Елена Скворцова
Программа кружка «Умелые ручки» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
1.
Целевой раздел.
1.1 Пояснительная записка.
1.2
Цели и задачи реализации программы.
1.3
Принципы реализации программы.
1.4
Возрастные особенности детей 4 –5 лет.
2.
Содержательный раздел.
2.1 Календарно – тематический план.
2.2 Результаты кружка.
3.
Организационный раздел.
3.1
Организация предметно – пространственной среды.
3.2 Список литературы.
1.1. Пояснительная записка
Темочки:
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Так учеными доказана, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так же установлено, что уже к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Из этого следует что начинать работу в данном направлении необходимо в раннем возрасте, так как это самый благоприятный период для развития ребенка, когда кора больших полушарий окончательно еще не сформирована.
Развитие у ребенка мелкой моторики важно еще и потому, что ему в дальнейшем потребуется использовать точные скоординированные движения: одеваться и обуваться, рисовать и писать, держать в руках ложку, кисточку или карандаш. Мелкая моторика напрямую развивает такие необходимо важные процессы, как воображение, внимание, наблюдательность, память (зрительную и двигательную, мышление, словарный запас ребенка, координация движений. Именно мелкая моторика на раннем этапе жизни отражает развитие ребенка и его интеллектуальные способности. От того, насколько ребенок сможет управлять своими пальчиками в раннем возрасте, в дальнейшем зависит его развитие и, конечно, качество жизни.
Актуальность нашей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Обучение детей проводится с трёхлетнего возраста; Подобран и систематизирован материал упражнений по развитию мелкой моторики в соответствии с возрастными особенностями детей; Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Программа предназначена для детей среднего дошкольного возраст (4-5 лет).
1.2. Цели и задачи реализации программы.
Цель рабочей программы кружка – развивать и укреплять мелкую моторику рук у детей среднего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
Задачи рабочей программы :
- сформировать навыки самоконтроля и саморегуляции движения рук под контролем зрения, осязания, тактильно- двигательных ощущений;
- создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости;
- способствовать умению целенаправленно управлять движениями пальцев, рук в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания и действий с бытовыми предметами, орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.)
- развивать речь, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие детей через стимуляцию мелкой моторики рук,
- прививать усидчивость. Нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувства товарищества) посредством игр, упражнений на развитие мелкой моторики рук.
При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики: возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 4-5 лет.
1.3. Принципы реализации программы :
- принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме;
- принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями, особенностями его развития;
- принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;
- принцип коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения между детьми;
- принцип постоянного соблюдения техники безопасности и гигиенических условий, смены видов деятельности.
Срок реализации программы – 1 год. Продолжительность непосредственно образовательной деятельности по реализации программы дополнительного образования детей – 10-15 мин в соответствии с СанПиН. Режим занятий: Средняя группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий. Форма организации образовательного процесса: групповая с индивидуальным подходом. Программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Данная программа интегрируется с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитее», «Физическое развитие», основной образовательной программы ДОУ.
1.4. Возрастные и психические особенности детей 4 – 5 лет.
В возрасте около 5 лет в развитии ребёнка происходит большой скачок. К 5 годам он должен иметь представление об обратимых и необратимых процессах, отличать ситуации, в которых произошло изменение какоголибо признака или количества от ситуаций, в которых количество или (признак) остались неизменными. Содействует общему психическому развитию активизация воображения. Воображение - высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Взрослые должны ценить в дошкольнике не способность делать по указанию или по образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы. Формировать замыслы и реализовать индивидуальное воображение во всех видах деятельности. Особенность детей данного возраста - интерес и тяга к красивому, эстетически ценному. Эстетичность используемых наглядных материалов, их композиции на занятии, во многом определяют степень заинтересованности ребят самим предметом. Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде проблемы интеллектуального результата. Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех. Ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями; В любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса
2. Содержательный раздел.
2.1. Календарно – тематический план.
Программа включает в себя следующие разделы:
• пальчиковая гимнастика;
• массаж ладошек и пальчиков с помощью предметов;
• лепка, изготовление поделок из различных материалов;
• нетрадиционные техники рисования;
• штриховка;
• работа с бумагой (оригами, аппликация, конструирование);
В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделе «Лепка, изготовление поделок из различных материалов» используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто, налеп, а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала, из ватных дисков и палочек. В разделе “Нетрадиционные техники рисования” у детей формируются умения и навыки рисования различными способами, развивается воображение.
В разделе «Штриховка» дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.
В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
В разделе «Работа с бумагой» представлены такие виды художественного труда, как аппликация, оригами, конструирование из бумаги. Дети знакомятся с различными видами и свойствами бумаги, развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют произвольное внимание и пространственные представления.
Месяц. Тема занятий.
1. Сентябрь 1. Игра «Большие и маленькие листочки» 2. Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять» Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом
1. Игра «Собери орешки для белочки» Материал: Орехи, игрушка «белка», пластиковая бутылка с вырезанным «дупло». Скачет белочка по веткам. Соберёт орешки деткам. Все бельчата-сладкоежки, Обожают грызть орешки. 2. Пальчиковая гимнастика «Белочка» Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
1. Игра «Чтобы Мише было теплее» - мелко порвать бумагу, потом засыпать Мишку - «в берлоге». Цель: Развивать мелкую моторику рук. 2. Пальчиковая игра «Зайчик» Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
2. Октябрь 1. Аппликация «Гроздья рябины» Цель: Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закрепить умение расплющивать шарики на
1. Рисование «Плюшевый медвежонок» Рисование поролоновой губкой, игры, пальчиковая гимнастика 10-15 мин Цель: Помочь детям освоить новый способ изображения — рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистость).
1. Игра «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки. 2. Пальчиковая игра «Варежка». Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. Цель: Развивать мелкую моторику рук.
1. Рисование «Ежик» Цель: Развитие мелкой моторики рук посредством действий с предметами, пальчиковой гимнастики и нетрадиционной техники изодеятельности.
3. Ноябрь 1. Игра «Лепим снежки большие и маленькие» из салфеток скатывание шариков разного размера Цель: Учить детей круговыми движениями между ладонями катать шарики из салфеток. 2. Пальчиковая гимнастика с карандашом «Ладошка»
1. Лепка «Варежки» Цель: Совершенствовать технику нанесения пластилина на поверхность. Научить самостоятельно украшать изделие. Укреплять мелкую моторику рук
1. Игра «Чтобы Мише было теплее» - мелко порвать бумагу, потом засыпать Мишку - «в берлоге». Цель: Развивать мелкую моторику рук. 2. Пальчиковая игра «Зайчик» Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом
Рисование «Плюшевый медвежонок»
Цель: Помочь детям освоить новый способ изображения — рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистость)
Декабрь 1. Игра «Посмотри, кто спрятался в комочке?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображениями контуров птиц. 2. Массаж пальчиков «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.
1. Лепка «Зернышки для птички» Цель: продолжать знакомить детей с пластилином (желтого цвета) и его свойствами.
1. Игра «Чудесный мешочек» - новогодние подарки для зверей (белочке, зайчику, ежику). Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка (орех, гриб, морковка). 2. Массаж ладошек шишками.
1. Рисование «Укрась елку» Цель: Познакомить детей с техникой работы с печаткой, показать способ получения отпечатка. Тренировать мускулатуру пальцев
Январь. 1. Игра «Посмотри, кто спрятался в комочке?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображениями контуров птиц. 2. Массаж пальчиков «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками
1. Лепка «Зернышки для птички» Цель: продолжать знакомить детей с пластилином (желтого цвета) и его свойствами.
1. Игра «Что у кого?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями рыб. 2. Пальчиковая игра «Жил да был один налим» Цель: Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальчиками в соответствии с текстом.
3. Лепка «Рыбки» Цель: Учить детей работать с соленым тестом: раскатывать, вдавливать.
Февраль.
1. Игра «Снегопад в лесу». (На зеленой елке из бархатной бумаги разложить комочки ваты). 2. Пальчиковая игра «Фонарики». Цель: Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальчиками в соответствии с текстом
1. Пальчиковая игра «Фонарики». Цель: Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальчиками в соответствии с текстом. 3. Штриховка «Хвойный лес» Цель: Учить детей рисовать предметы, состоящие из сочетания линий. Развивать мелкую моторику рук.
1. Лепка «Угостим животных» Цель: формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательных умений и навыков; развивать умение правильно держать карандаш, учиться владеть им, используя самомассаж, игры и упражнения; активизировать словарь по теме.
1. Игра «Снежные хлопья». Цель: Учить детей круговыми движениями между ладонями катать шарики из ваты. (Чтобы мишке было теплее) стихотворение «Как на горке снег, снег». 2. Пальчиковая игра «Медвежонок». Цель: Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальчиками в соответствии с текстом.
Март. 1. Лепка «Угостим животных» Цель: формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательных умений и навыков; развивать умение правильно держать карандаш, учиться владеть им, используя самомассаж, игры и упражнения; активизировать словарь по теме.
1. Массаж пальчиков карандашами (катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями). 2. Пальчиковая гимнастика «Коготки» Цель: Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальчиками в соответствии с текстом.
1. Рисование «Мои любимые домашние животные» Цель: Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жёсткой кистью
1. Игра «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов самолетов, танков, кораблей из бумаги, смятой в комочки. 2. Пальчиковая гимнастика «Вертолет» Цель: выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью, развитие мелкой моторики рук
1. Штриховка «Танк» Цель: Учить детей рисовать предметы, состоящие из сочетания линий. Развивать мелкую моторику рук.
Апрель 1. Игра «Поможем бабушке развязать узелки на веревке» Цель: развитие мелкой моторики рук. 2. Пальчиковая ирга «Помощники» Цель: выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью, развитие мелкой моторики рук.
1. Лепка «В гостях у бабушки» Цель: Учить внимательно слушать потешки и стихи, понимать их содержание, развивать чувство ритма, активную речь, побуждать к игре с движением, развивать мелкую моторику рук, расширять опыт познавательного общения со взрослыми.
1. Игра «Чудо-прищепки» прикрепляем бельевые прищепки к горизонтально натянутой веревке. 2. Пальчиковая гимнастика «Мы посуду перемыли» Цель: выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью, развитие мелкой моторики рук.
1. Рисование «Бусы из макарон» Цель: Учить детей аккуратно закрашивать объёмные предметы. Развивать мелкую моторику рук, чувство ритма.
Май. 1. Игра «Узнай фигуру» - «Чудесный мешочек» Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка. 2. Пальчиковая гимнастика «Помощники» Цель: выработать четкие координированныедействия по взаимосвязи с речью, развитие мелкой моторики рук
3. Лепка «Блины и пироги» Цель: развивать мелкую моторику рук в процессе лепки круговыми движениями; развивать умение раскатывать и расплющивать тесто между ладонями
1. Игра «Цветочный лужок» - с помощью мозаики сделать цветы. Цель: Развивать мелкую моторику пальцев 2. Пальчиковая гимнастика «Сороконожка» Цель: выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью, развитие мелкой моторики рук
2.2 Результатом работы кружка должно стать :
• развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту;
• овладение разными видами трудовой деятельности;
• умение создавать художественный образ своего изделия;
• овладение приемами работы с разными инструментами и предметами;
• умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия;
• овладение нормами этики поведения.
3. Организационный раздел
3.1 Организация предметно – пространственной среды. В группе подобран материал для мелкой моторики.
1 Настольные игры, разнообразные конструкторы, мозаики.
2Материал для рисования, лепки, аппликации.
3 Картотека пальчиковых игр, речевых гимнастик.
4 «Сухой бассейн» (манка, гречка, горох, фасоль)
5 Мелкие предметы (пуговицы, счетные палочки, бусинки)
4 Используемая литература.
6 Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.
7 Гаврилова С. Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.
8 Ярославль: Академия развития, 2009.
9 Новиковская О. А. . : АСТ; СПб. ; Сова 2007.
10 Сахарова О. М. Готовим руку к письму. Москва. РОСМЭН. 2008.
11 «Н. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики»
12 Ростов н/ Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008
13 Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.
14 Соколова С. В. «Оригами для самых маленьких». Детство-пресс 2010.
15 Гаврина С. Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
16 Геронимус Т. М. Работаем с удовольствием (1-4 классы) Уроки труда. – М. : “АСТ - ПРЕСС”, 2000. 140 с.