Юлия Исакова
Программа коррекционно-развивающих занятий: «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста».
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 102»
Программа коррекционно-развивающих занятий по теме :
«Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста».
Педагог – психолог:
Исакова Юлия Александровна
г. Череповец
Введение.
Благополучие отношений ребёнка со сверстниками, установление эмоционального контакта с окружающими людьми, установление новых социальных отношений – всё это важные условия внутреннего развития личности. Одной из причин изоляции ребёнка от сверстников и взрослых, выпадение из совместной деятельности коллектива является недостаточное развитие коммуникативных навыков, необщительность. Находя причину необщительности, пути её устранения педагоги решают важную проблему, помогают избежать серьёзных искажений поведения ребёнка, избавиться от состояния неуверенности, тревожности, беспокойства.
Публикация «Программа коррекционно-развивающих занятий: „Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Необщительность – нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими людьми, возрастании трудности установления новых социальных отношений.
Недостаточно развитая коммуникативная сфера может проявляться следующим образом в поведении детей : беспокойство, эмоциональная неустойчивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита, нарушение сна в связи с малейшими изменениями в жизни ребёнка. Для этих детей характерны также страх перед чужими людьми, скованность при попадании в новую ситуацию.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК.
Цель: выявить индивидуально – типические проявления недостаточно развитой сферы общения у детей группы детского сада, проследить их взаимосвязь с реальными достижениями ребёнка, положением в группе, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Методики:
1. Методика личностной самооценки ребёнка «Лесенка» (В. Г. Щур).
2. Тест «Дом – Дерево – Человек» с целью изучения личностных особенностей детей дошкольного возраста.
3. Тест на развитость самоконтроля (Н. В. Клюева).
4. Методика «масок» Т. В. Сенько с целью изучения межличностных отношений детей дошкольного возраста.
5. Методика «День рождения» (М. Панфилова) с целью исследования межличностных отношений ребёнка.
6. Методика изучения представлений дошкольников об отношении к ним педагога (В. Г. Урунтаева).
7. Наблюдение за детьми в различных ситуациях.
8. Изучение положения ребёнка в группе, используя социометрический метод.
УСТАНОВОЧНЫЙ БЛОК.
Цель: создать установку у детей, педагогов, родителей на активный психокоррекционный процесс, задействовать соответствующие мотивационные механизмы.
Методы:
1. Индивидуальные беседы с родителями с целью создания установок на коррекцию у их детей необщительности.
2. Письменные рекомендации в уголке для родителей «Тактика поведения с необщительными детьми».
3. Проведение ненавязчивого настроя самих дошкольников на выполнение определённой деятельности.
КОРРЕКЦИОННЫЙ БЛОК.
Цель: постепенное устранение симптомокомлекса необщительности, развитие коммуникативных умений и навыков, развитие уверенности в себе, гармонизация отношений ребёнка в семье и группе сверстников, формирование социального доверия, социальных эмоций.
Методы:
1. Организация специальной деятельности, направленной на коррекцию необщительности (тренинг, занятия, психодиагностика, игротерапия).
2. Рациональное объединение детей в группе.
3. Беседа с родителями и воспитателями с целью устранения стереотипа восприятия необщительных детей и выработка определённой тактики поведения.
4. Изменение отношения дошкольника к необщительному ребёнку, акцент на положительные стороны, создание ситуации успеха.
ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК.
Цель: оценка эффективности проведённой коррекционной работы.
Использование методик диагностического блока. Проследить изменения в поведении ребёнка.
Занятие 1. Это я (1).
1. Ритуал «Связующая нить».
Цель – настроить детей друг на друга, дать каждому ребёнку почувствовать себя в центре внимания.
В руках я держу клубочек. Когда я начну говорить, то отдам его тому, про кого говорю. «Я очень рада, что Серёжа в группе есть…» Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передаёт его следующему, сидящему справа от него, ребёнку. Когда последний закончит говорить, мы с вами будем соединены одной ниточкой. Я начинаю…
Отлично!
Клубочек ко мне вернулся. А сейчас давайте все вместе поднимем руки вверх, опустим их вниз, положим на колени. Старайтесь все делать одновременно, ведь если кто-то замешкается, наш круг разрушится. А теперь аккуратно положим ниточку, которая нас соединяет, на пол.
2. Снежный ком.
Цель – установить контакт.
Первый участник (например, слева от ведущего) называет своё имя. Следующий повторяет его, затем называет своё. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовёт по именам всю группу.
3. 3.1. Игра «Цветок растёт».
Цель – способствовать осознанию своего тела, снятию мышечных зажимов, тренировка выразительных движений.
Детям предлагается изобразить, как из семени появляется росток, тянется к солнцу, как вырастают листья, появляется бутон, цветок распускается; солнце спряталось – цветок опускает головку, вянут листья, он сгибается и падает; пригрело солнце, цветок вновь расцветает.
3.2. Рисование себя в виде цветка.
Цель – способствовать формированию представлений о себе, проследить, как ребёнок отражает отношение к себе в рисунке.
После рисования рассказ о себе: какой ты цветок? Какого цвета, какое у тебя настроение? Почему? С каким цветком ты растёшь рядом?
3.3. Хоровод цветов.
Цель – достижение положительного самоощущения.
Все цветы объединяются в один большой «букет» и устраивают хоровод цветов.
3.4. Игра «Закончи предложение».
Цель – развивать умение анализировать свои чувства, вербализовать переживания.
Мне бывает грустно, когда…
Мне бывает радостно, когда…
Мне бывает стыдно, когда…
Я сержусь, когда…
4. Релаксация «Подснежник».
Цель - снятие психомышечного напряжения.
В лесу под сугробом спрятался нежный цветок. Он крепко сложил свои лепестки, чтобы не погибнуть от холода. Уснул до весны (дети садятся на корточки, обнимая руками плечи, прижимая голову). Солнышко стало пригревать сильнее. Лучики солнца постепенно пробуждают цветок. Он медленно растет, пробираясь сквозь снежный сугроб (дети медленно приподнимаются и встают). Кругом лежит снег. Ласковое солнышко так далеко, а цветочку очень хочется почувствовать тепло (дети тянут руки вверх, напрягая пальцы, поднимаясь на носки). Но вот подснежник вырос, окреп (дети опускаются на ступни). Лепестки стали раскрываться, наслаждаясь весенним теплом. Цветок радуется, гордится своей красотой (дети медленно опускают руки, плечи, улыбаются). «Это я – первый весенний цветок и зовут меня подснежник», - кивает он всем головой. Но весенняя погода капризна. Подул ветерок, и стал подснежник раскачиваться в разные стороны (дети раскачиваются). Цветочек склонялся все ниже и ниже и совсем лег на проталину (дети ложатся на ковер). Пробежали ручьи, вода подхватила и унесла подснежник в длительное путешествие. Он плывет и удивляется чудесным весенним превращениям (звучит природная музыка, дети лежат на ковре и «путешествуют» с закрытыми глазами). Когда цветок напутешествуется, он приплывет в сказочную страну (дети поднимаются и рассказывают, что видели, чему удивлялись и радовались).
5. Рефлексия.
Цель - закрепление позитивного опыта.
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями.
6. Ритуал «Эстафета дружбы».
Цель – окончание занятия.
Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает ведущий: «Я передам вам свою дружбу, и она идёт от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»
Занятие 2. Это я (2).
1. Ритуал «Связующая нить».
2. «Ласковое имя».
Цель – способствовать созданию комфортной обстановки для каждого участника.
«Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадёт, называет одно или несколько своих ласковых имён. Кроме того, важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдёт в обратную сторону. Теперь нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил его вам, а кроме того, произнести его ласковое имя».
3. 3.1. «Кто я?».
Цель – расширить представления о себе, взглянуть на себя с разных сторон.
Дети по очереди стараются назвать как можно больше ответов на вопрос: «Кто я?» Для описания себя используются характеристики, черты, интересы и чувства, и каждое предложение начинается с местоимения «я». Например: «Я – девочка», «Я – хороший человек» и т. п. Взрослый следит за тем, чтобы дети не повторяли то, что говорили предыдущие ребята, а описывали именно себя.
3.2. «Слушаем себя».
Цель – развитие концентрации внимания, обращение внимания на себя, на свои чувства.
Взрослый обращается к ребё нку: «Давай сядем поудобнее, расслабимся и закроем глазки. Послушаем, что происходит вокруг и внутри тебя. Внимательно прислушайся к своим ощущениям… Что ты сейчас чувствуешь, что хочешь? Что ты услышал?» Ребёнок делится своими впечатлениями.
3.3. «Зоопарк».
Цель - развитие уверенности в себе, усиление внимания к себе.
Ход: Дети превращаются в животных, тех, в кого захотят сами. Сначала все сидят за стульями - в клетках. Каждый ребенок изображает свое животное. После того, как все узнали, клетки открываются и все звери выходят на свободу: прыгают, бегают, рычат.
3.4. «Страна клякс».
Цель – развитие внимания к самому себе.
Перед детьми кладётся большой лист бумаги, на котором они должны нарисовать кляксы: цветные пятна любой величины и формы. Затем детям предлагается попробовать разглядеть в кляксах какую-нибудь картинку, придумать сказку про увиденное.
4. Релаксация «Волшебный сон».
Цель - развивать воображение, внутреннюю раскованность.
Дети, начнем новую игру. Ложитесь так, как вам удобно. Сделайте вдох- выдох. Расслабьте ноги, руки.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши ноги отдыхают,
Шея не напряжена и расслаблена.
Дышится легко, ровно, глубоко (2 раза).
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться, улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать.
5. Рефлексия.
Цель - закрепление позитивного опыта.
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу «палочку-выручалочку», поочередно высказывают свое мнение.
6. Ритуал «Эстафета дружбы».
Занятие 3. Мои эмоции.
1. Ритуал «Связующая нить».
2. «Встаньте те, кто…»
Цель – развивает наблюдательность, позволяет детям лучше узнать друг друга.
Ведущий даё т задание: «Встаньте те, кто…
любит бегать;
радуется хорошей погоде;
имеет младшую сестру;
любит дарить цветы и т. д.
При желании роль ведущего могут выполнять дети. После завершения всем задаются вопросы, подводящие итоги игры: «Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра?» Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные) : «Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру?». Каждый вопрос адресуется конкретному ребёнку, если он не может ответить сам – ему помогает группа.
3. 3.1. «Пиктограммы».
Цель – тренировка умения распознавать эмоциональное состояние.
Детям даётся набор шаблонов, они распознают настроение (эмоции) и дают имя каждой пиктограмме (определяют, какой человек: весёлый или грустный, сердитый или добрый, счастливый или расстроенный). Затем предлагается второй такой же набор, только разрезанные шаблоны перемешиваются между собой. Детям предлагается помочь людям, найти и собрать их фотографии.
3.2. «Мимическая гимнастика».
Цель – изучение мимики лица и связанных с ней эмоциональных состояний человека, тренинг выразительности мимики.
Детям предлагается выполнить ряд упражнений для мимических мышц лица. Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Расслабиться. Сохранить лоб гладким в течение одной минуты. Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться. Полностью расслабить брови, закатить глаза (а мне всё равно – равнодушие). Расширить глаза, рот открыт, руки сжаты в кулаки, всё тело напряжено (страх, ужас). Расслабиться. Расслабить веки, лоб, щёки (лень, хочется подремать). Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость, вдыхая неприятный запах). Расслабиться. Сжать губы, прищурить глаза (презрение). Расслабиться. Улыбнуться, подмигнуть (весело, вот я какой).
3.3. «Пиктограммы».
Цель – тренировка умения распознавать эмоциональное состояние по мимике.
Дети разбиваются на пары. У каждого участника свой набор пиктограмм. Один участник берёт пиктограмму и, не показывая её другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнёром. После этого две выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.
3.4. Игра «Мяч в руки».
Цель – повысить самооценку детей.
Ведущий по очереди бросает мяч каждому ребёнку в кругу, а поймавший должен ответить на вопрос: «Что ты любишь больше всего?» или «Что тебе не нравится больше всего?», или «Чем ты любишь заниматься?», или «Чего ты больше всего боишься?»
4. Релаксация «Спящий котенок».
Цель - расслабление мышц тела.
Дети исполняют роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. Целый день весёлые котята гуляли на улице. И вот наступил вечер. Лапки у котят устали, стали тяжёлыми, и котята легли спать. У котят мерно поднимаются и опускаются животики. Они дышат ровно и бесшумно, им снится красивая бабочка. Но вот наступает утро, котятки потягиваются, улыбаются и медленно встают с мягких и уютных ковриков.
5. Рефлексия.
Цель - закрепление позитивного опыта.
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу «палочку-выручалочку», поочередно высказывают свое мнение.
6. Ритуал «Эстафета дружбы».
Занятие 4. Моё настроение (1).
1. Ритуал «Связующая нить».
2. «Добрые волшебники».
Цель - способствовать созданию комфортной обстановки для каждого участника.
Дети садятся в круг, а взрослый рассказывает им сказку: «В одной стране жил злой волшебник – грубиян. Он мог заколдовать любого ребёнка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого несчастного ребёнка можно только добрыми, ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть у нас такие заколдованные дети». Взрослый выбирает «заколдованных» и просит других помочь им: «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, называя ласковым именем?»
3. 3.1. Беседа «Как можно понять настроение человека?»
Цель - развитие умения слушать собеседника, наблюдательности и внимания к чувствам других людей.
1. У меня сегодня плохое настроение. А у вас?
Всегда ли у вас бывает хорошее настроение?
Посмотрите на эти картинки и скажите, чем они отличаются?
2. Почему бывает так грустно?
Если тебе грустно, плохо, как ты себя ведешь?
А если у твоего друга, воспитателя плохое настроение, как это заметишь?
Каким бывает лицо у такого человека?
Как вы можете поднять настроение?
Как можно спросить о причине плохого настроения?
Если человеку просто хочется побыть одному?
Как вы узнаете, что у человека хорошее настроение? Отчего оно бывает?
Как погода действует на настроение человека?
Если в доме праздник, а у тебя плохое настроение, будешь ли ты его показывать остальным? Как ты думаешь, их это огорчит?
Давайте возьмем друг друга за руки и заглянем в глаза друг другу, скажем друг другу ласковые слова. Пусть у всех будет хорошее настроение.
Нужно объяснить детям, как важно уметь определять настроение человека, быть внимательным и предусмотрительным, добрым, наблюдательным.
3.2. Упражнение «Расскажи о своём настроении».
Цель – диагностировать эмоциональное состояние детей.
Детям предлагаются пиктограммы с изображением различных оттенков настроений. Взрослый предлагает выбрать ту картинку, которая в наибольшей степени похожа на настроение ребёнка.
- При помощи каких слов вы можете рассказать о своём настроении?
- Какого цвете твоё настроение?
- На что похоже твоё настроение?
Если в процессе беседы выясняется, что у кого-то из детей плохое настроение, взрослый им предлагает все отрицательные эмоции поместить в волшебный мешочек.
3.3. Упражнение «Волшебный мешочек».
Цель – познакомить со способами управления и регуляции настроения.
В волшебный мешочек предлагается сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев.
3.4. «Угадай-ка!»
Цель – тренировка внимания и умения отследить состояние человека по мимике и пантомимике.
Выбирается один ведущий. Дети садятся в ряд лицом к нему. За спинами передаётся небольшой мячик или другой предмет. По выражению лица и позе ведущий должен угадать, у кого мячик. Передача мяча прекращается после звонка.
3.5. Этюд «Нарисуй своё настроение и расскажи, почему оно сегодня такое».
Цель - развитие умения описывать свое настроение.
4. Релаксация «Внушение».
Цель - укрепление уверенности в себе.
Сегодня ты как будто принял теплую, даже горячую ванну у себя дома. Вода струится по твоему телу, и все оно согревается. От пяток до головы чувствуешь тепло от горячей ванны и еще от того, что рядом мама. Вспомните это состояние. Тебе спокойно и хорошо. И как тогда ты уверен в себе, собран, внимателен. Ты улыбаешься, и эта улыбка будет продолжаться весь день. Делаем резкий глубокий вдох. Глаза открыты. Встать. Потянуться. Сбросили руки свободно, еще раз потянулись, бросили руки. Наше занятие продолжается.
5. Рефлексия.
Цель – закрепление позитивного опыта.
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями.
6. Ритуал «Эстафета дружбы».
Занятие 5. Моё настроение (2).
1. Ритуал «Связующая нить».
2. Игра «Пошли письмо».
Цель – воспитывать гуманные отношения друг к другу.
Все дети стоят в кругу. Один – водит. Ведущий говорит: «Я посылаю письмо от Оли к Серёже». Дети передают письмо пожатием руки. Водящий должен заметить у кого письмо.
3. 3.1. «Путешествие по волшебным странам».
Цель – обучить умению понимать и выражать своё настроение при помощи слов.
Я сегодня приглашаю вас в путешествие по волшебным странам с необычными явлениями.
- Вот мы с вами попали в первую страну. (Запись музыки таинственного характера.)
Как вы думаете, какие люди здесь живут? Какое выражение лица у них? (Удивления.) А теперь попробуйте это настроение изобразить. (Показывает пиктограмму.)
Дети, что вас удивило совсем недавно? Так как же называется эта страна? (Удивление.)
- Сейчас мы с вами попадём в другую страну. Назовите характер звучащей музыки. С каким настроением живут здесь люди? Выберите иллюстрацию, на которой изображён человек с этим настроением. (Показывает пиктограмму – радость.) Как вы думаете, какие цветы в этой стране растут, какие животные обитают (в соответствии с этим настроением, какое здесь время года?
Как вы думаете: «Радость – это когда…»
Ребята, если бы вы стали рисовать эту страну, то какого цвета краски вы использовали?
- Послушайте, какая музыка звучит в другой стране. (Печальная, грустная.) Выберите нужную иллюстрацию. Попробуйте изобразить печальное лицо. Уголки рта, брови опущены, глаза выражают тоску.
Пытаетесь ли вы поделиться своим горем с родителями, друзьями?
Как же эта страна называется? (Печаль.)
- Вот и последняя страна, которую мы сегодня посетим. (Звучит музыка.) попытайтесь изобразить это чувство – страх. Рот немножко приоткрыт, глаза широко раскрыты, брови приподняты. Как вы думаете, чего боятся люди этой страны?
Как вы думаете, какие животные здесь живут?
Рассказываете ли вы о своих страхах родителям?
Как называется эта страна? (Страх.)
- Вот и закончилось наше путешествие.
3.2. «Рисуем настроение музыки».
Цель – формирование умения выразить свои чувства, впечатления через цвет, рисунок.
-Попробуйте изобразить при помощи красок любую страну.
4. Релаксация «Конкурс лентяев».
Цель - расслабление мышц.
Ведущий читает стихотворение В. Викторова:
Хоть и жарко,
Хоть и зной,
Занят весь
Народ лесной.
Лишь барсук -
Лентяй изрядный
Сладко спит
В норе прохладной.
Лежебока видит сон,
Будто делом занят он.
На заре и на закате
Все не слезть ему с кровати.
Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на мат или на коврик и, пока звучит песня Д. Кабалевского «Лентяй», стараются как можно глубже расслабиться.
5. Рефлексия.
Цель – закрепление позитивного опыта.
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями.
6. Ритуал «Эстафета дружбы».
Занятие 6. Речевые средства общения.
1. Ритуал «Связующая нить».
2. Игра «Море волнуется».
Цель – помочь детям владеть своим телом.
Дети бегают по залу, изображая руками движения волн.
Психолог говорит:
- Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура - замри!
Дети должны остановиться и удерживать позу, в которой они находились до того, как прозвучала команда «Замри».
Психолог ходит по залу, рассматривает «морские фигуры», хвалит каждого ребенка за необычность или красоту фигуры, за неподвижность и т. д.
3. 3.1. «Передай улыбку по кругу».
Цель – выполнение группового правила, обмен переживаниями.
Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.
3.2. Игра «Цветок – имя».
Цель – обучить детей устанавливать контакт с помощью речевых (обращение по имени) средств в общении.
- Встаньте все в круг, закройте глаза и представьте, что вы находитесь на поляне. Вас окружают цветы. Попробуйте увидеть цветок, который вы могли бы назвать своим именем. Какой он? Расскажите нам о своём цветке.
«Обращайтесь всегда по имени друг к другу, прежде чем начать разговор».
3.3. «Спина к спине».
Цель – развить умение детей договариваться друг с другом и показать, как важно для этого видеть своего собеседника.
Дети садятся спиной друг к другу. Задача – договориться о чём-нибудь или рассказать что-нибудь друг другу. После упражнения дети делятся впечатлениями и своими ощущениями. Взрослый может помочь им, задавая вопросы типа: «Было ли вам удобно?», «Не хотелось ли что-нибудь изменить?» Лучше, если тему для разговора придумают сами дети, но и взрослый может им в этом помочь.
Разговаривать было трудно, так как вы не смотрели в глаза друг другу.
3.4. Игра «комплимент».
Цель - развитие эмпатии и умения открыто выражать свои чувства.
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то его похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.
Какие же вы три тайны сегодня узнали? Правильно, при встрече друг с другом сначала улыбнитесь, называя имя, посмотрите друг другу в глаза и по возможности произнесите комплимент.
4. Релаксация «Волшебный сон».
Цель - развивать воображение, внутреннюю раскованность.
Дети, начнем новую игру. Ложитесь так, как вам удобно. Сделайте вдох- выдох. Расслабьте ноги, руки.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши ноги отдыхают,
Шея не напряжена и расслаблена.
Дышится легко, ровно, глубоко (2 раза).
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться, улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать.
5. Рефлексия.
Цель - закрепление позитивного опыта.
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу «палочку-выручалочку», поочередно высказывают свое мнение.
6. Ритуал «Эстафета дружбы».
Занятие 7. Неречевые средства общения.
1. Ритуал «Связующая нить».
2. Игра «Ветер дует на…»
Цель - развивает наблюдательность, позволяет детям лучше узнать друг друга.
Со словами «Ветер дует на…» взрослый начинает игру. Чтобы все участники игры больше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого есть сестра… брат… кто больше всего любит сладкое… и т. д.».
Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.
3. 3.1. Беседа «Как можно общаться без слов».
Цель – понимание того, что, кроме речевых, существуют и другие средства общения.
Обсудить с детьми, с помощью каких средств они могут общаться с другими людьми. Наверное, они сразу же назовут речь. Спросить их, как можно без слов объясниться с человеком, как с помощью жеста, мимики передать своё эмоциональное состояние. Можно ли узнать, о чём думал, что чувствовал писатель, художник или композитор, читая, рассматривая или слушая их произведения.
3.2. «Иностранец».
Цель – развитие языка жестов, мимики и пантомимики.
К вам в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором говорит он. Предложить детям пообщаться с ним, показать ему свою комнату, свои игрушки, пригласить пообедать, естественно, всё это без слов.
3.3. «Через стекло».
Цель – развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики лица и выразительных движений.
Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора детям можно предложить, например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно», или «Принеси мне стакан воды, я хочу пить» и т. п., или дети сами придумают свои сообщения. После игры надо выяснить, насколько точно и правильно дети поняли друг друга и обсудить, что чувствовали дети при передаче сообщений, легко ли им было.
3.4. «Испорченный телефон».
Цель – понимание важности правильной грамотной речи для общения с собеседником.
Дети садятся в одну линию. Первый ребёнок задумывает слова. Задача – передать это слово по цепочке как можно быстрее, говоря шёпотом на ухо друг другу. В конце игры первый и последний участники произносят первый вариант слова и то, что услышал последний. Дети сравнивают, насколько изменился смысл слова. Можно проследить те изменения, которые происходили при передаче слова, для этого каждый ребёнок сообщает, что послышалось ему.
3.5. «Подарок другу».
Цель – развивать умение невербально «описывать» предметы.
Один ребёнок становится «именинником», остальные дарят ему «подарки», передавая движениями и мимикой своё отношение к «имениннику».
4. Релаксация «Спящий котенок».
Цель - расслабление мышц тела.
Дети исполняют роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. Целый день весёлые котята гуляли на улице. И вот наступил вечер. Лапки у котят устали, стали тяжёлыми, и котята легли спать. У котят мерно поднимаются и опускаются животики. Они дышат ровно и бесшумно, им снится красивая бабочка. Но вот наступает утро, котятки потягиваются, улыбаются и медленно встают с мягких и уютных ковриков.
5. Рефлексия.
Цель - закрепление позитивного опыта.
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу «палочку-выручалочку», поочередно высказывают свое мнение.
6. Ритуал «Эстафета дружбы».
Занятие 8. Уроки вежливости.
1. Ритуал «Связующая нить».
2. Игра «Паровозик».
Цель – настроить детей на совместную работу.
Сейчас каждый будет превращаться в паровоз. Когда «паровоз» будет ехать по кругу, он будет хлопать в ладоши и называть своё имя. Я начну: «Ю – ля, Ю – ля…». Я проехала целый круг, а теперь выберу одного из вас, и он станет паровозиком вместо меня. Я выбираю Олю. Теперь она будет называть своё имя и хлопать в ладоши, а я стану её вагончиком, положу руки ей на плечи и вместе с ней буду повторять её имя… Поехали!
Вот мы и проехали целый круг, теперь Оля выберет того, кто станет «паровозиком», и мы уже втроём будем повторять его имя.
И так до тех пор, пока все дети не примут участие в игре.
Отлично!
3. 3.1. «Ритуалы общения».
Цель – обучить детей употреблять вариативные слова приветствия и произносить их с соответствующей интонацией.
- Какими словами вы встречаете новый день? А что говорят вам родители, когда вы проснулись?
- Давайте разыграем с вами такую ситуацию. Необходимо изобразить, как будят и что говорят вам ваши родные: мама, папа, старшая сестра, бабушка, дедушка. Давайте определим, кто какую роль будет выполнять. (Распределяют роли, и проигрывается ситуация.)
- Какие ещё слова приветствия вы знаете?
- Дети, посмотрите на эти иллюстрации, как вы думаете, кто первым должен поздороваться? (Иллюстрации с изображением мальчика и девочки, взрослого человека и ребёнка.)
- Конечно, первыми должны поздороваться мальчик с девочкой, ребёнок со взрослым. А вы всегда так поступаете.
- Какие слова могут звучать при обращении к знакомым и незнакомым взрослым, к ровесникам? («Доброе утро», «Добрый день», «Здравствуйте»; «Привет», «Салют».)
3.2. «Слова благодарности».
Цель – обучить детей уместному использованию слов благодарности.
- Дети, я сейчас вам прочитаю стихотворение-загадку, послушайте.
Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят.
- Ребята, кто догадался, что это за слово? (Спасибо.) Что это слово означает? Когда мы его произносим? (Когда благодарим другого за что-то.)
- Кого вы благодарите и за что?
Когда это слово можно услышать в транспорте? (Когда человеку уступили место.) В магазине? (Когда продавец отдаёт покупку.) В парикмахерской? (Когда подстригли или сделали причёску.)
- Кто знает, как ещё можно поблагодарить человека? Назовите слова. (Благодарю, большое спасибо.)
- Ребята, как вы думаете, что было бы, если бы люди перестали благодарить друг друга? Какими бы стали люди?
3.3. «Пожалуйста».
Цель - вырабатывает навык употребления «волшебных» слов.
Все становятся в круг. Педагог показывает разные движения, а играющие должны их повторить лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается - выбывает из игры.
3.4. «Вежливые слова».
Цель – развитие уважения в общении, формирование привычки использовать слова вежливости.
Игра проводится с мячом, в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется: надо произнести только слова приветствия (здравствуйте, привет, благодарности (спасибо, пожалуйста, извинения (извините, сожалею, прощания (до свидания, спокойной ночи). В конце упражнения обсуждается, какие чувства вызывали вежливые слова у того, кто их говорил, и у того, кому они были адресованы.
4. Релаксация «Внушение».
Цель - укрепление уверенности в себе.
Сегодня ты как будто принял теплую, даже горячую ванну у себя дома. Вода струится по твоему телу, и все оно согревается. От пяток до головы чувствуешь тепло от горячей ванны и еще от того, что рядом мама. Вспомните это состояние. Тебе спокойно и хорошо. И как тогда ты уверен в себе, собран, внимателен. Ты улыбаешься, и эта улыбка будет продолжаться весь день. Делаем резкий глубокий вдох. Глаза открыты. Встать. Потянуться. Сбросили руки свободно, еще раз потянулись, бросили руки. Наше занятие продолжается.
5. Рефлексия.
Цель – закрепление позитивного опыта.
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями.
6. Ритуал «Эстафета дружбы».
Занятие 9. Я и другие.
1. Ритуал «Связующая нить».
2. Игра «Съедобное – несъедобное».
Цель – объединение детей.
Дети садятся в круг. Водящий говорит задуманное им слово и бросает мяч своему соседу. Если слово обозначает еду, то ребёнок, которому бросили мяч, должен поймать его («съесть»). Когда слово обозначает несъедобные предметы, мяч не ловится. Ребёнок, несправившийся с заданием, становится водящим, называет задуманное слово другому ребёнку и бросает мяч.
3. 3.1. «Волшебные очки».
Цель – учит детей ориентироваться на внешние качества личности сверстника, умению «разглядеть» положительные качества в людях. Коррекция низкой самооценки.
Детям предлагается «надеть волшебные очки». Инструкция: «Сегодня мы будем поочерёдно надевать волшебные очки. А волшебные они потому, что позволяют увидеть самое лучшее, что есть в каждом из нас, даже то, чего мы обычно не замечаем. Представьте, что вы внимательно смотрите сквозь волшебные очки на всех присутствующих, и постарайтесь увидеть как можно больше хорошего в каждом».
Дети должны рассказать о тех качествах, которые они заметили в других после того как «надели» волшебные очки.
Можно «надевать» воображаемые очки, а можно и оправу, позаимствованную в театральном уголке или сделанные вручную из подручного материала.
3.2. «Царевна Несмеяна».
Цель - развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.
Взрослый рассказывает сказку про Царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая всё время грустит и плачет, а остальные будут по очереди подходить к ней и стараться её рассмешить. Царевна же изо всех сил старается не засмеяться. Выиграет тот, кто сумеет всё-таки вызывать её улыбку или смех.
3.3. Игра «Дракон».
Цель - развитие двигательной активности, ослабление негативных переживаний.
Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый ребенок – голова дракона, последний – хвост дракона. Голова дракона пытается поймать хвост, а тот уворачивается от нее. Роли головы и хвоста выполняются детьми поочередно.
3.4. «Зеркало».
Цель – развитие наблюдательности, коммуникативных способностей.
Из группы детей выбирается водящий. Представляется, что он пришёл в магазин, где много зеркал. Водящий встаёт в круг, а дети полукругом. Водящий показывает движения, а зеркала повторяют.
После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди выступает перед остальными.
4. Релаксация «Конкурс лентяев».
Цель - расслабление мышц.
Ведущий читает стихотворение В. Викторова:
Хоть и жарко,
Хоть и зной,
Занят весь
Народ лесной.
Лишь барсук -
Лентяй изрядный
Сладко спит
В норе прохладной.
Лежебока видит сон,
Будто делом занят он.
На заре и на закате
Все не слезть ему с кровати.
Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на мат или на коврик и, пока звучит песня Д. Кабалевского «Лентяй», стараются как можно глубже расслабиться.
5. Рефлексия.
Цель – закрепление позитивного опыта.
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями.
6. Ритуал «Эстафета дружбы».
Занятие 10. Учимся справляться с гневом.
1. Ритуал «Связующая нить».
2. Игра «Кто позвал?».
Цель – сближение ребят, развитие внимания, памяти, упражнение слухового анализатора.
Дети стоят в кругу, ведущий в центре круга.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя, узнай.
Ведущий даёт знак одному ребёнку и тот называет водящего по имени, который должен отгадать, кто его позвал.
3. 3.1. «Тренируем эмоции».
Цель - развитие умения различать мимику, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения различных эмоциональных состояний; развитие выразительности движений.
Психолог просит детей :
Нахмуриться, как осенняя туча; рассерженный человек; злая волшебница. Улыбнуться, как кот на солнце; само солнце; Буратино; хитрая лиса; радостный ребенок; будто ты увидел чудо. Позлиться как ребенок, у которого отняли мороженое; два барана на мосту; человек, которого толкнули. Испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу; заяц, увидевший волка; котенок, на которого лает собака.
3.2. Беседа с детьми.
Цель – диагностика агрессивности.
- Вам приходилось в жизни злиться?
- Из-за чего вы злитесь?
- Когда вы чем-нибудь рассержены, что вам хочется сделать? ( Ответы типа: ударить, толкнуть, накричать – свидетельствуют об агрессивных тенденциях.)
- Что вы делаете для того, чтобы не злиться, не сердиться? (С помощью этого вопроса взрослый может судить об умении детей конструктивно решать сложные ситуации, сознательно управлять своими эмоциями и поведением.)
3.3. «Жужа».
Цель - упражнять в регуляции своего эмоционального состояния.
«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг неё, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до неё, щекочут. «Жужа» терпит, но когда ей всё это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стула, стараясь хлестнуть их полотенцем по спинам.
3.4. «Выбиваем пыль».
Цель – познакомить детей со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими.
Каждому участнику достаётся «пыльная» подушка. Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её «почистить».
3.5. «Ругаемся овощами».
Цель - знакомство с игровыми приёмами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.
Предложить детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска», «Ты – морковка», «А ты – тыква» и т. д.
4. Релаксация «Волшебный сон».
Цель - развивать воображение, внутреннюю раскованность.
Дети, начнем новую игру. Ложитесь так, как вам удобно. Сделайте вдох- выдох. Расслабьте ноги, руки.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши ноги отдыхают,
Шея не напряжена и расслаблена.
Дышится легко, ровно, глубоко (2 раза).
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться, улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать.
5. Рефлексия.
Цель - закрепление позитивного опыта.
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу «палочку-выручалочку», поочередно высказывают свое мнение.
6. Ритуал «Эстафета дружбы».
Занятие 11. Дружба (1).
1. Ритуал «Связующая нить».
2. Игра «Летает – не летает».
Цель - игра развивает произвольность и слуховое внимание.
Педагог говорит: «Я буду называть предметы и спрашивать: «Летает?» Например, муха - летает? Стол - летает? Если я назову предмет, который на самом деле летает, вы поднимите руки. Если я назову нелетающий предмет, то не нужно поднимать рук. Пожалуйста, будьте внимательными».
Затем педагог начинает игру: «Голубь - летает?» - и поднимает руки. Дети говорят: «Летает» - и тоже поднимают руки. «Автомобиль - летает?» - спрашивает педагог и провокационно поднимает руки.
3.3.1. Беседа «Что ты знаешь о своём друге?»
Цель – формировать у детей понятия «друг», «дружба».
Дети, сегодня мне хотелось поговорить с вами о дружбе, ваших друзьях, без которых на свете жилось бы грустно.
Почему мы называем друзьями только некоторых людей?
Как вы выбираете своих друзей?
Где вы знакомились с друзьями?
Можете те ли вы сказать, как бы повёл себя ваш друг, если бы вы попали в беду?
А как ты ласково зовёшь друга?
3.2. Этюд «Скажи хорошее о друге».
Цель - развитие эмпатии и умения открыто выражать свои чувства.
По желанию выбирается ребенок. Его сажают в круг, и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке. Дети отмечают внешние и внутренние достоинства ребенка, приводят примеры любых жизненных ситуаций.
3.3. Игра «Найди друга».
Цель - снижение психо-эмоционального напряжения; развитие внимания.
Детей делят на две группы, одной из которых завязывают глаза и дают возможность походить по помещению. Им предлагают подойти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.
3.4. Игра «Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи».
Цель - снижение психо-эмоционального напряжения.
Ведущий говорит: «Все мы – львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздаётся самое громкое рычание». «А кто может рычать ещё громче? Хорошо рычите, львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче. Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это – паровоз. Он пыхтит, свистит, колёса работают чётко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры «крушение».
4. Релаксация «Спящий котенок».
Цель - расслабление мышц тела.
Дети исполняют роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. Целый день весёлые котята гуляли на улице. И вот наступил вечер. Лапки у котят устали, стали тяжёлыми, и котята легли спать. У котят мерно поднимаются и опускаются животики. Они дышат ровно и бесшумно, им снится красивая бабочка. Но вот наступает утро, котятки потягиваются, улыбаются и медленно встают с мягких и уютных ковриков.
5. Рефлексия.
Цель - закрепление позитивного опыта.
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу «палочку-выручалочку», поочередно высказывают свое мнение.
6. Ритуал «Эстафета дружбы».
Занятие 12. Дружба (2).
1. Ритуал «Связующая нить».
2. Игра «Съедобное – несъедобное».
Цель – объединение детей.
Дети садятся в круг. Водящий говорит задуманное им слово и бросает мяч своему соседу. Если слово обозначает еду, то ребёнок, которому бросили мяч, должен поймать его («съесть»). Когда слово обозначает несъедобные предметы, мяч не ловится. Ребёнок, несправившийся с заданием, становится водящим, называет задуманное слово другому ребёнку и бросает мяч.
3. 3.1. «Опиши друга».
Цель – развитие наблюдательности и умения описывать внешние детали.
Упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками). Дети стоят спиной друг другу и по очереди описывают причёску, одежду и лицо своего партнёра. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребёнок точен.
3.2. «Что изменилось?»
Цель – развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.
Каждый ребёнок по очереди становится водящим. Водящий выходит из комнаты. За это время производится несколько изменений в одежде, причёске детей, можно пересесть на другое место (но не больше двух – трёх изменений; все произведённые изменения должны быть видимы). Задача водящего подметить происшедшие изменения.
3.3. «Передача чувств».
Цель – научить детей передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.
Ребёнку даётся задание передать «по цепочке» определённое чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побыть ведущим, но не знает, какое настроение загадать, взрослый может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение.
3.4. «Дружба двух цветов».
Цель – получение положительного опыта совместной деятельности.
«Ребята, я хочу вам рассказать историю о дружбе двух цветов. Было это давно. Жили-были два цвета, жёлтый и синий. Жёлтый очень гордился тем, что он такой же, как солнце и как песок на берегу моря в ясную солнечную погоду. Неподалёку от жёлтого жил синий цвет. Он тоже считал себя очень важным и ни в чём не хотел уступать жёлтому цвету… Так они и жили, споря, кто из них важнее.
Спорили-спорили они и однажды чуть было совсем не поругались. Но в этот момент подул ветер и перемешал жёлтый и синий цвет. Так родился зелёный цвет, а из него – трава, цветы, деревья! И на свете стало так хорошо: теперь и море, и солнце, и небо, и трава – всё разноцветное!
А жёлтый и синий поняли, что были не правы, что каждый из них хорош по-своему и если они будут дружить, появится много зелёного цвета, а без него уже никто не может обойтись!
Вот и мы постараемся подружить жёлтый и синий цвет, голубой и красный, жёлтый и красный – и посмотрим, чем их дружба нас порадует. Разделитесь на пары, пусть каждый выберет один какой-то цвет, о которых я сейчас говорила. После этого начнём раскрашивать лист, каждый ребёнок со своей стороны. Сначала цвета будут совсем разными, но чем ближе к середине листа вы будете двигаться, тем больше ваш цвет соединится с цветом вашего партнёра. Вы должны подружить свои цвета так, чтобы середина листа у вас приобрела какой-то третий цвет».
4. Релаксация «Внушение».
Цель - укрепление уверенности в себе.
Сегодня ты как будто принял теплую, даже горячую ванну у себя дома. Вода струится по твоему телу, и все оно согревается. От пяток до головы чувствуешь тепло от горячей ванны и еще от того, что рядом мама. Вспомните это состояние. Тебе спокойно и хорошо. И как тогда ты уверен в себе, собран, внимателен. Ты улыбаешься, и эта улыбка будет продолжаться весь день. Делаем резкий глубокий вдох. Глаза открыты. Встать. Потянуться. Сбросили руки свободно, еще раз потянулись, бросили руки. Наше занятие продолжается.
5. Рефлексия.
Цель – закрепление позитивного опыта.
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями.
6. Ритуал «Эстафета дружбы».
Занятие 13. Сила воли.
1. Ритуал «Связующая нить».
2. «Давайте поздороваемся».
Цель – развитие воображения, создание психологически непринуждённой атмосферы.
В начале упражнения ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться посредством его.
3. 3.1. Игра «Да» и «нет» не говори».
Цель – развитие воображения, эмоционально-волевых процессов.
Дети садятся на стульчики.
Психолог говорит:
- Я задам каждому из вас вопрос. Отвечая на него, вы не должны употреблять слова «да» и «нет».
Психолог поочередно задает детям следующие вопросы:
- Ты сейчас дома?
- Тебе 6 лет?
- Ты учишься в школе?
- Ты любишь смотреть мультфильмы?
- Кошки умеют лаять?
- Яблоки растут на елке?
- Сейчас ночь? И т. п.
Если ребенок употребляет при ответе слова «да» или «нет», психолог повторяет вопрос. Входе игры каждому ребенку можно предложить ответить на 1-З вопроса.
3.2. Игра «Запретные движения».
Цель – сплочение играющих, развитие быстроты реакции и переживание положительных эмоций.
Дети стоят полукругом напротив психолога.
Психолог говорит:
Я буду показывать различные движения. Вы будете повторять все движения, кроме одного.
Психолог называет и показывает «запрещенное» движение (например, подпрыгивание) и дает сигнал к началу игры.
3.3. Игра «Море волнуется».
Цель – развитие воображения, выразительных движений, умения контролировать двигательную активность.
Дети бегают по залу, изображая руками движения волн.
Психолог говорит:
- Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура - замри!
Дети должны остановиться и удерживать позу, в которой они находились до того, как прозвучала команда «Замри».
Психолог ходит по залу, рассматривает «морские фигуры», хвалит каждого ребенка за необычность или красоту фигуры, за неподвижность и т. д.
3.4. Игра «Кричалки – шепталки - молчалки».
Цель – развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.
Психолог говорит:
- Ребята, внимательно следите за квадратами, которые я буду показывать. Если увидите красный квадрат - можно прыгать, бегать и кричать, если желтый - можно только шептаться, а если синий - нужно замереть на месте и замолчать.
Психолог показывает квадраты, дети выполняют инструкцию.
4.«Чаша доброты» (визуализация).
Цель: эмоциональное развитие.
Инструктор: «Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом другую чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще. Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!»
5. Рефлексия.
Цель – закрепление позитивного опыта.
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями.
6. Ритуал «Эстафета дружбы».
Занятие 14. Мы вместе (1).
1. Ритуал «Связующая нить».
2. «Волшебный стул».
Цель – достижение положительного самоощущения.
Один из детей садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.
3. 3.1. «Пирамида любви».
Цель – воспитывать уважительное, заботливое отношение к людям, развивать коммуникативные способности.
Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по-разному выражаем свою любовь. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы (следуют рассказы детей). А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть поверх моей руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида, а всё потому, что мы умеем любить сами и любимы.
3.2. «Путанка».
Цель – активизация группы, переживание группового единства.
По предложенной детьми считалке выбирается ведущий, он выходит из комнаты, остальные дети берутся за руки и образуют круг, не разжимая рук. Они начинают запутываться – кто как сумеет, водящий распутывает «Путанку», не разжимая рук запутавшихся.
3.3. «Волшебные заросли».
Цель – снятие телесных барьеров, развитие умения добиваться своей цели приемлемыми способами общения.
Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу «волшебными водорослями» - всеми остальными участниками. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения, они могут расслабиться и пропустить участника в центр круга, а могут и не пропускать его, если их плохо «просят».
Затем следует обсуждение: когда водоросли расступались, а когда нет; от чего это зависело?
3.4. «На мостике».
Цель – развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.
Взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу чертится мостик – полоска шириной 30 – 40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернётся. Также важно не переступать через черту, иначе играющий считается провалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребёнка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».
4. Релаксация «Конкурс лентяев».
Цель - расслабление мышц.
Ведущий читает стихотворение В. Викторова:
Хоть и жарко,
Хоть и зной,
Занят весь
Народ лесной.
Лишь барсук -
Лентяй изрядный
Сладко спит
В норе прохладной.
Лежебока видит сон,
Будто делом занят он.
На заре и на закате
Все не слезть ему с кровати.
Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на мат или на коврик и, пока звучит песня Д. Кабалевского «Лентяй», стараются как можно глубже расслабиться.
5. Рефлексия.
Цель – закрепление позитивного опыта.
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями.
6. Ритуал «Эстафета дружбы».
Занятие 15. Мы вместе (2).
1. Ритуал «Связующая нить».
2. «Встаньте те, кто…»
Цель – развивает наблюдательность, позволяет детям лучше узнать друг друга.
Ведущий даё т задание: «Встаньте те, кто…
любит бегать;
радуется хорошей погоде;
имеет младшую сестру;
любит дарить цветы и т. д.
При желании роль ведущего могут выполнять дети. После завершения всем задаются вопросы, подводящие итоги игры: «Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра?» Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные) : «Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру?». Каждый вопрос адресуется конкретному ребёнку, если он не может ответить сам – ему помогает группа.
3. 3.1. «Весы».
Цель – развитие воображения, выразительности движений, умения действовать сообща.
Инструкция: «Давайте поиграем в весы. Разделитесь по трое. Один будет продавцом, а двое – чашами весов. Потом вы поменяетесь ролями. Продавец кладёт что-нибудь на чашу весов, она прогибается от тяжести, а другая чаша на столько же поднимается. Все поняли? Тогда давайте попробуем».
Сначала педагог (сейчас он продавец) выбирает двух детей, «кладёт» на одного из них «товар» и показывает, что должен делать каждый ребёнок. Потом ребята играют самостоятельно. Взрослый следит за игрой и помогает тем, кто нуждается в помощи.
3.2. «Сороконожка».
Цель – научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.
Взрослый рассаживает детей на полу и говорит : «Представляете, как сложно жить сороконожке, ведь у неё целых 40 ножек! Всегда есть опасность запутаться. Давайте поиграем в сороконожку. Встаньте друг за другом на четвереньки и положите руки на плечи соседа. Готовы? Теперь начинаем двигаться вперёд. Сначала медленно, чтобы не запутаться. А теперь – чуть быстрее». Взрослый помогает детям построиться, направляет движения сороконожки. Затем говорит: «Ох, как устала наша сороконожка, она буквально падает от усталости с ножек». Дети, по-прежнему держа соседей за плечи, падают на ковёр.
Можно усложнить задачу согласованным преодолением препятствий, усложнением движений «сороконожки» (присесть, попрыгать на одной ножке, проползти); основная цель остаё тся прежней: остаться при этом целостной «сороконожкой».
3.3. «Липучка».
Цель – игра способствует снятию мышечного напряжения, развитию умения взаимодействовать со сверстниками, сплочению детской группы.
Все дети двигаются, бегают по комнате, желательно под быструю музыку. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они приговаривают: «Я липучка–приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей компании. Затем вместе ловят в свои «сети» других. Когда все дети станут «липучками», они под спокойную музыку танцуют в кругу, так же держась за руки. Взрослый может задавать темп, хлопая в ладоши; в конце игры, дети, танцуя в кругу, поют какую-либо песенку.
3.4. «Горячая картошка».
Цель – почувствовать и понять, что иногда неудача бывает неизбежна и что с ней надо уметь справиться. Показать, как легко помочь тому, кто в беде.
«Сядьте на пол в круг. У меня для нашей игры приготовлена картофелина. Но она – особенная. Вам надо представить, что эта картофелина очень горячая. Поэтому мы должны передавать её друг другу очень-очень быстро. Если она у кого-то в руках задержится, то можем обжечь пальцы. Что тогда? Ещё у нас в игре есть стоп-часы. Ими будет один из вас, кто сидит за кругом к нам спиной и время от времени, когда захочет, кричит «Стоп!» Если мы услышали «Стоп!» картошку передавать нельзя, она остаётся у кого-то в руках, и он «обжигается». (Интервал для стоп-часов должен быть от 30 до 60 секунд.) Ай-яй-яй! Да это же настоящая беда! Но, к счастью, мы можем утешить своего друга. Те, кто сидит рядом, обнимут его за плечи и мягко покачают его из стороны в сторону, пока ребё нок с картофелиной не скажет: «Дальше». И снова быстро-быстро передаём картошку из рук в руки, пока стоп-часы снова не прокричат «Стоп!»
4. Релаксация «Волшебный сон».
Цель - развивать воображение, внутреннюю раскованность.
Дети, начнем новую игру. Ложитесь так, как вам удобно. Сделайте вдох- выдох. Расслабьте ноги, руки.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши ноги отдыхают,
Шея не напряжена и расслаблена.
Дышится легко, ровно, глубоко (2 раза).
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться, улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать.
5. Рефлексия.
Цель - закрепление позитивного опыта.
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу «палочку-выручалочку», поочередно высказывают свое мнение.
6. Ритуал «Эстафета дружбы».
Занятие 16. Мы вместе (3).
1. Ритуал «Связующая нить».
2. «Охота на динозавриков».
Цель – обучение взаимодействию различными способами (вербальными и невербальными). Формирование умения фиксировать малейшие изменения в мимике партнёра по общению.
Группа участников встаёт в круг. Водящий выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до десяти. В это время участники передают друг другу маленького игрушечного динозаврика. По окончании счёта тот, у кого находится зверёк, вытягивая руки вперёд, закрывает его ладошками. Остальные участники повторяют этот жест. Задача водящего – найти, у кого в руках динозаврик.
3. 3.1. «Найди пару».
Цель – развитие чувствительности к соотнесению тактильных образов.
Водящий сидит на стуле в дальнем конце комнаты в расслабленной позе, с закрытыми глазами. Один из группы подходит к нему и протягивает ему в руки свою руку. Водящий, не открывая глаз, тщательно исследует её. Как только водящий считает, что уже достаточно хорошо изучил руку, он говорит: «Всё». Тогда все участники группы одновременно протягивают ему свои руки, и водящий пытается найти среди этого множества именно ту руку, которую ему давали первоначально.
3.2. «Бутылочка».
Цель – создание положительного эмоционального фона, развитие воображения.
Дети садятся в кружок. Ведущий берёт бутылку и, прежде чем раскрутить её, предлагает задание, например: проскакать на одной ножке, спеть песенку, похлопать в ладоши, что-нибудь сосчитать или принести. Ребёнок, на которого укажет горлышко бутылки, должен выполнить задание, а потом сам придумать новое.
3.3. «Передай апельсин».
Цель – развивает ловкость и сообразительность, побуждает участников действовать слаженно.
Участники становятся в ряд. Первый игрок удерживает апельсин подбородком около шеи. Надо без помощи рук передать апельсин следующему игроку.
3.4. «Кенгуру».
Цель – отработка навыков взаимодействия с партнёром (согласование действий, сплочение группы.
Участники делятся на пары. Один из них, кенгуру, стоит, другой – кенгурёнок – сначала встаёт спиной к нему (плотно, а затем приседает. Оба партнёра берутся за руки. Задача каждой пары – именно в таком положении, не разнимая рук, пройти до противоположной стены, обойти препятствие и т. д.
На следующем этапе игры участники могут поменяться ролями, а затем и партнёрами.
4. Релаксация «Спящий котенок».
Цель - расслабление мышц тела.
Дети исполняют роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. Целый день весёлые котята гуляли на улице. И вот наступил вечер. Лапки у котят устали, стали тяжёлыми, и котята легли спать. У котят мерно поднимаются и опускаются животики. Они дышат ровно и бесшумно, им снится красивая бабочка. Но вот наступает утро, котятки потягиваются, улыбаются и медленно встают с мягких и уютных ковриков.
5. Рефлексия.
Цель - закрепление позитивного опыта.
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу «палочку-выручалочку», поочередно высказывают свое мнение.
6. Ритуал «Эстафета дружбы».
Занятие 17. Дружная команда (1).
1. Ритуал «Связующая нить».
2. Игра «Пошли письмо».
Цель – воспитывать гуманные отношения друг к другу.
Все дети стоят в кругу. Один – водит. Ведущий говорит: «Я посылаю письмо от Оли к Серёже». Дети передают письмо пожатием руки. Водящий должен заметить у кого письмо.
3. 3.1. «Тень».
Цель – развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности.
Звучит спокойная музыка. Из группы выбирается два ребёнка. Остальные зрители. Первый – путник, второй – тень. Путник идёт через поле, а за ним на 2-3 шага сзади идёт второй ребёнок – тень (старается копировать движения путника). Необходимо стимулировать путника различными движениями: сорвать цветок, присесть на пенёк и т. п.
3.2. «Мозаика в парах».
Цель – побуждать к заботливому и внимательному отношению к сверстникам.
Каждая пара детей получает мозаику, детали которой делятся между ними поровну. Задача заключается в том, чтобы сложить общую картину. Для этого нужно задумать сюжет, распределить усилия, учитывать и продолжать действия партнёра. По завершении работы каждое произведение показывается всем остальным, и те пытаются догадаться, что изобразили авторы.
3.3. Игра «Паровозик».
Цель – настроить детей на совместную работу.
Сейчас каждый будет превращаться в паровоз. Когда «паровоз» будет ехать по кругу, он будет хлопать в ладоши и на