Светлана Королева
Программа игровых занятий для детей 6–7 лет «Играем в лесную школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность программы
Школа — новый и очень важный этап в жизни ребенка. Дети в старшем дошкольном возрасте уже обладают довольно большим багажом знаний, но этого бывает недостаточно для того, чтобы, переступив порог первого класса, чувствовать себя уверенно. Cовременные образовательные программы предъявляют достаточно высокие требования к уровню подготовки детей. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД, выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте термин «универсальные учебные действия» определяется как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В составе основных видов УУД выделяются четыре блока: 1) личностный, 2) регулятивный, 3) познавательный, 4) коммуникативный. Успешная адаптация к обучению в начальной школе возможна лишь при условии полноценного формирования всех перечисленных видов УУД. Однако ряд детей, в силу различных причин имеют трудности в познавательной сфере, в межличностном общении, недостаточно сформированную саморегуляцию поведения, личностные проблемы.
Публикация «Программа игровых занятий для детей 6–7 лет „Играем в лесную школу“» размещена в разделах
Дети не всегда готовы справляться с новыми интеллектуальными, физическими, психологическими нагрузками. Успешное формирование УУД у этих дошкольников возможно лишь при условии оказания им своевременной психологической помощи, организации планомерной подготовки, которая поможет сохранить познавательную мотивацию, интерес к учебе, сделав переход к школьным занятиям более плавным и безболезненным. С целью оказания психологической помощи в формировании УУД у этих детей нами была разработана программа игровых занятий «Играем в «Лесную школу».
Программа предполагает развитие следующих познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Оптимальный возраст для развития и формирования произвольности этих процессов приходится на 6-7 летний возраст. Поэтому работа с детьми подготовительной к школе группы является наиболее продуктивной. Эта программа позволяет детям легче адаптироваться в группе детей, создает безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединяет детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, развитию сотрудничества. Развитие социальных навыков, осуществляемое в процессе групповых занятий, позволяет старшим дошкольникам преодолеть трудности в общении со сверстниками и успешно адаптироваться к обучению в школе.
Цель: Создание условий для успешной адаптации дошкольников к обучению в начальной школе посредством развития универсальных учебных действий.
Задачи:
1. Развивать познавательный компонент УУД посредством формирования процессов восприятия, внимания, памяти.
2. Развивать регулятивный компонент УУД за счет активизации психофизических индивидных свойств.
3. Развивать личностный компонент УУД за счет формирования адекватной самооценки и стремления к саморазвитию.
4. Развивать коммуникативный компонент УУД посредством освоения навыков общения.
Комплексная система игровых занятий с дошкольниками строится с учетом следующих принципов:
Учёта возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. На всех занятиях педагог ориентируется на ребё нка: его умственные способности, тип темперамента, особенности в сфере общения и другие индивидуальные особенности.
Доступности, который проявляется в соответствии возрастным нормам уровня сложности заданий, ориентировка на ведущий вид деятельности – игровую.
Единства коррекционных, профилактических и развивающих задач. Занятия с одной стороны корригируют нарушения в психическом развитии ребёнка, с другой стороны, помогают предотвратить ещё невозникшие проблемы в отдельных сферах развития личности дошкольника.
Единства диагностики и коррекции. По результатам диагностики психического развития детей формируется группа, с которой проводятся игровые занятия коррекционной или развивающей направленности. Эти занятия на протяжении реализации программы могут выступать диагностическими данными продвижения развития ребёнка.
Комплексности методов психологического воздействия. На каждом занятии предполагается использование в комплексе методов и приёмов, позволяющих охватить все сферы личности ребёнка (личностную, познавательную, социальную).
Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
Принцип системности предполагает проведение занятий по определённому графику (1 раз в неделю).
Принцип закрепления усвоенного. На каждом последующем занятии повторяется и обобщается пройденный материал.
Ожидаемые результаты:
1. Успешная адаптация детей к школе; повышение мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению.
2. Повышение самооценки, увеличение работоспособности, улучшение поведения детей и их взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
3. Развитие произвольности психических процессов, волевой регуляции, самоконтроля.
Особенности программы :
При разработке программы игровых занятий использовалась концепция структуры личности Б. Г. Ананьева, который выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид (человек как биологическое существо, субъект деятельности (индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности, личность (человек как социальное существо, индивидуальность (интегральная характеристика человека, объединяющая три предыдущих уровня в одно целое).
Занятия проводятся в игровой форме, т. к. преобладающие мотивы поведения связаны с интересом к процессу игры. Одновременно играя с дошкольником, мы в процессе выполнения упражнений развиваем его способности к восприятию, запоминанию, удержанию внимания и мыслительные процессы. Игровая деятельность обучает ребенка управлять поведением и через взаимодействие с другими расширяет его ролевой репертуар. Курс в игровой форме знакомит со структурой учебного процесса, что позволяет дошколятам получать необходимые знания, умения, навыки в наиболее приемлемой для них форме. Своеобразие программы заключается в комбинировании различных видов деятельности, в чередовании общения, увлекательных игр и письменных упражнений. Своеобразием программы является использование на занятиях ряда здоровьесберегающих и инновационных технологий, таких как психогимнастика, арттерапия, сказкотерапия, ролевые и компьютерные игры, а также кинезиологические упражнения, позволяющие улучшить умственные способности детей. Групповые занятия приучают детей к ситуации учебного занятия, где важно слышать педагога, научиться слушать сверстников, взаимодействовать в учебной ситуации (отвечать на вопросы, выполнять учебные задания). Формируются основные принципы подготовки к школе : опираться на опыт самих детей, учить их наблюдать, сравнивать, усваивать знания от простого к сложному, многократно повторять, поддерживать личный интерес и успех каждого. Умение адекватно вести себя в социуме— один из самых важных уроков, который должен усвоить дошкольник. Навыки социализации обязательно будут опробованы в условиях школы, поэтому программа подготовки включает игровые задания на их тренировку. Общие групповые, индивидуальные занятия, самостоятельные сюжетно-ролевые, ситуативные игры детей – это проявление навыков внимания к себе и друзьям, навыков выполнять задания, играть по правилам, умение устанавливать контакты, планировать свои действия в условиях игры или игрового упражнения. Общение в группе увеличивает границы видения ребенком своих собственных возможностей через отражение действий других и с другими. Создание ситуации успеха выявляет способность ребенка в самоактуализации и помогает более эффективному усвоению получаемых знаний. Итоги подводятся в конце каждого занятия, ребенок сам может оценивать свои достижения в ходе занятия, а также участники группы могут оценить успехи товарища
Особенностью программы является ее компенсаторная функция, т. е. содержание и структура занятий отвечает актуальным потребностям детей в овладении ими теми или иными видами УУД как жизненно важными для них.
Предлагаемая программа носит универсальный характер, может использоваться как для развития, так и для коррекции детей, имеющих трудности в формировании любого из перечисленных выше видов УУД (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных). Общим (независимо от вида наиболее дефицитарных на данном этапе развития умений) является развитие учебной мотивации, предоставление опыта формирования позитивной системы отношений в группе, развитие личностных качеств, таких как знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки с принятыми этическими принципами, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Содержание предложенных занятий дает возможность активизировать творческий потенциал детей, способствует формированию у детей умения работать самостоятельно и стимулирует их активность. Обязательным элементом программы является психологическое сопровождение и обучение родителей участников занятий. Для них, параллельно с проведением групповых занятий для детей, планируется групповая и ряд индивидуальных консультаций.
Условия эффективности коррекционно-развивающей работы
• Создание атмосферы искренности, доверия, тепла, тем самым обеспечение прочности, единства межличностных взаимодействий в группе. Главная установка - на успех у каждого ребенка.
• Внимательное и уважительное отношение к индивидуальным склонностям и способностям детей. Поддержка и развитие того, что самобытно, оригинально, что является ценным вкладом каждого ребенка в группу.
• Учет добровольности детей при выполнении упражнений.
• Поощрение и поддержка попытки овладеть своим поведением, объяснять свою позицию; внимание к тому, что делаешь, думаешь, чувствуешь сам и другие люди.
• Использование содержательной оценки и в то же время сужение и конкретизация сферы действия оценочного суждения.
• Стимуляция мотива «быть не хуже других».
Для реализации данной программы важно определить три этапа работы: диагностический, формирующий, контрольный.
I этап. Предлагаемая комплексная методика на диагностическом этапе (сентябрь-октябрь) является надежным и эффективным средством диагностики школьной готовности и позволяет получить информацию о целостном развитии ребенка к началу школьного обучения. Не зная особенностей развития детей дошкольного возраста, нельзя правильно организовать занятия, установить доверительные отношения взрослого и ребенка, учитывать эмоциональное состояние, создать предметно-развивающую среду. Весь комплекс методик направлен на формирование предпосылок УУД - «универсальных учебных действий», которые занимают центральное место в общей картине социально – психологической зрелости будущего школьника.
Условия формирования группы. В состав группы могут входить дети с различным уровнем психологической готовности к школьному обучению, с акцентуацией различных проблем, с тем, чтобы дети помогали друг другу в приобретении новых психологических навыков (с нарушениями в речи, имеющими низкое статусное положение в группе детского сада, неуверенные в себе, агрессивные, замкнутые, тревожные; отличающиеся неорганизованностью поведения, неумением планировать, регулировать и оценивать свои действия).
II этап. Содержанием формирующего этапа является проведение игровых занятий по программе «Играем в «Лесную школу». Программа игровых занятий рассчитана на 2,5 месяца, периодичность занятий 1 раз в неделю, количество занятий- 10, продолжительность 35-40 минут. Количество детей на занятиях не должно превышать 6-8 человек, что создает оптимальные условия для индивидуальной работы и обеспечивает вариативность общения.
Цикл игровых занятий можно провести повторно или параллельно с другим составом детей, что обусловлено целями и задачами работы психолога
Основополагающим на игровых занятиях является наличие определённых структурных компонентов, последовательность проведения которых являются залогом эффективности занятия, достижения поставленных целей.
Рассмотрим подробнее структурные компоненты занятия.
1. Приветствие. Цель: установление контакта, создание положительного настроя на занятие
Приветствие носит ритуальный характер. Продолжительность – 1 мин
2. Выбор роли. На этом этапе детям предлагается взять на себя роль определённого животного в «Лесной школе» и надеть соответствующую маску. На каждом занятии дети выбирают разные маски и играют соответственно разные роли (о характерах, особенностях и повадках различных зверей нужно проинформировать детей до начала занятий через беседу, игру, театрализацию). Если ребёнок не соглашается быть тем или иным зверем, нужно напомнить о правилах игры и правилах очерёдности – все дети смогут побывать разными персонажами. Каждый лесной житель должен стараться во всем следовать избранной роли, и психолог в образе Совы – учителя на протяжении занятия помогает детям в этом. Кроме этого, на каждом занятии взрослый выбирает «дежурного», который во многом выполняет функции учителя: даёт задание, следит за порядком. В роли такого помощника учителя должны побывать все дети. Момент принятия роли важен для решения проблем адаптации к школе, снятия тревожности и других негативных эмоций. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Им легче через сказочные образы лесных школьников рефлексировать свои поступки, осознавать причины своих волнений, учиться сотрудничать и взаимодействовать в коллективе. Продолжительность – 1-2 мин
3. Игра в кругу решает задачи развития коммуникативных способностей, позитивного восприятия самого себя, повышение самооценки. Взрослому важно поддерживать инициативу, творческое самовыражение детей робких, нерешительных, с низкой самооценкой и низким статусным положение в группе. Игра подбирается с минимальной двигательной активностью, т. к. предшествует основной части занятия – уроку в «Лесной школе», и дети должны легко переключиться на процесс обучения. Продолжительность – 3-4 мин
4. Переход в класс осуществляется после игры, когда прозвенит звонок – символ школьной жизни, который организует детей, настраивает на начало урока. Продолжительность – 1-2 мин
5. Кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Кинезиологические упражнения в чередовании с пальчиковой игрой активизируют психофизические индивидные свойства, улучшая умственные способности детей. Продолжительность – 2 мин
6. Игровые упражнения на развитие познавательных процессов являются основной частью занятия и решают задачу формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий. В данной части занятия важно сохранять игровую ситуацию, в которой будут развиваться внимание, память, мыслительные процессы, мелкая моторика. Основополагающим должен быть не сам процесс обучения детей, а создание условий для самостоятельной деятельности, творческого проявления, умение сотрудничать, коллективно решать интеллектуальные задачи. Если в детском саду имеются соответствующие условия, часть игр и упражнений можно заменить компьютерными познавательными играми. Продолжительность – 8-10 мин
7. Перемена. Об окончании урока и перемене свидетельствует школьный звонок, после чего дети приводят в порядок рабочее место и переходят в другую часть зала (можно назвать «актовым залом», где садятся на стулья в кругу и после повторного звонка начинают следующий «урок». Данную часть занятия рекомендуется проводить в виде двигательной разминки – ходьбы с движениями, которая помогает детям снять психофизическое напряжение после «урока» и немного отдохнуть. Продолжительность – 2 мин
8. Ролевая игра (тренинг навыков школьного поведения, навыков общения, умения делать нравственный выбор). В основе данной структурной части занятия лежит работа над проблемными ситуациями школьной жизни (по мотивам коррекционных сказок М. А. Панфиловой, которые должны помочь ребенку выстроить модель возможных отношений с учителем, одноклассниками в новой жизненной ситуации; опробовать в безопасной форме разные варианты поведения в значимых ситуациях общения и т. д. Кроме обсуждения различных ситуаций, предложенных учителем, детям предлагается эти ситуации разыграть в соответствии с выбранной ролью лесного жителя, с тем, чтобы дети нашли решение, сделали правильный выбор. Продолжительность – 8-10 мин
9. Игровые упражнения решают задачу снятия мышечных зажимов и снижения психоэмоционального напряжения. Продолжительность – 2 мин
10. Рефлексия. Цель: развитие чувственной основы, организация обратной связи, развитие самооценки. После занятия важно научить детей рефлексировать своё состояние, говорить о своих ощущениях, достижениях, удачах и неудачах. Ребенок сам может оценивать свои достижения в ходе занятия, а также участники группы могут оценить успехи товарища. Продолжительность – 2-3 мин
11. Прощание. Данная часть занятия, также как и приветствие, носит ритуальный характер, не изменяясь на протяжении всех занятий. Продолжительность – 1 мин
Учебно-тематический план игровых занятий
1. Вводное. «Приветствуем друг друга»
2. "Драки"
3. "Поссорились-помирились"
4. "Обида"
5. "Не бери чужое"
6. "Доброта"
7. "Плохие слова"
8. "Настоящие друзья"
9. "Добрые слова"
10. Заключительное диагностическое обследование (коммуникативные навыки, эмоциональное состояние, самооценка)
По каждой теме занятий для детей проводятся индивидуальные консультации для родителей по запросу.
11. Заключительное занятие для родителей. «Как помогать ребенку дома».
Расчет времени.
** 1 час групповой работы включает:
а) теоретическая часть: информационный блок;
б) практическая часть соответственно возрастным нормам (6-7 лет - 30-35 мин);
в) время на организацию и завершение учебно-игрового процесса (подготовка компьютера к работе, установка программ, проветривание помещения, подготовка демонстрационного материала и т. д.) в соответствии с реализацией задач проводимого занятия.
III этап. Контрольный этап заключается в тестировании с целью определения эффективности проведенных занятий, овладении детьми определённого навыка. Оценка результативности психокоррекционного воздействия может быть как субъективная - оценивание успешности самим психологом и детьми, так и объективная - достижение целей и задач с помощью методов психодиагностики. При этом важно, чтобы на стадии сбора психологического анамнеза и на стадии оценки результатов применялись одни и те же психодиагностические методы. Диагностика позволяет проследить динамику развития каждого ребенка, своевременно оказать квалифицированную помощь. Таким образом, оценка результатов программы проводится :
На основе сравнительного анализа диагностического обследования готовности дошкольников к обучению в школе на начало и конец учебного года.
На основе анализа обратной связи, получаемой от детей : (эмоциональное состояние, самооценка, взаимоотношения с окружающими, возрастающий интерес к выполнению специальных упражнениях на развитие учебных склонностей; повышение уровня активности участников занятий, желание сотрудничества)
На основе анализа экспертной оценки родителей и ведущих занятия (эмоциональное состояние, самооценка, взаимоотношения с окружающими)
Для всех детей, независимо от вида наиболее дефицитарных на данном этапе развития умений, ожидается:
• Развитие познавательных УУД:
• Развитие внимания
• Развитие оперативной памяти
• Развитие визуального мышления
• Развитие регулятивных УУД
• Развитие личностных и коммуникативных УУД (развитие учебного сотрудничества)
Материальное обеспечение:
• Кабинет психолога, либо отдельное помещение со свободным пространством для проведения подвижных игр
• Столы, стулья по количеству детей
• Ширма
• Игрушки и пособия: маски зверей, мяч, простые и цветные карандаши, тетради в крупную клетку
• Проектор, компьютер, цифровой носитель
• Магнитная доска с магнитами и доска со специальными фломастерами.
• Листы бумаги форматом А4 и А3.
• Дополнительные материалы описаны в конспектах занятий.
Литература:
1. Агафонова И. Н. Готовимся к школе. Учебное пособие для занятий с дошкольниками. - СПб Издательский дом МиМ -1997
2. Арцишевская И. Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников. - М. : Книголюб, 2009
3. Алябьева Е. А. «Психогимнастика в детском саду» 2003
4. Безруких М. М. Ступеньки к школе -М. : Дрофа, 2001
5. Громова Т. В. Сказочная подготовка к настоящей школе. - М. : Генезис, 2003
6. Ильина М. Н. Подготовка к школе : развивающие упражнения и тесты. - СПб: Дельта, 1998
7. Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. - М. : «Гном- Пресс», «Новая школа», 1998
8. Куражева Н. Ю., Козлова И. А. Приключение будущих первоклассников: психические занятия с детьми 6-7 лет. - Спб. : Речь, 2007
9. Монина Г. Б., Лютова - Робертс Е. К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб. : Издательство "Речь", 2006.