Наталия Пимашова
Кружковая дополнительная программа по речевому развитию для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)
по речевому развитию «Читайка»
(составлена на основе авторской технологии Е. В. Колесниковой «От звука к букве»)
срок реализации: 1 год
возраст воспитанников: 4-5лет
Составитель:
воспитатель первой категории
структурного подразделения «Детский сад
комбинированного вида «Звездочка»
Пимашова Н. В.
пос. Чамзинка, 2024г.
1. Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы.
Публикация «Кружковая дополнительная программа по речевому развитию для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Дополнительная общеразвивающая программа (далее Программа) – нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС дошкольного образования. Программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей среднего дошкольного возраста педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС).
Дополнительная развивающая программа опирается на психолого-педагогическую характеристику детей 4-5 лет и особенности фонетической стороны их речи. А так же строится с учётом, задач воспитания звуковой культуры речи дошкольников.
На занятиях организуются совместные игры дошкольников, обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.
Настоящая программа разработана на основе педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты Е. В. Колесниковой «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет».
Новизна:
-заключается в том, что выбор форм проведения занятий по обучению грамоте определятся с учетом интересов детей – это занятие-знакомство, занятие-игра, занятие-упражнение, занятие-творчество, занятие-путешествие, занятие-конкурс, занятие-сказка, самостоятельная деятельность. А также для усвоения материала используются тетради на печатной основе с игровыми заданиями для ребенка, которые обеспечивают наглядно-практические действия ребенка по усвоению программного материала.
Актуальность.
Во-первых, обусловлено возросшей необходимостью подготовки детей к обучению грамоте в дошкольно-образовательных учреждениях; во-вторых, включением в занятия заданий по развитию графических навыков, развитию основных движений и мелкой моторики (т. е. движения пальцев и кистей рук). На необходимость включения этих задач в занятия по развитию фонематического слуха указывают исследования в области речевого развития детей, которые показали, что речь напрямую зависит от состояния графических навыков и развития мелкой моторики.
Педагогическая целесообразность.
В настоящее время в системе дошкольного образования повсеместно осуществляется переход от учебно-дисциплинарной модели обучения к личностно ориентированной модели обучения. Создание новых технологий обусловлено следующими факторами: социальным заказам родителей, учителей начальных классов, желанием самих детей, нормативными документами Министерства образования и науки РФ, массовым опытом педагогов, необходимостью разработки нового способа подачи учебного материала. Данная «Программа», в которой определены цели и задачи обучения детей среднего возраста, обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении всего учебного года. Построение программы позволяет вносить изменения с учетом новых педагогических и психологических исследований индивидуальных особенностей детей, а также творчества педагога. Дано содержание и объем изучаемого материала, а также представлен порядок работы с детьми. Методические пособия содержат развернутые методические рекомендации по реализации целей и задач программы, подробное планирование, дополнительный материал к каждому занятию. Эти рекомендации не являются инструкцией, которой следует неукоснительно следовать, а представляют собой дидактический материал, призванный решать поставленные задачи, так как нельзя заранее сказать, что усвоят дети на данном занятии. Программа создает возможность : проектировать учебный процесс; обеспечивает гарантированные результаты; учитывает возрастные и личностные особенности ребенка; использование словесных и наглядных, практических, проблемно-поисковых методов; облегчает работу педагога по подбору дидактического материала, планированию; предлагает ребенку свободу выбора при выполнении заданий; проводить самооценку и самоконтроль собственных результатов; создает условия для быстрого выявления трудностей у ребенка; использовать пособия не только ребенком, но и родителями, что очень важно в современных условиях; вносить изменения исходя из индивидуальных особенностей ребенка, их родителей; помогает ребенку стать субъектом собственной деятельности, а не объектом педагогического воздействия со стороны взрослого.
Цель программы :
Развитие фонематического слуха, графических навыков.
Развитие основных движений и мелкой моторики.
Задачи программы :
1. Обеспечить минимальный уровень познавательных средств (фонематических и графических, которые дают возможность перейти к следующему этапу обучения — звукобуквенному анализу.
2. Создать условия для ориентировочно-исследовательской деятельности, что достигается через систему действий, включающих не только словесно-зрительное ознакомление со словом и звуком.
3. Развить различные стороны психической деятельности: внимание, мышление, память, речь.
4. Закрепить имеющиеся представления о фонетической стороне слова.
5. Развивать графические навыки.
6. Формировать умение понимать учебную задачу и решать ее самостоятельно.
7. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
8. Знакомство с термином «слово», «звук»; уточнить правильное произношение звуков, делить слово на слоги.
9. Познакомить с тем, что слово можно обозначить прямоугольником (простейшее моделирование).
Отличительные особенности программы :
- предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут усвоить программу;
- подготовить детей к школе, способствуя:
* формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой для дальнейшего обучения в школе;
*овладению мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
*формированию умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
*формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
*развитию способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
*овладению навыками речевого общения;
*развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Программа рассчитана на детей от 4 до 5 лет.
Срок реализации программы : сентябрь 2024- май 2025 года
Форма обучения: специально организованные занятия.
Количество занятий: 1 занятия в неделю, длительность 15 минут.
Ожидаемые результаты:
- продолжать знакомство с терминами «слово» и «звук»;
- обращать внимание на длительность звучания слов;
- формировать умение различать на слух твердые и мягкие согласные;
- изолированно произносить первый звук в слове;
- познакомить с делением слов на слоги, с моделированием - изображением слова в виде прямоугольника;
- рисовать предметы, сочетающие в себе прямые и округлые линии;
- штриховать различные предметы;
- во время физкультминуток выполнять различные упражнения (для рук, ног, туловища, пальцев, кистей рук) используя веселые стихи, связанные с темой занятия, требующие от детей выполнения различных движений по тексту.
- Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Итоги реализации программы :
1. Диагностика по речевому развитию
2. Один раз в 3 месяца совместные мероприятия с родителями.
3. Анкетирование родителей
4. День открытых дверей
5. В конце года - презентация
6. Открытый просмотр занятия.