Светлана Айдарова
Программа кружка по театрализованной деятельности «Театр и малыши»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Программа кружка «Театр и малыши» направлена на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста.
Актуальность: Развитие творческих способностей очень актуальна в наши дни, ведь из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе детей вряд ли могут вырасти творческие личности. А главная задача воспитать детей не равнодушных, ищущих, способных к преобразующей деятельности. Творческие возможности детей наиболее ярко проявляются в интересной и доступной театрализованной деятельностью. Она воздействует на воображение ребенка словом, действием. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в истине лежит игра, а потребность в игре у детей дошкольного возраста велика. Самые маленькие дети с удовольствием включаются в творческий процесс, если он связан с игрой. Рождение творческой инициативы может служить свидетельством эстетической зрелости. Дети немножко волшебники, они умеют менять мир по своему «хотению» и потом жить и действовать в этом воображаемом мире. Важно использовать всесильную фантазию направить ее в творческое русло. Самое главное в развитии творческих способностей у детей в том, чтобы дать детям возможность выразить себя, показать свои возможности.
Публикация «Программа кружка по театрализованной деятельности „Театр и малыши“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
Цель: Познакомить малышей со сказками посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
• Развивать интерес к русским народным сказкам;
• Воспитывать интерес к различным видам театров;
• Овладеть простейшими импровизационными умениями;
• Развивать речевую выразительность;
• Совершенствовать познавательные процессы;
• Развивать способности и творческой самостоятельности;
Принципы и подходы, ожидаемые результаты
Процесс формирования речи у детей должен строиться с учетом не только общедидактических, но и методических принципов обучения. Под методическими принципами понимаются общие исходные положения, руководствуясь которыми педагог выбирает средства обучения.
• Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением. Поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы, направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов. Необходимо обогащать сознание детей представлениями и понятиями об окружающем мире, развивать их речь необходимо на основе развития содержательной стороны мышления. Формирование речи осуществляется в определенной последовательности с учетом особенностей мышления: от конкретных значений к более абстрактным; от простых структур к более сложным. Усвоение речевого материала происходит в условиях решения мыслительных задач, а не путем простого воспроизведения. Следование этому принципу обязывает педагога широко привлекать наглядные средства обучения, использовать такие методы и приемы, которые бы способствовали развитию всех познавательных процессов.
• Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации. Он вытекает из цели развития речи детей в детском саду – развития речи как средства общения и познания – и указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку.
Настоящий принцип является одним из главных, поскольку определяет стратегию всей работы по развитию речи. Его реализация предполагает развитие речи у детей как средства общения и в процессе общения (коммуникации, и в разных видах деятельности. Специально организованные занятия также должны проводиться с учетом этого принципа. Это значит, что и основные направления работы с детьми, и подбор языкового материала, и весь методический инструментарий должны способствовать развитию коммуникативно-речевых умений. Коммуникативный подход меняет методы обучения, выдвигая на первый план формирование речевого высказывания.
• Принцип развития языкового чутья («чувства языка»). Языковое чутье – это неосознанное владение закономерностями языка. В процессе многократного восприятия речи и использования в собственных высказываниях сходных форм у ребенка на подсознательном уровне формируются аналогии, а затем он усваивает и закономерности. Дети начинают все более свободно пользоваться формами языка применительно к новому материалу, комбинировать элементы языка в соответствии с его законами, хотя и не осознают их.
Здесь проявляется способность запоминать, как традиционно используются слова, словосочетания. И не только запоминать, но и использовать их в постоянно меняющихся ситуациях речевого общения. Данную способность следует развивать. Например, по мнению Д. Б. Эльконина, должна поддерживаться стихийно возникающая ориентировка в звуковой форме языка. В противном случае она, «выполнив в минимальной степени свою функцию, необходимую для овладения грамматическим строем, свертывается и перестает развиваться». Ребенок постепенно теряет свою особую языковую «одаренность». Нужно всемерно поощрять различные упражнения в форме игрового манипулирования словами, на первый взгляд кажущиеся бессмысленными, но имеющие для самого ребенка глубокий смысл. В них ребенок имеет возможность развивать свое восприятие языковой действительности. С развитием «чувства языка» связано формирование языковых обобщений.
• Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. Этот принцип основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка. Образуется своего рода внутренняя система правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не просто повторять, но и создавать новые высказывания. Поскольку задачей обучения является формирование навыков общения, а любое общение предполагает способность создавать новые высказывания, то в основу обучения языку следует положить именно формирование языковых обобщений и творческой речевой способности.
Простого механического повторения и накопления отдельных языковых форм недостаточно для их усвоения. Исследователи детской речи считают, что следует организовать процесс познания ребенком самой языковой действительности. В центре обучения должно быть формирование осознания явлений языка (Ф. А. Сохин). А. А. Леонтьев выделяет три способа осознания, которые часто смешиваются: произвольность речи, вычленимость, собственно осознание. В дошкольном возрасте сначала формируется произвольность речи, а затем происходит вычленение ее компонентов. Осознанность является показателем степени сформированности речевых умений.
• Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования. Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи. Освоение лексики, формирование грамматического строя, развитие восприятия речи и произносительных навыков, диалогической и монологической речи – отдельные, в дидактических целях выделенные, но взаимосвязанные части одного целого – процесса овладения системой языка. В процессе развития одной из сторон речи одновременно развиваются и другие. Работа над лексикой, грамматикой, фонетикой не является самоцелью, она направлена на развитие связной речи. В центре внимания педагога должна быть работа над связным высказыванием, в котором суммируются все достижения ребенка в овладении языком.
• Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. От мотива, как важнейшего компонента в структуре речевой деятельности, зависит качество речи и в конечном итоге мера успешности обучения. Поэтому обогащение мотивов речевой деятельности детей в процессе обучения имеет большое значение. В повседневном общении мотивы определяются естественными потребностями ребенка во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. В процессе занятий нередко исчезает естественность общения, снимается естественная коммуникативность речи: педагог предлагает ребенку ответить на вопрос, пересказать сказку, что-то повторить. При этом не всегда учитывается, есть ли у него потребность это делать. Психологи отмечают, что положительная мотивация речи повышает результативность занятий. Важными задачами являются создание педагогом положительной мотивации для каждого действия ребенка в процессе обучения, а также организация ситуаций, вызывающих потребность в общении. При этом следует учитывать возрастные особенности детей, использовать разнообразные, интересные для ребенка приемы, стимулирующие их речевую активность и способствующие развитию творческих речевых умений.
• Принцип обеспечения активной речевой практики. Свое выражение этот принцип находит в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики. Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка. Повторность употребления языковых средств в меняющихся условиях позволяет выработать прочные и гибкие речевые навыки, усвоить обобщения. Речевая активность – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Поэтому важно приучать детей к активному восприятию и пониманию речи педагога. На занятиях следует использовать различные факторы, обеспечивающие речевую активность всех детей: эмоционально-положительный фон; субъект-субъектное общение; индивидуально направленные приемы: широкое использование наглядного материала, игровых приемов; смена видов деятельности; задания, обращенные к личному опыту, и др.
Следование этому принципу обязывает создавать условия для широкой речевой практики всех детей на занятиях, в разных видах деятельности.
В работе с малышами, для обеспечения качества организации образовательного и воспитательного процесса эффективно используются технологии:
• Здоровьесберегающая технология;
• Игровая технология;
• Проектная деятельность;
• Технология воспитания экологической культуры;
• ИКТ;
• Технология личностно-ориентированного подхода;
Театрализованная деятельность создает условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует у детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определенному образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.
В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова в действительность, хотя бы и условную. Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательная деятельность.
1. Имеют представление о театре.
2. Умеют использовать атрибуты
3. Умеют использовать мимику, пантомимику
Развитие речи: Чёткая дикция, применение чистоговорок, потешек, песенок, прибауток
Театрализованные игры помогают детям запомнить наизусть много сказок, рассказывать, показывать, обыгрывать, имитируя движение животных, не умеющим говорить детям - с легкостью запомнить слова мимикой и жестами. Развитие идет от движений и эмоций к слову, дети начинают говорить – произносят небольшие слова и слоги, в дальнейшем словосочетания, предложения. Дети, которые умели говорить, играют в различные театры самостоятельно. Их словарный запас расширяется, речь становится ярче, образнее, выразительной и эмоциональной. Очень любят показывать сказки родителям и детям из других групп.
Благодаря сказке дети получают нравственный урок, развивается мышление.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Возрастные особенности
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее.
Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничеств ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуется соотносящие и орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослыми используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500-2500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками, В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами- заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от нее линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заряжаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст Завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Программа рассчитана на 1 год для детей с 2 до 3 лет.
Методическое обеспечение программы.
Методы:
• словесные: рассказ, объяснение, описание, беседа.
• Наглядность: иллюстрации к сказкам, рассказам, стихам, потешкам; атрибуты к играм; художественная литература; дидактические игры.
• Практические – показ детям используя различные театры.
Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности. Дети знакомятся с окружающим миром, во всем его многообразии через образы, звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы.
Театр, игры и их разновидность
Расширение жизненного опыта ребенка способствуют театрализованные игры. Их можно разделить на две группы: режиссерские и игры драматизации.
К режиссерским относятся: настольный, теневой, театр на фланелеграфе. Ребенок или взрослый сам не является действующим лицом. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли.
Ребенок или взрослый использует свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму.
Режиссерские игры
Настольный театр игрушек
Настольный театр картинок
Театр на фланелеграфе
Игры драматизации
Игры драматизации с пальчиками
Кукольный театр «Бибабо»
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
РЕЖИМ РАБОТЫ КРУЖКА
1 раза в неделю по 15 минут
Для реализации программы использую куклу Варю, куклу Петрушку, разнообразный настольный театр, театр игрушек, пальчиковый театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр, ширму, наголовники, сказочные ребусы
Литература:
1. 300 трёхминутных развивающих игр для детей от 2 до 5 лет / Дж. Силберг ; пер. с англ. Е. А. Бакушева. – 3-е изд. – Мн. : «Попурри», 2006. – 192 с. : ил.
2. Винникова Г. И. Занятия с детьми: Развитие речи, художественная литература, изобразительная деятельность-М. : ТЦ Сфера, 2011.-128с.
3. Забавный фейерверк: игры, конкурсы, считалки, стихи для самых маленьких / А. А. Волошина – Ростов н/Д. : Феникс, 2007. – 256 с. – (Золотой фонд).
4. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 48 с.
5. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду. - М. : Школьная пресса, 2000
6. Поиграй со мной! Развивающие игры и упражнения для детей трех лет [Текст] / Авт. –сост. Н. В. Коскова. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. – 205 с. – (Все лучшее для моего малыша).
7. Рудова А. С. Развивающие театрализованные программы и кукольные спектакли. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009
8. Храстоматия для детского сада: группа раннего возраста: песенки, потешки, приговорки, заклички, колыбельные песенки,загадки, сказки, стихи, рассказы / сост. А. Н. Печерская. – М. : ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 104 с. – (ФГОС дошкольного образования).