Юлия Ибрагимова
Программа «Хореографические фантазии»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа рассчитана на детей от 5 до 7 лет;
Срок реализации программы: 1 год.
Автор-составитель: педагог дополнительного образования Ибрагимова Юлия Валерьевна
Пояснительная записка.
Современные психологи утверждают, что каждый человек от рождения обладает своим ресурсом способностей, которые проявляются или не проявляются в зависимости от окружающей среды. Дети – ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из важнейших ресурсов.
Публикация «Программа „Хореографические фантазии“» размещена в разделах
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Работа музыкального руководителя
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития способностей, чем дошкольное детство трудно представить. Помочь детям создать благоприятные условия для самореализации и само актуализации – основная задача педагога.
Для проявления способностей необходима мотивация. Поэтому многое зависит от педагога — именно он может создать соответствующую мотивацию, поставить перед ребенком какую-нибудь заманчивую цель, для достижения которой необходимы постоянные занятия любимым делом, научить ребенка использовать свои творческие способности. Выявление способностей должно начинаться как можно раньше, на основе изучения психологических особенностей, наблюдения, диагностики.
Объем:
Реализация программы «Постановка хореографических спектаклей для детей дошкольного возраста» рассчитана на срок 1 учебный год. Она включает в себя 2 занятия в неделю (56 часов в учебном году). Длительность занятия составляет 30 минут. Программа рассчитана на группу детей старшего и подготовительного к школе возраста в количестве не более 16 человек.
В структуру занятия входит:
- повтор ранее изученного материала,
- разучивание нового танцевального этюда,
- отработка эмоциональной окраски образа героя,
- игры, этюды на развитие воображения.
Цель, задачи и ожидаемые результаты.
Цель:
Повышение качества и эффективности работы с детьми через внедрение новой программы «Постановка хореографических спектаклей для детей дошкольного возраста».
Основные задачи, решаемые внедрением разработки:
• Создание условий для развития и реализации творческого потенциала детей.
• Отработка и апробация новой программы «Постановка хореографических спектаклей для детей дошкольного возраста».
• Развитие творческих способностей детей при помощи постановки этюдов на заданную тему или музыкальное произведение.
• Воспитание у детей чувства ответственности, умения контролировать свои эмоции, осознанный подход к занятиям.
Ожидаемые результаты от внедрения программы:
1.Оказание помощи и поддержки детям. Реализация их интересов, потребностей и творческого потенциала.
2.Повышение качества и эффективности работы через внедрение программы–«Постановка хореографических спектаклей для детей дошкольного возраста».
3.Развитие музыкальности:
- уметь двигаться под незнакомую музыку;
- узнавать знакомые музыкальные произведения и их композиторов;
- уметь выражать в движении характер музыки и её настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;
- уметь передавать основные средства музыкальной выразительности: темп – разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания); регистр (высокий, средний, низкий); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3-частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями, а также вариации.
- различать жанр музыкального произведения – плясовая, вальс, полька, старинный и современный танец, марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.
- уметь правильно пользоваться простейшими музыкальными терминами: темп, ритм.
4. Развитие двигательных качеств и умений:
Уметь передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений:
Основные движения:
- ходьба (бодрая, спокойная, на полу пальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, «с каблучка», вперед и назад (спиной, с высоким подниманием колена (высокий шаг, ходьба «гусиным» шагом, с ускорением и замедлением;
- бег (легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий);
- прыжковые движения (на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой, боковой, поскок «легкий» и «сильный», на скакалке и др.
Общеразвивающие упражнения:
- уметь выполнять упражнения на гибкость, плавность движений;
- уметь передавать динамику настроения («обида», «радость», «страх» и т. д.)
- плясовые движения (элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движения: переменный шаг, шаг с притопом, вальсовый шаг, шаг танго, шаг польки и др.
5. Развитие умений ориентироваться в пространстве:
- самостоятельно находить свободное место в зале, выполнять различные виды перестроений (в круг, в несколько кругов, в пары, друг за другом, в шеренгу, в колонну, по диагонали, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и др. ,
- самостоятельно выполнять перестроения и уметь их моделировать на плоскости листа бумаги, магнитной доске, фланелеграфе.
6. Развитие творческих способностей:
- уметь исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку;
- уметь самостоятельно находить свои оригинальные движения;
- уметь оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям;
- уметь описывать словами музыкальный образ и содержание музыкального произведения;
7. Развитие и тренировка психических процессов:
- уметь выражать эмоции в мимике и пантомимике (разнообразные по характеру настроения);
- уметь изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения – по фразам.
8. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:
- уметь сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение, выражая это в пластике;
- мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить её на место.
Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребенка
(по А. И. Бурениной).
Цель диагностики: Выявление уровня музыкального и психомоторного развития ребенка (начального уровня, динамики развития, эффективности педагогического воздействия).
1.Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом.
Пример оценки:
Высокий уровень – движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой нюансировкой, фразами.
Средний уровень – передают только общий характер, темп и метроритм.
Низкий уровень – движения не совпадают с ритмом, ориентированы только на начало и конец звучания, а также на счет и показ взрослого.
2.Эмоциональная сфера - выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и др.)
3. Творческие проявления – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные оригинальные «па».
4. Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса движения.
5. Память – способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная.
Оценка:
Высокий уровень – запоминают с 3-х-5-ти исполнений по показу педагога.
Низкий уровень – неспособность запомнить последовательность движений или потребность в большом количестве повторений.
6. Подвижность (лабильность) нервных процессов
Проявляется в скорости двигательной реакции на изменение музыки.
Норма – это соответствие исполнения упражнений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т. п.
Запаздывание, задержка и медлительность в движении отмечаются как заторможенность. Ускорение движений, переход от одного движения к последующему без четкой законченности предыдущего (перескакивание, торопливость) отмечаются как повышенная возбудимость.
7. Координация, ловкость движений – точность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движениях); правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе (а также и в других общеразвивающих видах движений).
8. Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения («рыбка», «полу шпагат» и др.).
Подготовительная работа.
На основе диагностики были выявлены дети, у которых вызвали наибольший интерес и отклик творческие задания, а именно: умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку, создавать новые образы и движения. Я решила, что хореографические постановки спектаклей наиболее эффективно и полно помогут им раскрыться и реализоваться. Эти дети были выделены в отдельную группу.
Подготовительная работа состоит из следующих этапов:
1. А) Музыкальная пантомима (в том числе жесты).
Знакомство детей с жестами общения. Сообщение их значения. Первоначальное освоение пантомимики движений происходит без музыки. Например: призывные махи рукой к себе, сопровождающиеся словами «иди сюда», «ау!», «одеваем платочки», «грозим пальчиком» и т. д.
Б) Танцевальные движения.
Знакомство детей с основными положениями корпуса и их значениями. Этот позволяет сразу активно включить в выразительные движения руки и корпус. Знакомство детей с танцевальными движениями.
2. А) Учить детей перевоплощаться в образы сказочных персонажей на основе творческого использования в сюжетном танце языка выразительности движений (известным им по первому этапу).
Б) Использование упражнений с реальными предметами и на запоминание физических действий, например: «умывание», «колка дров» и т. д.
3. Выбор литературного произведения: сказки «Муха – Цокотуха» (1-ое полугодие, «Кошкин дом» (2-ое полугодие). Эти произведения насыщены персонажами и позволяют наделить каждого героя своим неповторимым характером и своеобразными движениями. Чтение и обсуждение произведения с детьми.
4. Составление фонограммы из отдельных музыкальных произведений, которые наиболее полно раскрывают образы действующих лиц. Прослушивание и обсуждение фонограмм с детьми.
5. Создание эскизов костюмов, которые бы легко одевались, не сковывали движений, были ярки и эстетичны. Рассматривание и обсуждение с детьми.
6. Распределение ролей. (С учетом желания детей).
На каждом занятии разучивается отдельная часть спектакля. Большое внимание уделяется артистизму детей, каждое движение должно быть не только технически отточено, но и осмысленно. Этот этап очень длительный и завершается он сведением в единое целое всех частей спектакля.