Анастасия Кощубова
Программа кружка по развитию речи во второй младшей группе «Говорушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Болоховский центр образования №2» муниципального образования Киреевский район
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
по речевому развитию "Говорушки"
(Возрастная категория для воспитанников второй младшей группы)
Срок реализации 2021-2022г.
Разработана: Кощубовой А. Н.
Болохово 2021-2022 уч. г.
Содержание
Пояснительная записка …. 3
Актуальность программы. 4
Задачи. 5
Пути и методы реализации. 5
Содержание и формы работы. 6
Публикация «Программа кружка по развитию речи во второй младшей группе „Говорушки“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ожидаемые результаты деятельности кружковой работы. 6
Список воспитанников. 7
Время проведения кружковой работы. 8
Учебный план. 8
Перспективный план. 9
Использованная литература. 14
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание, речь.
Речь играет важную роль в жизни человека. Она служит главным средством общения с другими людьми, является основой человеческого мышления и приобретения новых знаний.
Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих компонентов. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. При нормальном развитии, формировании правильной и красивой речи заканчивается к пяти годам. Иногда по разным причинам этот процесс затягивается.
Развитие речи детей - одна из основных задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в лице педагогов, и родителей.
Мы живем в XXI веке - эпоху передовых электронных технологий. Дети умеют пользоваться техникой, знают многие компьютерные операции уже в дошкольном возрасте, но развитие речи остаётся на низком уровне.
В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми нарушениями. У многих детей в среднем дошкольном возрасте наблюдается низкий уровень развития речи. Речь у таких детей малопонятна для окружающих : некоторые звуки полностью отсутствуют, т. е. не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Наблюдается неумение правильно построить фразу, составить рассказ по картинке.
Актуальность программы
Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества.
Речь является с одной стороны орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой - средством к их обогащению и расширению. Владеть, по возможности, в совершенстве всеми видами и проявлениями речи - значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человечества. Ничто не отражается так отрицательно на общем развитии, как отсталость языка.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий его природный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии, формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, своё «Я», постигает духовные и материальные ценности общества, знакомится с его культурными нормами и традициями, обретает круг значимых других людей, выступая при этом активным субъектом взаимодействия.
Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребёнка с не развитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст. Общение выступает тем инструментом культуры, который приспособлен для развития и становления сознания личности, её мировосприятия, для воспитания гуманного отношения к окружающему его природному, предметному и социальному миру. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Задачи.
Обучающие:
- формировать социальные навыки (навыки совместных групповых действий, желание сотрудничать и взаимодействовать с детьми и взрослыми).
- повысить эмоционально-положительный фон, создавая благоприятные условия;
Развивающие :
- развивать речь, коммуникативные качества;
- воображение, фантазию;
- память;
- мелкую, артикуляционную моторику.
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость детей;
- любовь к художественным произведениям;
- доброжелательные отношения друг к другу.
Пути и методы реализации
1. Правильный образец педагога.
2. Показ слов, стихов, сказок, загадок руками.
3. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.
4. Правильный подбор мебели, освещения.
5. Гимнастика для глаз.
6. Упражнения на выработку условно-рефлекторных связей по формированию осанки.
7. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).
8. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.
Время проведения кружковой работы
Кружковые занятия проводятся по 15 минут, по вторникам во второй половине дня.
Содержание и формы работы
1. Художественное слово;
2. Пальчиковая гимнастика;
3. Артикуляционная гимнастика;
4. Речевые игры;
5. Подвижные игры
Материально техническое оснащение
1. Иллюстрации
2. Раздаточный материал
3. Природный материал (семена, крупы)
Ожидаемые результаты деятельности кружковой работы
«Говорушки».
Кружковая работа позволит занять детей в свободное от организованной образовательной деятельности время, раскрепостить детей, снять «установку» на образовательную деятельность, способствовать развитию фантазии, воображения, памяти детей, научить их передавать различные эмоциональные состояния. Повышение уровня словарного запаса, речевых навыков детей, а также уровня сформированности базовых психических процессов;
Овладение разнообразными речевыми умениями, средствами языковой выразительности.
Повышение уровня сформированности умений и навыков звукового и слогового анализа слова.
Повышение уровня развития артикуляционной, общей и мелкой моторики рук.
Список воспитанников
Время проведения кружковой работы.
Вторник 15 : 30-15:45
Учебный план.
Возраст
Продолжительность занятий
Количество занятий
в неделю
Количество занятий
в месяц
Количество
занятий в год
Вторая младшая группа
15 мин. 1 раз в неделю
4
35
Перспективный план непосредственно образовательной деятельности кружка "Говорушки" на 2021-2022 год.
№ Тема и содержание занятия Дата
Сентябрь
1. Потешка «Ладушки, ладушки»
1. Игра «Птица и птенчики»
2. Звукоподражательные упражнения
3. Игра «Цапля»
4. Игровое упражнение «Кто где живет?»
5. Слушание потешки
07.09.2021
2. Песенка-закличка «Осень, осень, в гости просим»
1. Игра
«Кто едет в поезде?»
2. Игра «Узнай какой игрушки не стало»
3. Игра «Поезд»
4. Слушание песенки -заклички
14.09.2021
3. Русская народная сказка «Теремок» (инсценировка)
1. Игра
«Загадки и отгадки»
2. Игра «Как у наших у ребят»
3. Инсцениовка р. н. с. «Теремок»
21.09.2021
4. Пальчиковая игра «Апельсин»
1. Игра «Кто как кричит»
2. Игра «Мои ладошки»
3. Игра «Вот сидит наш пес Барбос»
4. Игра
«Кого не стало»
5. Пальчиковая игра «Апельсин»
28.09.2021
Октябрь
1. Потешка «Варись-варись, кашка»
1. Игра «Как гудят пароходы»
2. Игра «Загадки и отгадки»
3. «Игра мы руки поднимаем»
4. Игра «Кто что любит есть»
5. Слушаем потешку
«Варись-варись, кашка…»
05.10.2021
2. Потешка «Тили-бом! Тили-бом!»
1. Игра «Проведи дорожку»
2. Игра Отгадай загадки»
3. Физминутка Игра «Пальчики»
4. Отвечаем на вопросы.
5. Слушаем потешку «Тили-бом!»
12.10.2021
3. Русская народная сказка «Колобок» (пальчиковый театр)
1. Игра «Подскажи словечко»
2. Игра «Загадки и отгадки»
3. Физкульминутка игра «Улыбнись»
4. Р. н. с.»Колобок»
19.10.2021
4. Пальчиковая игра «Засолка капусты»
1. Игра «Подскажи словечко»
2. Игра «Назови и покажи»
3. Физкульминутка игра «Улыбнись»
4. Отвечаем на вопросы
5. Пальчиковая игра «Засолка капусты».
26.10.2021
Ноябрь
1. Потешка «Зайка серенький сидит»
1. «Кто как мычит».
2. Игра «Загадки и отгадки».
3. Физкульминутка игра «Мы пойдем».
4. Заучивание потешки «Зайка серенький сидит».
02.11.2021
2. Потешка «Сидит белка на тележке»
1. «Скажи правильно».
2. Игра «Загадки и отгадки».
3. Физкульминутка игра «Узнай кто
позвал».
4. Заучивание потешки
09.11.2021
3. Украинская народная сказка «Рукавичка» (инсценировка)
1. Игровое упражнение «Кто как кричит».
2. Игра «Подскажи
словечко».
3. Физкульминутка игра «Лесорубы».
4. Игровое упражнение «Зайка»
5. Инсценирвка у. н. с. «Рукавичка»
16.11.2021
4. Пальчиковая игра «Кролик»
1. Игра «Снежинка».
2. Игра «Загадки и отгадки».
3. Физкульминутка игра «Мы пойдем».
4. Заучивание потешки «Маленький кролик».
23.11.2021
Декабрь
1. Потешка «Кот на печку пошел»
1. Игровое упражнение «Кто едет на поезде?»
2. Игра «Кто внимательный»
3. Физкульминутка игра «Три медведя».
4. Заучивание потешки «Кот на печку пошел».
07.12.2021
2. Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.
1. Игровое упражнение «Забиваем гвозди»
2. «Помогаем зайцу и поросенку построить дом»
3. Физкульминутка игра «Улыбаемся маме».
4. Игра «Загадки и отгадки»
14.12.2021
3. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр).
1. «Как стучат колеса»
2. «У кого какие детки?»
3. Физкульминутка игра «Что как стучит?»
4. Игра «Загадки и отгадки»
5. Кукольный театр
21.12.2021
4. Пальчиковая игра «Котик»
1. Звукоподражательное упражнение «Кто как стучит?»
2. Игра «Подскажи словечко»
3. Физминутка
4. «Обведи правильно»
5. Слушаем потешку «Котик».
28.12.2021
Январь
1. Потешка «Ты, мороз, мороз, мороз»
1. Игра «Подскажи
словечко»
2. Игра «Кто внимательный?»
3. Физкультминутка игра «Кто в домике живет».
4. Заучивание потешки «Ты, мороз, мороз, мороз».
11.01.2022
2. Пальчиковая игра «Варежка»
1. Игровое упражнение «Кто как кричит»
2. Игра «Загадки и отгадки»
3. Физкультминутка игра «Что как стучит?»
4. «Думай-говори»
5. Пальчиковая игра «Варежка».
17.01.2022
3. Потешка «Пекла кошка пирожки»
Игра «У кого какие детки?»
2. Игра «Кто внимательный?»
3. Физкультминутка игра «Узнай кто позвал»
4. Слушание потешки «Пекла кошка пирожки».
24.01.2022
Февраль
1. Загадывание загадок о зиме.
1. Игра «Как воет волк?»
2. Игра «Подскажи словечко»
3. Физкультминутка игра «Что умеют ребятки?»
4. «Думай, говори»
5. Игра «Загадки и отгадки»
01.02.2022
2. Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса» (настольный театр)
1. Игровое упражнение «Закончи предложение»
2. «Ответь правильно»
3. Физкультминутка игра «Пузырь»
4. Сказка «Снегурочка и лиса».
08.02.2022
3. Пальчиковая игра «Блины»
1. Игра «Как дует ветер?»
2. Игра «Загадки и отгадки»
3. Физкультминутка игра «Что умеют ребятки?»
4. Игра «Помоги детям»
5. Пальчиковая игра «Блины».
15.02.2022
4. Потешка «Идёт лисичка по мосту»
1. Игра «Погреем руки»
2. Игра «Закончи предложение»
3. Физкультминутка игра «Хомка»
4. Слушание потешки «Идёт лисичка по мосту».
22.02.2022
Март
1. Разучивание заклички «Весна, весна красна».
1.«Как журчит ручей?»
2. Игра «Подскажи словечко»
3. Физкультминутка игра «Ладошки»
4. Заучивание заклички «Весна, весна красна».
01.03.2022
2. Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка»
(инсценировка)
1. Игра «Песнка насоса»
2. «Загадки и отгадки»
3. Физкультминутка игра «Пальчики»
4. Игра «У кого какие детки?»
5. Инсценировка сказки «Заюшкина избушка».
15.03.2022
3. Пальчиковая игра «Моя семья»
1. Игра «Как поют комарики»
2. Игра «Подскажи словечко
3. «Кто в каком вагоне живет?»
4. Физкультминутка игра «Зарядка»
5. Пальчиковая игра «Моя семья».
22.03.2022
4. Потешка «Солнышко»
1. Игра «Песенка насоса и комара»
2. «Подскажи словечко»
3. Физкульминутка игра «Зайка»
4. Игра «Кто внимательный?»
5. Заучивание потешки наизусть.
29.03.2022
Апрель
1. Потешка «Курочка-рябушечка»
1. Игра «Поможем девочке позвать цыплят»
2. Игра «Закончи предложение»
3. Физкульминутка игра «Пальчики»
4. Игра «Поскажи словечко»
5. Слушаем потешку.
06.04.2022
2. Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр)
1. Игровое упражнение «Кто как кричит»
2. Игра «Загадки и отгадки»
3. Физкульминутка по выбору детей
4. Кукольный театр «Курочка ряба».
13.04.2022
3. Пальчиковая игра «Дом».
1. Игра «Поскажи словечко»
2. Игра «Загадки отгадки»
3. Физкультминутка по выбору детей
4. Пальчикова игра. 20.04.2022
4. Потешка «На дубочке»
1. Игра «Подскажи словечко»
2. Читаем потешки наизусть
3. Физкультминутка по выбору детей
4. Слушание потешки «На дубочке».
27.04.2022
Май
1. Песенка «Жили у бабуси»
1. Игра «Кто внимательный?»
2. Игра «Закончи предложение»
3. Физкультминутка по выбору детей
4. Инсценировка песенки «Жили у бабуси».
04.05.2022
2. Русская народная сказка «Гуси-лебеди» (рассказывание с использованием иллюстраций)
1. «Кто как кричит?»
2. «Думай, говори»
3. Физкультминутка по выбору детей.
4. Рассказывание сказки по иллюстрации
22.05.2022
3. Пальчиковая игра «Наш красивый петушок»
1. Игра «Подскажи словечко»
2. Игра «Загадки отгадки»
3.
Физкультминутка по выбору детей
4. Пальчиковая игра «Наш красивый петушок».
18.05.2022
4. Повторение пройденного. 25.05.2022
Использованная литература.
1. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2004.
2. Красненкова С. В. Пальчиковые игры. Авторское пособие для воспитателей. - г. Липецк 2012г.
3. Шмелева. Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста. -М. : Ювента, 2013г.
4. Бардышева Т. Ю. Учебное пособие. Вышли пальчики гулять. М. : Карапуз, 2013г.
5. Калинина Т. В. Пальчиковые игры и упражнения для детей Издательство: Учитель М. : 2015г.
6. Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей3-4 лет. М., 2015г.