Наталья Чуприна
Программа краткой образовательной практики «Елочка и Дед Мороз в технике оригами»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация:
Известно, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдается в разной степени выраженная общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии тонких движений пальцев рук. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренировка ручной умелости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму, ознакомлению с элементарными геометрическими формами, развитию пространственного мышления, художественного восприятия, глазомера, обучению коммуникативным навыкам, внимательности, усидчивости.
Публикация «Программа краткой образовательной практики „Елочка и Дед Мороз в технике оригами“» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Дед Мороз
- Дед Мороз и Снегурочка. Поделки, мастер-классы
- Дед Мороз. Оригами
- Елочка. Оригами
- Зима
- Новогодние елочки. Мастер-классы, поделки
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы кружков по Оригами
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Растения. Оригами для детей
- Темочки
Исходя из вышесказанного, есть все основания рассмотреть технику оригами как самостоятельную педагогическую технологию речевого развития ребёнка - дошкольника. Материал по оригами можно использовать для занятий по развитию речи. Что может быть интереснее, как создать что-то своими руками и рассказать об этом? Яркие образы персонажей дают возможность использовать их для пересказов и рассказов знакомых детьми произведений и сказок, для собственного сочинительства, развивают диалогическую и монологическую речь детей. И что ценно: материал для занятий создан самим ребёнком!
Актуальность:
У значительного большинства детей с общим недоразвитием речи пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. В основу написания проекта были положены исследования ученых, которые доказали, что техника «оригами» всесторонне развивает личность ребенка дошкольного возраста. Проблема совершенствования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством создания поделок в технике оригами определяется интересом к изучению особенностей детского конструктивного творчества как одного из путей подготовки дошкольников к обучению в школе. Отечественные педагоги: Л. В. Куцакова, Т. И. Тарабарина, Ю. В. Шумаков, Е. Р. Шумакова и зарубежные педагоги М. Кемпбел, Р. Харбин, Э. Кеннвей, А. Иошидзаве, Д. Листар отмечали, что техника оригами имеет множество достоинств для развития определенных навыков и качеств у детей, в том числе и в развитии речи. В исследованиях целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Д. В. Куцаковой, 3. В. Лиштван, Л. В. Пантелеевой и других) посвященных детскому конструктивному творчеству, складыванию из бумаги отводится большая роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а так же совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом. Ю. В. Шумаков, Е. Р. Шумакова доказали, что занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность. Проанализировав роль «оригами» в совершенствовании мелкой моторики и коррекции речевого развития у детей мы пришли к выводу о необходимости реализации техники «оригами»в подготовительной группе детей дошкольного возраста с общим недоразвития речи.
Проект построен с учетом требований ФГОС ДОпо образовательным областям : познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие и реализовывается в различных видах детской деятельности. Проведение КОП на эту тему может быть актуально к праздникам (Новый год, рождество). Техника оригами помогает расширить умения и навыки детей в создании оригинальных индивидуальных открыток.
Цель проекта:
• Развитие творческих способностей, логического мышления, мелкой моторики, художественного вкуса. Развитие мелкой моторики и коррекция речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи, в процессе овладения приемами техники оригами.
Задачи проекта:
Обучающие:
•Продолжать знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
• Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога.
• Отрабатывать различные приемы работы с бумагой.
• Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Коррекционные:
• Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук.
• Совершенствовать грамматический строй речи (закреплять разнообразные грамматические категории).
• Обогащать, активизировать словарь по разным лексическим темам.
Развивающие:
• Развивать художественный вкус, воображение, творческие способности детей.
• Развивать у детей умение анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, пооперационным картам, схемам.
• Развивать познавательную и регулирующую функции речи.
• Развивать диалогическую и монологическую речь.
• Развивать согласованность движений пальцев рук с речью.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к искусству оригами.
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
• Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности.
Принципы реализации проекта.
1. Принцип занимательности. Предполагает, что изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным, тем самым мотивируя детей к выполнению новых заданий.
4. Принцип доступности (методы обучения соответствуют возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей);
5. Принцип последовательности (переход от простого к сложному);
6. Принцип индивидуализации (индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его особенностей).
Методы работы:
• Методы, в основе которых лежит способ организации совместной деятельности:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, художественное слово); - наглядный (использование ИКТ, презентации, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
• Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно – иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
-репродуктивный метод – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
-частично– поисковый метод- участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с воспитателем;
-метод проблемного изложения (воспитатель ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения).
В работе с детьми используются следующие приемы:
• мотивация к выполнению (оформление для группы, детского сада, участие в выставке, подарки к празднику);
• обсуждение правил, пользования орудием труда, например тема беседы «Как работать безопасно»;
• комментирование способа выполнения действий, позволяет развивать логическое мышление;
• совместные действия (или «пассивные, рука ребенка в руке педагога;
• художественное слово, использование, как стихотворений, так и загадок;
• использование компьютерных презентаций, флеш-игр;
• использование игр-драматизаций;
• использование макетов;
• вопросы к детям;
• выполнение работы небольшими частями;
• использование музыки;
• физкультурно-оздоровительные паузы;
• приемы самоорганизации, самооценивания и взаимопроверки.
Образовательная область : познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Необходимые ресурсы.
• Материально-технические : разноцветная двухсторонняя бумага ножницы, клей, фломастеры, магнитофон, пооперационные карты для складывания базовых форм и поделок, предметно-развивающая среда группового помещения, театральная студия (для обыгрывания поделок, использование мультимедиа.
• Информационные: методическая литература, различные энциклопедии для дошкольников, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры с конструктором, театрализованные игры. Картотека сценариев сказок.
• Финансовые: приобретение комплектов разноцветной двухсторонней бумаги «Радуга», ножницы, клей, фломастеры.
Количество занятий: 4 занятия по 30 минут.
Возраст: 6-7 лет
Количество участников:8-10 детей.
Срок реализации проекта: декабрь.
В проекте выделены три этапа:
Первый - подготовительный
Содержание подготовительного этапа
1. Просмотр презентации «Откуда появилась бумага».
2. Подбор иллюстраций с изображением моделей оригами.
3. Консультации на тему «Конструктивная деятельность».
4. Просмотр презентации мультимедиа «Базовые формы оригами».
5. Совместная работа по изготовлению образцов поделок оригами.
6. Беседы «Оригами. История появления и развития», «Бумага, разновидности».
Беседы об истории возникновения техники оригами, значении для детей старшего дошкольного возраста
7. Диагностика детей.
Второй этап – основной.
1. Рассматривание пооперационных схем изготовления поделок в технике оригами.
2. Знакомство с техникой изготовления оригами
3. Сотрудничество с библиотекой в помощи с методической литературой.
4. Занятия по конструированию из бумаги (оригами) :
Базовая форма «квадрат», «двойной квадрат», «книжка», «дверь», «дом»,
«треугольник», «блин», «воздушный змей», «бомбочка», «рыба», «катамаран», «лягушка», «птица».
И производные от этих форм поделки.
1. Дидактические игры: «Квадрат – треугольник», «Плиточник», «Составь узор», «Калейдоскоп» ( знакомство с геометрическими понятиями: угол, сторона, квадрат, треугольник, центр, диагональ;
2. Для сюжетно-ролевых игр: колечки, кошельки. Игра «найди такой же» на закрепление геометрических форм.
3. Оформление коллективных работ (интеграция по рисованию, аппликации, познание.
4. Изготовление в технике оригами героев сказок.
5. Организация выставки «Мои поделки по оригами».
Третий этап – итоговый.
Цель этого этапа – контроль и диагностика результатов реализации системы педагогической работы по развитию конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники оригами.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
1. У детей имеется представление о том, что оригами это искусство складывания различных фигур из бумаги.
2. Дети соотносят наглядные символы (показ) со словесными (объяснениями, умеют следовать устным инструкциям, пользоваться пооперационными карточками; владеют различными приемами работы с бумагой.
3. Дети проявляют творчество в художественном оформлении работ, применяют в оригамной композиции другие художественные материалы и техники (аппликация, коллаж, графика); проявляют уверенность в своих силах и способностях; проявляется художественный вкус.
4. Родители информированы об искусстве оригами, осознают эффективность данной технологии в развитии ребенка, создают необходимые условия для самостоятельной деятельности ребенка в технике оригами, принимают участие при создании совместных детско-родительских композициях.
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
Проект краткосрочный, рассчитан на один месяц.
Проект планируется использовать не только один месяц Наиболее целесообразно проведение проекта в течение одного года – с целью более глубокого и всестороннего охвата данной проблемы. Ведь только тогда результаты будут более эффективными, когда ребенок проходит все ступени. Привлечение внимания педагогических работников к данной проблеме.
Используемая литература:
1. Агапова, И. А. «100 лучших оригами для детей».
2. Жихарева, О. М. «Оригами для дошкольников».
3. "Коробочка идей и мастер-классов". Образовательный портал https://podelki-doma.ru/podelki/iz-bumagi/ded-moroz-iz-bumagi origami#ixzz5ZkrQNku6