Светлана Степанова
Программа кружковой работы для детей старшей группы «Рисуй, художник маленький»
▼ Скачать +Заказ
Программа
дополнительного образования
для детей старшей группы
«Рисуй, художник маленький"»
Составил:
воспитатель СП (детский сад)
ГБОУ СОШ п. г. т. Балашейка
Степанова С. Н.
Содержание
1. Пояснительная записка…
2. Учебно-тематический план…
3. Содержание программы…
5. Список литературы…
1. Пояснительная записка
Публикация «Программа кружковой работы для детей старшей группы „Рисуй, художник маленький“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Данная программа создана на основе художественно-экологической программы «Природа и художник» Копцевой Татьяны Анатольевны».
Направленность программы: содержание программы «Маленький художник» нацелено на приобщение детей к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через освоение художественного опыта прошлого, развитие природных задатков и специальных способностей ребёнка, через его собственное творчество.
Новизна программы заключается:
• во- первых, в реализации системы воспитания и обучения на базе ДОУ детей, способных к использованию многообразных художественных техник (в том числе и нетрадиционных) в самостоятельной творческой деятельности;
• во-вторых, программа предусматривает развитие индивидуальности детской деятельности.
Актуальность. На сегодняшний день в теории и практике дошкольного художественного образования особое внимание уделяется методам развития детской художественной одаренности, в том числе и через интеграцию различных образовательных дисциплин. При этом часто акцент ставится на инициации самостоятельного творческого поиска детей (экспериментировании, применении нетрадиционных художественных техник, приобщению к мировому наследию.
Педагогическая целесообразность – становление активного практического интереса у детей к окружающей действительности в развивающей изобразительной деятельности.
Цель программы: приобщение детей к миру искусства, развитие природных задатков, формирование творческих способностей детей.
Задачи программы:
формирование художественных знаний;
формирование и развитие практических умений и навыков в изобразительной деятельности;
содействие в формировании и развитии навыков восприятия духовного опыта искусства;
воспитание художественного вкуса, чувства стиля, аккуратности, усидчивости и трудолюбия, ответственности при выполнении работы, самостоятельности;
содействие в формировании эстетического отношения к природе.
Структурной отличительной особенностью программы является блочно-тематическое планирование. Основные блоки: «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства». На первом году обучения рассматривается блок «Мир природы».
Возраст детей: 5-6 лет.
Срок реализации: 1 год, по одному занятию в неделю.
Форма проведения занятий – подгрупповая, форма представления – сюжетная, игровая.
Режим занятий:
Вторник 16:30 – 16:55
Ожидаемые результаты:
• дети должны уметь правильно держать кисть;
• наносить краску с помощью следующих приёмов: мазка, замалёвка, примакивания;
• уметь наносить акварель в технике «по-мокрому»;
• различать и называть основные и составные цвета;
• уметь смешивать основные цвета с белым;
• тонировать лист бумаги всем ворсом кисти;
• уметь работать с графическими материалами: карандашами, фломастерами;
• работать в технике «набрызга».
Способы определения их результативности:
• педагогическое наблюдение в процессе художественной деятельности учащихся;
• изучение детских работ в различных техниках;
• опрос детей во время занятий;
• участие в выставках и конкурсах детских работ районного, областного, всероссийского и международного масштабов.
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
• организация выставок для родителей, детей, не участвующих в работе кружка,
• участие в тематических мероприятиях, учрежденных районом, областью.
2. Учебно-тематический план
№ п/п Наименование
разделов занятий Количество часов
Теория Практика Всего
1. Мир природы. Образы неба. 0 6 6
2. Мир природы. Образы деревьев. 0 4 4
3. Мир природы. Образы растений. 0 6 6
4. Мир природы. Образы земли. 0 2 2
5. Образы природы «Природа наряжается». 0 1 1
6. Образы природы. «Природа Волшебница». Обобщающее занятие. 0 1 1
Итого: 0 20 20
3. Содержание программы
на 2014 учебный год
№ п/п Тема занятия Цель Материал и оборудование Кол-во часов
1.
Вводное. Рисование на свободную тему. Выявить уровень творческого развития детей, их графических умений и навыков и тематических представлений. Краски, кисточки, салфетки, подставки для кисточек, бумага, баночки с водой. 25 мин.
2.
Образы неба «Улыбка природы. Яркое солнышко».
Техника работы гуашью. Учить детей работать концом кисти и всем ворсом, примакивая её к листу бумаги. Бумага, гуашь, салфетки, подставки для кисточек, баночки с водой. 25 мин.
3. Образы деревьев «Маленькие и большие деревья».
Техника работы гуашью. Учить детей изображать деревья, соблюдая пропорции строения (толщина ствола, расположение ветвей, крона, учить работать концом и всем ворсом кисти. Бумага, гуашь, фон – лист с предыдущего занятия, салфетки, подставки, кисти, баночки с водой. 25 мин.
4. Образы неба «Облака».
Техника работы гуашью. Учить детей смешивать основные цвета с белым, учить работать приёмом примакивания кисти к листу бумаги. Бумага, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, подставки. 25 мин.
5. Образы цветов «Цветик – многоцветик». (Смешение красок).
Техника работы с пластилином. Закреплять знания основных и составных цветов, закрепить приёмы работы с пластилином (сминание, скатывание шарика и столбика, расплющивание). Пластилин красного, жёлтого, синего цвета, картон круглой (диаметр 10 см) или квадратной формы). 25мин.
6. Образы неба «Светлые и тёмные краски».
Техника работы акварелью. Учить детей работать в технике «по-мокрому», создавая подмалёвки светлых и тёмных тонов. Бумага, акварель, кисти, баночка с водой, тряпочка, подставка для кисточек. 25 мин.
7. Образы деревьев «Семья хвойных деревьев».
Техника работы гуашью. Учить детей изображать ели, учить работать в технике мазка, учить смешивать цвета с чёрной краской. Бумага, гуашь (жёлтая, синяя, чёрная, кисти, тряпочка, баночка с водой, подставки для кисточек. 25 мин.
8. Образы неба «Небесные переливы».
Техника работы гуашью, акварелью. Закреплять умение работать в технике «по-мокрому», дать представление о светлых и тёмных оттенках цвета, продолжать учить смешивать гуашь с белилами. Бумага, гуашь, акварель, кисти, салфетки, баночки с водой, подставки. 25мин.
9. Образы земли «Разноцветные горы».
Техника работы с графическими материалами. Учить детей работать с графическими материалами, чётко изображать контуры гор чёрным или серым цветом. Бумага, фломастеры, цветные карандаши. 25мин.
10. Образы деревьев «Берёзы зимой».
Техника работы гуашью. Учить детей изображать деревья (берёзы) в зимнее время года, учитывая цвет, пропорции, соблюдая композицию на листе бумаги, тонировать лист бумаги всем ворсом кисти слева-направо. Бумага, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек. 25мин.
11. Образы земли и неба «Образ ночи. Звёздная ночь».
Техника работы гуашью. Учить детей изображать ночной пейзаж; закреплять навыки смешивания с чёрной гуашью; учить работать в технике набрызга (звёзды) Бумага, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек. 25мин.
12. Образы растений «Колючие растения».
Техника работы графическими материалами. Учить детей работать графическими материалами, изображая сначала контур, а затем закрашивать. Бумага, карандаши, фломастеры. 25мин.
13. Образы цветов «Комнатные растения».
Техника работы графическими материалами. Учить детей изображать комнатные растения с натуры; закреплять навыки работы с графическими материалами. Бумага, карандаши, фломастеры. 25мин.
14. Образы цветов «Грустный и весёлый цветок».
Техника работы гуашью. Учить детей изображать цветок с прямым и изогнутым стеблем, учить детей подбирать фон под настроение цветка. Бумага, гуашь, кисть, подставки, салфетки, стаканчики с водой. 25мин.
15. Образы деревьев «Деревья, согнувшиеся от ветра».
Техника работы гуашью. Учить детей передавать в рисунке движение ветра, деревья, склонившиеся от ветра; закреплять навыки работы с гуашью, основные приёмы работы с кистью. Бумага тонированная, гуашь, кисточки, подставки, баночки с водой, салфетки. 25мин.
16. Образы земли и неба «Радуга – лестница в небо».
Техника работы акварелью. Продолжать учить детей работать в технике «по-мокрому»; закрепить знание цветовой гаммы. Бумага, акварель, кисточки, подставки, салфетки, баночки с водой. 25 мин.
17. Образы цветов «Одуванчик – толстые щёки».
Техника работы гуашью. Учить детей работать в технике примакивания концом кисти и всем ворсом. Бумага, гуашь, кисточки, подставки, салфетки, баночки с водой. 25мин.
18. Образы цветов «Цветик – многоцветик».
Техника работы гуашью. Учить детей изображать цветок с шестью лепестками; закрепить знание основных и дополнительных цветов, уточнить приёмы работы гуашевыми красками. Тонированная бумага, гуашь, кисточки, подставки, баночки с водой, салфетки. 25мин.
19.
Образы природы «Любование картинами природы. Природа наряжается».
Техника работы гуашью. Дать понятие об орнаменте; учить детей создавать орнамент на шаблоне; закрепить приём работы концом кисти. Цветной картонный шаблон короны, кокошника, гуашь, кисточки, салфетки, баночки с водой, подставки для кисточек. 25 мин.
20. Образы природы. Обобщающее занятие. «Природа Художница. Природа Волшебница».
Техника работы гуашью, пластилином. Закреплять полученные знания в изобразительном творчестве. Пластилиновая доска, природные материалы (веточки, камешки). 25мин.
Список использованной литературы.
1. Копцева Т. А. Природа и художник. Художественно – экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная группы). – М. : ТЦ Сфера, 2006.
2. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под ред. Р. Г. Казаковой – М. : ТЦ Сфера, 2007.