Лилия Жданова
Программа кружковой работы по художественно-творческой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Мастерята»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №9 ст-цы Камышеватской МО Ейский район
Программа по дополнительному образованию кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста
по художественно-творческой деятельности
«Мастерята»
(поделки из природного и бросового материала)
подготовила: воспитатель МБДОУ ДС №9
ст-цы Камышеватской
МО Ейский район
Жданова Л. А.
2022г.
Пояснительная записка.
Публикация «Программа кружковой работы по художественно-творческой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „Мастерята“» размещена в разделах
В. А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
Актуальность.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе организовать работу по ручному труду с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного материалов. В процессе работы дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т. д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время необходимо воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
Труд по изготовлению работ из природного материала способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера. Работа требует определённых усилий воли, у ребёнка формируются такие качества, как умение доводить начатое дело до конца.
Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованность в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности выполнении движений.
Большое воздействие оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребёнка, на его мышление, способствует развитию внимания у детей - повышается его устойчивость.
Не менее важно воспитать у детей стремления доставлять людям радость самостоятельным творческим трудом, научить основам этики поведения, в том числе и в ситуации дарения подарков. В этом заключается новизна программы.
Эмоционально - образное познание мира ребенком в рамках программы я строю по поступательной системе действий: видим (изображение, слышим (слово, звук, чувствуем, представляем, действуем – творим.
Программа предполагает органическую взаимосвязь и постоянное взаимодействие трех видов художественной деятельности : изобразительной (рисование красками, лепка) ; декоративной (украшение – аппликация, работа в разных материалах); конструктивной (постройка – бумажная пластика, объемное и плоскостное конструирование из природных материалов, бумаги).
Цель:
Создание благоприятных условий для развития у детей творческих способностей.
Помочь ребёнку ощутить себя мастером и творцом. Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
Задачи:
1. Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
2. Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.
3. Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.
4. Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе – нестандартным.
5. Формировать художественный вкус.
Возраст детей участвующих в реализации программы от 5 до 6 лет.
Режим проведения.
Программа рассчитана на 36 часов.
Занятие проводится во второй половине дня один раз в неделю, длительностью от
25 до 30мин. (с октября по май). Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 1 раза в год (итоговый - в мае).
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
Познание: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций.
Чтение художественной литературы : стихи и рассказы о природе.
Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.
Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
Здоровье: физкультминутки.
Музыка: прослушивание музыкальных произведений.
Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;
Методы и приемы обучения.
Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки)
Формы работы :
Игры.
Беседы, работа с наглядным материалом.
Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
Чтение и заучивание художественной литературы.
Работа с родителями :
Рекомендации, консультации для родителей через индивидуальные беседы, советы.
Организация различных выставок работ детей в ДОУ.
Работа с педагогами :
Проведение открытого мероприятия по использованию нетрадиционных методов обучения и материалов в совместных занятиях с детьми по изобразительной деятельности и художественному труду на различных уровнях.
Ожидаемый результат.
Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
Научатся видеть необычное в обычных предметах
Разовьют мелкую моторику рук.
Материал для работы с детьми
Бумага (цветная, гофрированная, самоклеющаяся).
Картон (однослойный и многослойный).
Природный материал (шишки, желуди, ракушки, листья, ветки, солома, крылатки клена, веточки деревьев, камешки, орехи, каштаны и др.).
Глина.
Самоклеющая бумага.
Фломастеры, маркеры, карандаши, гуашь.
Нитки (простые, шерстяные, капроновые).
Пуговицы.
Семечки, семена клена, яблока, арбуза, дыни,
Крупа (манка, рис, горох, пшено, кофе).
Скорлупа яиц, грецкого ореха.
Вата.
Обертки от конфет и шоколада.
Цветные иллюстрации.
Клей. Пластилин. Ножницы.
Цветной бисер, бусы, стразы.
Перспективный план кружка
«Мастерята»
Месяц Мероприятие Цель Материал
Октябрь
1-неделя
Заготовка бросового
и природного
материала
.
Познакомить детей с разнообразием природного, бросового материалов и использование его в изготовлении поделок
Ракушки, камушки, листья, шишки, палочки, проволока, фантики, картон, баночки, коробочки, поролон и другие материалы
2-неделя
Старичок- лесовичок
Учить детей составлять изображение лесовичка, используя как варианты изображения с нескольких картинок Предложить самим придумать и изготовить необычного лесного жителя. Использовать для соединения деталей пластилин. Шишки, веточки, пластилин. крышка от молочной бутылочки, клей.
3-неделя
Панно «Листопад»
Продолжать учить детей работать с нитками и ножницами, выполнять работу аккуратно и с фантазией.
Веточка дерева, осенние листочки разного размера, клей, рамочка, картон, нить
4-неделя
Осенний портрет
Упражнять детей в умении создавать в аппликации портрет из осенних листьев,
передавая черты лица человека (глаза, рот, нос, волосы) Сухие листья, ягоды, картон, клей, ножницы, салфетки.
Ноябрь
1-неделя
«Ёжик» поделка из пластилина и семечек.
Учить создавать из пластилина овальную форму, вытягивать носик. Вдавить семечки в полученную форму.
Пластилин черного или коричневого цвета, семечки, заготовленные глазки.
2-неделя
«Осенний букет»
Развивать умение детей выполнять работу из осенних листьев, предложить самим определиться с видом и количеством листьев. Развивать воображение, фантазию.
листья, клей.
3-неделя
«Веселая морковка»
(аппликация из ри-са и черного чая)
Показать приемы наклеивания крупы на картонную основу. Учит создавать композицию Рис (крашенный в оранжевый цвет, цветная бумага, карандаши, черный чай, картон, клей ПВА и кисти.
4-неделя
Аппликация из осенних листьев «Дерево» Формировать умение работать с сухими листьями в технике «обрывания». Развивать композиционные умения. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Развивать воображение, фантазию, мелкую моторику. Картон формата А4, листья разнообразных деревьев, клей ПВА.
5- неделя
«Осенний виноград»
(Картина из фасоли и сухих листьев.)
Учить детей создавать композицию из природного материала. Сухая веточка, тоненькие веточки (или черешки от листьев, засушенные листья клена, фасоль, ножницы, клей ПВА и кисти.
Декабрь
1-неделя
Ёлочка-красавица Закреплять умение обводить по контору и приклеивать по намазанному клеем контуру листья туи
Ножницы, клей, ветки и листья туи,картон.
2- неделя
Колокольчик
Закреплять умение детей использовать для поделки бросовый материал, проявлять творческое воображение при оформлении работы. Стаканчик из-под
йогурта, мишура,
фольга, клей ПВА
3-неделя
Снежинка
Упражнять детей в умении передавать в поделке
характерные особенности снежинки (форму,количество лучиков, их расположение
Макароны в форме
звездочек, клей ПВА
Январь
2-неделя
«Рождественский венок» Создавать поделку из еловых веток. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Продолжать развивать эстетический вкус. Природный материал (еловые ветки, цветная ленточка, веревочка, нитки, колокольчик
3-неделя
Кукла из ложки
Поделка из бросового материала. Продолжить знакомить с новым видом ручного труда. Учить воплощать задуманный образ, раскрашивая аккуратно ложку гуашью и украшая. Пластиковая ложка, цветная бумага, клей.
4-неделя
«Снегирь» Учить пользоваться в аппликации нескольких видов природного материала. Расширить творческое умение, фантазию, логику, мышление. Развивать у детей чувство цвета, художественный вкус, мелкую моторику рук.. Крупа манная, перья, белый картон, гуашь, кисточки
Февраль
1- неделя
Валентинка
Совер-ть умение детей катать мелкие шарики из бумаги, раз-ть мелкую моторику рук, вос-ть любовь к близким. Салфетки разных цветов и шаблоны сердечек, палочки.
2-неделя
«Лисичка»
(поделка с по-мощью шишек)
Продолжать учить делать детали для поделки. Воспитывать аккуратность. Салфетки, клей
3-неделя
Открытка
папе к 23 февраля, «Морское путешествие». Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму кораблика Цветной картон голубого цвета, заготовки для аппликации кораблик, клей, кисточки, горох, гречка, рис, салфетки.
4-неделя
«Зайчик»
Учить наклеивать крупы на поверхность бумаги Лист бумаги с изображением зайчика, манка, рис, клей, кисточки, салфетки.
Март
1-неделя Цветок для мамы Продолжать совершенствовать навыки и умения при работе с бумагой, ножницами, крупами. Продолжать учить создавать композицию. Развивать чувство цвета и композицию. Воспитывать желание делать поделки своими руками. Тыквенные семечки, фасоль белая и красная, клей, цветной картон, стразы и бисер (для украшении).
2-неделя
«Рыбки»
Учить наносить на камешки кистью гуашь и раскрашивать.
Развивать чувство цвета и воображение. Камешки плоские, кисти, гуашь, картон а4
3-неделя
«Чебурашка»
(поделка из желудей и ракушек»
Обогатить знания детей о природном материале -ракушках, воспитывать желание трудиться. листа плотной цветной бумаги, клей, ножницы, образец игрушки, чёрный фломастер,желуди и ракушки.
4-неделя
Фоторамка
(аппликация из кофейных зёрен) Учить приклеивать зерна кофе на заготовленный шаблон Картон, вырезанный в форме рамки для фотографии, кофейные зерна, клей, кисточки, салфетки.
5-неделя «Птицы»
Научить организовывать пространство для композиции, работать с крупой.
Крупа, соль, клей, трафареты птиц.
Апрель
1-неделя
«Пасхальное яйцо»
(Аппликация крупой).
Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой. Учить наносить клей на рисунок и быстро засыпать его крупой. Шаблон яйца с узором, клей, кисти, крупы (крашеный рис, горох).
2-неделя
«Цыплятки на прогулке»
(коллективная работа)Поделка из киндера
Учить детей делать фигуру цыпленка, аккуратно прикреплять пластилин к туловищу, на пластилин наносить крупу. Киндер сюрпризы, пластилин, салфетки, крупа пшено.
3-неделя
«Звёздное небо»
Закреплять навыки самостоятельности при
выборе содержания своей работы, доводить замысел до конца
Картон голубого цвета,
горох половинки
цветной, трафарет
ракеты
4-неделя
«Веселая гусеница»
(Поделка из каш-танов)
Учить создавать фигуру гусеницы из каштанов и пластилина. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности
Каштаны, пластилин
Май
1-неделя «Голубь мира, голубь Победы!» Аппликация из риса Закрепить приемы приклеивания крупы (риса) на лист, а также заполнять весь лист бумаги. Голубой картон, клей, рис, кисточки, салфетки.
2-неделя
Яблоня в цвету
Развивать умение отображать в аппликации
весенние явления природы, развивать
наблюдательность, память Бумага белая, розовая
3-неделя «Мишка»
(Поделка из при-родных материа-лов) Воспитывать аккуратность, умение экономично использовать материалы. Закреплять умения создавать фигуры животных из природного материала, передавать выразительность вида. Развивать фантазию, воображение.. Шишки, каштаны, пластилин, желуди
4-неделя «Золотая рыбка» (Работа с яичной скорлупой Научить детей работать с хрупким материалом-скорлупой яиц. Белая бумага, краски, кисти, скорлупки от яиц.
5-неделя «Совушка» Поделка из еловых шишек и перьев Закреплять умение работать с природным материалом шишками, развивать творческие способности. Шишки, черные или белые перья, пластмассовые глаза, пластилин, клей.
Используемая литература:
1.«Цветные ладошки». И. А. Лыкова.
2. Ребенок в детском саду» журнал
3. «Обруч» журнал под редакцией Т. И. Доронова
4. «Ручной труд» под редакцией И. Климовой.
5. Новикова И. В. Аппликация из природных материалов в детском саду.
– Ярославль: Академия развития, 2006.- 80с.
6. Перевертень. Самоделки из бумаги. : Пособие для учителей начальных классов по внеклассной работе. -М. :
Просвещение, 1983.-94с.
7. Данкевич. лепим из слоеного теста. С-П. : «Кристалл», 2001- 37с.
8. Новикова И. В. Работа с нетрадиционными материалами в детском саду. Поролон, ватные диски, ватные
шарики, гофрированный картон. Ярославль: ООО «Академия развития», 2012-112с
9. Новикова И. В. Бумажные поделки в детском саду. Ярославль, 201
Список детей старшей группы
№ Фамилия, имя ребенка
1. Аксенов Роман Александрович
2. Бояринцева Кира Никитична
3. Горбатенко Иван Андреевич
4. Дехтяренко Анна Сергеевна
5. Копачёв Захар Владимирович
6. Карпенко София
Сергеевна
7. Коркина Милена Васильевна
8. Лозовая Мирослава Николаевна
9. Мулика Александр Андреевич
10. Панов Тимур Александрович
11. Плюскова Дарина Владимировна
12. Седых Алексей Александрович
13. Устюгов Кирилл Андреевич
14. Фарсобина Дарина Дмитриевна
15. Шестакова Полина Витальевна
16. Штепа София Александровна
17. Чинчиковский Богдан Евгеньевич
18. Максименко Артём Владимирович
19. Шульга Богдан
Андреевич
20. Покровская София Сергеевна