Тамара Каленова
Программа кружка по нетрадиционному рисованию «Вдохновение»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка по нетрадиционной технике рисования
«Вдохновение»
Воспитатель Калёнова Т. П.
2019-2020г.
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли. Другими словами,
чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Публикация «Программа кружка по нетрадиционному рисованию „Вдохновение“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Нетрадиционные техники рисования
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Рисование. Все материалы
- Темочки
В. А. Сухомлинский
Целевой раздел
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Именно взрослые должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Вдохновение» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.
С этой целью был создан кружок по нетрадиционной технике рисования «Вдохновение»
Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной)
Цель: Развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке, интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.
Задачи:
Развивающие:
- формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
-развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
- формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
- закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
- знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Программа составлена с учетом реализации меж предметных связей по разделам:
• «Развитие речи». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом в процессе рисования обсуждают свою работу. Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
• «Ознакомление с окружающим». Для занятий по изо деятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.
• «Сенсорное воспитание». Занятия по изо деятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
• «Музыкальное воспитание». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
• «Физическая культура». Использование физ минуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на детей 3-4лет, продолжительность обучающей программы 1 год. Кружок посещают дети - младшей группы.
Содержательный раздел
Форма проведения занятий: подгрупповая.
Периодичность занятий – один раз в неделю. Длительность занятий: младшей группы 15 минут. Занятия кружка начинаются с сентября и заканчиваются в мае.
Занятия проходят во второй половине дня.
Примечание:
1,3 неделю месяца –понедельник-среда.
2,4 неделю месяца - вторник-четверг.
Продолжительность учебного года по программе устанавливается в соответствии с годовым календарным учебным графиком.
Продолжительность каникул в течение учебного года устанавливается в соответствии с годовым календарным учебным графиком.
Предполагаемый результат:
• дети научатся различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы рисования;
• научатся приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом;
• дети научатся различать цвета и их оттенки, основные геометрические фигуры;
• у детей разовьется мелкая моторика рук;
• сформируется способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту;
• разовьется творчество и фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
• появится любовь и уважение к изобразительному искусству;
• сформируется художественный вкус и чувство гармонии
• сформируются навыки самостоятельности.
Методы и приемы обучения:
• словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);
• наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);
• практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование)
Формы проведения итогов реализации рабочей программы :
• Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей;
• Тематические выставки в ДОУ;
• Проведение мастер-класса среди педагогов
• Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют принципы:
• Гуманистической направленности воспитания: создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
• Творческого подхода: креативность организация воспитательно-образовательного процесса.
• Вариативности: использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
• Уважительного отношения к результатам детского творчества.
• Индивидуализации: дифференцированный подход в обучении к каждому воспитаннику.
В ходе реализации данной программы дети знакомятся со следующими нетрадиционными техниками рисования :
• «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
( Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки на бумагу).
• монотипия;
( Задачи: закреплять знания детей о симметрии и асимметрии. Совершенствовать умения и навыки в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать воображение, пространственное мышление).
• рисование по мокрой бумаге;
( Материалы: бумага для акварели, акварельные краски, кисти, акварельные карандаши или мелки, влажная чистая ткань.
Способ получения изображения: хорошо смочить лист водой, по мокрому листу нанести тон акварельной краски, промокнуть лист чуть влажной ткань, рассмотреть с ребенком изображения различных цветов, обговорить форму, цвет. Хорошо смочить кисть, набрать достаточное количество краски. По мокрой бумаге, слегка касаясь листа кистью, наносим изображение выбранного предмета (например, цветка, как бы капаем краской на бумагу, придерживаясь формы и цвета, дорисовываем нужные элементы.)
• рисование путем разбрызгивание краски;
( Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика.
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу, оттиски штампов различных видов)
• рисование жесткой кистью (тычок)
( Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть или тычок, сделанный при помощи карандаша и поролона, гуашь, бумага, на которой нарисован контур предмета или животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь тычок или кисть, и ударяет по бумаге, держа вертикально. Таким образом, заполняется весь контур или шаблон.)
• рисование ладошками
( Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.)
• рисование трафаретом
(Вариант 1. Сначала вырежем трафарет. Затем, прижав пальцем к листу бумаги, обведем по контуру частыми и лёгкими прикосновениями тампона.
Вариант 2. Вырежем в центре листа силуэт, приложим лист к другому листу и с помощью тампона «Закрасим» силуэт.)
Задачи работы руководителя кружка по взаимодействию с родителями:
установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка;
объединить усилия для развития у детей художественного творчества;
создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной
поддержки;
активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
Принципы взаимодействия руководителя кружка с родителями :
доброжелательный стиль общения педагога с родителями;
индивидуальный подход;
сотрудничество;
серьезная подготовка;
динамичность.
Темы консультаций для родителей:
«Рисуйте вместе», «Творите своими руками», «Речь на кончиках пальцев».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
№ Тема занятия Нетрадиционные техники Программное содержание Оборудование
СЕНТЯБРЬ
1 Диагностическое
занятие
«Мой любимый дождик» Рисование пальчиками Выявить умения детей.
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой - рисование пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, используя точку как средство выразительности.
Гуашь в мисочках,
салфетки, альбомный лист.
2 Диагностическое
занятие
Осеннее дерево Тычок жесткой кистью Выявить умения детей.
Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность. Жесткие кисти,
гуашь в мисочках,
салфетки, альбомный лист.
3 Мухомор Рисование пальчиками Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки мухомора.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Кисти, гуашь в мисочках,
салфетки, альбомный лист.
4 Цветочная поляна Примакивание Совершенствовать умение в данной
технике. Развивать чувство композиции. Лист бумаги, тонированным
зеленым цветом,
кисти, гуашь разных цветов.
ОКТЯБРЬ
1. Ветка рябины Рисование пальчиками, примакивание Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти.
2. Осенние листья Отпечаток листьев. Познакомить с техникой печатания листьев. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Гуашь, поролоновые тампоны, принадлежности для рисования.
3. Ежик Оттиск смятой бумагой Упражнять в умении в данной технике.
Развивать чувство ритма, композиции. Мисочка с гуашью,
кисточка, смятая бумага.
4. Листопад Рисование пальчиками Учить рисовать листопад, передавая его образ. Воспитывать аккуратность. Лист тонированной бумаги, гуашь.
НОЯБРЬ
1. Мои игрушки Оттиск пробкой,
рисование
пальчиками Упражнять в рисовании предметов
круглой формы. Закреплять умение украшать предметы. Гуашь, кисти, пробка.
2. Колобок катится по дорожке Рисование кистью Создание образа колобка на основе круга. Самостоятельное использование таких выразительных средств, как линия, форма, цвет. Лист бумаги, гуашь, кисти.
3. Наряды для наших кукол Рисование пальчиками Учить детей создавать ритмические композиции.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Вызвать у детей желание нарисовать красивые платья для кукол, живущих в нашей группе. Вырезанные из бумаги платья,
кисть, гуашь.
4. Дождик и грибок Рисование пальчиками Учить детей создавать ритмические композиции.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Побуждать детей доступными каждому ребёнку средствами выразительности изображать которые они видели, пробовали и хотели бы нарисовать. Лист бумаги, гуашь.
ДЕКАБРЬ
1. «Дерево зимой» Рисование кистью. Учить детей отражать впечатления зимы; рисовать предмет, состоящий из вертикальных и наклонных линий. Дорисовывать хлопья снега путем примакивания белой краски, ворсом кисти. Альбомный лист, гуашь, кисти.
2. Звездочки на небе Рисование пальчиками Учить детей создавать ритмические композиции.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в рисунке. Лист тонированной бумаги, гуашь.
3. Дед Мороз Рисование ладошкой Учить рисовать глаза, украшать шапочку Деда Мороза помпончиками.
Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Альбомный лист, гуашь, поролон.
4. Елочка-красавица Коллективная работа, рисование ладошками Учить рисовать пальчиками.
Развивать внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к отображению ярких впечатлений в рисунке; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. Альбомный лист, гуашь.
ЯНВАРЬ
1. «Новогодние игрушки» Рисование кистью Учить детей изображать округлые формы и знакомые ёлочные игрушки доступными им средствами выразительности. Вызвать у детей радостное настроение в связи с приходом новогодних праздников. Альбомный лист, акварель, кисти.
2. Зимний лес Рисование кистью Закрепить умение рисовать деревья. Развивать чувство композиции. Альбомный лист, гуашь, кисти.
3. Снегопад за окном Рисование пальчиками Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность листа.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. Лист тонированной бумаги, гуашь.
4. Снеговик Оттиск пенопластом Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить прижимать пенопласт к блюдцу с краской и наносить оттиск на бумагу. Лист тонированной бумаги, гуашь, кусочки пенопласта,
ФЕВРАЛЬ
1. Плюшевый медвежонок Рисование поролоном Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой игрушки, закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет.
Учить рисовать крупно.
Развивать творческое воображение. Альбомный лист, гуашь, кисти.
2. Веселая птичка Рисование пальчиками Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить различать оттенки оранжевый, фиолетовый.
Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Альбомный лист, гуашь.
3. Мои любимые
рыбки Рисование пальчиками Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Альбомный лист, гуашь.
4.
«Дымковская игрушка» Оттиск печатками Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора. Альбомный лист, гуашь, кисти.
МАРТ
1. Веселые осьминожки (коллективная работа). Рисование ладошками Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Закрепить умение дополнять изображение деталями.
Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. Лист тонированной бумаги, гуашь.
2. Веточка мимозы Рисование пальчиками Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете (жёлтый, форме (круглый, величине (маленький, количестве (много).
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок маме красивый букет. Лист тонированной бумаги, гуашь.
3. Бусы для куклы Кати. Рисование пальчиками Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки - рисовать узор бусины на нитке.
Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок кукле Кате красивые разноцветные бусы. Альбомный лист, гуашь.
4. «Веселые матрешки» Рисование пальчиками Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Вызвать у детей желание нарисовать красивые сарафаны для матрешек. Альбомный лист, гуашь.
АПРЕЛЬ
1. Солнышко (коллективная работа). Рисование ладошками Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка.
Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. Альбомный лист, гуашь.
2. Жар- птица Рисование ладошками Учить наносить быстро краску и делать отпечатки –птицы. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способам. Альбомный лист, гуашь.
3. Улитки на прогулке Рисование пальчиками Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета.
Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Альбомный лист, гуашь.
4. Закат Рисование пальчиками Упражнять в технике рисования пальчиками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию. Альбомный лист, гуашь.
МАЙ
1 Рыбки плавают в аквариуме Рисование кистью Учить изображать рыбок, плавающих в разных направлениях; правильно передавать их форму, хвост, плавники. Закреплять умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера. Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти.
2. Носит одуванчик желтый сарафанчик. Рисование пальчиками Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение ритмично точки на всю поверхность листа.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. Лист тонированной бумаги, гуашь.
3. Божьи коровки Рисование пальчиками Учить детей пальчиком рисовать кружочки, черного цвета. Развивать мелкую моторику. Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти.
4. «Радуга-дуга» Рисование кистью Создание образа сказочной радуги и цветных королевств (по выбору, развитие творческого воображения. Альбомный лист, гуашь, кисть.
ИТОГОВАЯ ВЫСТАВКА ДЕТСКИХ РАБОТ