Папки-передвижки

Программа кружка «Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми 4–5 лет»

Progivina Ek Cer
Программа кружка «Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми 4–5 лет»

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми 4-5 лет» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155 (далее – ФГОС дошкольного образования).

- Конституция Российской Федерации и Конвенция ООН о правах ребёнка;

Публикация «Программа кружка „Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми 4–5 лет“» размещена в разделах

- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26);

- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р).

1.1.1 Направленность дополнительной образовательной программы

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кляксы» по содержанию является программой художественной направленности, по форме организации – кружковой, по времени реализации – однолетней.

1.1.2 Актуальность

Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания и навыки, ребенок чувствует себя уверенно.

Художество необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

1.1.3 Отличительные особенности программы

В системе работы кружка используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного рисования. Такое рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Программа строится на следующих принципах:

- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);

- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);

- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);

- Принцип выбора (решение по теме, материалов и способов без ограничений).

1.1.4 Характеристика детей, обучающихся по программе

Большинство детей склонны к рисованию, что соответствует возрастным особенностям. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создаёт новые работы (рисунок, аппликация, лепка). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

1.2 Цели и задачи программы

Цель: Развивать у детей творческие способности, фантазию, воображение средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

- Прививать детям интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

- Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

- Развивать художественно - творческие способности, фантазию.

- Формировать эстетическое отношение сопереживать настроению, переданному в рисунке.

1.3 Содержание программы

1.3.1 Учебный план

Программа кружка «Кляксы» рассчитана на занятия в год. В соответствии с нормами СанПин 2.3.3.3172-14 занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий – 20 минут. Формы организации образовательного процесса предполагают проведение коллективных занятий (всей группой 10-15 человек, малыми группами (4-6 человек). Формы проведения занятий комбинированное занятие – индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа.

На каждом занятии используются различные формы работы и методы:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, объяснение, совет);

- наглядные;

- практические;

- игровые.

Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребена к письму:

- дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

- формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

- способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Структура занятия:

I этап. Организационная часть. Ознакомление с правилами поведения на занятии, организацией рабочего места, техникой безопасности при работе с инструментами и оборудованием.

II этап. Основная часть. Постановка цели и задач занятия. Создание мотивации предстоящей деятельности. Получение и закрепление новых знаний. Физкульминутка. Практическая работа группой, малой группой, индивидуально.

III этап. Заключительная часть. Анализ работы. Подвидение итогов занятия. Рефлексия.

1.3.2 Содержание программы

Месяц Сроки проведения Тема Задачи Оборудование

Октябрь 1 неделя «Идет дождь» Познакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование пальчиком». Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук. Листы формата А3, гуашь, кисти, иллюстрации дождя.

2 неделя «Ветка рябины» Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками «Рисование пальчиком», «Рисование ватными палочками». Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук. Листы формата А3, гуашь, кисти, иллюстрации деревьев рябины, веток рябины.

3 неделя «Грибы» Познакомить с техникой рисования с помощью ладошки. Развивать пространственное мышление. Листы формата А3, гуашь, кисти, салфетки, иллюстрации грибов.

4 неделя «Мой цветок» Продолжать знакомить детей с техникой «Рисование ладошкой». Учит обмакивать ладошку в понравившиеся цвета краски и составлять из ладошки «цветок». Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук. Листы формата А3, гуашь, кисти, иллюстрации цветов.

5 неделя «Осенние листочки» Познакомить детей с техникой печатания листьев. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях при печати. Листы формата А4 черного цвета, гуашь, листья, кисти.

Ноябрь 1 неделя «Золотая рыбка» Продолжать знакомить детей с техникой «Рисование ладошкой». Закреплять способы «Рисование пальцем», «Рисование палочкой». Развивать творческие способности, мелкую моторику рук. Листы формата А3, гуашь, кисти, иллюстрации рыб.

2 неделя «Мое любимое дерево осенью» Продолжать знакомить детей с техникой «Рисование ладошкой». Развивать цветовосприятие, творчество. Листы формата А3, с нарисованными стволами и ветками, гуашь желтого и красного цветов, салфетки, иллюстрации осенних деревьев.

3 неделя «Мой любимый свитер» Познакомить детей с техникой рисования – оттиск печатками из картофеля. Закрепить умение украшать свитер простым узором, используя крупные и мелкие элементы. Свитер, вырезанный из бумаги, разные печатки, вырезанные из картофеля, гуашь разных цветов.

4 неделя «Ежик. Подготовка животных к зиме» Научить пользоваться новой техникой, выполняя рисунок тела тычками, дополняя деталями. Иллюстрации с изображением ежей, жесткая кисть, набор гуаши, кисть, сухие листья.

Декабрь 1 неделя «Первый снег» Продолжать знакомить детей с техниками «Монотипия» и «Рисование пальчиками». Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками. Листы цветные формата А4, черная и белая гуашь, салфетки, кисть.

2 неделя «Морозные узоры» Продолжать знакомить с техникой «Монотипия». Учить рисовать узор снежинок на одной половине листа, делать отпечаток. Листы синего цвета формата А4, белая гуашь, кисти, салфетки.

3 неделя «Елочка» Познакомить детей с техникой «Оттиск вилкой», «Рисование ватными палочками». Учить рисовать елочку. Развивать воображение, внимание, мелкую моторику рук. Листы синего цвета формата А4, гуашь, тарелочка для гуаши, пластиковые вилки, ватные палочки, кисти, салфетки, иллюстрации наряженной новогодней елки.

4 неделя «Елочка нарядная» Продолжать знакомить детей с техникой «Рисование пальчиками», «Рисование ватной палочкой». Елочная игрушка, вырезанная из бумаги, набор гуаши, ватные палочки, салфетки.

Январь 3 неделя «Новогодний салют» Познакомить детей с новой техникой рисования – «Раздувание краски». Листы бумаги формата А4 синего или черного цвета, соломинка/трубочка, набор гуаши,

4 неделя «Зимний лес» Научить детей прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик оформляют как отдельный ствол дерева, затем рисуют снег. Листы бумаги формата А4, простой карандаш, гуашь, кисти, иллюстрации с зимним лесом.

Февраль 1 неделя «Пингвины на льдинах» Продолжать знакомить с «Печатью по трафарету». Учить прижимать поролоновый тампон к штемпельной подушечке с краской и наносить оттиск на бумагу с помощью трафарета. Листы бумаги формата А4, мисочка с красками, штемпельная подушечка, тампон из поролона, трафареты, иллюстрации пингвинов.

2 неделя «Снеговики» Познакомить детей с нетрадиционной техникой «Прижми и отпечатай». Учить пользоваться банками, ставить отпечаток дном банки. Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук. Листы бумаги формата1/2 А4, баночки с разным диаметром дна, тарелочки для краски, гуашь, кисти, образцы обоев.

3 неделя «Обои в моей комнате» Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования. Закрепить умение составлять простые узоры. Листы бумаги формата 1/2 А4, печатки, поролон, тарелочки для краски, гуашь, кисти, образцы обоев.

4 неделя «Тихо падает снежок» Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Прижми и отпечатай». Учить пользоваться скомканной бумагой, ставить отпечаток. Закреплять техники «Рисование палочкой», «Рисование пальцем», «Печать от руки». Листы бумаги формата 1/2 А4 цветные, бумага для комкания, тарелочки для краски, гуашь, кисти, образцы обоев.

Март 1 неделя «Открытка для мамы» Познакомить детей с техникой «Рисование веревочкой». Развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику, совершенствовать эстетическое восприятие. Листы бумаги формата А4. веревочка, тарелочка с гуашью, салфетки, кисточка.

2 неделя «Ранняя весна» Монотипия пейзажная. Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Листы бумаги формата А4, кисти, гуашь, салфетки.

3 неделя «Божьи коровки» Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Оттиск печатками из картофеля». Закрепить техники: «Пальчиковая живопись», «Рисование палочкой». Развивать воображение, внимание, мелкую моторику рук. Листы бумаги формата 1/2 А4 в форме листа дерева, картофель, тарелочки для краски, гуашь, кисти.

4 неделя «Корзинка с яблоками» Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования «Оттиск печатками из картофеля», «Пальчиковая живопись», «Рисование палочкой». Развивать воображение, внимание, мелкую моторику рук. Листы бумаги формата 1/2 А4 с нарисованной корзинкой, картофель, тарелочки для краски, гуашь, кисти.

Апрель 1 неделя «Ветка с первыми листьями» Продолжать знакомить детей с техникой «Оттиск печатками». Учить рисовать ветки с натуры, учить рисовать полураспустившиеся листочки. Развивать воображение, внимание, мелкую моторику рук. Листы бумаги формата 1/2 А4 с нарисованной веткой, печатки из ластика, тарелочки для краски, гуашь, кисти.

2 неделя «Звездное небо», «День космонавтики» Продолжать знакомить детей с техникой рисования – «Раздувание краски». Учить создавать изображение звездного неба. Развивать воображение, внимание, мелкую моторику рук. Листы синей или черной бумаги формата 1/2 А4, соломинка для коктейля, тарелочки для краски, гуашь, кисти.

3 неделя «Черемуха» Продолжать знакомить с техникой рисования тычком. Развивать воображение, внимание, мелкую моторику рук. Листы бумаги формата 1/2 А4, гуашь, ветка черемухи или иллюстрация, ватные палочки, кисть, салфетки.

4 неделя «Пушистая мимоза» Закрепить с детьми нетрадиционные техники «Рисование методом тычка», «Пальчиковая живопись», «Рисование палочкой». Формировать чувство композиции и ритма. Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук детей. Листы бумаги формата 1/2 А4, гуашь, ветка мимозы или иллюстрация, ватные палочки, кисть, салфетки.

5 неделя «Грачи прилетели» Учить детей печатками из ластика изображать стаю перелетных птиц. Листы бумаги формата 1/2 А4, картофель, тарелочки для краски, гуашь, кисти, салфетки, иллюстрации одуванчиков.

Май 1 неделя «Гвоздики для ветеранов» Продолжать знакомить детей с техникой «Оттиск вилкой». Учить рисовать цветы с натуры. Развивать воображение, внимание, мелкую моторику рук. Развивать воображение, внимание, мелкую моторику рук. Листы бумаги формата 1/2 А4, пластиковые вилки, тарелочки для краски, гуашь, кисти, салфетки, иллюстрации гвоздик.

2 неделя «Одуванчики» Продолжать знакомить детей с техникой «Оттиск печатками». Учить рисовать цветы с натуры. Развивать воображение, внимание, мелкую моторику рук. Развивать воображение, внимание, мелкую моторику рук. Листы бумаги формата 1/2 А4, печатки из ластика, тарелочки для краски, гуашь, кисти, салфетки, иллюстрации грачей.

3 неделя «Бабочки» Продолжать знакомить детей с техниками «Монотипия» и «Рисование пальчиками». Учить детей соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листа, затем складывать лист. Развивать воображение, внимание, мелкую моторику рук. Листы бумаги формата А4, картофель, тарелочки для краски, гуашь, кисти, салфетки, иллюстрации одуванчиков.

1.3.3 Календарный учебный график

Дата начала обучения по программе/дата окончания обучения по программе Всего учебных недель Количество учебных часов Режим занятий

1.10.2024 г. - 30.10.2025 г. 31 10 часов 30 минут 1 раз в неделю по 20 минут

1.4 Планируемые результаты

Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:

- развитию мелкой моторики рук;

- обострению тактильного восприятия;

- улучшению цветовосприятия;

- концентрации внимания;

- повышению уровня воображения и самооценки.

- расширение и обогащение художественного опыта.

- формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

- Сформируются навыки трудовой деятельности:

• активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

• умение находить новые способы для художественного изображения;

• умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, и времени прохождения материала.

РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1 Условия реализации программы

1 Для занятий кружка есть необходимые по количеству детей оборудование и инвентарь.

2 Тщательно подобраны нетрадиционные техники рисования.

3 Подготовлены необходимые материалы и атрибуты.

2.1.1 Материально- техническое обеспечение

Проведение занятий предполагает использование следующих материалов и инструментов:

• Клеенка на стол

• Бумага разного цвета

• Гуашь

• Акварельные краски

• Картофель

• Поролон

• Листьев деревьев

• Кисточки

• Баночки для воды

• Заготовки рисунков

• Салфетки

• Соломинки для коктейлей

• Ватные палочки

2.1.2 Информационно-образовательные ресурсы

1. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

2. Борисенко М. Г. «Наши пальчики играют» (Развитие мелкой моторики). [Текст]/М. Г. Борисенко. Н. А. Лукина – СПб. : «Паритет». 2002

3. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1,2».-М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.

4. Интернет ресурсы.

5. Колдина Д. Н. «Рисование с детьми 4-5 лет».-М. : Мозаика- Синтез, 2008г.

6. Казакова Р. Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М. : ТЦ Сфера, 2009г.

7. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». –СПб. : КАРО, 2007г.

Публикации по теме:

Художественные материалы и нетрадиционные техники рисования в работе с детьми дошкольного возрастаХудожественные материалы и нетрадиционные техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста Слайд 2 Процесс рисования – это частица духовной жизни ребёнка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут.

Фотоотчет «Нетрадиционные техники рисования с детьми»Фотоотчет «Нетрадиционные техники рисования с детьми» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Моя тема по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у младших дошкольников».

Фотоотчёт о работе кружка «Нетрадиционные техники рисования с детьми 2–3 лет» Цикл занятий «Декоративное рисование»Фотоотчёт о работе кружка «Нетрадиционные техники рисования с детьми 2–3 лет» Цикл занятий «Декоративное рисование» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка «Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми 4–5 лет»
Опубликовано: 24 сентября 2024 в 08:36
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа кружка «Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми 4–5 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Progivina Ek Cer в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 сентября. Передвижка «День воссоединения Донбасса и Новороссии с Россией»

30 сентября в нашей стране отмечается особая памятная дата — День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской...

27 сентября. День работников дошкольного образования

Сегодня свой профессиональный праздник отмечают все дошкольные работники. Этот праздник сравнительно молодой, но с каждым годом он приобретает всю большую важность для нашего общества и страны.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД