Лера Кудрявцева
Программа коррекционно-развивающих занятий по повышению мотивационной готовности и развитию познавательной сферы
Пояснительная записка: В психолого – педагогической литературе ведутся споры по поводы того, стоит ли дошкольников готовить к обучению в школе, к переходу от игровой к учебной деятельности. Аргументом в пользу важности готовить детей еще до школы служит все возрастающее число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни.
Публикация «Программа коррекционно-развивающих занятий по повышению мотивационной готовности и развитию познавательной сферы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
В последние несколько лет правительством Российской Федерации большое внимание уделяется готовности дошкольников к школьному обучению. Одной из важнейших работ концепции модернизации образования является формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе, что предполагает обеспечение готовности дошкольников к школе.
Актуальность: Психологи интересуются вопросом мотивационной готовности детей к школе, прежде всего потому, что в практике обнаруживается зависимость между характером мотивации и деятельностью, между мотивацией ученика и успешностью его обучения. Также в настоящее время необходимо эффективное психолого- педагогическое сопровождение развития познавательной сферы. Так как интенсивное развитие познавательной сферы в дошкольном возрасте повышает успеваемость детей в школе и является потенциалом для психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.
Цель программы : реализация коррекционно-развивающей работы в форме специально организованных занятий, направленных на развитие познавательной сферы дошкольников 6-7 лет.
Задачи:
- продолжать формировать учебно – познавательные мотивы;
- способствовать удержанию внутренней позиции будущего ученика;
- развивать высшие психические функции (внимание, память, мышление,
восприятие, воображение) и формировать их произвольность;
- развивать рефлексию, возвращения чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли.
Поставленные задачи рассматриваются как единый комплекс, так как только целостное воздействие на личность ребенка может привести к устойчивому позитивному изменению (или формированию определенных психологических компонентов)
Адресат коррекции : дети подготовительных групп, имеющие низкий и средний, но ближе к низкому уровню готовности к школе
Предмет коррекции : познавательные и мотивационные сферы
Средства коррекции :
- изобразительно – графические;
- вербально – коммуникативные;
Форма коррекции : групповая.
Ожидаемые результаты:
• Повышение познавательной активности познавательного интереса.
• Развитие интеллектуальной сферы.
• Развитие познавательных и психических процессов.
• Развитие произвольного внимания и его свойств.
• Совершенствование общей и мелкой моторики.
• Активизация пассивного и активного словаря, обогащение словаря существительными, глаголами, прилагательными.
• Развитие личностной сферы : формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
• Развитие волевой сферы : произвольности психических процессов, саморегуляции, необходимых для обучения в школе.
Условия организации занятий : программа состоит из 28 занятий, занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность одного занятия 30 минут.
Тематическое планирование групповых и индивидуальных коррекционно – развивающих занятий
Месяц Недели Цель и задачи Наименование форм работы, упражнений
Декабрь 2 недели Сформировать умение ребенка выполнять два действия одновременно. Сформировать помехоустойчивость, уметь переключать и распределять внимание по словесной инструкции Внимание (групповые)
Упражнение на распределения
уровня внимания, направленно на выработку у ребенка выполнять два разных действия одновременно
Упражнение «Выполни по образцу», направленно на концентрацию внимания и умению работать без ошибок.
Январь 1 неделя Сформировать умение ребенка выполнять два действия одновременно. Сформировать помехоустойчивость,
уметь переключать и распределять внимание по словесной инструкции Внимание (групповые)
Упражнение на распределения
уровня внимания, направленно на выработку у ребенка выполнять два разных действия одновременно
Упражнение «Выполни по образцу», направленно на концентрацию внимания и умению работать без ошибок.
Январь 2 недели Повышать мотивационную готовность детей к школе, развивать мелкую моторику рук и логическое мышление, развивать произвольную сферу, вербальное мышление Мотивация (групповые)
Упражнение «Дорисуй рисунок»
Упражнение «Загадки»
Игра «Кто чему хочет научиться в школе?»
Февраль 2 недели Научить правильно составлять простые предложения, грамотно связывать речевые конструкции, понимать последовательность событий в тексте Развитие речи (групповые)
Словарный запас:
Упражнение «Признак» направленно на умение определять признаки предметов и имел представление какие значения есть у слова.
Упражнение «Закончи предложение» направлен на работу по развитию грамматического строя речи. Рассказ:
Упражнение «Рассказ по картинке». Научить ребенка видеть и выделять главное в содержании, особенности истории.
Февраль 2 недели Развитие мелкой моторики рук, развитие движений кистей рук, формирование представления о форме, положении предметов в пространстве Сенсомоторное развитие (групповые)
Упражнение «Лабиринт»;
Упражнение «Скопировать буквы»
Март 2 недели Формирование умения устанавливать логичные ассоциации, побудить детей к ассоциативному мышлению. Мышление (групповые)
Упражнение «Где начало рассказа?»
«Нелогичные ассоциации»
Упражнение «Ассоциации»
Март 2 недели Привить упорядоченность в организации собственных зрительных ощущений Память (групповые)
Упражнение «Мысленные образы и их эмоциональная раскраска»;
Упражнение «Фигуры»