Баирма Гуруевна Багинова
Программа кружковой работы по ознакомлению дошкольников с устным народным творчеством бурятского народа
МБДОУ «Осинский детский сад №3»
Программа кружковой работы по бурятскому языку «Ургы»
Руководитель: Багинова Б. Г.
2024 г.
Программа кружковой работы по бурятскому языку
по устному народному творчеству для дошкольных образовательных учреждений (ДОУ)
Введение
Публикация «Программа кружковой работы по ознакомлению дошкольников с устным народным творчеством бурятского народа» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Республика Бурятия
- Русская народная культура, фольклор
- Темочки
Данная программа разработана для организации кружковой работы по бурятскому языку и ознакомлению детей дошкольного возраста с устным народным творчеством бурят. Она направлена на формирование интереса к родному языку и культуре, развитие речевых и коммуникативных навыков детей.
Цель: приобщение детей дошкольного возраста к бурятскому устному народному творчеству, развитие интереса к родному языку и культуре.
Задачи:
1. Познакомить детей с жанрами устного народного творчества бурят (сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки).
2. Учить детей пересказывать сказки, рассказывать пословицы, поговорки, загадки на бурятском языке.
3. Развивать речевые и коммуникативные навыки детей на бурятском языке.
4. Воспитывать любовь и уважение к родному языку и культуре.
Содержание программы :
1. Знакомство с бурятскими народными сказками.
2. Изучение бурятских пословиц и поговорок.
3. Разучивание бурятских народных загадок.
4. Инсценировка бурятских народных сказок.
5. Творческие задания по мотивам бурятского устного народного творчества.
№ Содержание
1 Минии нютаг. Вводное занятие.
2 Минии уг гарбал
3 Бурятские народные сказки. Знакомство с бурятскими народными сказками. Инсценировка сказки «Мышь и верблюд».
4 Малые жанры фольклора. Знакомство с бурятскими пословицами, поговорками, загадками, скороговорками и их разучивание.
5 Бурятские народные игры. Знакомство с национальными играми как «Шагай наадан», «Алта нюулга» и т. д. Постановка бурятской народной игры по сценарию. Организация игрового общения с детьми.
6 Бурятские традиционные праздники.
7 Сагаалган. Три игры мужей.
8 Празднование Сагаалгана. Поведение во время праздника в семье и в гостях. Белая пища. Разучивание песни о Сагаалгане, стихотворений и благопожеланий, композиции из трех ехоров. Пять драгоценностей. Пять домашних животных, которые сопровождали бурятский народ с давних времен. Почет и уважение людей к этим животным. Польза белой пищи.
9 Национальная одежда бурят. Традиционная одежда мужчин, женщин, детей и старых людей. Обувь и аксессуаров.
10 Писатели и поэты Бурятии-детям. Произведения знаменитых бурятских писателей и поэтов, посвященных детям. Разучивание стихотворения В. Петонова «Моя маленькая Сэсэгма».
11 Байкальские легенды и предания. Природа родного края. Озеро Байкал-уникальное творение природы. Легенда «Как появился Байкал».
Формы работы :
- Чтение и пересказ сказок, легенд
- Заучивание пословиц, поговорок, загадок
- Дидактические игры
- Инсценировки
- Творческие задания
Ожидаемые результаты:
- Дети познакомятся с жанрами бурятского устного народного творчества.
- Дети научатся пересказывать сказки, рассказывать пословицы, поговорки, загадки на бурятском языке.
- У детей разовьются речевые и коммуникативные навыки на бурятском языке.
- Дети проявят интерес и уважение к родному языку и культуре.
Данная программа может быть использована в качестве дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях.