Алёна Витальевна Малова
Программа кружка по ОБЖ
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 14 «ТЕРЕМОК» ГОРОД БОДАЙБО
ПРОГРАММА РАЗВИВАЮЩЕГО КРУЖКА «ОСТРОВОК БЕЗОПАСНОСТИ» (адаптированная) для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет)
Руководитель кружка : Малова Алёна Витальевна воспитатель 2 квалификационной категории
Пояснительная записка.
Публикация «Программа кружка по ОБЖ» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Одной из приоритетных для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М. В. Ломоносова, В. А. Левицкого, И. М. Сеченова, А. А. Скочинского, Вернадского и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли разработки зарубежных исследователей А. Адлера, Б. Паскаля, 3. Фрейда, П. Маслоу и др.
Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях.
Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Главная задача программы О. В. Черемашенцевой «Основы безопасного поведения дошкольников», которая легла в основу программы «Островок безопасности», - стимуляция развития у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое поведение, воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, обучение детей правилам поведения на дороге, на воде, при пожаре. Разделяя точку зрения автора, я считаю, что главной задачей педагога является развитие у детей умения находить выход из опасных нестандартных ситуаций, развитие у них самостоятельности и ответственности, ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.
Также в своей деятельности я применяю пособия по безопасности Т. А. Шорыгиной, в которых в доступной и увлекательной форме представлены правила безопасного поведения детей дома, на городской улице, в лесу, парке, возле водоёмов.
Успешному развитию навыков ОБЖ у дошкольников способствует специальная работа, организованная в группе детей старшего дошкольного возраста. Совместная деятельность проводится во второй половине дня, один раз в неделю по 20 минут, 31 занятие в год (10,5 часов). Программа рассчитана на 2 года обучения. Итого – 62 занятия. Весь учебно-практический материал разделен на 5 блоков: «Дети на дороге», «Огонь – друг, огонь – враг!», «Здоровый ребёнок», «Один дома», «В мире природы». Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по образовательным областям: «Здоровье», «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Физическая культура».
I блок – Дети на дороге (11часов)
1. Дорожные знаки
2. Правила дорожного движения
3. Поведение в транспорте и в общественных местах
4. Правила для пешеходов
II блок – Огонь – друг, огонь - враг! (12 часов)
1. Осторожно, огонь!
2. Укротители огня
3. Правила пожарной безопасности
III блок – Здоровый ребенок (18 часов)
1. Изучаем свой организм.
2. Откуда берутся болезни.
3. Как беречь здоровье ребёнка.
IV блок – Один дома (10 часов)
1. Опасные предметы.
2. Осторожно, незнакомец.
3. Воспитываем бережливость.
V блок – В мире природы (9 часов).
1. Дети и времена года.
2. Дети и животные.
3. Дети и растения.
4. Мы пришли на водоём.
В конце каждого учебного года проводится итоговое мероприятие с привлечением родителей. Для оценки полученных знаний и корректировки содержания курса кружка проводится мониторинг два раза в учебном году (сентябрь, май).
Цель программы : обучение ребенка правильному поведению дома, на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными, острыми, колюще-режущими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению у детей дошкольного возраста экологической культуры, ценностей здорового образа жизни.
Задачи:
• Создавать условия для сознательного изучения детьми правил ОБЖ.
• Уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах ОБЖ, формировать привычки их соблюдения.
• Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
• Способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно предотвратить стихию, бедствие.
• Формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил ОБЖ.
• Расширить знания детей о профессиях (пожарный, инспектор ППС, водитель, полицейский, спасатель, врач).
• Развивать в детях желание заниматься физической подготовкой, соблюдать режим дня, заботиться о своём здоровье.
• Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в кружковой деятельности.
Критерии оценки приобретенных знаний детей 5 – 6 лет.
Первый блок «Дети на дороге».
1. Называет 5 и более дорожных знаков.
2. Правильно называет и объясняет цвета светофора.
3. Называет виды транспорта, имеет элементарные знания о правилах поведения на каждом виде транспорта.
4. Подробно рассказывает о правилах поведения на улице.
Второй блок «Огонь – друг, огонь – враг!».
1. Подробно рассказывает о пользе и опасности огня.
2. Находит пожарного среди картинок представителей других профессий, рассказывает о его работе.
3. Знает основные правила пожарной безопасности.
Третий блок «Здоровый ребёнок».
1. Сообщает элементарные сведения о том, как устроен человеческий организм.
2. Подробно рассказывает о значении и гигиене зрения и слуха.
3. Имеет элементарные знания о микробах, инфекционных болезнях, профессии врача.
4. Считает, что зарядка – это один из способов сохранения здоровья ребёнка, рассказывает о её пользе.
Четвёртый блок «Один дома».
1. Знает правила пользования предметами быта, рассказывает об опасности колющих и режущих предметов, местах их хранения.
2. Знает, как нужно действовать дома и на улице при встрече с незнакомыми людьми.
3. Объясняет понятие «бережливость», используя его по отношению к предметам, ресурсам, труду других людей.
Пятый блок «В мире природы».
1. Умеет подбирать одежду на прогулку в соответствии со временем года.
2. Имеет представление о том, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными.
3. Различает и называет съедобные и несъедобные грибы (пять и более).
4. Знает правила поведения вблизи и на водоёмах во все времена года.
Оценки за каждый критерий:
Высокий – 3 балла;
Средний – 2 балла;
Низкий – 1 балл.
Уровни освоения программы.
• Низкий. Количество баллов до 22. Небрежное отношение к изучаемому материалу; отсутствие или малое наличие каких-либо навыков и знаний по основам безопасности; первое проявление интереса к экспериментированию с предметами; отсутствие желания включаться в совместную деятельность с педагогом и другими детьми; необходимость прямой помощи взрослого.
• Средний. Количество баллов от 23 до 44. Появление заинтересованности к вопросам изучаемого материала; среднее наличие каких-либо навыков и знаний по основам безопасности; охотное включение в коллективные проекты, способность к поисково-исследовательской деятельности совместно с взрослым и сверстниками; необходима помощь взрослого в некоторых вопросах.
• Высокий. Количество баллов от 45 до 66. Отличное знание изученного материала, ярко выраженное отношение к соблюдению правил безопасности в ближайшем окружении; самостоятельное использование правил безопасности в повседневной жизни; устойчивый познавательный интерес к экспериментированию и опытно-исследовательской деятельности; эмоциональная окрашенность досуговой деятельности с использованием изученного материала; способность к творческому мышлению, проявлению индивидуальности; познавательная активность, умение строить отношения сотрудничества в рабочей группе.
Критерии оценки приобретенных знаний детей 6 – 7 лет.
Первый блок «Дети на дороге».
1. Называет 7 и более дорожных знаков.
2. Знает основные правила дорожного движения.
3. Знает основные правила поведения в транспорте и общественных местах.
4. Объясняет, какой вред наносят нарушители правил уличного движения.
Второй блок «Огонь – друг, огонь – враг!».
1. Знает основные причины возгораний, называет горючие вещества.
2. Хорошо знаком с профессией пожарного.
3. Знает алгоритм действий во время возгорания и задымления в квартире и в лесу.
Третий блок «Здоровый ребёнок».
1. Умеет следить за осанкой, знает правила ухода за кожей.
2. Имеет навыки соблюдения личной гигиены (мытьё рук, овощей и фруктов, умение чистить зубы).
3. Умеет различать полезные и вредные привычки.
4. Рассказывает о роли витаминов в жизни человека.
5. Знает, как беречь своё здоровье, знает несколько видов закаливания, называет 7 и более видов спорта.
Четвёртый блок «Один дома».
1. Имеет представление о правилах пользования электроприборами; знает основные правила обращения с компьютером и телевизором.
2. Умеет разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях: обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать «нет» на предложения незнакомого взрослого.
3. Знает свои права.
4. Объясняет пользу воды, необходимость её экономии; знает правила поведения во время потопа; может самостоятельно очистить воду.
Пятый блок «В мире природы».
1. Знает правила поведения во время грозы.
2. Знает правила поведения при встрече с различными насекомыми (5 и более видов).
3. Различает и называет лекарственные и ядовитые растения, ягоды (пять и более).
4. Подробно перечисляет правила поведения вблизи и на водоёмах во все времена года.
Уровни освоения программы.
• Низкий. Количество баллов до 22. Небрежное отношение к изучаемому материалу; отсутствие или малое наличие каких-либо навыков и знаний по основам безопасности; первое проявление интереса к экспериментированию с предметами; отсутствие желания включаться в совместную деятельность с педагогом и другими детьми; необходимость прямой помощи взрослого.
• Средний. Количество баллов от 23 до 44. Появление заинтересованности к вопросам изучаемого материала; среднее наличие каких-либо навыков и знаний по основам безопасности; охотное включение в коллективные проекты, способность к поисково-исследовательской деятельности совместно с взрослым и сверстниками; необходима помощь взрослого в некоторых вопросах.
• Высокий. Количество баллов от 45 до 66. Отличное знание изученного материала, ярко выраженное отношение к соблюдению правил безопасности в ближайшем окружении; самостоятельное использование правил безопасности в повседневной жизни; устойчивый познавательный интерес к экспериментированию и опытно-исследовательской деятельности; эмоциональная окрашенность досуговой деятельности с использованием изученного материала; способность к творческому мышлению, проявлению индивидуальности; познавательная активность, умение строить отношения сотрудничества в рабочей группе.