Елена Козырева
Программа кружка «Логоритмика»
▼ Скачать
Программа составлена на основе пособий М. Ю. Картушиной
«ЛОГОРИТМИКА»
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Составила: Козырева Елена Станиславовна,
учитель – логопед.
г. Завитинск,
2012г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Информационная карта программы
2. Пояснительная записка
3. Прогнозируемый результат
Публикация «Программа кружка „Логоритмика“» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
4. План работы кружка
5. Список используемой литературы
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ :
ТИП: образовательная
ВИД: модифицированная
УРОВЕНЬ: коррекционно-развивающий
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ: фронтальная
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: познавательная, коммуникативная
НАПРАВЛЕННОСТЬ: эстетическая, коррекционно – развивающая
Пояснительная записка
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствуют формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь – не врождённая способность, она формируется постепенно. У многих детей этот процесс задерживается в силу разных причин. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Занятия физической культурой и музыкальные занятия не решают всех задач по развитию крупной моторики и речи детей. Наиболее эффективное средство развития психической и моторной сфер - занятия логопедической ритмикой, которая базируется на взаимосвязи речи, музыки и движений.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ : преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы ребёнка в сочетании со словом и музыкой.
ЗАДАЧИ:
1. Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления.
2. Развивать артикуляционный аппарат.
3. Развивать слуховое внимание и память.
4. Вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью.
5. Развивать мелодико - интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение.
6. Укреплять костно - мышечный аппарат.
7. Развивать дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывать чувство равновесия, правильной осанки, походки, грации движения.
8. Развивать речь, чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.
9. Развивать коммуникативные способности.
Программа кружка «Логоритмика» составлена на основе исследований педагогов В. Н. Шацкой, М. И. Фомичевой, Г. А. Волковой, В. А. Гринер занимающихся вопросами дошкольной логоритмики, с учетом межпредметных связей по областям:
1. Познание - наблюдения, беседы, игры.
2. Социализация - используются дидактические, сюжетно - ролевые игры.
3. Художественная литература - используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен).
4. Музыка - используются музыкальные произведения, песни, музыка для упражнений, игр в соответствии с тематикой занятия.
5. Физическая культура - проводятся подвижные игры, развлечения, досуги, упражнения для профилактики плоскостопия.
6. Коммуникация - овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, разучиваются коммуникативные игры.
В основу программы заложен принцип комплексной коррекции психических процессов, развития органов голосового и речевого аппарата у детей. Процесс развития у дошкольников логоритмических движений построен на комплексе музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, в ходе которых и осуществляется коррекция речи.
Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала.
Программа предполагает проведение логоритмических занятий фронтально один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия - 20-25 минут. Общее количество учебных занятий в год – 32 (всего 64 занятия). Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме.
Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.
• Подготовительная часть длится 3-7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
• Основная часть занимает 10-15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:
• на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
• на развитие внимания;
• регулирующие мышечный тонус;
• счётные упражнения;
• формирующие чувство музыкального размера;
• на развитие чувства темпа и ритма;
• на развитие координации движения;
• на координацию речи с движением;
• на координацию пения с движением;
• на развитие речевых и мимических движений.
• Заключительная часть занимает 2-7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
- артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
- фонопедические упражнения по методу В. В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА НА 2 ГОДА
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ (СТАРШАЯ ГРУППА)
№ п\п Название занятия Методическое обеспечение Месяц
1 «Путешествие язычка» Фонограмма спокойной музыки, пьесы «Поезд» Н. Метлова; шапочка волнушки
октябрь
2 «В гостях у лесного гнома» Иллюстрации ягод; кленовый лист; игрушки: гном, домик, детские музыкальные инструменты
3 «Яблоко» по мотивам сказки В. Сутеева Игрушки: ворона, белка, ёжик, заяц, яблоня, осенний листок
4 «Спор овощей» Фонограмма пьесы «Октябрь», иллюстрации овощей и фруктов
5 «Колосок» по мотивам украинской народной сказки Игрушки: два мышонка, петушок, домик, колосок
ноябрь
6 «Приключения дождика» Иллюстрации: туча, грибы, дождь, плоскостные лужи
7 «Краски осени» Иллюстрации осени, маска ёжика
8 «Палочка - выручалочка» по мотивам сказки В. Сутеева Маска ёжика, волка, фонограмма «Осень» А. Вивальди
9 «Как коза в лесу избушку построила» Фланелеграф, картинки: старуха, дуб, яблоня
декабрь
10 «Кот, петух и лиса» по мотивам русской народной сказки Игрушки: кот, петух, лиса, металлофон
11 «Теремок - холодок» Бубен, колокольчики, металлофоны, треугольники, фланелеграф, картинки
12 «Дед Мороз построил дом» Игрушки – ёлочка, дом, Дед Мороз, иллюстрации – лиса, заяц, медведь
13 «Отчего у белого медведя нос чёрный» по мотивам юкагирской народной сказки Металлофон, треугольники, бубны, иллюстрации
январь
14 «Ёлка» по мотивам сказки В. Сутеева Маска Деда Мороза, иллюстрации, колокольчики
15 «Снеговик на ёлке» Ёлка, игрушки, бубны
16 «Морозята» Детские музыкальные инструменты, ёлка, игрушечный Дед Мороз
17 «Мороз Иванович» по мотивам сказки В. Одоевского Иллюстрации, бубны, колокольчики, треугольники
февраль
18 «Приключения снежинки» Большая снежинка, иллюстрации – лиса, белка, синица, яблоко
19 «Снежная книга» по мотивам рассказа В. Бианки Иллюстрации к рассказу
20 «Мороз, солнце и ветер» по мотивам русской народной сказки Маска филина, яблоко, иллюстрации
21 «Гуси - лебеди» по мотивам русской народной сказки Фланелеграф, картинки реки, яблони, маска филина,
март
22 «Я маму мою обидел» по стихотворению Э. Мошковской Иллюстрации строительных инструментов
23 «Кем быть?» Иллюстрации людей разных профессий
24 «Откуда у носорога шкура» по мотивам одноимённой сказки Р. Киплинга Иллюстрации обезьяны, носорога, бубен
25 «Откуда у верблюда горб» по мотивам сказки Р. Киплинга Иллюстрации верблюда, собаки, обезьяны, флажок
апрель
26 «Откуда у кита такая глотка» по мотивам сказки Р. Киплинга Маска кита, иллюстрации разных рыб
27 «Космическое путешествие» «Телескоп», ракета, игрушки – кот, птичка
28 «Лекарство от зевоты» Игрушки – бегемот, обезьяна, слон, попугай, солнышко
29 «Колобок» Картинки – колобок, заяц, петушок, маска тучки
май
30 «Волшебное зеркальце» по мотивам чешской народной сказки Игрушки – зайчик, белочка, птичка, медведь, маска тучки, пчелы
31 «Как муравьишка дом солнца искал» Иллюстрации муравья, муравейника, гусеницы, маски пчёл
32 «История о том, как гном построил дом» Картинки для фланелеграфа – гном, муравей, кузнечик, жук, паук, бабочка, пчела
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)
№ п\п Название занятия Методическое обеспечение Месяц
1 Сивка- бурка Иллюстрация осеннего леса, фонограмма пьесы «Октябрь», игрушка гномик.
октябрь
2 Как заяц и дрозд урожай растили. Иллюстрации – зайчик, белочка, щегол, фонограмма колыбельной песни
3 Вершки и корешки Фонограмма народной песни, иллюстрации к сказке
4 Петушок – золотой гребешок и чудо – меленка. Иллюстрации к сказке, маски овощей
5 Лягушка – путешественница Игрушка лягушка, бубен, - енот, белка, заяц. ноябрь
6 Новый каравай Металлофон, иллюстрация трактор
7 Четыре желания Иллюстрации времён года, металлофон, маска цапли
8 Разноцветная книга Большая книга с разноцветными листами, пособия для развития дыхания,
9 Проказы зимы Шапка снеговика, иллюстрации четырёх сестёр декабрь
10 Заяц – косач, медведь и Дед Мороз Иллюстрации зайца, медведя, Деда мороза, шапка снеговика, белые ленточки
11 Почтовая история Иллюстрация бурых медведей, металлофон, бубен
12 Как ворона Снегурочкой стала Белые ленточки, бубен, иллюстрация вороны
13 Двенадцать месяцев Ёлка, иллюстрации к сказке январь
14 Серебряное копытце Фонограмма пьесы «Уральские самоцветы»
15 Зима – пекариха Иллюстрации – заяц, медведь, олень, дети
16 Госпожа Метелица 2-3 металлофона, маски зайца и лисы, иллюстрации к сказке
17 Каша из топора Фонограмма военного марша, маски зайца и лисы февраль
18 Стойкий оловянный солдатик Иллюстрации к сказке, цветные флажки
19 Сказка об Иване – крестьянском сыне и Ытыре - Фытыре Иллюстрация богатыря, цветные флажки
20 Звёздный мальчик Иллюстрации к сказке, пиктограммы эмоциональных состояний
21 Заколдованный холм Шапка сапожника, пиктограммы
март
22 Два клёна Фонограмма лирической р. н. мелодии
23 Как поп работницу нанимал Иллюстрации к сказке, констаньетты
24 Снегурочка Маска медведя, силуэты облаков
25 Звёздный бал Мяч, колокольчик, маска медведя апрель
26 Космонавтом быть хочу Иллюстрации на тему «Космос», мяч
27 Робот Карточки к попевке «Шаловливые сосульки», иллюстрации роботов
28 Беляночка и Розочка Иллюстрации рыбы, бычка, карточки к попевке
29 Баллада о юном барабанщике Фонограмма песни «День Победы», иллюстрации военной техники май
30 В гостях у лесных гномов Изображение семи гномов
31 Подарки гномов Различные музыкальные инструменты
32 Приключения Буратино Пиктограммы эмоциональных состояний, иллюстрации к сказке
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ :
• Сформированность знаний по лексическим темам, расширение словарного запаса по лексическим темам.
• Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами.
• Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.
• Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.
• Способность выполнить дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела.
• Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, выполнять различные виды ходьбы и бега.
• Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.
• Улучшение результатов диагностик развития речи.
• Воспитание бережного отношения к природе, животным.
• Воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М., 2003.
2. Алифмнова Е. А., Егорова Н. Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. М., 2001
3. Мусова И. Б. Логопедические чистоговорки. М., 1998
4. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М., 2008
5. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 -7лет. М., 2006
6. Громова О. Е. Инновации в педагогическую практику. М., «Линка - пресс», 2008