Белоусова Ани
Программа «Я — корреспондент» для инвалидов с умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
Программа «Я корреспондент» имеет художественную направленность и нацелена на освоение основ журналистики как творческой деятельности, формирование её профессиональных и духовно-нравственных начал. Программа помогает получателям социальных услуг пробовать себя в роли корреспондента, фотографа, интервьюера, даёт возможность развивать коммуникативные компетенции.
Программа «Я корреспондент» позволяет решить поставленные задачи через создание оптимальных условий для становления личности получателей социальных услуг, раскрытия его творческого потенциала.
Публикация «Программа „Я — корреспондент“ для инвалидов с умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Основанием для разработки данной программы стали :
• Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
• Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (от 17.11.2008 г. № 1662-р);
• Приказа Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
• «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в образовательных организациях дополнительного образования детей», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 04.07.2014 г. № 41;
• Письма Минобрнауки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242 «О направлении информации»;
• Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей. (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки России (от 11.12.2006 г. №06-1844);
• Устава и лицензии муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр».
Актуальность программы
Программа актуальна в современном мире. Это связано не только с тем, что профессия журналиста всегда остается востребованной, но и со стремлением подростков ко всему новому; к самореализации, как творческой личности; а также интересному, познавательному общению. Журналистика имеет большое влияние на массы, поэтому взглянуть на этот род деятельности «изнутри», примерить на себя роль журналиста, вызывает у подростков большой интерес.
Актуальность программы «Я корреспондент» обусловлена тем, что получатели социальных услуг, участвуют в создании газеты, отражая наиболее важные события. Они изучают технологию написания и обработки материалов. Получатели социальных услуг знакомятся с разными видами жанров, а также особенностями верстки и дизайна газеты. В процессе обучения они учатся концентрировать внимание читателя с помощью заголовков, иллюстрации, фотографий в газете.
Данная программа решает не только образовательные задачи, но и социальные: знакомство журналиста с этикетом и основными требованиями этой профессии, разностороннее развитие личности получателей социальных услуг, становление гражданской позиции и проявления социальной и творческой инициативы.
Новизна программы состоит в том, что получатели социальных услуг интересуются журналистикой, планируют свою дальнейшую деятельность в данной области. Программа опирается на такие филологические дисциплины, как стилистика русского языка, культура речи, литературное редактирование; обеспечивает межпредметные связи с литературой (написание материалов для газеты, искусством (дизайн издания, обработка фотографий, рисование необходимых атрибутов, информатикой (работа на ПК).
1.2. Цель и задачи
Цель данной программы - обучение получателей социальных услуг основам журналистской деятельности и компьютерной грамотности.
Для достижения цели необходима реализация следующих задач:
Образовательные (обучающие) :
• изучать основы журналистики;
• формировать знания об истории журналистики и этапах ее развития;
• формировать начала первичного профессионального опыта.
Метапредметные (развивающие) :
• способствовать развитию творческих способностей, индивидуального мышления;
• формировать и развивать коммуникативные навыки и умения;
• развивать интерес к профессии журналиста ;
Личностные (воспитательные) :
• воспитывать ответственность, самостоятельность, аккуратность;
• способствовать позитивной социализации учащихся.
• воспитывать культуру общения, культуру речи.
1.3. Содержание программы
Данная программа создает условия для самоопределения и самореализации получателей социальных услуг, стимулирует их на активное самообразование, достижение поставленных целей.
Программа «Я корреспондент» носит личностно-деятельностный характер. В процессе реализации курса и участия в выпуске газеты получатели социальных услуг применяют различные подходы к изучению и написанию журналистского материала: научный, исследовательский, творческий. Учатся использовать вновь полученные знания и накопленный опыт в любых жизненных ситуациях.
Участие в создании конкретного продукта – газеты, помогает получателям социальных услуг правильно распределять обязанности, вырабатывает ответственность, системность, учит планировать и работать по плану. Благодаря работе над выпуском газеты, они учатся высказывать свою точку зрения и принимать во внимание мнение окружающих, работать в коллективе, искать компромиссы.
Отличительные особенности данной программы от аналогичных заключается в том, что в ней есть не только теоретическая часть, но и предусмотрена полноценная практическая деятельность, а именно – выпуск периодического печатного издания. При этом теоретический блок не носит излишне наукообразный характер, максимально приближен к потребностям издательской деятельности учащихся, имеет практический характер.
Можно выделить основные принципы и методы.
Метод эмоционального погружения.
• Принцип «от теории к практике». Постепенно изучая азы журналистского мастерства, получатели социальных услуг учатся писать грамотные и интересные материалы, работать с полученной информацией.
• Словесный и наглядный методы (используется в теоретическом блоке данной программы)
• Репродуктивный метод (через практические задания).
• Метод «спирали» (некоторые темы являются сквозными на протяжении всего времени, таким образом, материал постепенно усложняется, а полученные ранее знания закрепляются посредством повтора).
Отдельное внимание отводится методам креативной педагогики, таким как:
• открытые задачи;
• методы критического мышления.
Используются игровые технологии обучения, методы проблемного обучения, развития критического мышления.
Объем программы
Программа рассчитана на один год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 72 часа в год, 2 часа в неделю.
Организация и проведение образовательного процесса по программе предполагает использование различных форм обучения и воспитания:
• теоретические занятия: аудиторная лекция, беседа, дискуссия, диспут, анализ и обсуждение предложенных педагогом изданий, логическая игра и др. ;
• практические занятия: посещение мероприятий, творческие встречи, проектная деятельность, внеаудиторная самостоятельная работа – с определенной базой заданий;
• исследовательская деятельность (сбор материала; изучение специальной литературы, информационные доклады, сообщения и др.);
• групповая работа ( работа над текстами с комплексным заданием: набор, вычитка, правка редакторская и корректорская, поиск информации в Интернете);
• индивидуальная работа (фоторепортаж, интервью, зарисовка, эссе и т. д.).
Большое место занимает самообразование и творческая деятельность журналистов. Они самостоятельно выбирают темы, формы подачи материала.
Каждый выпуск газеты – это отражение самостоятельного творчества обучающихся, их интересов, увлечений. В период работы над газетным материалом происходит его корректировка в соответствии заявленным темам и планированию.
Работа над очередным номером газеты имеет большое обучающее значение: все теоретические знания закрепляются на практике. Участие в творческих конкурсах помогает понять всю ценность проделанной работы, выявляет достоинства и недостатки газеты, формирует творческую самооценку учащихся, помогает адаптироваться в определенной обстановке.
По окончании курса получатели социальных услуг должны:
- осознать свои собственные возможности в выборе гуманитарного профиля;
- знать основные понятия теории и практические навыки журналистского мастерства;
- знать особенности работы над идеей, темой, корреспонденцией, статьей, проектом;
- знать особенности написания публицистических, аналитических, художественных текстов, оформление их в статьи;
-знать основные приемы правки и редактирования текстов всех видов;
- знать и четко ориентироваться в основных направлениях журналистики, знать их задачи;
- уметь создавать материалы, отвечающие задачам всех трех направлений журналистских жанров;
- уметь планировать и создавать тематическую подборку, страницу, номер газеты;
- уметь анализировать написанные материалы, выделять их значимость.