержания образовательного материала и его ценность для профессионального самоопределения;
• Возможность применения предлагаемого материала для получения базовых практических навыков и проверки вокальных данных.
Методы, формы и средства обучения:
- методы и приемы: лекции, практические занятия, упражнения
- организационные формы: индивидуальные, групповые, коллективные
- средства обучения: вербально-информационные, мультимедийные.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА.
В результате обучения, обучающиеся будут знать:
- основные особенности профессии артист-вокалист;
- специфику работы вокалиста и родственных профессий;
- навыки эстрадного сценического искусства.
понимать:
- смысл терминов и определений, связанных с вокальным искусством;
- специфику вокального искусства.
уметь:
- отличать различные манеры исполнения;
- работать с микрофоном под минусовую программу.
Формы контроля освоения курса :
- текущий контроль: устный опрос, практические задания
- итоговый контроль: исполнение песни.
СПЕЦИФИКА ПРОГРАММЫ.
Количество участников одной группы должно быть не более 15 человек.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п Разделы, темы Всего часов в том числе форма контроля преподавателя
теоретич
занятия практич
занятия
1. Раздел I.
Введение в профессию 1 1 - -
1.1. Тема 1.
Профессия вокалист 0,5 0,5 - Устный опрос
1.2. Тема 2. Зарождение вокального искусства. 0,5 0,5 - Устный опрос
2. Раздел II.
Основы пения 1 0,5 0,5
2.1. Тема 1.
Охрана и гигиена голоса. 0,5 0,5 - Устный опрос
2.2. Тема 2.
Певческая установка. Сценическая культура певца - вокалиста 0,5 - 0,5 Практические упражнения
3. Раздел III
Постановка голоса.
Вокально – певческие навыки 5 2 3
3.1. Тема 1. Дыхание. Опора звука. 2 0,5 1.5 Практические упражнения
3.2. Тема 2. Позиция звука. Атака.
1 0,5 0,5 Практические упражнения
3.3. Тема 3. Дикция и артикуляция. 1 0,5 0,5 Практические упражнения
3.4. Тема 4.
Интонация. 1 0,5 0,5 Практические упражнения
4. Раздел IV
Пение. 3 - 3
4.1. Тема 1. Разучивание песни (слушание, анализ песни, разучивание) 2 - 2 Практические упражнения
4.2. Тема 2. Пение без сопровождения
(а капелла) 1 - 1 Практические упражнения
5. Раздел V
Подведение итогов. 1
5.1. Тема 1.
Обобщающее занятие. 1 - 1 Исполнение песни.
ИТОГО:
11 3,5 7,5
ПРОГРАММА КУРСА
«Артист-вокалист»
Раздел I.Введение в профессию (1час).
Тема 1. Профессия вокалист. (0,5час)
Общая характеристика профессии. История, развитие и тенденции. Знания, умения и навыков эстрадно-джазового мастерства вокалиста : • изучение стилей, направлений и истории джаза и эстрады; • знание теории музыки, основ импровизации и джазовой гармонии; • основы методики эстрадно-джазового вокала; • постановка дыхания, сценической речи и актёрского мастерства; • освоение азов режиссуры концертного номера; • изучение понятий «сценический имидж», «визаж» и «концертный костюм»; работа с микрофоном.
Форма занятия: лекция.
Тема 2. Зарождение вокального искусства. (0,5час)
Пение возникло еще на заре культуры человека, вероятнее всего оно было примитивным, но с развитием человека и как следствие развитием его культурной деятельности, развивалось и пение. При этом изначально пение использовалось в качестве вспомогательного инструмента при свершении каких-либо ритуалов. Затем уже появлялись песни, которые посвящали богам, которые "рассказывали" о быте народа. Первые представители с некоторой поправкой были шаманы - они часто пользовались пением для выполнение каких-то особо таинственных магических обрядов. Затем появились народные певцы. В Европе уже значительно позже появились барды, миннезингеры, трубадуры, по сути это названия различных народов певцов-поэтов. В основе всего лежало устное творчество.
Форма занятия: лекция.
Раздел II.Основы пения (1 час)
Тема 1. Охрана и гигиена голоса (0,5 часа).
рабочий инструмент вокалиста, который необходимо беречь, и о котором необходимо заботиться. Правила гигиены певческого голоса, соблюдение режима пения.
Форма занятия: лекция.
Тема 2. Певческая установка. Сценическая культура певца – вокалиста (0,5час)
Певческая установка корпуса певца во время пения. Комплекс выразительных средств, художественный образ исполнителя. Дополнительные выразительные средства, (театральные костюмы, общение певцов между собой, взаимодействие с театрально – танцевальной группой, создание характера персонажа, художественной «маски»).
Форма занятия: Практические упражнения.
Раздел III Постановка голоса. Вокально – певческие навыки (5 час)
Тема 1. Дыхание. Опора звука. (2час)
Выполнение упражнений, направленных на выработку певческого дыхания. Вдох и выдох, задержка дыхания.
Овладение певческим дыханием, т. е. базой в работе над постановкой голоса. Правильно поставленное дыхание придает более глубокую окраску тембру, объемность звука, полетность, звонкость.
Вдох (выработка быстрого и активного певческого вдоха).
Вдох нужно брать носом и ртом одновременно или комбинировать и пользоваться смешанным вдохом – когда-то носом, когда-то ртом.
Упражнения, Направленные на:
- низкий регистр и продолжительная фраза требуют более глубокого дыхания
- в произведениях спокойных, медленных вдох должен быть более глубокий, в быстрых произведениях – вдох короткий и энергичный.
Задержка дыхания
Активизация певческого и дыхательного аппарата.
Выдох (максимальная продолжительность, ровность, отсутствие толчков, экономность).Задача певческого дыхания – это контролируемый и регулируемый выдох, что и обеспечивается владением диафрагмальным дыханием, диафрагмой, так как именно она помогает регулировать и распределять выдыхаемый воздушный поток, сохранять певческий объем грудной клетки.
Упражнение 1
Очень глубоко резко и быстро возьмите дыхание через нос (в нижние ребра). Следите, чтобы при этом не поднимались плечи. Резко, активно выдохните через рот. Чем замечательно это упражнение? Оно очень активизирует дыхательный аппарат. Вы дышите очень активно, сознательно контролируемо.
Упражнение 2
Дуем на воображаемую свечу. Положите ладони рук на ребра. Вдохните и начинайте “дуть на свечу”. Обратите внимание, как природа замечательно координирует ваши действия: воздух из легких выходит постепенно и плавно, ребра не опадают мгновенно, а постепенно, по мере выдувания. Такая же естественность выдоха должна быть и в пении, когда взятый воздух, должен распределиться на всю фразу, а не сбрасываться на первых ее звуках.
Форма занятия: выполнение практических упражнений.
Тема 2. Позиция звука. Атака. (1час). Атака звука (первоначальный импульс извлечения).
Понятие значение «Атака звука». Твердая атака, мягкая атака, придыхательная.
Упражнение 1
Вообразите, что у вас слегка побаливает горло или голова, или просто ощущается усталость. Возникла потребность «постонать», и вы на звуке [М] тихо стонете. Не кряхтеть! При кряхтении звук глухой, короткий, голосовые связки напряжены. Стон — свободный, тянущийся, монотонный. Губы слегка сомкнуты, мышцы шеи, плеч, лица, рук свободные. Проверяйте свободу шейных мышц, слегка перекатывая голову: вниз, направо, назад, налево, вниз. ].
Упражнение 2
А теперь произносите во время «стона» слоги с согласными [Б] и/или [Д] : баммм—боммм—буммм—бэммм—биммм—быммм; даннн—доннн—дуннн—дэннн—диннн—дыннн. Научиться говорить на мягкой атаке.
Во время выполнения следующих упражнений необходимо контролировать правильное положение языка — следить за его «дисциплиной».
Упражнение 3
Говорим мягко, как бы извиняясь за какой-либо проступок или успокаивая котёнка, щенка (мысленно поглаживая его) : Аба, ава, ага, ада, ажа, аза, ама, ана, ара, ала… — и так до конца алфавита.
Форма занятия: Выполнение практических упраднений. упражнений.
Тема 3. Дикция и артикуляция (1час)
Дикция, произношение звуков, слов, фраз. Выполнение практических упражнений направленный на умении ясно и четко произносить слова.
Разминка для освобождения от мышечных зажимов
Все упражнения разминки делаются легко, энергично и свободно, без излишнего напряжения. Они должны снимать усталость и напряжение, а не добавлять их.
- Плавными вращательными движениями размять, разогреть руки, плечи, шею.
- Свободные вращательные движения головой «сонная голова». Голова как бы перекатывается под собственной тяжестью.
- Вращение рук в плечевых суставах (вперёд-назад, в локтевом и лучезапястном суставах.
- Подняли плечи к ушам – бросили. Одели плечами воображаемый пиджак – скинули.
- Упражнение «пирамидка» : из положения стоя наклониться вперёд (упали, затем от копчика начинаем собирать свой позвоночник, как пирамидку, поднимаемся, выстраивая позвоночник. Повторить несколько раз.
Дикционный тренинг. Артикуляционная гимнастика для языка, губ, щек, глотки, челюсти.
Форма занятия: Выполнение практических упражнений.
Тема 4. Интонация (1час)
Методы развития чистоты интонации.
Главная задача – привести весь голосовой аппарат в певческое состояние. Видоизменение, расширение тональной сферы речи. Упражнение – чтение стихотворения в различных регистрах, для ориентирования в высоких и низких тонах сначала на речевых интонациях, а затем в сфере музыкальных звуков.
Упражнение - интонирование на одной ноте. Пение мелодических оборотов с сопровождением инструмента и без сопровождения, пение a capella, пение вслух и «про себя», закрытым ртом.
Форма занятия – выполнение практических упражнений.
Раздел IV Пение (3час)
Тема 1. Разучивание песни (слушание, анализ песни, разучивание) (2ч)
Форма занятия – практическая (разучивание песни).
Тема 2. Пение без сопровождения (а капелла) (1ч)
Подготовка голосового аппарата (распевание)
Разучивание песни. Отдельная проработка наиболее сложных мест, поэтапное разучивание мелодической линии песни, от сложного к более простому. Работа над фразой и чистотой интонации.
Пропевание песни по музыкальным фразам на слог «ТА» или вокализом на звук «А», начиная с фразы вызывающую наибольшую трудность исполнения. Тренировать выразительность, эмоциональность при исполнении песни.
Форма занятия – практическая (разучивание песни, исполнение).
Раздел V Подведение итогов (1 час)
Тема 1. Обобщающее занятие. Исполнение песни (1час)
Форма занятия – практическая.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ и ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Перечень специализированных помещений:
Занятия проводятся в аудитории, имеющей инструмент фортепиано или синтезатор.
2. Перечень образовательного программного обеспечения :
Музыкальные ресурсы интернета: сайты известных исполнителей, нотный архив.
3. Перечень мультимедиа-разработок: нет
4. Перечень демонстраций:
5. Перечень практических работ: нет
6. Перечень необходимого оборудования:
Аудитория, оборудованная звукоусилительной аппаратурой (микшерный пульт, MD дека, усилитель, акустические системы, коммутация микрофонами, фортепиано, синтезатор);
компьютер, принтер.
7. Перечень расходных материалов: нет
8. Перечень дидактических материалов: нет
Список литературы
1. Апраксина О. А. «Методика развития детского голоса»
М. Изд. МГПИ, 1983 г.
2. Вебров А. М. Техника постановки голоса. - 2-е изд. - М., 1996.
3. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968.
4. Гонтаренко Н. Б. «Секреты вокального мастерства», «Феникс», 2007г.
5. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. - М. - 1968.
6. Исаева О. А. «Экспресс-курс развития вокальных способностей»;
Изд. АСТ, Астрель (2007 г.)
7. Кадыков Н. Ф. Удивительное о голосе и слухе. - М., 1969.
8. Канторович В. С. Гигиена голоса. - М. - 1988.
9. Малинина Е. М. вокальное воспитание детей. - Л. - 1987.
10. Морозов В. П. Вокальный слух и голос. - М., Л., 1965.
11. Назаренко И. К. Искусство пения. - М., 1968.
12. Романова Л. В. «Школа эстрадного вокала», 2007г
13. Сергеев А. «Воспитание детского голоса» Пособие для учителей. Изд. Акад. пед. наук. 1950 г.
14. Сергеев Б. «Программа обучения по специальности Пение для детских муз. школ и гимназий искусств», СПб, «Союз художников», 2003 г.
15. Стулова Г. П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению», М. «Прометей», 1992 г.
16. Суязова Г. А. «Мир вокального искусства», Волгоград, «Учитель», 2007г.
17. СэтРиггз «Пойте как звёзды»; Изд. Питер, 2007 г.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ-СОСТАВИТЕЛЕ ПРОГРАММЫ
Название программы Артист - вокалист
Фамилия Семенова
Имя Юлия
Отчество Александровна
Место работы Структурное подразделение «Центр внешкольной работы» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №9
«Центр образования» городского округа Октябрьск Самарской области
Должность Педагог дополнительного образования
Контактный телефон 8 (84646) 2-15-48
Е-mail yuli-semyonova@yandex.ru
АННОТАЦИЯ
Название программы : «Артист - вокалист»
Наименование организации: Структурное подразделение «Центр внешкольной работы» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №9 «Центр образования» городского округа Октябрьск Самарской области
Автор: Семенова Юлия Александровна
Предпрофильный курс «Артист - вокалист» направлен на ознакомление учащихся с профессией о специализациях (солист, артист ансамбля и хора, преподаватель вокала, о сфере приложения вокальных навыков в смежных творческих профессиях.
Схема знакомства учащихся с профессией
Общая информация
Певцами работают люди, которым нравится быть в центре внимания. Они получают удовольствие от контакта с публикой. Однако в этом есть и минус. Если певец не получает от публики ответной радостной реакции, а, напротив, критику, то эмоционально может сильно пострадать, вплоть до развития полной депрессии.
Чтобы стать хорошим певцом, нужно, конечно же, обладать хорошим голосом и отличным музыкальным слухом. Но кроме этого есть ещё целый ряд качеств, без которых стать популярным певцом сложно.
Вот лишь основные из них:
- позитивный взгляд на жизнь;
- адекватная самооценка;
- самодисциплина, умение организовать собственный рабочий день самостоятельно;
- творческое мышление;
- стрессоустойчивость;
- грамотная речь без дефектов;
- хорошая физическая выносливость;
- ярко выраженный артистизм;
- лидерские качества;
- ощущение гармонии.