Гузалия Асадуллина
Программа кружка «Юные исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность программы
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.
Формирование у дошкольников познавательного интереса в различных областях знаний и видах деятельности является одной из важнейших задач развития дошкольника. Именно уровень развития познавательной деятельности ребенка определяет готовность к усвоению школьной программы. Познавательные интересы формируются не сразу, поэтому очень важно уделять должное внимание их развитию в дошкольном детстве.
Публикация «Программа кружка „Юные исследователи“» размещена в разделах
Метод экспериментирования один из эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребёнком окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопления умственных умений. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах окружающего мира. В процессе эксперимента активизируются мыслительные процессы, обогащается память, данный вид работы вызывает у ребенка интерес к изучению чего - то нового, к дальнейшему исследованию природы, что соответствует условиям формирование познавательного интереса с учетом ФГОС ДО.
В большей части экспериментирование относится к познавательному и речевому развитию. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет исследовать, изучать, открывать новое, проявлять любознательность, способствует развитию аккуратности, ответственности, последовательности, что соответствует требованиям реализации стандарта и обусловливает актуальность данной работы.
Дошкольникам свойственно наглядно – действенное и наглядно - образное мышление, следовательно, метод экспериментов соответствует возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим.
О преимуществах данного метода говорили многие выдающиеся педагоги и психологи как: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский и многие другие. Знания добытые самостоятельно осознанные и более прочные.
Понимая значения опытно – экспериментальной деятельности для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста.
Цель программы : формирование познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность.
Задачи:
- создать условия для экспериментальной деятельности;
- формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
- расширять перспективы развития поисково – познавательной деятельности детей;
- познакомить с различными свойствами веществ, основными физическими явлениями, видами и характеристиками движения;
- упражнять детей проводить элементарные опыты;
- развитие психических процессов: внимание, память, мышление, воображение;
- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации;
- развить речь, пополнить словарный запас;
- формировать способность анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное умение выдвигать предположения, устанавливать причинно – следственные связи и делать выводы;
- развитие аккуратности, ответственности и последовательности;
- воспитание самостоятельность
- развить интерес к изучению нового.
Форма организации:
- непосредственно-организованная деятельность;
- совместная деятельность;
- самостоятельная деятельность.
Количество детей – 5-6 человек
Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 25минут.
Методические приемы:
- наблюдения;
- создание проблемных ситуаций;
- экспериментирование;
- рассказы, сказки, загадки, стихи, поговорки;
- дидактические игры;
- моделирование;
- трудовые поручения.
Формы работы:
- опыты и эксперименты;
- занятия путешествия;
- занятия – эксперименты;
- целевые прогулки;
- циклические наблюдения;
- трудовая деятельность;
Ожидаемые результаты
- высказывать предположения об ожидаемом результате;
- определять цель деятельности, условия её достижения;
- с помощью взрослого составлять модель этапов деятельности;
- умеет сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность;
- анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия;
- анализировать объекты, предметы и явления окружающего мира, их внутренние и внешние связи, противоречивость их свойств, изменение во времени.
Список литературы:
1 Вахрушева Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7
лет. - М. : ТЦ Сфера, 2012 - 127 с.
2 Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом:
Опыты и эксперименты для дошкольников / Под. ред. В Дыбиной. - 2-е изд. ,
испр. - М. : ТЦ Сфера, 2010 - 192 с.
4 Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в
детском саду. Человек. - М. : ТЦ Сфера, 2008 - 224 с.
5 Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и
экспериментов в детском саду. Пособия для работников дошкольных
учреждения. - М. : ТЦ Сфера, 2004 - 56 с.
7 Ребенок в мире поиска «Программа по организации поисковой
деятельности детей дошкольного возраста» / Под ред. О. В. Дыбиной. - М. :
ТЦ Сфера, 2005 - 64с.
8 Опытно-экспериментальная
деятельность
занятий в разных возрастных группах / сост. Н. В. Нищева. - СПб. : ДЕТСТВО-
ПРЕСС, 2013 - 320 с.
9 Организация
опытно-экспериментальной
Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных
группах. Выпуск 1 / Сост. Н. В. Нищева. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015 -
10 Открытые мероприятия для детей подготовительной группы.
Образовательная область «Познавательное развитие». Практическое пособие
для старших воспитателей, методистов и педагогов ДОУ, родителей. / Авт. -
ост. : А. В. Аджи. - Воронеж. : ООО «Метода», 2014 - 144 с.
11 Развитие познавательно-исследовательских умений у старших
дошкольников. / Авт. -сост. : З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева, Л. М. Кларина,
З. А. Серова. - СПб: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2013 - 160 с.
Перспективный план работы кружка «Юные исследователи» 2021-22уч. год
Тема Цель Материалы Дата План Факт
Сентябрь
«Детская лаборатория»
Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Дать представления о правилах поведения в детской лаборатории.
Иллюстрации,приборы,презентация «Кто такие ученые»
1 нед
«Откуда
берётся песок
Закрепить
представления детей о песке
Лист белой бумаги,лупа,камешки
2 нед
«Лепим из песка»
Показать, что мокрый песок может принимать любую нужную форму и пока не высохнет, из него можно лепить. Формочки,песок,вода,поднос 3 нед
«Из чего состоит песок» Продолжать знакомить со свойствами песка Лупа,лист бумаги,песок 4 нед
Октябрь
Какие бывают камни? формировать представление о разнообразии камней, познакомить со свойствами камня, учить классифицировать по различным признакам. Разновидность камней,лупа 1 нед
Твердый камень. формировать представление о твердости камня. Камни,пластилин 2 нед
Тонет – не тонет формировать представление о свойствах камня. Камни,деревянный кубик,пластмассовая игрушка 3 нед
Рисующие камни формировать представление о свойствах камня. Мелки,уголь 4 нед
Ноябрь
Что притягивает
ся?
Познакомить со свойством магнита – притягивать железные предметы. игрушки из разных материалов: пластмасса, железо, стекло, резина,и др,магнит 1 нед
Как достать скрепки из воды, не замочив руки? Показать свойство магнита – действовать на расстоянии. Миска с водой,скрепки,магнит 2 нед
Скрепочная веревка Доказать, что магниты умеют передавать свои свойства другим предметам. Скрепки несколько штук,магнит 3 нед
Шарик-магнит Наглядно продемонстрировать существование статического электричества надутый воздушный шарик и маленькие кусочки бумаги. 4 нед
Декабрь
Где рождаются снежинки Дать представление о том, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой. Презентация «Где рождаются снежинки» 1 нед
Снег и лед Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Льдинки,снег,лупы 2 нед
Какой снег тает быстрее Показать на опыте,что рыхлый снег тает быстрее Формочки с рыхлым и утрамбованным снегом 3 нед
Откуда берётся иней? Выявление механизма образования инея.
Горячая вода,ветка 4 нед
Январь
Откуда берётся иней? Выявление механизма образования инея. Горячая вода,ветка 2 нед
Нужен ли растениям снег? Доказать, что снег сохраняет тепло. 2 емкости с водой,снег 3 нед
Снег и лёд – это тоже вода Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега, льда и воды. Емкость с водой,лед,снег 4 нед
Февраль
«Движение воды» Учить на опыте без
участия рук
перелить воду из
одного стакана в
другой На каждого
ребё нка: стакан
с водой, пустой
стакан,бумажные жгутики
1 нед
«Смешивание
цветов».
Учить на опыте без
участия рук
переливать две
цветные водички и
получать в итоге
третий цвет.
На каждого
ребенка: три
прозрачных
стакана, два
пищевых
красителя или
краски, вода,
бумажные
полотенца.
2 нед
«Можно
ли
пить талую воду?»
«Как добыть воду
для питья».
Показать детям, что
снег грязнее
водопроводной
воды. Познакомить
детей с методами
очистки воды, с
источниками.
На каждого
ребенка:
контейнер со
снегом,
салфетка,
стакан, бинт с
ватой и воронка.
3 нед
«Насыщенные
растворы»
(солевой
и
сахарный)
Учить получать
насыщенные
растворы: солевой и
сахарный сироп.
На каждого
ребенка: 2
стакана с водой,
ложка,
контейнер с
сахаром и
солью.
4 нед
Март
Живая вода Познакомить детей с животворным свойством воды. Вода,ветка березы 1 нед
Для чего корешки? Показать, что растения питаются через корни. Вода,комн. растение с корешками 2 нед
Мир ткани. Познакомить с названиями тканей (ситец,
сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж);
формировать умение сравнивать ткани по их
свойствам; понимать, что эти характеристики
обуславливают способ использования ткани
для пошива вещей.
Альбом «Виды тканей» 3 нед
Мир пластмасс. Учить узнавать вещи, сделанные из разного
вида пластмасс (полиэтилен, пенопласт,
оргстекло, целлулоид, сравнивать их свойства,
понимать, что от качественных характеристик
пластмасс зависят их использования.
Игрушки из пластмассы 4 нед
Апрель
В маленьком
семени прячется
растение.
Учить
различать
семена
различных
растений.
Коллекция семян овощных и цветочных культур 1 нед
Нюхаем,
пробуем,
трогаем,
слушаем
Закрепить представления детей об
органах чувств, их назначении (уши –
слышать, узнавать различные звуки; нос
– определять запах; пальцы – определять
форму, структуру поверхности; язык –
определять на вкус).
Муз. инструменты,эфирные масла,д/и»Определи на ощупь» 2 нед
Наши
помощники -
глаза»
Познакомить детей со строением глаза;
выяснить как можно положительно и
отрицательно влиять на гл
Иллюстрации о строении человека 3 нед
Извергающий
вулкан».
Показать опытным
путем действия
вулкана.
Модель вулкана
(конус из
пластилина,
сода – 2 ст. л. ;
для лавы: уксус
1/3 стакана,
красный
пищевой
краситель, капля
моющего
жидкого
средства для
посуды.
4 нед
Май
Свет и тень Познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта. Теневой театр 1 нед
Что отражается в зеркале? Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.)
совершенствовать знания о свойстве зеркала Зеркала на каждого ребенка 2 нед
Измерительные
приборы»
Познакомить с линейками,их назначением
Познакомить с мерными стаками,где применяют Коллекция линеек
Мерные стаканчики с различной вместимостью,вода,сыпучие продукты
3 нед
Весы познакомить с весами,их разнообразием Весы,различные продукты 4 нед