Бакулина Лариса
Программа кружка для развития творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Мукосолька»
C оставила: социальный педагог
отделения социальной
реабилитации несовершеннолетних
Бакулина Лариса Александровна
Нижний Новгород
Пояснительная записка
Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Публикация «Программа кружка для развития творческих способностей детей» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Занятия с воспитанниками творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию детей, раскрывая их личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач.
Работа кружка "Мукосолька" направлена на развитие творческих способностей, художественного вкуса, нестандартного мышления, творческой индивидуальности воспитанников через лепку из соленого теста.
Лепка имеет большое значение, она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев, ловкость рук. Именно лепка учит выражать свои чувства и мысли
Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.
Специфику лепки определяет материал.
Тесто - приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал. Его можно замесить в любое подходящее время. Оно легко отмывается и не оставляет следов. При соблюдении технологии изготовления тесто не липнет к рукам и очень пластично. Изделия из него сушат либо в духовке, либо просто на воздухе. Для росписи фигурок подходят любые краски, например, гуашевые или акриловые. Если поверху покрыть их лаком, то они сохранятся надолго. Куски окрашенного теста интересно смешивать, добиваясь нужного оттенка всей работы.
Соленое тесто – благодарный материал. С ним легко работать детям и взрослым, новичкам и тем, кто знаком с техникой лепки. А как приятно преподнести друзьям фигурку, сделанную собственными руками!
Отличительной особенностью при работе с этим материалом является то, что в процессе работы не требуется никаких специальных инструментов и приспособлений. Лучше всего лепить руками или использовать примитивные инструменты, которые всегда под рукой.
Работа с тестом доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.
Программа рассчитана на воспитанников от 7до12лет.
Актуальность программы
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
В данный момент необходимо решать проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество - создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О. И. Мотков и другие.
Широко известно высказывание В. И. Сухомлинского «ум ребенка – на кончиках его пальцев». Но этот ум тоже требует развитие, как и все остальное. Помочь развиться творчеству ребенка, поставить на верный путь, может взрослый. Что мы в своей работе и делаем.
Цель: развитие творческих и коммуникативных способностей воспитанников посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.
Задачи:
- Обучение воспитанников основным приёмам и навыкам работы с солёным тестом;
- Познакомить с древними промыслами и современными видами декоративно-прикладного искусства России;
- Способствовать развитию творческого мышления, способности создания и реализации образа;
- Способствовать развитию мелкой моторики рук;
- Способствовать воспитанию уважительного отношения между членами коллектива посредством совместной творческой деятельности;
- Способствовать воспитанию аккуратности, усидчивости.
Срок реализации программы : 6 месяцев.
Работа кружка проводится 1 раз в неделю на групповых занятиях (3-7 человек, так как при большем количестве воспитанников педагог не сможет уделить необходимое количество времени для индивидуальной работы с каждым ребёнком.
Способы реализации : Теоретические и практические занятия. Работа на занятии ведется как фронтально, так и индивидуально.
Для достижения поставленных целей используются различные методы обучения: словесный (рассказ, беседа, объяснение, наглядный (наблюдение, демонстрация, практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Программа является примерной и носит вариативный характер. В зависимости от уровня знаний детей, от возникающих в процессе обучения ситуаций педагог может несколько увеличить или уменьшить время изучения отдельных тем при условии, что в результате будет обеспечено сознательное и прочное усвоение детьми всего материала, предусмотренного программой. А так же педагог может вносить в неё изменения в зависимости от своих интересов и пожеланий воспитанников, материальной обеспеченности. Но при этом должен решать основные задачи. Организационные формы работы на занятии определяются в соответствии с поставленными целями и задачами, а формы проведения итогов могут быть предложены и самими воспитанниками. Это могут быть и различные конкурсы, тематические выставки, мастер-классы, праздничное чаепитие и т. д.
Материально-техническое обеспечение: Рабочие столы, стулья, наглядные пособия для воспитанников. Мука, вода, соль «Эктра», обойный клей, стеки, нож, доска, рамки, проволока, лак, валик-скалка, формочки, мисочки для теста, зубочистки, ситечко. Бумага, цветная бумага, картон, клей ПВА, кисти для клея, тонкие кисти, простые карандаши, краски акварельные или гуашь, палитра, природный материал: семена различных растений, различные крупы, бисер, бусинки, мешковина, ткань. Трафареты, предметы домашнего обихода, которые легко наносят на тесто ажурный узор.
Тематическое планирование кружка «Мукосолька»
№ п/п Темы Количество часов
теория практика итого
Введение в тему
1. Вводное организационное занятие 2 - 2
2. Введение в историю 1 - 1
3. Знакомство с этапами изготовления и обработки изделий 1 1 2
Особенности работы с соленым тестом
1. Изготовление мелких орнаментальных деталей - 3 3
2. Изготовление маленьких «хлебобулочных» изделий - 3 3
3. Изготовление плоских украшений, выполненных с помощью шаблона - 3 3
4. Объемные лепные фигурки - 3 3
Сложные композиции и панно
1. Идеи, цвет, композиция 1 - 1
2. Создание панно
Самостоятельная работа воспитанников - 3 3
Создание оберегов
1. Приданья старины 1 - 1
2. Символика оберегов 1 1 2
3. Изготовление оберегов
Самостоятельная работа воспитанников - 2 2
Выставка детских работ 1 1
Итого по программе : 7 20 27
Содержание программы
Введение в тему
1. Вводное организационное занятие.
Беседа:
1. Знакомство с материалами и приспособлениями для изготовления изделий из соленого теста (мука, соль, вода, клей, краски, лак, кисти, приспособления.)
Инструктаж по технике безопасности.
- правила ТБ;
- название и назначение ручных инструментов (скалка или валик, стеки и кухонный нож, кисти, линейка, приспособлений (шаблон, фигурные формочки, чесноковыжималка, насадки для кондитерского мешочка, зубочистки, различные вещицы с интересным рельефом) и правила безопасной работы с ними;
- правила личной гигиены при работе;
- правила общения;
- способы соединения с помощью клея ПВА.
2. Ознакомить воспитанников с основные требованиями к организации рабочего места.
2. Введение в историю
Рассказ об истории возникновения лепки из соленого теста и применение его в изготовлении сувениров и украшении интерьера.
Оборудование: компьютер.
3. Знакомство с этапами изготовления и обработки изделий
Рассказ об этапах изготовления и обработки изделий (приготовление теста; окрашивание теста; сушка; способы сушки; подрумятивание; глазурование; раскрашивание; лакирование)
Практическое занятие: Приготовление соленого теста.
Оборудование: Мука, соль, вода, обойный клей, чашка.
Особенности работы с соленым тестом
1. Изготовление мелких орнаментальных деталей
Практическое занятие: Изготовление простых разнообразных фигур (цветы, ягоды, листики, яблоки, груши, грибы, желуди, корзинка, бабка коробка, которые являются важными составными элементами композиций.
Оборудование: чашка, скалка, предметы домашнего обихода, которые легко наносят на тесто ажурный узор
Материал: мука, вода, соль, клей, краски, лак, краски.
2. Изготовление маленьких «хлебобулочных» изделий
Практическое занятие. Изготовление маленьких «хлебобулочных» изделий (круассан, загогулька, завиток, завитушка, булка, плетенка, рогалик, хлебец, булочка, которые являются важными составными элементами композиций.
Оборудование: чашка, скалка, предметы домашнего обихода, которые легко наносят на тесто ажурный узор
Материал: мука, вода, соль, клей, краски, лак, краски.
3. Изготовление плоских украшений, выполненных с помощью шаблона
Практическое занятие. Существует множество плоских украшений, которые изготавливают с помощью различных шаблонов. Познакомить с техникой выполнения шаблонов. Как и из чего сделать шаблон, увеличить или уменьшить его.
Выполнение творческих заданий
Оборудование: чашка, скалка, картон, бумага в клетку, нож, зубочистки или иголки, стеки.
Материал: мука, вода, соль, клей, краски, лак, краски.
4. Объемные лепные фигурки
Познакомить с изготовлением объемных лепных фигур. Большие фигурки обычно выполняют на основе из алюминиевой фольги, тем самым придавая очертания нужной экспозиции. Затем каркас покрывают слоем теста.
Практическое занятие. Выполнение творческих заданий.
Оборудование: фольга, чашка, зубочистки.
Материал: мука, вода, соль, клей, краски, лак, краски.
Сложные композиции и панно
1. Идеи, цвет, композиция
Освоив основные элементы изготовления творений из соленого теста, можно переходить к составлению сложных композиций. Настенные украшения, сочетающие объемные формы и теплые тона, создадут атмосферу уюта и спокойствия, придадут неповторимое очарование интерьеру. Их можно объединять в различные сюжеты, делать из них коллажи или картины.
2. Создание панно
Практическое занятие. Выполнение творческих заданий
Оборудование: цветной картон, или окрашенная фанера, клей ПВА, разнообразные заготовки, краски, кисти.
Создание оберегов
1. Приданья старины
Рассказ об истории культуры народных поверий и примет, как память о наших предках. Возникновения традиции украшать дом оберегами-домовушками (разукрашенными венками, гирляндами, ложками и т. д.)
Оборудование: презентация «Домашние обереги», компьютер.
2. Символика оберегов
Познакомить воспитанников с символикой оберегов. Люди верили, что обереги охраняют их от болезни, «дурного глаза», хищных зверей, стихийных бедствий и разных напастей. Собираясь в дальний путь человек брал с собой оберег, чтобы вложенные в него добро, вера и любовь согревали душу, напоминали об отчем доме и родной земле.
3. Изготовление оберегов
Практическое занятие. Выполнение творческих заданий.
Оборудование: несколько видов круп и семян, крылатки, злаковые культуры, сухие цветы и листья, клей ПВА, кисти для клея, цветной картон, готовые элементы из соленого теста.
Выставка детских работ
Ожидаемые результаты апробации программы заключаются в формировании у воспитанников знаний, умений и навыков:
Воспитанники должны знать:
- правила техники безопасности при работе с солёным тестом, пластмассовыми ножами, стеками;
- правила работы с соленым тестом, о способах и приемах лепки из соленого теста, об использовании дополнительных приспособлениях, о способах сушки изделий из теста;
- правила работы с красками, лаками, кистями, клеем;
уметь:
- выполнять правила Т/Б
- в работе с соленым тестом, применение знаний способов и приемов лепки, умений использовать дополнительные приспособления, применение различных эффектов (глазирование, подрумянивание, окрашивание теста);
- делить тесто на части разными способами;
- выполнять базовые формы (шар, лепёшка, яйцо, колбаска, жгутик);
- соединять детали;
- аккуратно вырезать детали из теста по шаблонам;
- использование лакокрасочых материалов, инструментов и приспособлений; применение различных красок, знаний основных цветов
Критерии результативности:
- применение полученных знаний при изготовлении декоративных изделий;
- соблюдение технологии изготавливаемых изделий;
- отсутствие травм во время работы;
- переход от простых работ к более сложным;
- наличие высокого уровня самостоятельности, аккуратности и т. д.
персональные выставки воспитанников.
Прогнозируемые результаты :
Результатом овладения по данной программе может быть :
1. Знание свойств солёного теста, приёмов работы с ним и умение изготавливать из них изделия декоративно-прикладного творчества.
2. Воспитанники должны знать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при работе с соленым тестом.
3. Повышение уровня трудовых навыков, творческой инициативы, трудолюбия, стремления к самостоятельности.
4. Повышение уровня навыков культуры поведения и общения
5. Повышение уровня навыков самообслуживания и трудовых навыков
ЛИТЕРАТУРА:
1. К. Силаева, И. Михайлова «Соленое тесто. Большая книга поделок» - М. : Эксмо, 2007.
2. В. А. Хоменко «Соленое тесто. Шаг за шагом» - Харьков: Книжный клуб «Клуб Семейного Досуга», 2007.
3. Конышева Н. М. «Лепка в начальных классах», Москва, «Просвещение», 1985 г.
4. Проснякова Т. Н. «Уроки мастерства», «Федоров», 2010 г.
5. А. Шептуля «Домашние обереги своими руками»М. : Эксмо, 2006
6. Ватагин В. Изображение животных. – М., 1957.
7. Лыкова Л. А. «Слепи свой остров». – М., 2006 г.
8. Дьюн К. «Научитесь лепить животных» - Минск, 2002 г.
9. Ляукина М. В., Чаянова Г. Н. «Подарки своими руками» - М., 2007 г.
10. Михайлова И. Лепим из соленого теста. – М. : Изд-во Эксмо, 2004
11. Одноралов Н. Скульптура и скульптурные материалы. – М., 1982.
12. Скребцова Т. О. «Мини-картины из соленого теста» - Ростов-на-Дону, 2008
13. Шпикалова Т. Я. «Художественный труд» - М., 2006 г.
14. Чаварра Х. «Ручная лепка» - М., 2006 г.