Анна Васильева
Программа кружковой деятельности по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ЦРР - Детский сад № 82 «Мичээр»
Программа кружка “Сахам сирин таптыыбын” для детей дошкольного возраста
Направленность:
Срок реализации:
Возраст обучающихся :
Автор-составитель: Экологическое воспитание
1 год
5-7 лет
Васильева Анна Ильинична
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Благая природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться
Леонардо да Винчи
Экологические состояние нашей планеты и тенденции его ухудшения требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и государствам. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое. Каждому из нас важно понимать, как человек связан с природой как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретение социального опыта. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Маленькие дети верят абсолютно всему и впитывают все как губка. Не обязательно быть доктором биологических наук, чтобы сообщить ребенку важную и интересную для него экологическую информацию. Любой из нас может научить ребенка отличать дуб от березы или вместе с ним понаблюдать, как пробиваются весной ростки – рассказать, почему вредно жечь траву и зачем нужно бережно относиться к воде. И «экологичность» в поведении быстро станет для ребенка привычкой.
Данная рабочая программа по экологическому воспитанию дошкольников разработана для детей 5-6 лет на основе плана - программы педагогического процесса в детском саду «От рождения до школы» (Под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.) в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными стандартами дошкольного образования. Программа заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Она включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из катастрофического состояния, в котором мы пребываем сейчас. Уже давно доказано, что поднимаемая нами проблема актуальна. Если мы обратимся к ФГОС, то экологическое воспитание влияет и на личностное развитие ребенка: на ум, чувства, волю.
Новизна заключается в следующем: экологическое воспитание представлено во всех образовательных областях. Использование интегрированного подхода позволяет ежемесячно решать задачи экологического образования в совместной деятельности, но и при проведении режимных моментов, а также привлечение родителей к тесному сотрудничеству.
Цель программы : формирование у детей основ экологического сознания и экологической культуры.
Задачи программы :
• Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.
• Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.
• Прививать практические навыки и умения по уходу за растениями.
• Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.
• Развивать связную речь детей : обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь, обучать составлению рассказов.
Для работы по формированию экологического воспитания дошкольников был разработан перспективный план работы с детьми. Использовались разные методы работы.
1. Наглядные методы: целевые прогулки; наблюдения; рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр.
2. Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
3. Игровые методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.); загадывание загадок.
4. Практические методы: организация продуктивной деятельности детей; оформление гербария растений, плодов; экспериментирование.
При построении системы работы особое внимание обращено на следующие основные направления:
познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме;
практическое направление изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.);
исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (наблюдений, опытов).
Ожидаемые результаты:
в качестве подведения итогов: выставки, фотовыставки, создание видеороликов, диагностика.
Условия реализации программы.
Для эффективной реализации программы дополнительного образования в детском саду созданы благоприятные условия:
Программа рассчитана на один год обучения:
Занятия рассчитаны на возраст 5-6 лет. Всего 32 занятий. Продолжительность занятия 25 минут.
Расписание кружка «Сахам сирин таптыыбын» для детей старшего дошкольного возраста.
Дни недели Кружки
понедельник «Сахам сирин таптыыбын»
Вторник
Среда
Четверг
пятница
Перспективный план работы в старшей группе 5-6 лет:
№ Занятия Месяц Темы
1 1 мониторинг Сентябрь
2 1 Занятие. «Кыыллары харыстаан!» (презентация) Октябрь
3 1 Занятие. «т к н нэн?» (презентация, лепка)
4 1 Занятие. «Ойуурга к лэй» (Слайд)
5 1 Занятие. «р нньэ ардах» (Демонстрационый материал)
6 1 Занятие. «Дьиэ нээйилэрэ» (Демонстрационый материал) Ноябрь
7 1 Занятие. «Сэтинньи 12 кунэ- Татыйык кунэ» (Таабырыннар, кинигэ аа5ыы)
8 1 Занятие. «До5ордуулар» (Слайд, уруьуй)
9 1 Занятие. «Биьигини ыарыыттан ким кемускууруй?» (Таабырын, кинигэ аа5ыы)
10 1 Занятие. «Кыьын» (Халандаары кытта улэ) Декабрь
11 1 Занятие. «Дьиикэй кыыллар» (презентация)
12 1 Занятие. «Хаар» (мульфильм, эксперимент «Хаар»)
13 1 Занятие. «Харыйачаан» (Аппликация «Харыйа»)
14 1 Занятие. «Былыттар» (Бэсиэдэ) Январь
15 1 Занятие. «Хаар хоробуота» (Уруьуй «Хаар»)
16 1 Занятие. «Биьиги уьуйааммыт айыл5а муннуга» (Лепка)
17 1 Занятие. «Кетердер кыьыннара» (презентация)
18 1 Занятие. «Дьиикэй кыыллар кыьын ойуурга» (презентация) Февраль
19 1 Занятие. «Утуе дьыала» (презентация)
20 1 Занятие. «Зоопарка5а куулэй» (Уруьуй)
21 1 Занятие. «Кун туруга» (Халандаары кытта улэ)
22 1 Занятие. «Ийэ5э бэлэх» (Аппликация) Март
23 1 Занятие. «Саас» (эксперимент)
24 1 Занятие. «Уу хантан кэлэрий?» (Хартыынаны кытта улэ)
25 1 Занятие. «Ыт- киьи до5оро» (слайд, лепка)
26 1 Занятие. «Бэйэн доруобуйа5ар кыьан» (Бэсиэдэ) Апрель
27 1 Занятие. «Лук- олордобут» (Кинигэ аа5ыы, лук олордуу)
28 1 Занятие. «Ньургуьун сибэкки» (Аппликация)
29 1 Занятие. «Кетердер» (Аппликация)
30 1 Занятие. «Ардах диэн тугуй?» (Халандаары кытта улэ) Май
31 1 Занятие. «Айыл5а материаллара» (Эксперимент)
32 1 Занятие. «Биьиги айыл5абыт» (Уруьуй)
33 1 Занятие. «Саас» (Бэсиэдэ)
Список использованных источников.
1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
2. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники : учим, развиваем, воспитываем).
3. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.
4. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. - 2-е изд., стереотип. / авт. -сост. О. Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.
5. Федотова, А. М. Познаем окружающий мир играя : сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).