Чулпан Жунусова
Программа дополнительного образования «Продуктивная деятельность как средство формирования представлений о времени года»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка «Чудо-чемоданчик. Времена года»
Образовательная программа
дополнительного образования детей
Продуктивная деятельность как средство формирования представлений о времени года у детей 3–4лет
Темочки:
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
«Чудо-чемоданчик. Времена года в красках».
Возрастная категория детей: 3-4 года
Срок реализации программы : 1 год
Составила: воспитатель
Жунусова Чулпан Назиевна
Пояснительная записка
«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
В работах Л. С. Выготского, А. М. Леушиной, А. А. Люблинской, Т. Д. Рихтерман, С. Л. Рубинштейна, О. А. Фунтиковой, Н. И. Чуприковой, Е. И. Щербаковой и других исследователей отмечается, что восприятие времени года осложняют его сущностные характеристики, такие как: непрерывность, текучесть, необратимость, одномерность. Вследствие этого некоторые воспитанники и к концу дошкольного возраста испытывают затруднения в понимании значения слов, отражающих временные интервалы и временную последовательность, с трудом находят отличительные особенности каждого времени года.
В связи с этим, для дошкольной педагогики становится актуальным поиск эффективных форм и методов развития у дошкольников представлений о временах года. Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей дошкольного возраста – продуктивная деятельность, так как она вызывает положительные эмоции, создает неординарное видение замысла. Н. А. Ветлугина, Г. Г. Григорьева, Т. С. Комарова, И. А. Лыкова, Е. А. Флерина и др. отмечают, что рисование, лепка и аппликация являются одними из основных средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, они связаны с практической, самостоятельной и творческой деятельностью ребенка.
Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т. С. Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности : восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе работы с разными материалами.
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается.
Новизна: использование лэпбука «Чудо-чемоданчик». Он является сюрпризным моментом на занятиях, где находятся материалы, дидактические материалы.
Цель и задачи дополнительной образовательной программы.
Цель: формирование представлений у детей о временах года, о цикличности природных явлений через продуктивную деятельность.
Задачи: формирование понятия о характерных признаках времён года, знакомство детей с месяцами года. Обогащать знания детей о приметах каждого времени года. Закрепить знания детей о последовательности времён года. Сформировать потребность к самостоятельному изучению природы
формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством различных техник;
учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
Создание условий для развития творческих способностей детей через продуктивную деятельность.
Дать детям умения и привить навыки владения различными приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материала;
Совершенствовать мелкую моторику руки;
Воспитать аккуратность, самостоятельность.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность.
Программа кружка «Чудо-чемоданчик. Времена года в красках» рассчитана для детей второй младшей группы на один учебный год. Занятия проводятся во второй половине дня с подгруппой детей из 15 человек один раз в две недели. Длительность 15 минут.
Возраст детей Продолжительность занятия Периодичность в две недели Количество часов в месяц Количество занятий в год
Вторая младшая группа 15 минут 1 раз 30 минут 15 занятий
Срок реализации: один год.
Формы итоговой работы : выставки творческих работ.
Ожидаемые результаты: Освоение детьми временных представлений; сформированность представлений о временах года, их названиях, последовательности;
Познавательная компетентность детей;
Доброжелательное отношение со сверстниками и взрослыми.
Работа с родителями: планируется совместное участие родителей на праздниках; организация различных выставок.
Учебно-тематический план занятий.
№
п/п Тема занятия Техника Кол-во часов
Рисование.
1 «Осенние листочки»
Рисование по мокрой бумаге 1
2 «Красивый букет» Печатание листьями. 1
3 Дождик, дождик – кап, кап, кап» Смешанная техника рисования – мятая бумага и рисование ватными палочками. 1
4 «Украшение рукавичек» Рисование оттисками. 1
5 «Дерево в инее» Рисование в технике «Манная краска» 1
6 «Поляна одуванчиков» Рисование одуванчиками с элементами аппликации. 1
Всего: 6
Аппликация.
7 «Яблоки в корзине» Объемная аппликация 1
8 «Ах, ты, Зимушка-зима, все снежочком замела»
(коллективная работа) Объемная аппликация 1
9 «Мы слепили снеговика» Объемная аппликация 1
10 «Покормим птичек» Обрывная аппликация 1
11 «Смотрит солнышко в окошко» Обрывная аппликация 1
12 «Цветы в подарок маме»
(коллективная работа) аппликация 1
Всего: 6
Пластинография
13 "Свети, свети, солнышко" пластилинография. 1
14 «Подснежники» пластинография 1
15 “Весенний пейзаж”
пластинография 1
Всего: 3
16 «Елочка пушистая, нарядная, душистая» Техника ниткографики с элементами бумагопластики 1
1
17 Выставка детских работ 1
Итого: 17
План работы кружка.
Месяц Тема Техника Задачи Материалы
Октябрь «Осенние
листочки»
Рисование по мокрой бумаге Беседа об осени. Предложить детям почувствовать себя художниками и раскрасить осенние листья. Объяснить последовательность работы. Украсить раздевалку готовыми работами. Обогатить изобразительный опыт ребенка. Способствовать развитию стойкого интереса к изодеятельности. Развивать художественное восприятие. Подготовленные шаблоны кленовых листьев, емкость с водой, гуашевые краски желтого, оранжевого и красного цветов, кисти.
«Красивый букет» Печатание листьями. Беседа об осенних листьях.
Рассмотреть осенние листья (неяркие, сухие, ломкие).
Предложить их покрасить и отпечатать на листе бумаге. Осенние листья, краски, бумага.
Ноябрь Дождик, дождик – кап, кап, кап» Смешанная техника рисования – мятая бумага и рисование ватными палочками. Беседа о дожде. Познакомить детей с новым видом изобразительной деятельности – рисование мятой бумагой. Дополнение рисунка каплями дождя с помощью ватных палочек.
Развивать художественное восприятие.
Доставить радость о созерцания своей творческой работы. Мятая бумага. Емкости с серой краской. Емкости с голубой краской. Листы бумаги, ватные палочки.
«Яблоки в корзине» Объемная аппликация Учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, обмакивая в клей приклеивать их к картону, аккуратно работать с клеем. Развитие сенсоматорики. 1/2 альбомного листа с изображением корзинки, кусочки бумаги желтого красного,зеленого цветов, клей ПВА
Декабрь «Ах, ты, Зимушка-зима, все снежочком замела»
(коллективная работа) Объемная аппликация Закреплять умение детей аккуратно приклеивать на основу кусочков ваты (на крону деревьев, на землю, дома, пространственное освоение листа, развитие воображения. Продолжать учиться действовать сообща. тонированного листа ватмана с изображением деревьев, листы белой бумаги; клей, кисти, вата
«Елочка пушистая, нарядная, душистая» Техника ниткографики с элементами бумагопластики Познакомить с новой техникой ниткографики. Закреплять навыки работы в технике мятой бумаги. Продолжать учить отрывать небольшие кусочки бумаги, сминать их в шарики, выкладывать из них изображение. Подготовленные шаблоны елочек из картона, клей ПВА, нарезанные нитки зеленого цвета на мелкие кусочки, салфетки разных цветов.
Январь «Украшение рукавичек» Рисование оттисками. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования – оттиски различных форм. Составлять узор, развивать фантазию, воспитывать аккуратность. Шаблоны рукавичек из картона, различного вида оттиски, штампы, ватные палочки. Гуашевые краски.
«Мы слепили снеговика» Объемная аппликация Закреплять знание детей о круглой форме, о различии предметов по величине, учить детей работать с ватными дисками различной величины, составлять изображение, из частей правильно располагая их по величине. Упражнять в аккуратном наклеивании, правильном промазывании ватного диска. Картинка с изображением снеговика, ватные диски разной величины, кусочки цветного картона, фломастеры, клей, кисти, салфетки
Февраль «Дерево в инее» Рисование в технике «Манная краска» Учить изображать иней кончиком кисти на ветках дерева, используя «манную» краску. Закреплять навык работы кистью, умение изображать «голое» дерево с помощью ватной палочки. Развивать моторику рук, внимание, ориентировку на листе, точность движений, творчество. Воспитывать чувство красоты, желание помочь – украсить дерево. «Манная» краска (клей ПВА, манка, гуашь коричневая, кисть, ватная палочка, салфетка, альбомный лист в синих тонах, образец, картины деревьев в инее,
«Покормим птичек» Обрывная аппликация Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации. Двусторонняя коричневая бумага; альбомного листа с контурным изображением птички, игрушечная птичка, клей, кисти, салфетки
Март «Смотрит солнышко в окошко» Обрывная аппликация Продолжать учить детей работать в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, дополнять по желанию недостающими деталями, развивать воображение, чувство цвета и формы. Альбомный лист бумаги с изображением окна, желтые бумажные салфетки, бумага желтого цвета, фломастеры, клей, кисти, салфетки.
«Цветы в подарок маме»
(коллективная работа) аппликация Учить детей создавать красивую композицию из цветов (букет). в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать. тонированного листа ватмана с контурным изображением веточки, салфетки желтого цвета, зеленая цветная бумага,
клей, кисти, салфетки.
Апрель "Свети, свети, солнышко" Пластилинография. Учить римазывать пластилин к бумаге, не выходя за контуры круга, раскатывать. Пластилин, картон.
«Подснежники» пластинография Обучать детей воплощать в художественной форме своё представление о первоцветах; развивать умение изображать цветы при помощи пластилина, закреплять умения смешивать пластилин разного цвета для получения выразительности образа. Картон прямоугольной формы (под рамку) нежно-голубого цвета; пластилин разных цветов; стеки; салфетки; фотоиллюстрации с первоцветами.
Май “Весенний пейзаж”
пластинография Обучать выполнению фона из пластилина на пластиковой или картонной основе и композиции из пластилина на плоской основе с использованием бросового материала. Пластилин, картон.
«Поляна одуванчиков» Рисование одуванчиками с элементами аппликации. Учить передавать образ одуванчика в совместной работе, закреплять приемы печатания. Закреплять умение в аккуратном наклеивании листьев и стебелька. альбомного листа. Желтая гуашь. Кисточка для клея. Клей ПВА. Тряпочка, клеенка. Кисточка для рисования. Вырезанные элементы листьев, стеблей.
ЛИТЕРАТУРА
1. «Аппликация в детском саду» А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева
2. «Конструирование и художественный труд в детском саду» Л. В. Куцакова
3. «Художественно-творческая деятельность. Аппликация из ткани: тематические, сюжетные, игровые занятия для детей 4-7 лет» Пискулина С. С.
4. «Развитие художественных способностей дошкольников» Комарова Т. С.
5. «Пластилиновая картина» Тихомирова О. Ю., Лебедева Г. А.
6. «Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество» Под ред. А. А. Грибовской.
7. «Рельефные картины. Лепим из глины, пластилина, соленого теста» Лыкова И. А.
8. «Обучение технике оригами» Кирсанова С. В.
9. «Аппликация семенами» Коваленко З. Д.
10. «Поделки из спичечных коробков» Давыдова Г. Н.
11. «Времена года. Мастерим и играем» Белошистая А. В., Жукова О. Г.