Куршакова Светлана
Программа кружка «Добрый мир» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа по дополнительному образованию.
по приобщению детей к духовно-нравственной культуре
Кружок «Добрый мир»
для детей старшей группы.
Пояснительная записка
Рабочая программа по дополнительному образованию по приобщению детей к духовно-нравственной культуре Кружок «Добрый мир» (социально-педагогическая направленность) для детей средней группы составлена на основе методического пособия
Публикация «Программа кружка „Добрый мир“ для детей старшей группы» размещена в разделах
«Добрый мир. Православная культура для малышей», автор Л. Л. Шевченко, М: Центр поддержки культурно-исторических традиций отечества, 2011 г.
Рабочая программа по дополнительному образованию по приобщению детей к духовно-нравственной культуре Кружок «Добрый мир» способствует патриотическому, духовно-нравственному и эстетическому воспитанию личности через познание истории и традиций своего народа, позволяет раскрыть глубинную красоту православной культуры. Изучение народной культуры осуществляется через воспроизведение годового цикла праздников, сюжетно-ролевых, специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, через формирование представлений о формах традиционного семейного уклада. Образовательная деятельность осуществляется в ходе интеграции духовно-нравственного содержания, художественно-эстетического, познавательно-речевого.
У дошкольников формируются понятия и представления о духовной культуре и морали.
Данная рабочая программа рассчитана на 36 учебных недель, продолжительность организованной образовательной деятельности один раз в неделю для детей шестого года жизни составляет 25 минут.
Цель:Формирование основ духовности и нравственности личности дошкольника. Задачи:
Разработать модель духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Воспитывать в детях такие качества личности, как доброжелательность, терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих, способность прощать, просить прощения, не отвечать злом на зло; человеколюбие, ч
честность, ответственность, заботливость; трудолюбие; любовь и уважение к родным и близким, любовь к Родине.
Объединить усилия семьи, детского сада и Церкви в духовно- нравственном воспитании дошкольников.
Содействовать формированию у родителей ответственности за создание благоприятного семейного климата.
Новизна: В современном обществе в связи с изменениями социально- экономической ситуации материальные ценности доминируют над духовно- нравственными.
Рабочая программа по дополнительному образованию по приобщению детей к духовно-нравственной культуре Кружок «Добрый мир» не ставит своей задачей введение ребенка в мир религиозного опыта духовной жизни, это задача семьи. Она только знакомит, подводит в храм.
Тематический план
№ п/п
Тема (раздел)
Количество
Часы
1.
«Как устроен мир Божий?»
13
5ч. 35мин.
2.
«Устроение отношений в семье»
4
1ч. 40мин.
3.
«Устроение отношений в нашей жизни».
9
3ч. 45мин.
4
«Ценности жизни христиан. Православные праздники. Чему мы радуемся?»
10
4ч. 20мин.
Итого:
36
12ч.
Требования к результатам освоения данной рабочей программы
В результате реализации поставленных задач можно получить следующее:
Снизить уровень тревожности и агрессивности у детей. Ребёнок научится терпеливо преодолевать встречающиеся трудности.
Дети начнут чувствовать рядом с собой другого человека, его боль и переживания. Выработается привычка к делам милосердия, к труду ради других, доверие к миру. Произойдёт приобщение детей к Церкви.
Дети научатся трепетно относиться к близким и родным, любить свою Родину, окружающую природу
Родители будут обращать внимание в первую очередь на воспитание Души в своих детях.
Содержание работы
Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, содержание программы организованно как тематическая игра- путешествие. Игровые формы носят интегративный, вариативный в зависимости от личностных особенностей характер, реализуя на основе содержания программы принцип интеграции с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
В тоже время, в процессе освоения программы у детей формируются предпосылки к учебной деятельности: умения наблюдения явлений окружающего мира, внимания, анализа и оценочных суждений, диалогового общения, нравственных норм общения и др. В программе предлагаются соответствующие возрасту дошкольников формы совместной работы со взрослыми (воспитателями и родителями, групповой и самостоятельной работы:
-сюжетные и ролевые игры;
- драматизация;
- беседа;
- наблюдение;
- экспериментирование;
- обсуждение проблемных ситуаций;
- конструирование;
- художественное творчество;
- музицирование.
В условиях развивающей предметно – пространственной среды:
- прогулки- путешествия;
- выставки;
- спектакли;
- концерты и т. д.
В основу рабочей программы по дополнительному образованию по приобщению детей к духовно-нравственной культуре Кружок «Добрый мир» положено блочно – тематическое построение содержания программы, которое представлено в разных видах деятельности. Это позволяет осваивать материал программы на уровне многократного концентрического повторения.
Средства обучения
Комплект методических пособий:
Методическое пособие для воспитателя с программой. Под редакцией Л. Н. Антоновой.
Наглядные материалы:
Книга 1. Прогулки по дням творения.
Книга 2. Хорошо - плохо.
Книга 3. Семья. Родина. Православный Храм. Наши меньшие друзья.
Книга 4. Чему мы радуемся?
Календарно-тематическое планирование
кружка «Добрый мир» для детей старшей группы
М
Тема
Цель.
Материал.
Содержание
Сентябрь
«Дружная семья»
Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Семья», формирование у детей способности договариваться, приходить к единому мнению. Мотивация.
Книга, иллюстрации.
Орг. момент.
Рассказ воспитателя о семье.
Вопросы к детям
Физминутка.
Беседа по картине «семья».
Итог.
«Мир есть творение Божие»
Рассказать детям о том, что Бог сотворил мир за шесть дней, а в седьмой день он отдыхал. В память об этом люди шесть дней работают для себя, а седьмой- Воскресенье-
посвящают Богу: ходят в церковь.
Книга, иллюстрации.
Орг. момент.
Рассказ воспитателя.
Чтение книги.
Беседа с детьми по теме.
Итог.
«Домашнее тепло»
Дальнейшее освоение социокультурной категории «Семья». Формирование у детей мотивации на доброе отношение к близким. Развитие умения слушать друг друга.
Книга, иллюстрации.
Орг. момент.
Чтение рассказа.
Вопросы ответы.
Физминутка.
Беседа.
Итог.
«Покров Пресвятой Богородицы»
Учить детей видеть в людях хорошее. Продолжать знакомить с православными праздниками
Книга, иллюстрации.
Орг. момент.
Знакомство с праздником.
Физминутка.
Беседа.
Итог.
Октябрь
«Дорога добра»
Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Родные просторы». Развитие умения договариваться, приходить к единому мнению. Формированиепредставления о взаимосвязи прошлого, настоящего, будущего.
Книга, иллюстрации.
Орг. момент.
Рассказ воспитателя.
Физминутка.
Беседа.
Вопросы к детям.
Итог.
«Кого рисуют на иконах»
Закрепить, углубить полученные ранее знания об иконах. Обогащение знаний о молитвах.
Книга, иллюстрации.
Орг. момент.
Рассказ воспитателя.
Физминутка.
Беседа.
Вопросы к детям.
Итог.
«Сказочный лес «
Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Родные просторы». Формирование у детей доброго, заботливого отношения к природе. Развитие способности
договариваться, приходить к единому мнению. Развитие эмоциональной сферы ребёнка.
Книга, иллюстрации.
Орг. момент.
Рассказ воспитателя.
Физминутка.
Беседа.
Вопросы к детям.
Итог.
«Что такое хорошо и что такое плохо?»
Познакомить детей с нормами христианской этики, объяснить, как были устроены отношения в красивом, добром мире, почему они изменились; напомнить, что в душе человека горит неугасаемый огонёк совести, который подсказывает, что хорошо, что плохо.
Книга, иллюстрации.
Чтение стихотворения В. Маяковского
Что такое хорошо и что такое плохо».
Вопросы.
Беседа о добрых и плохих привычках.
Тренинг «Свеча души». Анализ поступков.
Итог.
Ноябрь
«Законы, которыми Бог сохраняет мир».
продолжать знакомство детей с нормами христианской этики. Учить детей слушать рассказ о заповедях, которых дал Бог, делать выводы. Учить понимать какие дела являются добрыми.
Книга, иллюстрации.
Прослушать с детьми песенку и м/ф «Кот Леопольд» «Если добрый ты». Обсудить текст песенки.
Побеседовать с детьми на тему: «Добрые качества моей души и добрые дела».
Рассказать детям о заповедях Бога. Среди них для детей самая главная заповедь – о послушании.
Рисуем «Дерево Добра».
Итог.
«Изображение добрых дел».
подвести итог предыдущим двум занятиям, с помощью разных изобразительных средств подготовить работы на выставку «Наши добрые дела». Развивать воображение и фантазию. Воспитывать в детях доброе отношение к миру и друг к другу.
Книга, иллюстрации.
Вспомнить с детьми заповеди, изученные ранее, предложить детям рассказать какие добрые дела они совершили за последнюю неделю.
Физминутка.
Беседа с детьми. Рассказ ребенка о добром деле.
Итог
«Моя семья.
помощью беседы о роли семьи, рассматривания дидактического материала на тему «Моя семья» - донести до детей ценность родительской опеки и заботы.
Книга, иллюстрации.
Рассказать детям о семье.
Беседа с детьми.
Физминутка.
Попросить детей нарисовать рисунок на тему «Я и моя семья».
Итог.
«Памятники города Дмитрова»
воспитывать патриотические чувства у детей, прививать любовь к родным местам и уважение к историческому прошлому родного посёлка. Развивать у детей внимательность при посещении памятников, слушая рассказ воспитателя.
Книга, иллюстрации.
Орг. момент.
Рассказ воспитателя о городе.
Рассматривание картинок.
Вопросы.
Физминутка.
Итог.
Декабрь
«Моя Родина. Отношение к родной земле».
Дать чёткое понимание термина «Родина», пояснить детям, что город Долгопрудный является нашей Родиной. Воспитывать у детей желание сохранять и оберегать родные места. Развивать у детей внимание и патриотические чувства.
Книга, иллюстрации.
Рассмотреть стенд о родном городе - пояснить детям, что на фотографиях изображены места нашего города– обобщить, что всё это наша Родина.
Рассказать детям, что каждый человек имеет свою Родину, это то место, где он родился, вырос и живёт. Итог.
«Любимая сказка»
Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Труд души». Воспитание у детей интереса и любви к сказке»
Книга, иллюстрации.
Орг. момент.
Рассказ воспитателя о народных сказках.
Беседа и вопросы.
Физминутка.
Чтение сказки.
Игра.
Итог.
«Труд земной»
Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд земной». Воспитание у детей уважения к труду. Развитие мотивации родителей на совместную деятельность сдетьми.
Книга, иллюстрации.
Орг. момент.
Рассказ воспитателя.
Рассматривание иллюстраций.
Физминутка.
Игра.
Итог.
«Добрая забота»
Первоначальное освоение социокультурной категории «Труд земной».Воспитание у детей доброго отношения к животным. Развитие способности договариваться,
Книга, иллюстрации.
Орг. момент.
Рассказ воспитателя.
Рассматривание иллюстраций.
Физминутка.
Игра.
Итог.
Январь
«Рождество Христово»
Подготовка к празднику Рождества. Продолжать знакомить детей с традициями праздника. Воспитывать трудолюбие и творческий подход к работе.
Книга, иллюстрации.
Орг. момент.
Рассказ воспитателя.
Рассматривание иллюстраций.
Физминутка.
Игра.
Итог.
«Крещение господне»
Продолжать знакомить детей с православными праздниками. Знакомить с церковными таинствами. Побуждать детей и родителей к совместному труду.
Книга, иллюстрации.
Орг. момент.
Рассказ воспитателя.
Рассматривание иллюстраций.
Физминутка.
Игра.
Итог.
«Иисус Христос»
Закреплять и пополнять знания об Иисусе Христе. Развивать речь, воображение ребёнка. Учить находить свои положительные качества, видеть плохие черты и замечать плохие поступки.
Книга, иллюстрации.
Орг. момент.
Рассказ воспитателя.
Рассматривание иллюстраций.
Физминутка.
Игра.
Итог.
«Корабли веры»
Углубить знания детей о храме, правилах поведения в храме.
Книга, иллюстрации.
Орг. момент.
Рассказ воспитателя.
Рассматривание иллюстраций.
Физминутка.
Итог.
Февраль
«Мой дом».
Научить детей с помощью пластилина, солёного теста, бумажной массы, глины – конструировать фигурку домика. Развивать внимание, воображение и мелкую моторику детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к родному дому.
Книга, иллюстрации.
Листы Карандаши.
Орг. момент.
Беседа
Вопросы.
Игра.
Физминутка.
Рисование на тему: «Мой дом».
«Православные праздники».
рассказать детям о том, что в России существует немало праздников, которые имеют свою связь с Богом и его божественными делами.
Книга, иллюстрации.
Просмотреть мультипликационный фильм «Достоин каждый». Объяснить детям смысл м/ф Рассказ воспитателя о праздники и традиции, сформированные за многие годы. Итог.
«Звуки русской природы».
учить различать характер и темп музыки, продолжать развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке. Воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию и современной музыке.
Книга, иллюстрации.
Прослушать с детьми композицию «Звук колокола», пояснить детям, что такой перезвон звучит на православные праздники и богослужения в церквях.
Побеседовать с детьми на тему того, какие животные и птицы живут в российских лесах. Прослушать аудиозаписи голосов птиц и животных.
Игра. Итог.
«Святые праздники».
просмотреть с детьми отрывок из кинофильма «Святые праздники». Развивать у детей внимательность и активизировать память. Воспитывать культуру проведения православных праздников.
Книга, иллюстрации.
Просмотреть с детьми отрывок из кинофильма «Святые праздники». Попросить детей описать свои ощущения от фильма.
Объяснить, что каждый православный праздник имеет свою историю и традиции для того, чтобы его отмечать.
Итог.
Март
«Православная культура».
учить внимательно слушать стихотворения, чувствовать, понимать и воспроизводить образность поэтического языка. Формировать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.
Книга, иллюстрации.
Прочитать детям 4 стихотворения по теме «Православные праздники» - «Светлое Рождество»; «Пасхальная история»; «Берёзки в Троицу»; «Покров».
Попросить детей задавать вопросы после каждого прочитанного стихотворения.
Итог.
«Хозяйка в русских народных сказках».
чить понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построения сюжета. Развивать умение выделять по признакам нужный образ – Хозяйки. Воспитывать отрицательное отношение к лени.
Книга, иллюстрации.
Объяснить детям понятие «Хозяйка», на примере сказки «Морозко» выяснить, какие характеристики выделяют хозяйку.
Разыгрывание сказки.
Итог.
«Умеем ли мы благодарить?»
Объяснить детям, что такое настоящая благодарность человеку – готовность помочь ему. Дать определение словам «Спасибо», «Благодарю». Развивать мыслительные процессы, интеллектуальные данные детей. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
. Книга, иллюстрации.
На примерах объяснить детям, что если настоящая благодарность человеку за доброе дело – это доброе дело в ответ, т. е. помощь в чём-либо.
Дать определение двум словам «Спасибо» и «Благодарю». Показать сходство этих двух понятий.
Попросить детей рассказать о своих добрых делах кому-то из своих знакомых, друзей, членов семьи.
Итог.
«Стихотворение «Спасибо»
Прочитать детям стихотворение «Спасибо», научить понимать смысловую нагрузку данного произведения. Развивать речевые возможности детей и обогащать их словарный запас. Воспитывать культуру поведения в обществе.
Книга, иллюстрации.
Прочитать детям стихотворение «Спасибо», провести беседу о его смысле.
Попросить нескольких детей рассказать, какие поступки нужно совершать, чтобы им говорили «Спасибо».
Показать детям на примере, как люди с помощью добрых дел благодарят других.
Апрель
«Благодарное слово»
Дальнейшее освоение социокультурной категории «Труд души». Развитие взаимодействия детей и взрослых. Развитие у детей способности проявлять добрые чувства к
близким.
Книга, иллюстрации.
Орг. момент.
Рассказ воспитателя.
Рассматривание иллюстраций.
Физминутка.
Игра.
Итог.
«Пасха светлая»
Развивать творчество у детей. Вызвать желание дарить подарки близким людям. Развивать мелкую моторику рук.
Книга, иллюстрации.
Орг. момент.
Рассказ воспитателя.
Рассматривание иллюстраций.
Физминутка.
Игра.
Рисование или аппликация по теме.
Итог.
«Светлый праздник»
Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд души». Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых. Формирование у детей представления о
взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.
Книга, иллюстрации.
Орг. момент.
Рассказ воспитателя.
Рассматривание иллюстраций.
Физминутка.
Игра.
Итог.
Посещение храма.
Приобщать детей к православной культуре.
Книга, иллюстрации.
Орг. момент.
Рассказ воспитателя.
Рассматривание иллюстраций.
Итог.
Май
«Добрый мир Божий».
Подобрать для итоговой выставки лучшие работы воспитанников за год. Учить детей выполнять оформительские работы, пользоваться клеем. Развивать мелкую моторику и эстетический вкус. Воспитывать аккуратность и эстетический вкус при формировании выставки.
Книга, иллюстрации.
По итогам предыдущих занятий выбрать лучшие художественные работы для выставки.
Поручить детям, раскрасить буквы для заголовка стенда. После формирования экспозиции попросить каждого из детей провести экскурсию по выставке.
«Ласковая песня»
Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Песня». Развитие умения слушать друг друга
Книга, иллюстрации.
Ор. момент.
Слушание песни.
Беседа с детьми.
Итог.
«Добрый мир»
Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ» Развитие мотивации на общение со взрослым. Развитие основы самоутверждения
Книга, иллюстрации.
Орг. момент.
Рассказ воспитателя.
Рассматривание иллюстраций.
Физминутка.
Игра.
Итог.
«Добрая книга»
Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Книга».Воспитание интереса, любви, бережного отношения к книге. Развитие умения слышать друг друга.
Книга, иллюстрации.
Орг. момент.
Рассказ воспитателя.
Рассматривание иллюстраций.
Физминутка.
Игра.
Итог.
Литература.
Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 1. Прогулки по дням творения. Под ред. Л. Н. Антоновой. - М. : Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества, 2011г.
Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 2. Хорошо- плохо. Под ред. Л. Н. Антоновой. – М. : Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества, 2011г.
Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 3. Семья. Родина. Под ред. Л. Н. Антоновой. – М. : Центр поддержки культурно –исторических традиций Отечества, 2011г.
Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 4. Чему мы радуемся? Православные праздники. Под ред. Л. Н. Антоновой. – М. : Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011г.
Добрый мир. Православная культура для малышей. Наглядные материалы. – М. : Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011г.
Добрый мир. Православная культура для малышей. Рабочая тетрадь. – М. : Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011г.
Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие с программой. Под ред. Л. Н. Антоновой. – М. : Центр поддержки культурно - исторических традиций Отечества, 2011г.