Наталия Пимашова
Кружковая дополнительная программа по речевому развитию для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)
по речевому развитию «Читайка»
(составлена на основе авторской технологии Е. В. Колесниковой «От звука к букве»)
срок реализации: 1 год
возраст воспитанников: 4-5лет
Составитель:
воспитатель первой категории
структурного подразделения «Детский сад
комбинированного вида «Звездочка»
Пимашова Н. В.
пос. Чамзинка, 2024г.
1. Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы.
Темочки:
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Дополнительная общеразвивающая программа (далее Программа) – нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС дошкольного образования. Программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей среднего дошкольного возраста педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС).
Дополнительная развивающая программа опирается на психолого-педагогическую характеристику детей 4-5 лет и особенности фонетической стороны их речи. А так же строится с учётом, задач воспитания звуковой культуры речи дошкольников.
На занятиях организуются совместные игры дошкольников, обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.
Настоящая программа разработана на основе педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты Е. В. Колесниковой «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет».
Новизна:
-заключается в том, что выбор форм проведения занятий по обучению грамоте определятся с учетом интересов детей – это занятие-знакомство, занятие-игра, занятие-упражнение, занятие-творчество, занятие-путешествие, занятие-конкурс, занятие-сказка, самостоятельная деятельность. А также для усвоения материала используются тетради на печатной основе с игровыми заданиями для ребенка, которые обеспечивают наглядно-практические действия ребенка по усвоению программного материала.
Актуальность.
Во-первых, обусловлено возросшей необходимостью подготовки детей к обучению грамоте в дошкольно-образовательных учреждениях; во-вторых, включением в занятия заданий по развитию графических навыков, развитию основных движений и мелкой моторики (т. е. движения пальцев и кистей рук). На необходимость включения этих задач в занятия по развитию фонематического слуха указывают исследования в области речевого развития детей, которые показали, что речь напрямую зависит от состояния графических навыков и развития мелкой моторики.
Педагогическая целесообразность.
В настоящее время в системе дошкольного образования повсеместно осуществляется переход от учебно-дисциплинарной модели обучения к личностно ориентированной модели обучения. Создание новых технологий обусловлено следующими факторами: социальным заказам родителей, учителей начальных классов, желанием самих детей, нормативными документами Министерства образования и науки РФ, массовым опытом педагогов, необходимостью разработки нового способа подачи учебного материала. Данная «Программа», в которой определены цели и задачи обучения детей среднего возраста, обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении всего учебного года. Построение программы позволяет вносить изменения с учетом новых педагогических и психологических исследований индивидуальных особенностей детей, а также творчества педагога. Дано содержание и объем изучаемого материала, а также представлен порядок работы с детьми. Методические пособия содержат развернутые методические рекомендации по реализации целей и задач программы, подробное планирование, дополнительный материал к каждому занятию. Эти рекомендации не являются инструкцией, которой следует неукоснительно следовать, а представляют собой дидактический материал, призванный решать поставленные задачи, так как нельзя заранее сказать, что усвоят дети на данном занятии. Программа создает возможность : проектировать учебный процесс; обеспечивает гарантированные результаты; учитывает возрастные и личностные особенности ребенка; использование словесных и наглядных, практических, проблемно-поисковых методов; облегчает работу педагога по подбору дидактического материала, планированию; предлагает ребенку свободу выбора при выполнении заданий; проводить самооценку и самоконтроль собственных результатов; создает условия для быстрого выявления трудностей у ребенка; использовать пособия не только ребенком, но и родителями, что очень важно в современных условиях; вносить изменения исходя из индивидуальных особенностей ребенка, их родителей; помогает ребенку стать субъектом собственной деятельности, а не объектом педагогического воздействия со стороны взрослого.
Цель программы :
Развитие фонематического слуха, графических навыков.
Развитие основных движений и мелкой моторики.
Задачи программы :
1. Обеспечить минимальный уровень познавательных средств (фонематических и графических, которые дают возможность перейти к следующему этапу обучения — звукобуквенному анализу.
2. Создать условия для ориентировочно-исследовательской деятельности, что достигается через систему действий, включающих не только словесно-зрительное ознакомление со словом и звуком.
3. Развить различные стороны психической деятельности: внимание, мышление, память, речь.
4. Закрепить имеющиеся представления о фонетической стороне слова.
5. Развивать графические навыки.
6. Формировать умение понимать учебную задачу и решать ее самостоятельно.
7. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
8. Знакомство с термином «слово», «звук»; уточнить правильное произношение звуков, делить слово на слоги.
9. Познакомить с тем, что слово можно обозначить прямоугольником (простейшее моделирование).
Отличительные особенности программы :
- предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут усвоить программу;
- подготовить детей к школе, способствуя:
* формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой для дальнейшего обучения в школе;
*овладению мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
*формированию умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
*формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
*развитию способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
*овладению навыками речевого общения;
*развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Программа рассчитана на детей от 4 до 5 лет.
Срок реализации программы : сентябрь 2024- май 2025 года
Форма обучения: специально организованные занятия.
Количество занятий: 1 занятия в неделю, длительность 15 минут.
Ожидаемые результаты:
- продолжать знакомство с терминами «слово» и «звук»;
- обращать внимание на длительность звучания слов;
- формировать умение различать на слух твердые и мягкие согласные;
- изолированно произносить первый звук в слове;
- познакомить с делением слов на слоги, с моделированием - изображением слова в виде прямоугольника;
- рисовать предметы, сочетающие в себе прямые и округлые линии;
- штриховать различные предметы;
- во время физкультминуток выполнять различные упражнения (для рук, ног, туловища, пальцев, кистей рук) используя веселые стихи, связанные с темой занятия, требующие от детей выполнения различных движений по тексту.
- Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Итоги реализации программы :
1. Диагностика по речевому развитию
2. Один раз в 3 месяца совместные мероприятия с родителями.
3. Анкетирование родителей
4. День открытых дверей
5. В конце года - презентация
6. Открытый просмотр занятия.