Зинаида Афанасьева
Программа кружка по ПДД «Я — пешеход»
▼ Скачать
Краткое содержание кружок «Я пешеход» проводится в неделю 2 раза с продолжительностью 20 минут, в месяц 8 раз. Программа предназначена для ознакомления детей старшей разновозрастной группы дошкольного возраста с 5-7 лет с правилами дорожного движения и элементарным навыкам поведения на улице и транспорте, осознанным поступкам в той или иной ситуации.
Пояснительная записка
Публикация «Программа кружка по ПДД „Я — пешеход“» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
С каждым годом на нашем городе увеличивается количество автомобилей, мотоциклов и других транспортных средств. Все люди стремятся быстро добраться до работы, до магазина, до дому и т. д. Все люди спешат и порой забывают элементарные правила дорожного движения. Водители едят на больших скоростях, не думая о пешеходах и других участников дорожного движения. Пешеходы же вместо того, чтобы добраться до пешеходного перехода, переходят дорогу по не положенному месту. Таким образом, подвергая себя в опасности и других участников дорожного движения. Зачастую даже незначительные нарушения пешеходом правил дорожного движения приводят к тяжким последствиям.
Актуальность. В дорожно – транспортных происшествиях ежегодно гибнут и получают травмы сотни тысяч человек. И среди жертв дорожно – транспортных происшествий значительный процент составляют дети. Случаются это из-за не соблюдения элементарных правил дорожного движения. Именно поэтому это тема остается приоритетной проблемой общества требующей, решения и является весьма актуальной в наше время.
Каждый родитель должен знать правила дорожного движения и должен своим примером воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях. Поэтому главная задача педагогов и родителей это доступно разъяснить правила ребенку.
Именно в стенах детского сада начинается познание детьми азов правил дорожного движения. Поэтому важно, чтобы начиная с раннего возраста, ребенок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, соблюдая правила и навыками безопасного поведения на улице, во дворе, в транспорте.
Программа кружковой деятельности «Я пешеход» разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, знали важность соблюдение правил и применяли на практике свои знания. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет безопасней для них самих.
Данная Программа составлена на основе правил дорожного движения, а так же на основе Программы «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Т. И. Данилова. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина.
Настоящая программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения.
Цель программы: формировать у детей системы навыков и знаний о безопасном поведении на дорогах, во дворе и общественных транспортах; соблюдать и осознанно выполнять правила дорожного движения.
Задачи:
Образовательные:
• научить основным правилам дорожного движения;
• формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД);
• Формирование устойчивого познавательного интереса.
Воспитательные:
• воспитывать культуру поведения и развивать мотивацию к безопасному поведению в условиях дорожного движения;
• формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах, во дворе и общественном транспорте.
Развивающие:
• развивать личностные свойства и формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте;
• развивать
• Развитие творческих способностей.
Ожидаемые результаты: Овладение знаниями и навыками детьми по правилам дорожного движения.
Мониторинг уровня овладения необходимыми навыками и умениями по безопасности на дороге проводится 2 раза в год: промежуточный - в сентябре, итоговый в мае в индивидуальной и подгрупповой форме.
Реализация данной программы рассчитана на 2 года обучения с детьми старшей и подготовительной группы и позволит получить систематизированное представление и прогнозирование об опасностях на дороге. Оценить опасность и их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение различных мероприятий и развлечений.
Рабочая программа «Я пешеход» реализуется по двум направлениям:
• образовательная деятельность с воспитанниками
• взаимодействие с родителями (родитель - дети – педагог)
Организация образовательного процесса:
Подгрупповая (первый день старшая группа, второй день подготовительная группа) с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Деятельность проходит в занимательной, игровой форме.
Продолжительность кружковой деятельности не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормами»: Периодичность занятий – 1 раз в неделю по 20 минут для старшей группы и по 25 минут для подготовительной группы.
Интеграция образовательных областей: Познавательное, социально - коммуникативное, речевое, художественно – эстетическое и физическое развитие.
Принципы реализации программы:
• Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей;
• Принцип взаимодействия «родители – дети - педагоги». Совместная работа педагога с родителями формирует у ребенка устойчивые привычки безопасного поведения;
• Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде.
• Принцип возрастной безопасности. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него навыки и привычки безопасного поведения;
• Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения;
• Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна проводится планово, систематически, постоянно.
Кружковая деятельность состоит из различных видов деятельности:
• обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом);
• самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий);
• практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетно - ролевые, с правилами, дидактические и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Кружок проводится в доступной и стимулирующей развитие интереса игровой форме. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах.
Перспективное планирование кружковой деятельности
[/b]
Сентябрь
Изучение материала составление программы кружка
мониторинг детей выявить уровень знания детей по ПДД на начало года
Беседа «Для чего нужно знать и выполнять ПДД» учить детей знать и выполнять ПДД
ООД «Как устроен светофор» познакомить детей с историей появления светофора. Объяснить, почему выбраны определенные цвета.
Беседа «История появления ПДД» познакомить детей с историей появления ПДД
Дидактическая игра «Три сигнала светофора» учить правильно, соблюдать сигналы светофора
Сюжетно – ролевые игры «Водители» учить быть внимательными водителями и обращать внимание на установленные дорожные знаки.
Игровые ситуации «Странный водитель» показать, что может случиться, если водитель плохо слышит или не различает сигналы светофора, уточнить, где ему могут оказать помощь
Работа с родителями. Папка – передвижка «Безопасность детей на прогулке» приучать детей говорить о месте своей прогулки: где и с кем будут играть;
напоминать детям, что нельзя подходить к незнакомым машинам- это опасно!
Октябрь
ООД «Знаки дорожного движения» познакомить детей со знаками дорожного движения.
Беседа «Безопасность на улице» закрепить знания о культуре поведения во дворе, при ходьбе по тротуару, при переходе проезжей части, на автобусной остановке, в транспорте.
Дидактическая игра «Кто лучше знает свой город» уточнить знания о родном городе и средствах передвижения по нему
Сюжетно – ролевая игра «Улица» дорожное движение с перекрестком и светофором
Двигательная деятельность «Светофор» упражнение в беге в разных направлениях, действии по сигналу, закрепление знания цветов и последовательности сигналов светофора.
Работа с родителями «Безопасность на дороге» при переходе проезжей части обращайте внимание детей на стоящий транспорт и скрытую опасность;
держите ребенка за руку.
Ноябрь
ООД Рисование «Знаки дорожного движения» закрепить знания о знаках дорожного движения
Беседа «Автомобили нашего города» продолжать знакомить с различными видами транспорта
Дидактические игры и упражнения «Угадай, какой знак» учить детей различать дорожные знаки
Сюжетно ролевая игра «Автомастерская» способствовать знанию о профессиях связанные с транспортом
Работа с родителями «Безопасность на тротуаре» учить детей идти спокойно, рядом со взрослым при ходьбе по тротуару, с противоположной от проезжей части дороги стороны.
Декабрь
ООД «Составление рассказов по картинкам «Правила и безопасность дорожного движения» формировать навыки составления рассказа по картинке, закреплять знания о поведении на дороге.
Дидактическая игра «Пешеходы идут по улице» побуждать передавать впечатления от окружающего (дома, транспорт)
Беседа «Правила поведения в транспорте» закрепить знания о культуре поведения в общественных местах: уступать место, не ходить по салону, соблюдать чистоту, самостоятельно выходить после взрослых
Сюжетно – ролевая игра «Путешествуем на машине» помочь детям запомнить дорожные знаки
Подвижная игра «Воробьи и автомобиль» формировать двигательную активность
Работа с родителями Правила в общественном транспорте учите детей уступать места пожилым, женщинам, девочкам в общественном транспорте;
приучайте вести себя в транспорте спокойно, не ходить по салону без надобности, соблюдать чистоту.
Январь
НОД Лепка «Разные автомобили» продолжать знакомить с различными видами транспорта
Беседа «Где ремонтируют машины» уточнить знания о мастерских по ремонту автотранспорта, познакомить со знаком «Техническое обслуживание автомобилей» и игровыми действиями «осмотр машины», «закручивание гаек», «мойка».
Дидактические игры «Угадай, что изменилось» побуждать видеть изменения в пространственном расположении транспорта и знаков на улице.
Сюжетно ролевая игра «Скорая помощь» познакомить со спец транспортом и деятельности машины скорой помощи
Игровые ситуации «Как поступить» закрепить знания действий пешеходов и транспорта при определенных сигналах светофора
Работа с родителями Рекомендации: при выезде с детьми за пределы населенного пункта обратить внимание на знаки дорожного движения.
Февраль
ООД Составление рассказа «Моя улица» учить составлять последовательный рассказ по схеме, использовать имеющиеся знания о ПДД.
Беседа «Переходим проезжую часть улицы» закрепить правила поведения во время перехода через дорогу.
Дидактическая игра «Поставь дорожный знак» учить детей различать дорожные знаки; воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве
Сюжетно ролевая игра «Улица» объединение с играми «Детский сад», «Магазин закрепить знание о правилах поведения на улице, на прогулке
Другие формы работы Развлечение «Светофор» закрепить знание о ПДД
Работа с родителями «Безопасность во дворе» проверьте, знает ли ваш ребенок свой адрес и фамилию, имя, отчество родителей на случай, если потеряется.
Март
ООД Аппликация «Светофор» продолжать знакомить со светофором, воспитывать аккуратность
Беседа «Чем можем – поможем» учить замечать затруднения окружающих на улице и в транспорте и стремиться помочь им, показать, где находится знак
Дидактическая игра «Собери знак» закрепить знания о дорожных знаках, их цвете и форме, учить собирать их, используя пособие Дьенеша
Сюжетно – ролевая игра «Шоферы и пассажиры» учить детей быть внимательными, предупредительными к другим людям в автобусе.
Ситуативные игры «В автобус вошла бабушка» закрепить правила поведения в транспорте
Работа с родителями «Пешеходный переход» учите детей переходить проезжую часть улицы по дорожному знаку «Пешеходный переход», по «зебре»; приучайте детей переходить проезжую часть спокойно, по прямой, не бежать
Апрель
ООД Рисование «Пешеходы идут по улице» учить рисовать пешеходов на улице отражая впечатления от окружающего мира
Беседа «Как я шел с мамой в детский сад» учить составлять рассказ на предложенную тему
Дидактическая игра Лото «Найди пару знаку» закрепить знания дорожных знаков (цвет, форма, содержание)
Сюжетно – ролевая игра «Велосипедисты и пешеходы» закреплять в игре правила безопасного поведения при возникновении опасных ситуаций при катании детей на велосипеде.
Другие формы работы Развлечение «Петрушка на улице» Закрепить правила поведения на улице
Работа с родителями Родитель, ребенок и правила дорожного движения Организация совместной деятельности родителей и воспитателей по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма
Май
ООД Аппликация. Тема: «Улица» побуждать создавать коллективную композицию, передавая определенную дорожную ситуацию
Беседа «Что должны знать и уметь водители» уточнить знания о транспорте и ПДД, состояние здоровья водителя
Дидактическая игра «Закончи движение машины» упражнять в решении проблемных ситуаций при движении транспорта
Сюжетно – ролевая игра «Шоферы» продолжать учить детей соблюдать правила безопасного поведения
Итоговое развлечение «Зеленый огонек» закрепить знание по ПДД
Мониторинг детей выявить уровень знания детей по ПДД в конце года
Работа с родителями Родительское собрание: «Меры по предупреждению детского травматизма» Организация совместной деятельности родителей и воспитателей по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма