Ольга Редкозубова
Программа по формированию гендерной идентичности у детей дошкольного возраста «Кто я?»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Обращения к гендерному аспекту в образовании связано со снижением уровня здоровья мальчиков и девочек, притуплением или потерей чувства половой принадлежности, целостного позитивного образа «Я» мальчика/девочки. Именно в дошкольном возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что мальчики это будущие мужчины, а девочки – женщинами и эта принадлежность не меняется в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. Поведение ребенка зависит во многом от тех примеров поведения женщин и мужчин, с которыми маленький человек сталкивается в семье. Многие родители считают, что больше ничего делать не нужно. Дети и так скопируют автоматом каждый сою гендерную роль. Но практика показывает, что это не так. Проблема состоит в том, что зачастую современным детям сложно воспитать себя самим.
Публикация «Программа по формированию гендерной идентичности у детей дошкольного возраста „Кто я?“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Так как, например, папа редко бывает дома, а мама ассоциируется сразу с двумя полами. Или же образец с папой вообще недоступен и существует масса других негативных нюансов. Здесь настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание, которое влияет на развитие личности существенно, способствует появление у девочек и мальчиков, тех качеств личности, которые позволяют им быть счастливыми и успешными в семье и в современном обществе. Поэтому проблема полоролевого воспитания и обучения остается по-прежнему актуальной, а так как в дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, то и вся работа по воспитанию и обучению проходит через игру. В детском саду легче создать придметно-развивающую среду, также плюсом является то, что в саду дети находится целый день и в группе присутствуют как девочки, так и мальчики.
Понятно, что в семье не всегда, получается, создать такие условия как в детском саду, но так как семья была и есть тем фундаментом, без которого невозможно строить процесс воспитания и обучения ребенка, то ведущим направлением я выбрала работу с родителями, сделав их своими союзниками и активными участниками.
Цель: формирование гендерной идентичности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Задачи:
1. Сформировать у детей представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу.
2. Развивать навыки и умения поведения, вырабатывать отношение детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений между мальчиками и девочками.
3. Создать предметно-развивающее пространство в группе, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольников.
4. Привлечь родителей к активному участию в совместных с педагогом и детьми мероприятиях.
Реализация программы.
С детьми.
1. Беседы.
2. Специально организованная непосредственная образовательная деятельность в регламентированное время.
3. Чтение художественной литературы.
4. Дидактические игры.
5. Сюжетно-ролевые, театрализованные игры, игры-перевоплощения.
6. Подвижные игры.
7. Встречи с интересными людьми.
8. Организация различных выставок.
9. Кружок рукоделия «Марья искусница».
10. Проблемные ситуации.
11. Оформление музеев народных кукол.
12. Кружок «Мы - россияне».
С родителями.
1. Анкетирование.
2. Семейный клуб «СемьЯ».
3. Родительское собрание «маленькие граждане большой страны (все начинается с семьи)».
4. План работы с родителями.
5. Встречи «За чашкой чая».
6. День открытых дверей.
7. «Учимся играть вместе» (вечернее время).
8. Оформление информационного поля.
9. Совместные субботники.
10. Акции: «Добрые дела».
11. Вовлечение родителей в детскую деятельность как равных партнеров по общению (совместные поделки, спортивные игры – соревнования, игры – драматизации и т. д.).
12. Семинар – практикум, круглый стол, дискуссии…
13. Домашняя академия: «Культура воспитания мальчиков и девочек»
«Роль матери и отца в воспитание ребенка в русских традициях».
14. Создание условий для обогащения предметно-развивающей среды.
Ожидаемые результаты
1. Сформированность у детей гендерно-ориентированного поведения.
2. Навыки гендерной идентичности и гендерной социализации.
3. Навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности.
4. Нравственные качества, принятые в обществе.
5. Коммуникативно-речевые навыки.
6. Умение понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.
Литература
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева).
2. «Полоролевое развитие детей 5-7 лет» (А. М. Щетинина, О. И. Иванова.)
3. «Мальчики и девочки» (Т. Н. Доронова.)
4. «Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе»(В. В. Абраменкова.)
5. «Мальчики и девочки» (И. П. Шелухина.)
6. «Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду» (И. Я. Михайленко, Н. А. Короткова.)
7. «Воспитания ребёнка в русских традициях» (И. В. Соколова, А. Ф. Некрылова.)
8. Подпрограмма министерства образования РФ «Патриотическое воспитание граждан РФ 2001-2005 гг.