Ирина Кирикова
Программа кружка «Тестопластика» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа кружка дополнительного образования «Тестопластика» в средней группе ДОУ № 127
Разработчик: воспитатель высшей категории Кирикова Ирина Юрьевна
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Комочек соленого теста –
Лепить из него интересно!
Комочек из теста мягкий,
На ощупь приятный и гладкий.
Лежит у меня на ладошке,
Слепить из него могу кошку,
Публикация «Программа кружка „Тестопластика“ для средней группы» размещена в разделах
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
Слоненка слепить или мишку,
Картинку, что видела в книжке.
Смотрю на него и гадаю,
Слепить из него что - не знаю.
Комочек помяла немножко,
Слеплю ему ручки и ножки,
Слеплю ему ушки и глазки,
И вместе отправимся в сказку!
Волкова Н. А
В дошкольные годы у ребенка развивается чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонично развитой личности.
Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.
Лепка - одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руку, пальчики, а это в свою очередь способствует развитию речи детей.
Лепка - любимое и увлекательное занятие детей и многих взрослых. Можно лепить по старинке - из глины и пластилина, но интересно попробовать и что-то новое, например, соленое тесто.
Тесто - хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все Что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.
Программа – это и своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность.
Актуальной данная деятельность является потому, что в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.
Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идёт полное расслабление тела и души.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые дает этот материал для развития творческих способностей дошкольников.
Соленое тесто – это замечательный материал для поделок. Оно обладает целым рядом преимуществ: не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый натуральный материал, не вызывающий аллергии. Его можно даже съесть. Лепить могут как дети 5-6 лет, так и самые маленькие. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, гвоздика, расчески, ткани – любой предмет, рельеф которого вам интересен.
Наблюдения за детьми в младшей группе показали, что 60% детей обладают низким уровнем развития мелкой моторики рук. Они не умеют пользоваться ножницами, плохо рисуют карандашами и красками, с трудом держат ложку и вилку. Дети робкие и застенчивые, неуверенные в своих силах.
Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе, радость творчества посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.
Деятельность тестопластикой позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, с ознакомлением с художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами и т. д.). Тестопластика - как деятельность подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.
Вот и выходит, что лепка - это не только интересно, но и полезно. Кроме того, после подобных занятий ребенку будет проще совладать с ручкой или карандашом, а значит можно избежать лишних слез и переживаний при подготовке к школе.
Занятия в мастерской тестопластики даст уникальную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. У каждого ребенка появляется возможность создать свой удивительный мир.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: Создать условия для эстетического развития детей, самовыражения и самореализации дошкольников через декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
Образовательные:
- овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей создание образов;
- обогащать знания детей через изучение декоративно-прикладного искусства
– лепка из теста;
- формировать способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
- овладевать умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
Развивающие:
- развивать художественный вкус, учить видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни по средствам декоративно-прикладного искусства;
- развивать воображение и творческие возможности детей через включение дошкольников в практическую деятельность, связанную с созданием предметов декоративно-прикладного искусства.
Воспитательные:
- воспитывать устойчивый интерес к народной культуре;
- воспитывать уважение к истории русского народного творчества, традициям, обычаям русского народа.
1.3. Принципы построения программы
В основу программы положены следующие принципы:
- принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
- принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
- принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса; принцип развивающего характера художественного образования;
- принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей возрастных особенностей и индивидуальных способностей; принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
- принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
- принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
- принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
- принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
- принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
- принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
1.4. Особенности организации образовательного процесса
Данная программа предусматривает построение процесса обучения по спирали с усовершенствованием на каждом этапе до качественного нового уровня знаний. Программа предусмотрена для 4-5 лет, является первым этапов в освоении лепки из теста.
1.4.1. Объём и сроки освоения программы
Программа рассчитана на один учебный год. Продолжительность программы определяется:
- постепенным освоением сенсорных эталонов формы, цвета, величины, постепенным усложнением образовательной программы;
- процессами психического развития ребёнка;
- объёмом материалов;
- групповым характером освоения программного материала и предъявления образовательного результата.
1.4.2. Организация учебного процесса
Занятия проводятся 1 раз в неделю, группа комплектуется по возрастному принципу. Оптимальное количество детей в группе – 10 человек. Длительность занятий 20 минут.
1.4.3. Методические приемы:
- показ технологических приемов;
- рассматривание игрушек, скульптуры и т. д. ;
- рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т. д. ;
- игровые приемы (приход героя и др.);
- упражнение детей навыках использования инструментов для лепки (стеки, печатки и т. д.).
1.4.4. Форма работы:
Совместная деятельность с педагогом.
1.4.5. Принципы построения работы
- от простого к сложному,
- связь знаний, умений с жизнью, с практикой,
- доступность,
- системность знаний,
- воспитывающая и развивающая направленность,
- всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков,
- активность и самостоятельность,
- учет возрастных и индивидуальных особенностей.
1.5. Возраст детей
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 4-5 лет.
Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольников «взрослости», желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
1.5.1. Возрастные особенности детей
(Средняя группа – 4-5 лет).
Изобразительная деятельность детей 4–5 лет, посещающих детский сад, продолжает развиваться. Это обусловлено развитием психических процессов, приобретенным опытом познания окружающей действительности, формированием образных представлений в различных играх, конструировании, рисовании, лепке, аппликации. Благодаря этому образы, представления о предметах и явлениях, становятся более детализированными.
В этом возрасте у детей продолжает развиваться воображение. С одной стороны, этому способствует изобразительная деятельность, а с другой стороны, развивающееся воображение ведет к обогащению образов, создаваемых детьми в рисунках, лепке, аппликации и конструировании.
В 4–5 лет расширяется сенсомоторный опыт дошкольников. Это, в свою очередь, приводит к развитию и совершенствованию графических и изобразительных навыков и умений.
В этом возрасте важно продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствовать умение лепить. Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички). Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.
Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с приемами использования стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки. Закреплять приемы аккуратной лепки.
1.6. Пути реализации программы
В работе с детьми:
- внедрение новых форм и методов в организацию занятий;
- организация индивидуальной работы с детьми вне занятий;
- создание условий для самостоятельной художественной деятельности вне занятий;
В работе со взрослыми:
- осуществление совместной работы с администрацией и родителями по внедрению программы;
- создание предметно – развивающей и пространственной среды;
- проведение бесед – консультаций с родителями;
- привлечение родителей к организации выставок в группе и детском саду.
В работе педагогов:
- расширение профессиональных знаний путём посещения семинаров, выставок, конкурсов;
- обзор новой методической литературы;
- накопление материалов – образцов для использования на занятиях.
Для эффективного развития изобразительной деятельности с привлечением сюжетной лепки, созданы все необходимые условия для занятий с детьми:
- для занятий в группе создаётся обстановка «мастерской»;
- занятия проводятся в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми;
- подобраны все необходимые материалы и пособия;
- систематизирован литературный материал: стихи, загадки, пословицы, поговорки;
- изготовлена картотека пальчиковых игр для подготовки руки к работе, развитие мелких мышц руки.
1.7. Этапы реализации программы
Целостный процесс обучения лепке из теста можно условно разделить на три этапа:
1. Подготовительный:
- знакомить со свойствами теста, способом его приготовления;
- освоить приёмы раскатывания теста круговыми движениями, прямыми движениями ладоней;
- освоить приёмы вдавливания;
- освоить приёмы раскатывания и выдавливания теста;
- освоить приёмы прищипывания, ощипывания маленького кусочка теста;
- научиться работать на ограниченном пространстве.
2. Основной:
- научить основным приёмам работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;
- для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные материалы (природный и бросовый);
- научиться пользоваться стекой, печаткой, формами для выдавливания, скалкой;
- научиться соединять части теста с помощью воды и кисти;
- научиться раскрашивать работу гуашью;
- научиться доводить дело до конца, аккуратно выполнять свои работы;
- научиться участвовать в выполнении коллективной работы.
- научиться действовать по образцу воспитателя, по словесному указанию;
- научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.
3. Итоговый:
- самостоятельно решать творческие задачи;
- формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
Влияние занятий декоративной лепкой (тестопластикой) на развитие ребенка широко. Оно отражается на особенностях развития личности ребенка, его познавательной сферы и деятельности. Вот лишь некоторые аспекты этого влияния:
- расширение кругозора;
- развитие мелкой моторики;
- создание целостного образа;
- развитие ценностного отношения к человеку, его культуре, труду;
- развитие игры с правилами;
- расширение словарного запаса;
- развитие умение взаимодействовать, делового и общения; - развитие познавательных процессов;
- позитивное влияние на психологическое и физическое здоровье.
1.8. Планируемые результаты
Дошкольники к концу учебного года должны знать:
1. Историю возникновения лепки из солёного теста;
2. Способы приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного, свойства солёного теста;
3. Приёмы работы с соленым тестом;
4. Способы сушки готовых изделий;
5. Название и правила пользования ручными инструментами для обработки соленого теста;
6. Правила техники безопасности;
7. Художественные произведения, стихи, потешки, пальчиковые игры.
8. Историю возникновения многих вещей, разные народные промыслы, их историю, традиции и обычаи русского народа.
А так же у детей:
9. Развиваются сенсорные способности (чувство цвета, формы, величины, композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика.
10. Развиваются тактильные чувства пальцев. Через тактильные ощущения дети знакомятся с разными материалами, их свойствами.
11. В интересной игровой форме обогащается словарь детей. В процессе выполнения практических действий с тестом ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формировании и активизации словаря, пониманию ребёнком речи окружающих.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 Условия реализации программы
Занятия по программе кружка «Волшебный комочек» проводятся в группе, во второй половине дня.
Материально- техническое оборудование:
- мука пшеничная, ржаная, соль;
- пищевые красители.
- дополнительные материалы для оформления работ и украшения: крупы, макаронные изделия, чёрный горошек, зёрна…
- бросовый материал;
- природный материал;
- материалы для рукоделия: пуговицы, бусинки, бисер…
- клеёнки, досточки для лепки;
- картон для подложки и фона разного цвета и текстуры;
- стеки разной формы, тычки;
- формы для выдавливания;
- салфетки для рук;
- стаканчики для воды;
- цветная гуашь;
- кисточки разной толщины;
- муляжи, игрушки, иллюстрации и дидактический материал, соответствующий тематике занятия.
Основные приемы лепки
Разминание
- надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста
Отщипывание
- отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.
Шлепанье
- энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать. Сплющивание
- сжимание куска теста (пластилина) с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.
Разминание
В руки я комок возьму,
Хорошо его помну,
Чтоб он теплым, мягким стал,
Но к рукам не прилипал.
Скатывание
На него я посмотрю,
Что хочу, то и слеплю.
Шарик я сейчас скатаю,
С ним немножко поиграю.
Раскатывание
Шарик в руки я возьму
И раскатывать начну –
Вот и столбик получился,
Столбик в жгутик превратился…
Скручивание
Жгутик я в спираль скручу
И ракушку получу.
Сплющивание
Чтобы с ней случилось что-то, Сплющить мне ее охота.
Ну и что же получилось?
Она в блинчик превратилась.
Прищипывание
Блинчик в трубочку сверну
И прищипывать начну.
Вдавливание
Можно снова шар скатать,
Чтобы пальцем протыкать.
Вытягивание
Я кусочек прищипну,
И вытягивать начну.
Хвостик длинный получился,
Шарик в репку превратился
Основные правила лепки
1. Перед лепкой подготовьте рабочее место и разомните пластичный материал, чтобы он стал эластичным, «послушным».
2. Изготовление поделки начните с лепки ее основной части, самой крупной, затем лепите менее крупные и соедините их между собой. Самые мелкие элементы можно лепить по мере оформления игрушки (глаза, нос, рот и другие).
3. Для присоединения мелких элементов воспользуйтесь стекой, в этом случае соединение будет аккуратнее и прочнее (например: на голове делать углубления, вставить в них глаза, уши и т. п. детали, затем прижимать пальцами или стекой).
4. При конструировании игрушки из отдельных крупных элементов надо плотно прижимать их и замазывать место скрепления, чтобы игрушка была прочной.
5. По окончании работы следует убрать рабочее место, вымыть руки с мылом и тщательно вытереть их полотенцем.
2.2 Формы отчётности образовательных результатов
При посещении кружка «Волшебный комочек» каждый ребёнок отмечается в табеле посещаемости, отчётность представлена в материалах диагностики. Кроме этого в конце учебного года на итоговом педсовете предоставляется аналитическая справка о проделанной работе по кружку.
2.3 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
Открытое занятие для родителей в конце учебного года.
Изготовление подарков к праздникам (по русскому народному календарю и государственным)
Выставки детских работ в группе, для родителей. (2- е полугодие)
Организация выставок продуктов совместного творчества, интерьера в группе и помещениях ДОУ.
Фотовыставка работы кружка и поделок «Мукосолька» - конец года.
2.4 Оценочные материалы
Мониторинг результатов освоения детьми программы по лепке из теста.
Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей в конце учебного года.
Процедура оценки предполагает трёхуровневый подход
Высокий уровень:
- ребёнок уверенно владеет приёмами работы лепки из теста;
- умеет самостоятельно достигать цель;
- проявляет начало творческих способностей.
Средний уровень:
- ребёнок не уверенно владеет приёмами работы лепки из теста;
- недостаточная самостоятельность;
- замысел реализуется частично.
Низкий уровень:
- ребёнок не овладевает приёмами работы лепки из теста;
- отсутствует самостоятельность, интерес;
- замысел не реализован, работа не доведена до конца.
Список литературы
1. Гильмутдинова, О. А. Занятие лепкой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - 74с.
2. Жадько, Е., Давыдова, Л. Поделки и аксессуары из соленого теста. - Ростов - на -Дону: «Феникс», 2006 г. - 217с.
3. Зимина, Н. В. «Шедевры из соленого теста». - ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010 г.
4. Кискальт, И. Соленое тесто. - М. : «Аст -пресс», 2002 - 142с.
5. Комарова, Т. С. «Дети в мире творчества». – М., 1995г.
6. Корчинова, О. В. Детское прикладное творчество. - Ростов - на- Дону: «Феникс», 2005 – 316 с.
7. Лыкова, И. А. Мы лепили, мы играли. - ООО «Карапуз - дидактика», 2007 г.
8. Лыкова, И. А., Шипунова, В. А. «Вкусная лепка для детей» - Издательский дом «Цветной мир»: Москва, 2014 г.
9. Рубцова, Е. В. Фантазии из соленого теста. - 2010 г.
10. Сакулина, Н. П., Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М. :«Просвещение», 1982 – 2005 с.
11. Синеглазова, М. О. «Удивительное соленое тесто». - Москва, Издательский дом МСП – 2007 г.
12. Скребцова, Т. О., Данильченко, Л. А. Лепим поделки и сувениры. - Ростов – на – Дону:«Феникс», 2009 - 250 с.
13. Фирсова, А. В. Чудеса из соленого теста. - М. : Айрис-пресс, 2008. -32 с.
14. «Фигурки из соленого теста». - Москва «АСТ ПРЕСС книга», 2010 г. /серия мастер – класс на дому.
15. Халезова, Н. Б. Декоративная лепка в детском саду. -2008 г.
16. Хананова, И. Н. «Соленое тесто» - М., «Аст-пресс», 2006 г. – 104с.
17. Хоменко, В. А. «Соленое тесто: шаг за шагом» - Харьков, 2007 г.
18. Хоменко, В. А. Лучшее поделки. Шаг за шагом. - Харьков, 2009 г.
19. Чаянова, Г. Н. Соленое тесто. - М., 2012 г.
Интернет-ресурсы:
1. https://infourok.ru
2. www.maam.ru/detskijsad/proekt-volshebnoe-tesо dlja-detei-2-mladshei-grupy.html
3. www.detsadclub.ru
4. doshkolnik.ru/solenoe-testo.html