Сивакова Наталья
Программа кружка «Волшебный мир оригами»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Анапский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«Волшебный мир оригами»
Направленность: Художественно-эстетическая
Возраст: 7-18 лет
Срок реализации: 1год
Руководитель кружка : воспитатель
отделения диагностики и социальной
реабилитации
Сивакова Наталья Вячеславовна
с. Юровка
2017 год
Пояснительная записка.
Публикация «Программа кружка „Волшебный мир оригами“» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Изостудия, кружок ИЗО
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы кружков по Оригами
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Требования эти актуальны для всех разновозрастных детей.
Реализация же этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира : природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко - творческое воображение и мышление. Одним из видов конструирования является оригами.
Занятия оригами с точки зрения психологии получаются эмоционально-разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития детей. Кроме того, занятия оригами развивают коммуникативные навыки детей.
При помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели. Модульное оригами (складывание фигур из треугольников, и особенно создание тематических композиций, требует участия нескольких человек, коллектива. Каждый из участников складывания должен выполнить один или несколько элементов будущей поделки. При этом его треугольники должны быть такими же аккуратными, как и те, которые выполнены другими членами группы. Если один из участников группы не смог найти общего языка с другими, договориться с партнерами, поделка выполнена быть не может. Маленькая проблема поиска общего языка в группе сказывается на следующих уровнях общения в группе.
Таким образом, складывание оригинальной поделки-игрушки становится обычной психологической задачей, для решения которой следует выбрать лидера, распределить роли, договориться об условиях участия в работе, взаимодействия или правилах. Ведь кому-то в этой группе придется выступить в роли художника, подбирая цвета для выполнения модели, кто-то станет руководить сборкой элементов. А кому-то придется выполнять роль
статистов. Таким образом, занятия оригами позволяют удовлетворить потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.
И последним аргументом в пользу и значимость занятий оригами служит тот факт, что единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с ней раньше, чем с любым другим материалом. Бумага привычна, легко поддается любым изменениям. А применение для складывания бумаги любого качества, позволяет заниматься оригами всем, не зависимо от социального положения, возраста, образования.
Занятие оригами не требует особых приспособлений, оборудованного рабочего места. Поэтому каждый может складывать оригамные фигурки везде, в любой ситуации. Ведь необходимы лишь руки и лист бумаги. Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. В данном учреждении имеются дети которые и застенчивые и агрессивные и такая работа позволяет раскрепостить от их эмоциональных качеств.
Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.
Помимо решения вопросов коммуникабельности, такая деятельность способствует развитию эстетического чувства, что не менее важно в работе с разновозрастными детьми.
Немаловажен тот факт, что занятия оригами позволяют организовать досуг обучающихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.
Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
Обучающие:
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству оригами.
Расширять коммуникативные способностей детей.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Методы, используемые на занятиях кружка :
беседа, рассказ;
рассматривание иллюстраций;
показ образца выполнения последовательности работы.
Форма организации занятий:
тематическая совместная деятельность; на протяжении всего курса происходит постепенное усложнение материала.
Формы подведения итогов:
Составление альбома лучших работ;
Проведение выставок детских работ.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе дети научатся различным приемам работы с бумагой;
будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами;
будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию познакомятся с искусством оригами;
овладеют навыками культуры труда;
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Возраст детей:
Программа ориентирована для детей 7-18 лет
Срок реализации программы :
Программа рассчитана на один год обучения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Наименование тем
Количество часов
теория практика всего
1 Знакомство с оригами. 1 1
2 Знакомим с условными обозначениями и приёмами. Учим складывать.
1
2
3
3 Складывание модулей
-Простой треугольный,
двойной треугольный,
дополнительный треугольный.
1
1
2
4 Двойной треугольник
«Рыбка» 1 1
5 Замкнутый начальный ряд-Цилиндр- Яйцо
1
3
4
6 Незамкнутый начальный ряд,
Замкнутый начальный ряд-Плоская деталь
«Снежинки», «Ящерка»
1
3
4
7 Замкнутый начальный ряд
«Пингвин» 3 3
8 Замкнутый начальный ряд
«Мышка» 1 3 4
9 Замкнутый начальный ряд-форма цилиндра
«Щенок»
1
3
4
10 Замкнутый начальный ряд- форма яйца
«Львенок»
3
3
11 Замкнутый начальный ряд-Цилиндр, Яйцо
«Петушок»
3
3
12 Базовая форма:
Треугольник
«Цветок»
1
2
3
13 Выставка работ. 1 1
Итого: 8 28 36
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Месяц Тема Цель
Сентябрь Знакомство с оригами. Знакомим с условными обозначениями и приёмами. Учим складывать. Познакомить детей с новым видом искусства «оригами». Познакомить с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги. Учить детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат.
Октябрь Базовая форма:
Складывание модулей
-Простой треугольный,
двойной треугольный,
дополнительный треугольный.
Базовая форма:
Двойной треугольник
«Рыбка» Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния». Перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз.
Учить детей работать с бумагой разного качества, складывать её по словесному указанию воспитателя. Учить создавать тематические работы на основе базовой формы «двойной треугольник».
Ноябрь Базовая форма:
Замкнутый начальный ряд-Цилиндр- Яйцо
Учить выполнять работу, соблюдая последовательность.
Декабрь Базовая форма: Незамкнутый начальный ряд,
Замкнутый начальный ряд-Плоская деталь
«Снежинки», «Ящерка»
Учить создавать тематические работы на основе базовой формы «Плоская деталь».
Январь Базовая форма:
Замкнутый начальный ряд
«Пингвин»
Учить выполнять работу, соблюдая последовательность.
Февраль Базовая форма:
Замкнутый начальный ряд
«Мышка» Продолжать знакомить с базовой формой «замкнутый начальный ряд». Закрепить приёмы складывания и сгибания бумаги в процессе изготовления тематических работ.
Март Базовая форма:
Замкнутый начальный ряд-форма цилиндра
«Щенок»
Базовая форма:
Замкнутый начальный ряд- форма яйца
«Львенок»
Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.
Продолжать учить делать простые треугольные модули и выполнять фигуру в форме яйца.
Апрель Базовая форма:
Замкнутый начальный ряд-Цилиндр, Яйцо
«Петушок» Учить детей работать с бумагой разного качества, складывать её по словесному указанию воспитателя. Выполнять более сложные фигурки, соединив две базовые формы (цилиндр и яйцо).
Май Базовая форма:
Треугольник
«Цветок»
Выставка работ. Учить детей сворачивать бумагу с двух сторон, убирая боковые треугольники внутрь.
Оформление альбома детских работ за период обучения.
Содержание программы
1.«Знакомство с оригами.
Новый вид искусства «оригами»
2. Знакомим с условными обозначениями и приёмами. Учим складывать.»
Условные знаки, основные приёмы складывания бумаги. Складывание прямоугольного листа бумаги по диагонали, отрезая лишнюю часть, получая квадрат.
3. «Складывание модулей. Простой треугольный, двойной треугольный,
дополнительный треугольный.»
Cкладывание листа бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния». Перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз.
4. «Двойной треугольник «Рыбка»
Работа с бумагой разного качества, складывание её по словесному указанию воспитателя. Тематические работы на основе базовой формы «двойной треугольник».
5. «Замкнутый начальный ряд-Цилиндр- Яйцо»
Выполнение работы, соблюдение последовательности.
6. Незамкнутый начальный ряд, Замкнутый начальный ряд-Плоская деталь «Снежинки», «Ящерка»
Тематические работы на основе базовой формы «Плоская деталь».
7. Замкнутый начальный ряд «Пингвин»
Выполнение работы, соблюдение последовательности.
8. Замкнутый начальный ряд «Мышка»
Базовая форма «замкнутый начальный ряд». Приёмы складывания и сгибания бумаги в процессе изготовления тематических работ.
9. Базовая форма: Замкнутый начальный ряд-форма цилиндра «Щенок»
Общение и умение согласовывать свои интересы с интересами других детей.
10. Замкнутый начальный ряд- форма яйца «Львенок»
Простые треугольные модули и выполненные в форме яйца.
11. Замкнутый начальный ряд-Цилиндр, Яйцо «Петушок»
Работа с бумагой разного качества, складывание её по словесному указанию воспитателя. Выполнение более сложной фигурки, соединение две базовых форм (цилиндр и яйцо).
12. Треугольник «Цветок»
Сворачивание бумаги с двух сторон, убирая боковые треугольники внутрь.
13. Выставка работ.
Альбомы детских работ за период обучения.