Наталья Труфанова
Программа кружка «Любознайка»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.
Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире, поэтому нужно предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.
Публикация «Программа кружка „Любознайка“» размещена в разделах
Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.
Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Актуальность Программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. 3нания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Познавательная потребность во многом определяет развитие личности. Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать эту потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.
Кружковая деятельность расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира.
1.2. Цель и задачи программы
Основная цель программы кружка :
Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
5. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
6. Развивать коммуникативные навыки
1.3. Нормативно-правовое обеспечение программы
Соответствие требованиям ФГОС
Отбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов осуществляю на основе СанПиН 2.4.1.3049-13 и ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155)
Введение в действие Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает наличие у воспитателей ДОО компетенций, необходимых для успешного использования инновационных педагогических технологий творческого развития ребенка в образовательном процессе.
Положение о кружковой работе
Приказ об организации кружковой работы ДОУ.
1.4. Принципы реализации программы
Программа построена на основе следующих принципов:
• Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития.
• Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития.
• Принцип противоречивости в содержании знаний, получаемых детьми, как основы саморазвития и развития.
• Принцип «развивающей интриги».
• Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания.
• Принцип деятельного подхода к развитию личности.
• Принцип ориентации на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности.
• Принцип системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулирования поисково-познавательной деятельности.
• Принцип использования средств познания (пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания).
1.5. Предполагаемый результат
• Проявление интереса к исследовательской деятельности;
• Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
• Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
• Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
• Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
• Развитие коммуникативных навыков.
Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.
II. Содержательный раздел.
2.1. Содержание образовательной деятельности с обучающимися.
№ п/п Наименование
раздела Количество
занятий Форма проведения
1. Экспериментирование
с песком, глиной 1 Обследование, практическая деятельность
2. Экспериментирование
с водой 1 Практическая деятельность
3. Экспериментирование
с воздухом 1 Практическая деятельность
4. Наблюдение за жизнью растений 1 Практическая деятельность
5. Человек 2 Практическая деятельность
6. Экспериментирование
с предметами 12 Обследование, практическая деятельность, наблюдение за опытом взрослого
Итого 18
№
п/п срок Тема занятия Количество занятий
1. Сентябрь Песок и глина – наши помощники 1
2. Удивительные свойства воды 1
3. Октябрь Удивительные свойства воздуха 1
4. Почва живая земля 1
5. Ноябрь Как устроена дыхательная система человека 1
6. Что умеют наши глаза и уши 1
7. Декабрь Испытание магнита 1
8. Мир бумаги 1
9. Январь Как принцесса Ниточка всю семью одевала 1
10. Сами монтеры 1
11. Февраль Свойства дерева и металла 1
12. Мир камней 1
13. Март В мире стекла 1
14. Волшебное зеркало 1
15. Апрель Волшебное электричество 1
16. Как работает термометр 1
17. Май Извержение вулкана 1
18. Катапульта 1
Итого: 18
Тематический план занятий.
Тема: «Песок и глина — наши помощники»
Задачи:
1. Дать представление о свойствах песка и глины.
2. Формировать умение делать простейшие умозаключения, доказывать свою правоту; понятие о том, что песок и глина - полезные ископаемые.
3. Воспитывать любознательность.
4. Активизация словаря: сыпучий, твердая.
Тема: «Удивительные свойства воды»
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.
2. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
3. Воспитывать бережное отношение к воде.
Тема: «Удивительные свойства воздуха»
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.
2. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
4. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.
5. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
Тема: «Почва – живая земля»
Задачи:
1. Вызвать у детей познавательный интерес к почве и ее значение в жизни растений и человека.
2. Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.
3. Развивать у детей умение с помощью воспитателя оценивать свои ответы и ответы своих товарищей по последовательности, точности описания свойств почвы и ее значения в жизни растений и человека
Тема: «Как устроена дыхательная система»
Задачи:
Дать представления об органах дыхания, отметить их важное значение для человека.
Расширять кругозор детей, их словарный запас (ноздри, дыхательная трубка, грудная клетка, ребра, легкие).
Познакомить детей с новым комплексом дыхательной гимнастики для укрепления носоглотки, верхних дыхательных путей и легких.
Подвести к пониманию значения бережного отношения к органам дыхания и правильного ухода за ними.
Тема: «Что умеют наши глаза и уши»
Задачи:
1. Обобщать и расширять знания детей о функциях органов слуха и зрения, на основе опытов;
2. Тренировать способность приобретать знания, путем экспериментирования, формировать умение объяснять результаты опытнической деятельности;
3. Развивать логическое мышление, разговорную речь, обогащать словарный запас, расширять кругозор;
4. Закреплять гигиенические навыки, умение бережного отношения к органам чувств.
Тема: «Испытание магнита»
Задачи:
1. Формировать представление детей о свойствах магнита и их использовании человеком.
2. Развивать у детей мышление, сообразительность.
3. Воспитывать самостоятельность, инициативность, активность, чувство коллективизма, взаимопонимание.
Тема: «Мир бумаги»
Цель: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.
Задачи:
1. Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
2. Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.
3. Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов.
4. Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни. Научить определять свойства бумаги разных видов (гигиеническая, писчая, картон).
Тема: «Как принцесса Ниточка семью одевала»
Задачи:
1. Помочь детям самостоятельно определить некоторые свойства ткани.
2. Учить подбирать ткань для одежды разных видов.
3. Познакомить с понятием «ателье и заказ».
4. Закрепить знания детей о свойствах знакомых материалов – бумага, целлофан, их прочности и использовании в быту.
5. Развивать мыслительную деятельность в ходе экспериментов.
6. Активизировать словарь детей соответствующими тем словами.
7. Воспитывать желание помогать другим в трудных ситуациях, доброжелательность и интерес к экспериментированию.
Тема: «Сами монтёры»
Задачи:
1. Познакомить детей со свойством натяжной нити; проводимостью звука по нитке в различных предметах: пластиковых стаканчиков, спичечных коробках.
2. Познакомить с работой простого телефона; развивать навыки проведения лабораторных работ; закрепить умение работать с прозрачной посудой; закрепить умение работать с предметами, соблюдая меры безопасности.
3. Развивать социальные навыки, умение работать с партнёром, отстаивать собственное мнение.
4. Активизировать словарь детей глаголами и существительными по теме.
Тема: «Свойства дерева и металла»
Задачи:
1. Уточнить и обобщить представления детей о свойствах дерева и металла.
2. Развивать умение изучать свойства материалов опытным путём.
3. Развивать гибкость и логичность мышления, умение доказывать правильность обобщений.
Тема: «Мир камней»
Задачи:
1. Закреплять знания детей об окружающем мире, о камнях.
2. Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.
3. Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.
4. Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
Тема: «В мире стекла»
Задачи:
1. Помочь детям выявить свойства стекла (прочность, прозрачность, цветное, гладкое).
2. Развивать любознательность.
3. Воспитывать бережное отношение к вещам.
Тема: «Волшебное зеркало»
Задачи:
1. Через практическую деятельность и экспериментирование познакомить детей с историей изготовления зеркал, его оптическими свойствами.
2. Развивать познавательные способности детей.
3. Совершенствовать речь детей, умение высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Поощрять самостоятельность суждений.
4. Закрепить правила безопасного обращения с хрупкими предметами.
Тема: «Волшебное электричество»
Задачи:
1. Обобщать знания детей об электричестве;
2. Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества;
3. Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.
4. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
5. Вызвать радость от открытий, полученных из опытов;
6. Воспитывать умение работать в коллективе.
Тема: «Как работает термометр»
Задачи:
1. Познакомить с работой термометра;
2. Учить выдвигать предположения, формулировать проблему, делать выводы, анализировать;
3. Формировать знания правил безопасного поведения при проведении опытов;
4. Развивать мелкую моторику рук, мышление, память, воображение, любознательность, наблюдательность, активизировать словарь.
Воспитывать аккуратность при проведении опытов.
Тема: «Извержение вулкана»
Задачи:
1. Познакомить детей с природным явлением - вулканом.
2. Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.
3. Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные раннее знания.
4. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность
Тема: «Катапульта»
Задачи:
1. Продолжать приобщать к навыкам элементарной экспериментальной деятельности;
2. Путем несложных исследовательских действий подвести к выводу о зависимости высоты подъема предметов на катапульте от их форм;
3. Содействовать развитию дивергентного мышления, способности к умозаключениям;
4. Воспитывать уверенность в своих силах через создание ситуации успеха.
5.
III. Организационный раздел.
3.1. Сетка НОД
Вторник 15.15. -15.40
Четверг 15.15.-15.40.
3.2. Формы, средства, способы реализации Программы
Программа кружка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей.
Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.
Режим занятий: 2 раза в месяц, продолжительность – 25 минут.
Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).
Игровые приё мы:
моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
повтор инструкций;
выполнение действий по указанию детей;
«намеренная ошибка»;
проговаривание хода предстоящих действий;
предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.
3.3. Материально-техническое обеспечение программы
Оборудование детской лаборатории:
Приборы - «помощники» : лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
разные виды бумаги, ткани;
медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр мерные ложки;
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т. д.
Дополнительное оборудование:
специальная одежда (халаты, фартуки);
контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
карточки-схемы для проведения эксперимента;
индивидуальные дневники экспериментов;
правила работы с материалом;
индивидуальные дневники.
3.4. Педагогическая диагностика
Показателями уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью являются:
Уровни Отношение к экспериментальной деятельности Отношение к экспериментальной деятельности Планирование Реализация Рефлексия
Высокий Познавательное отношение устойчиво.
Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении
всей деятельности.
В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. Формулирует в речи - достигнут
или нет результат, замечает
неполное соответствие
полученного результата
гипотезе. Способен
устанавливать разнообразные временные,
последовательные,
причинные связи.
Делает выводы.
Средний В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы. Может сформулировать
выводы самостоятельно
или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения
и пользуется
доказательствами с помощью взрослого.
Низкий В большинстве случаев ребенок не проявляет активный познавательный интерес. Не видит проблему самостоятельно. Ребенок не высказывает предположения, не может выстроить гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). Пассивен при планировании деятельности совместно со взрослым. Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, но не учитывает их качества и свойства. Не проявляет настойчивость в достижении результатов. Не может сформулировать
выводы самостоятельно
только по наводящим
вопросам.
Овладение детьми вышеуказанными знаниями, умениями и навыками фиксирует в таблице в начале и конце года.
№ п/п Ф. И. ребенка Отношение к экспериментальной деятельности Целеполагание Планирование Реализация Рефлексия
3.5. Учебно-методическое обеспечение программы
Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г. Михайлова З. А Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – СПб. : ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2011
Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010.
Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек: Сфера, 2010
Мартынова Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Учитель, 2011
Машкова С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. Учитель, 2011
Михайлова З. А., Полякова М. Н., Ивченко Т. А. Образовательная область "Познание". Методический комплект программы "Детство" СПб. : ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013 г.
Тугушева Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2009