Елена Гарина
Программа кружковой деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружковой деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования в первой младшей группе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Мама краски мне купила,
Ну, а кисточку - забыла.
Только я не унываю –
Пальцы в краску окунаю,
На бумагу их кладу,
Ловко линии веду.
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Публикация «Программа кружковой деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования в первой младшей группе» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Нетрадиционные техники рисования
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к увиденному. Ребенок, в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.
В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
На практике несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.
Анализ авторских разработок, различных материалов, а также передового опыта работы с детьми, накопленного на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, показал возможность применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Направленность данной дополнительной программы : учить передавать образную выразительность изображаемых предметов, развивать эстетическое восприятие, развивать пространственное мышление, тактильную память, мелкую моторику, вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту создаваемых работ, знакомство детей с нетрадиционными изобразительными технологиями.
Актуальность программы состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Иногда дети очень огорчаются, если что-то не получается. Первые неудачи у детей вызывают раздражение или разочарование. Как можно раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса.
Таким образом, пришло решение составить программу «Разноцветные пальчики», которая не подменяет занятия по изобразительной деятельности детей по основной программе, а дополняет их в виде кружковой работы.
Новизна программы заключается в том, что в каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Но не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т. п.
Цель программы : Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.
Задачи программы :
Обучающие
1. Продолжать учить правильно держать карандаш, кисть, не напрягая мышц и не сжимая пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования.
2. Учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке. Учить «входить в образ».
3. Учить ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество.
4. Побуждать детей самостоятельно выбирать способы выражения при создании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приемы.
Развивающие
1. Формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенности их формы, пропорции, цвета, фактуры.
2. Развитие познавательной активности, творческого мышления.
3. Развитие эстетической восприимчивости.
Воспитательные
1. Воспитание эстетического вкуса.
2. Воспитание интереса к изобразительной творческой деятельности.
3. Вызывать у детей интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций.
В настоящее время использование этих материалов в изобразительном творчестве дошкольников может быть признано традиционным, так как широко описаны их техника и технология, разработаны методики освоения выразительных свойств этих материалов, они внедрены в широкую практику дошкольного обучения. На настоящем этапе задача активизации творческих способностей детей приводит к необходимости поиска новых способов художественного выражения. Однако к использованию в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности рекомендуется ограниченный круг художественных техник, что сдерживает активизацию творческих возможностей дошкольников и отрицательно сказывается на выразительности детских работ.
Практическое значение: техники рисунка кистью, ладошкой, работы с губкой, оттиск, рисование крупой значительно повышают уровень выразительности детских рисунков, обеспечивают повышение эффективности усвоения дошкольниками изобразительно-выразительных средств создания образа и закономерностей композиции и колорита.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы 3-4 года.
Структура программы : Предлагаемая программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема.
Формы работы:
1. Практические занятия, в т. ч. беседы об окружающих предметах, о живой и неживой природе, о красоте изображаемых предметов, рассматривание художественных альбомов, иллюстраций, репродукций.
2. Выставки работ.
3. Посещение выставок детей из других групп (несколько раз в год).
В работе используются различные методы и приемы: обследования, наглядности, словесный, практический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья», сотворчество, мотивационный.
Нетрадиционные художественные техники, представленные в программе :
- Точечный рисунок. Рисование точками относится к необычным приемам.
- Тампонирование. Почему-то мы все склоны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Можно рисовать и тампоном.
- Метод волшебного рисунка. Рисование, солью, крупой и т. п.
- Метод пальцевой живописи. Способ изображать окружающий мир : пальцами, ладонью.
Структура занятия:
1. Вступительная беседа (2-3 мин).
Во время вступительной беседы у ребенка создается творческое настроение, через знакомство с художественными образами, произведениями, музыкой. Предполагается активное участие ребенка в разговоре: он не только, выполняет роль слушателя, но и делится с педагогом своими знаниями и идеями. По мере того, как ребенок овладевает навыками работы с различными материалами, ему предлагается выбор того или иного материала для изображения созданного им образа.
2. Выполнение задания (10 мин).
3. Заключительная часть (2-3 мин).
Во время заключительной части происходит обсуждение детских работ. Предполагается двусторонний обмен мнениями: детей и педагога.
Программа «Умелые ручки» реализуется в кружковой работе. Предполагает проведение одного кружкового занятия в неделю в течение 15 мин.
Модель реализации программы
Направления работы Содержание деятельности Срок исполнения
1. Работа с детьми 1. Игры-занятия в кружковой работе. В течение учебного года
2. Диагностика с целью отслеживания результатов практических навыков 2 раза в год (октябрь, апрель)
3. Рассматривание альбомов, иллюстраций, репродукций, открыток, иллюстраций к художественным изданиям. В течение учебного года
4. Чтение художественной литературы. В течение учебного года
5. Театрализованные игры, хороводные игры В течение учебного года
6. Продуктивная деятельность детей. В течение учебного года
7. Участие в выставках детского творчества, которые организовываются в детском саду В течение учебного года
8. Творческие отчеты – организация выставки работ кружка. 1 раз в год (май)
2. Сотрудничество с родителями 1. Помощь в оборудовании и оснащении материалом изобразительного уголка в группе. В течение учебного года
2. Участие родителей в совместных конкурсах, которые организовываются в детском саду В течение года
3. Участие в викторинах и конкурсах. В течение учебного года
3. Методическое сопровождение 1. Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием детей. В течение реализации программы
2. Подборка художественной литературы В течение учебного года
3. Картотека нетрадиционных способов рисования. Май
5. Конспекты кружковых занятий. В течение реализации программы
7. Консультационный материал для педагогов. В течение реализации программы
8. Консультационный материал для родителей. В течение реализации программы
4. Работа с педагогами 1. Выступления на педагогических советах, методических объединениях. В течение учебного года
2. Консультации для педагогов. В течение реализации программы
3. Педагогическая мастерская (обмен творческими находками). В течение реализации программы
4. Работа в творческой группе педагогов. В течение реализации программы
5. Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные изобразительные технологии». 2 раза в год
Ресурсное обеспечение программы :
- Уголок изобразительной деятельности в группе.
-Методический инструментарий (конспекты кружковых занятий, картотека нетрадиционных способов рисования, подборка репродукций картин известных художников, оформление альбомов, сбор иллюстративного материала, аудио - видео записи).
Ожидаемые результаты:
Основное внимание следует уделять не столько сформированности конкретных представлений, развитию умений, сколько проявлению творчества, инициативности, самостоятельности в создании образа.
По итогам учебного года дети должны:
- Проявлять интерес к эстетически привлекательным образам
(репродукции картин, книжным иллюстрациям, красивым предметам быта).
- Достаточно хорошо владеть такими техниками нетрадиционного рисования, как рисование пальчиками, ладонью, рисование тычком, салфеткой, тампоном, крупой.
- Украшать силуэты элементами росписи, используя оттиск.
- Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.
- Делать фон для своей будущей работы.
При разработке программы учитывались принципы построения: актуальность, реалистичность, систематичность, доступность, построение программного материала от простого к сложному, повторность материала.
Основные принципы, заложенные в основу программы :
1. Принцип поэтапности - «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка.
2. Принцип динамичности - каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
3. Принцип сравнений - подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
4. Принцип выбора - подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.
Способы определения результативности:
Диагностика проводится 2 раза в год (октябрь, май).
Оценка освоения изобразительной деятельности производится с опорой на исследования, разработки и диагностические методики, предлагаемые программой «От рождения до школы» Н. Вераксы, Т. Комаровой, В. Гербовой. В октябре 2016 года выявлены следующие результаты:
Уровень высокий средний низкий
Младшая группа 2016-2017 уч. г. 11% 57% 32%
Перспективное планирование на 2018-2019 учебный год.
Дата № п/п Тема занятия Техника
Программное содержание Оборудование
1. Набежала тучка озорная Тампонирование Познакомить с новой техникой рисования – тампонированием.
Учить аккуратно набирать краску.
Продолжать знакомить с цветом.
Развивать эстетический вкус. - лист бумаги белого цвета;
-краска серого цвета в чашечке;
-тампон;
-салфетки.
2. Мой любимый дождик Рисование пальчиками
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой - рисование пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, используя точку как средство выразительности.
Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. -заготовки тучки сделанные на предыдущем занятии;
-краска синего цвета в мисочках;
-салфетки;
-зонтик для игры.
3. Ежик Рисование ладошкой Дать ребёнку возможность самому поэкспериментировать с изобразительными средствами.
Учить ребёнка воображать и фантазировать. Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки.
Знакомить с цветом. Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату. - листы бумаги белого цвета с силуэтом ежика;
- гуашь черного цвета в чашечках;
- салфетки.
4. Наряды для наших кукол Рисование пальчиками Учить детей создавать ритмические композиции.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Вызвать у детей желание нарисовать красивые платья для кукол, живущих в нашей группе. - вырезанные из бумаги силуэты платьев;
- куклы;
- гуашь разноцветная в чашечках;
- салфетки.
5. Компоты и варенье в баночках
Рисование пальчиками Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить детей создавать ритмические композиции.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Побуждать детей доступными каждому ребёнку средствами выразительности изображать фрукты и ягоды, которые они выдели, пробовали и хотели бы нарисовать - вырезанные из бумаги силуэты банок разного размера;
- гуашь красного, синего и желтого цвета в чашечках;
- салфетки;
- банки с вареньем;
- чайные ложки.
6. Веточка рябины Рисование пальчиками Продолжать учить рисовать пальцем или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинах (объектах) природы в изобразительной деятельности. - листы бумаги белого цвета с нарисованной веточкой рябины;
- гуашь красного цвета в чашечках;
- салфетки;
- иллюстрации рябины.
7. Грибок Рисование крупой Познакомить с техникой рисования крупой.
Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук. -листы бумаги белого цвета с силуэтом грибочка;
-кисти;
-клей ПВА;
-крупа манная;
-салфетки.
8. Ласковый котенок Рисование пальчиками Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать у детей желание помочь котенку. - листы бумаги с нарисованным силуэтом котенка;
- игрушка котенок;
- гуашь белого, черного, оранжевого цвета в чашечках;
- салфетки.
9. Звездочки на небе Рисование пальчиками Продолжать учить детей создавать ритмические композиции.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в рисунке. - листы бумаги темно-синего цвета с аппликацией - крыши домов;
- гуашь желтого цвета в чашечках;
- салфетки;
- иллюстрации с ночным звездным небом.
10. Солнышко Рисование крупой Продолжать знакомить детей с техникой рисования крупой.
Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук. -листы белого цвета с силуэтом солнышка;
-кисти;
-клей ПВА;
-крупа манная;
-салфетки.
11. Щенок Рисование методом тычка Учить рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию. -листы белого цвета с силуэтом щенка;
-кисть с жестким ворсом;
- краска коричнего цвета;
-стаканы с водой
-салфетки.
12. Дед Мороз
Рисование ладошками Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками – учить рисовать бороду Деда Мороза.
Развивать внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. - листы светло-голубого цвета;
- белая гуашь в плошках,
- салфетки.
13. Дед Мороз (продолжение работы)
Рисование пальчиками Продолжать учить детей создавать ритмические композиции.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Вызывать у детей желание украсить наряд Деда Мороза.
- заготовки с бородой Деда Мороза дополненные аппликацией (шапочка и нос) с предыдущего занятия.
14. В лесу родилась елочка. Рисование методом тычка Продолжать учить детей рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию. -листы белого цвета с силуэтом елочки;
-кисть с жестким ворсом;
- краска зеленого цвета;
-стаканы с водой
-салфетки.
15. Украсим елочку Рисование пальчиками Продолжать учить детей создавать ритмические композиции.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Вызывать у детей желание украсить елочку к новому году.
-заготовки елочки сделанные на предыдущем занятии;
-краски разных цветов в мисочках;
-салфетки.
16. Елочка-красавица
(коллективная работа) Рисование ладошками Продолжать знакомить детей с техникой печатанья ладошками.
Развивать внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к отображению ярких впечатлений в рисунке; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. - лист ватмана;
- зеленая гуашь в плошке,
- салфетки.
17. Снеговик Тампонирование Продолжать знакомить детей с новой техникой рисования - тампонированием.
Учить аккуратно набирать краску.
Продолжать знакомить с цветом.
Развивать эстетический вкус. - лист бумаги синего цвета с силуэтом снеговика;
-краска синего цвета в чашечке;
-тампон;
-салфетки.
18. Кто здесь прошел? Рисование пальчиками Продолжать учить детей создавать ритмические композиции, рисовать пальчиками сложенными щепоткой
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. - лист бумаги белого цвета;
-краска синего цвета в чашечке;
-салфетки.
19. Снегопад за окном Рисование пальчиками Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность листа.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке - листы бумаги квадратной формы, синего цвета – «окна»;
- гуашь белого цвета;
- чашки для краски;
- салфетки.
20. Веселые осьминожки (коллективная работа) Рисование ладошками Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Закрепить умение дополнять изображение деталями. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. - лист ватмана голубого цвета – «море»;
- гуашь разноцветная в плошках;
- салфетки.
21. Снежинка Рисование крупой Познакомить с техникой рисования крупой. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук. -лист бумаги с нарисованной снежинкой на каждого ребенка синего цвета;
-клей ПВА;
-кисти;
-манная крупа.