Светлана Миронова
Программа группы кратковременного пребывания
▼ Скачать + Заказать документы
Программа группы кратковременного пребывания «Кроха» для неорганизованных детей и их родителей.
Цель программы : Создать благоприятные условия социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствующие повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.
Ожидаемые результаты
• Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-педагогической службой ДОУ.
• Становление доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
Публикация «Программа группы кратковременного пребывания» размещена в разделах
• Решение конкретных проблем в вопросах воспитания детей дошкольного возраста на этапе раннего возраста.
• Улучшение материально-технической базы учреждения.
Территория, представляющая программу МБДОУ № 289
Автор программы Творческая группа МДОБУ № 289
Зам. зав по ВМР Е. Б. Наговицына
Руководитель программы Заведующий Т. Л. Кашеварова
Кадровое обеспечение 10 педагогов: заведующий, зам. зав. по ВМР, инструктор по физическому, музыкальный руководитель, педагог – психолог, 2 воспитателя, старшая медсестра.
Участники программы Педагоги, дети, родители.
Общее количество семей, участвующих в программе
___ семей.
«Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к
будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.
И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум
и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Актуальность.
Многие родители и воспитатели дошкольных образовательных учреждений сталкиваются с определенными трудностями при адаптации ребенка к условиям детского сада. Сущность данной проблемы, прежде всего, состоит в том, что привыкание детей к новым условиям приводит к таким негативным последствиям, как частые простудные заболевания, тяжелое прощание с родителями, долгое страдание ребенка после того, как родители ушли, слезы, капризы, агрессия, страхи и т. д.
Адаптация - от латинского слова «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном.
Социальная адаптация – постоянный процесс активного приспособления ребенка к условиям новой социальной среды.
Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в детский сад у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Возраст ребенка при поступлении в ДОУ может быть разным: и первый, и второй, и третий год жизни. Однако первое посещение детского сада в любом возрасте является стрессовой ситуацией для малыша.
В течение второго и третьего года жизни происходит интенсивное сенсорное развитие, развитие движений, речи (пассивной и активной, охотно вовлекается в продуктивно-познавательную деятельность.
Данный период наиболее ответственен для последующего развития человека, поэтому необходимо вовремя выявить и развить в нем потенциальные возможности.
Второго и третьего года жизни ребенка отличается огромным интересом к окружающему миру, что необходимо поддерживать, подробно рассказывая об интересующих его предметах, отвечая на многочисленные вопросы.
Цель:
создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствующих повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.
Задачи:
• ознакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
• подготовить ребенка к посещению детского сада;
• создать непрерывную систему в воспитательно-образовательной работе ДОУ с семьей.
Основные направления программы :
1. Создание адаптационной группы детей с 1,5 лет до 3 лет на базе МБДОУ № 289 с целью подготовки детей к поступлению в детский сад без тяжёлых форм адаптации, предотвращения дезадаптационных явлений.
2. Совместное участие в развитии и воспитании родителей ребёнка и педагогов, установление продуктивного сотрудничества ДОУ и семьи.
3. Создание необходимых и обогащённый условий раннего разностороннего развития детей раннего возраста.
Программа выполнения работ :
Этапы и сроки реализации: I этап «Подготовительный».
• Анализ опыта работы других учреждений.
• Изучение спроса родителей.
• Разработка программы.
• Подбор необходимого оборудования и создания условий в ДОУ.
. II этап «Основной».
• Запуск и апробация различных форм работы с детьми и родителями адаптационной группы.
III этап «Обобщающий».
• Подведение практических итогов реализации программы.
• Педагогическая диагностика адаптации детей к ДОУ, посещающих группу «Кроха».
• Опрос удовлетворённости родителей и педагогов.
Предполагаемые результаты программы :
1. Создание консультативного пункта молодой семьи по вопросам воспитания детей, не посещающих детский сад.
2. Создание системы совместного подхода к решению проблем воспитания детей дошкольного возраста, сохранения и укрепления их здоровья (физического и психического).
3. Увеличение доли детей, проходящих адаптацию к ДОУ в лёгкой степени, без стресса и заболеваний до 95%.
4. Стабильная привлекательность учреждения для родительского контингента района.
5. Привлечение дополнительных внебюджетных средств на нужды образовательного процесса и оздоровления детей дошкольного возраста, повышение уровня оплаты труда педагогов ДОУ.
6. Укрепление и совершенствование материально-технической базы ДОУ.
Научно – методическое обеспечение программы.
В современной педагогической литературе представлено три точки зрения на социализацию:
• Процесс адаптации к окружающему миру (приспособление – главное средство и цель социализации);
• Совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит, репродуцирует определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих адекватно функционировать в обществе (И. С. Кон);
• Процесс развития человека во взаимодействии с окружающей средой (А. В. Мудрик).
Данные точки зрения на социализацию можно рассматривать одновременно и как этапы социального развития ребёнка (от адаптации к интеграции и дифференциации, однако в конкретной воспитательной работе всё-таки необходимо обеспечивать условия для активного взаимодействия ребёнка с окружающей действительностью в процессе вхождения в мир культуры и преобразования внутреннего мира на этой основе.
Социализация определяется:
• Как процесс включения человека в социальную практику, усвоение общественного опыта через выполнение определённой роли в практической деятельности;
• Процесс усвоения человеком существующих в обществе норм, ценностей и типичных форм поведения, а также установление индивидуальных норм, отвечающих интересам общества.
Л. С. Выготский рассматривал социализацию как присвоение индивидом общественного опыта, культуры, так называемое «окультуривание» ребёнка через взаимодействие с носителем социального опыта. При этом опыт перерабатывается и возвращается в культуру в виде определенных индивидуальных достижений.
Общее для всех точек зрения на социализацию: в ходе взаимодействия с социумом человек «окультуривается», персонализируется (проявляет себя как активную и изменяющую других людей личность) и персонифицируется (становится индивидуальностью).
В. В. Зеньковский в работе «Психология детства» подчёркивает, что личность ребёнка может нормально развиваться лишь в социальных условиях. Задача воспитания, по мнению автора, в том и заключается, чтобы эти социальные условия не подавляли, а питали личность, а с другой стороны, чтобы личность проявляла себя не в грубом самоутверждении, но в истинном сотрудничестве с другими людьми.
На основе исследований Л. Я. Олифиренко, Т. И. Шульги, и. Ф. Дементьевой можно выделить специфику социализации детей:
• У детей корректируются базовые ценностные ориентации, закрепляющиеся на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум;
• Дети усваивают социальные нормы как предписанные регуляторы поведения;
• У детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения (мотивационно - потребностная сфера).
В этом смысле выходом из создавшегося положения видится организация комплексного сопровождения социальной адаптации ребёнка, в том числе в рамках ДОУ. Главная роль в этом процессе отводится специально организованной социально-педагогической деятельности по оказанию помощи и поддержки, направленных на благоприятную социализацию ребёнка.
Существует несколько направлений в организации оптимального режима адаптации ребёнка к детскому саду. Базовое и наиболее эффективное направление, складывается в процессе взаимодействия ДОБУ и семьи. Именно в тесном сотрудничестве с ней возможно создать необходимые условия для благоприятного развития ребёнка.
Для успешной адаптации ребёнка к режиму ДОБУ необходимо создавать группы кратковременного пребывания ребёнка за 6–8 месяцев до его поступления в ДОУ. Родители с детьми могут посещать ДОБУ один раз в неделю: утром или вечером, по два часа. Позднее – через 2–3 месяца (с учётом пожеланий родителей и рекомендаций специалистов) 2 раза в неделю.
Ожидаемые результаты программы :
• Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-педагогической службой ДОУ.
• Становление доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
• Решение конкретных проблем в вопросах воспитания детей дошкольного возраста на этапе раннего возраста.
• Улучшение материально-технической базы учреждения.
Механизмы реализации программы :
• Определение социального запроса на адаптационную группу в ДОУ среди жителей поселка.
• Разработка содержания и форм работы адаптационной группы.
• Диагностика результативности работы адаптационной группы, мониторинг качества образовательных и консультационных услуг.
• Обобщение результатов реализации программы.
Программа предусматривает несколько блоков:
работа с детьми,
работа с родителями,
взаимосвязь с другими специалистами.
Блок 1: Работа с детьми.
Этапы работы:
1. Знакомство с ребенком на основе документов.
2. Осуществление систематического наблюдения за состоянием здоровья ребенка.
3. Наблюдение за взаимодействием ребенка со сверстниками и взрослыми.
4. Формирование навыков общения.
5. Педагогическая диагностика.
Блок 2: Работа с родителями.
Этапы работы:
1. Встречи, беседы с родителями.
2. Сбор необходимой документации.
3. Консультации по воспитанию и развитию ребенка.
4. Анкетирование.
5. Встречи и консультации со старшей медсестрой.
Блок 3: Взаимосвязь с другими специалистами.
Этапы работы:
1. Определение уровня развития.
2. Составление плана работы в период адаптации специалистами:
воспитателями, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог-психолог, ст. медсестра.
4. Заполнение карт наблюдений за ребенком в период адаптации.
Результат:
1. Разработка индивидуального режима в период адаптации.
2. Консультации и рекомендации для родителей.
3. Создание условий для благоприятного течения периода адаптации посредством взаимосвязи всех блоков.
Кадровое обеспечение:
1. Заведующий.
2. Заместитель заведующего по ВМР.
3. Воспитатели
4. Инструктор по физической культуре
5. Музыкальный руководитель
6. Педагог-психолог
7. Старшая медсестра.
Предметно-развивающая среда в группе
кратковременного пребывания
Для развития ребенка необходима предметно-развивающая среда, с учетом интересов, потребностей, уровня развития каждого воспитанника, которая стимулирует и поддерживает самостоятельность и инициативу детей.
Предметно-развивающая среда помогает обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально-положительную атмосферу в группе. Она помогает проводить игры-занятия, приучает детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
Предметно-развивающая среда организована в соответствии с возрастными особенностями детей посещающих ГКП «Кроха» с 1.5 до 3 лет, функциональным назначениям и соответствует нормам СанПиНа.
В группе оформлены : зона двигательной активности, учебная зона, уголок изобразительной деятельности, книжный уголок, элементы некоторых видов театра, игровая зона, дидактический стол, центр развивающих игр.
В центре развивающих игр собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Это матрешки с вкладышами. Наборы грибочков разного цвета, шнуровки, разные виды мозаик, застежки, пирамидки и. т. д.
Дидактический стол – это часть центра развивающих игр. Работа организуется по двум направлениям:
- проведение игр – занятий с небольшой группой детей и индивидуально. Цель данных занятий: развитие сенсорных способностей.
- побуждение малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом. Взрослый наблюдает за работой ребенка, при необходимости оказывает ему помощь.
При организации среды учитываются:
• возрастные особенности развития детей;
• уровень сформированности ведущей и типичных видов деятельности;
• индивидуальные особенности, склонности и предпочтения ребенка.
В детском саду предметно-развивающая среда ГКП состоит
из следующих помещений:
• комната для раздевания и ожидания родителями (приемная);
• комната для игр и занятий;
• Музыкальный зал;
• Физкультурный зал.
Функциональное назначение помещений, составляющих
предметно-развивающую среду ГКП
Помещение Применение
Раздевалка для детей и взрослых Привитие культурно-этических норм (церемония приветствия друг друга и прощания); формирование навыков раздевания и одевания, и т. п.
Материал, необходимый для работы родителей с детьми дома (потешки, песенки, стихи); групповые правила,режим работы, расписание занятий).
Наглядный информационный материал для родителей (консультации по вопросам воспитания и обучения детей).
Комната для игр и занятий Формирование ролевых действий, стимуляция сюжетно-отобразительной игры. Развитие социальных навыков, сенсорных способностей, познавательного и речевого развития, конструктивной деятельности и др.
Музыкальный зал Развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование эстетического вкуса через использование различных видов и форм организации музыкальной деятельности.
Физкультурный зал Развитие двигательной активности детей, обучение навыкам правильной ходьбы и другим видам основных движений, развитие крупной и мелкой моторики, координации движений.
План работы консультационного пункта для родителей.
Месяц Тема
Октябрь «Какие они – малыши?»
Возрастные особенности развития детей.
Ноябрь «Режим дня и его значение»
Декабрь «Особенности игровой деятельности детей второго, третьего года жизни».
Январь Какой должна быть жизнь ребенка, не посещающего детский сад.
Февраль «Влияние развития моторики на развитие речи»
Март «Окружающая среда как фактор развития и воспитания»
Апрель «Оздоровительно-закаливающие мероприятия с детьми второго, третьего года жизни»
(медсестра)
Май
«Адаптация к детскому саду»
«Готов ли ваш ребенок к детскому саду?»
ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ
Время пребывания
с 9.00 до 11.00
Приветствие детей, осмотр, игры.
9.00-9.30
Индивидуальное общение с педагогом, совместная деятельность взрослого и ребенка
9.30-9.40
Подгрупповая организованная
образовательная деятельность
9.40-9.50
Самостоятельная
игровая деятельность
9.50-10.10
Занятие со специалистами
(ИЗО, музыка, физкультура)
10.10-10.25
Игры, уход детей домой,
консультации для родителей
10.25-11.00
Перспективный план работы с детьми
СЕНТЯБРЬ
недели Тема
1. 1. Обработка информации из детской поликлиники о контингенте детей в возрасте от 1.5 до 3 лет, не посещающих ДОУ.
2. Опрос родителей, желающих посещать адаптационную группу.
2. 1. Встреча с родителями, сбор необходимой документации.
2. Анкетирование.
3. Анализ анкет.
3. 1. Знакомство с детьми.
2. Свободные игры детей.
3. Экскурсия по детскому саду.
4. Беседа с родителями об особенностях развития детей.
4. 1. Знакомство с детьми.
2. Свободные игры детей.
3. Экскурсия по детскому саду.
4. Беседа с родителями об особенностях развития детей.
ОКТЯБРЬ
недели Тема
1. 1. Кукла Катя показывает свой наряд.
Цель: Научить показывать и называть одежду, обувь у куклы и у
себя. Повторять слова за взрослыми «иди», «Катя», «к нам».
2. Подвижная игра «Паровоз».
Цель: Учить детей ходить друг за другом.
2. 1. Катание с лотка цветных шариков.
Цель: Учить детей выполнять действия по показу воспитателя. Знакомить с цветом.
2. Музыкальная игра «Прятки».
Цель: В соответствии с текстом правильно выполнять движения.
3. 1. Рассматривание картинок на тему: «Как живут домашние животные».
Цель: Расширять знания детей о домашних животных, активизировать речь детей.
2. Чтение потешки «Как у нашего кота…»
Цель: Продолжить знакомство с малыми фольклорными формами, обогащать речь детей словами и строчками стихов.
3. Подвижная игра «Кот и мыши».
Цель: Развитие координации движений, ловкости, формирование правильной осанки.
4. 1. Ознакомление с художественной литературой. Чтение потешки «Сорока, сорока».
Цель: Учить детей воспроизводить доступные им звукосочетания, слова текста
2. Игры с мячом в спортивном зале «Послушный мячик».
Цель: Обучить бросанию мяча.
ОКТЯБРЬ
недели Тема
1. 1. Ай, да -эти игрушки!
Цель: Обогатить активный словарь детей словами-названиями игрушек.
Формировать устойчивые представления о величине, форме, цвете, количестве.
2. Подвижная игра «Зайка серый».
Цель: Учить детей выполнять движения, согласно игре.
2. 1. Листик желтый, листик красный.
Цель: Знакомить детей с временем года. Учить имитировать полет листьев с деревьев, знакомить с цветом.
2. Музыкальная игра «Показали- спрятали».
Цель: В соответствии с текстом правильно выполнять движения с листиком.
3. 1. Собачка Жучка.
Цель: Закрепить знания о собаке и ее детеныше — щенке.
Формировать устойчивые представления о понятиях «большой-маленький.
2. Подвижная игра : «Вот сидит лохматый пес».
3. Игра : «Узнай по голосу».
Цель: Определить из многих звуков животных лай собаки.
4. 1. Наш дружок веселый мячик.
Цель: Формировать устойчивые представления о величине (большой -маленький, количестве (один-много, расположении в пространстве (верх-низ, цветах (красный, синий).
2. Чтение стихотворения А. Барто «Мячик».
Цель: Учить слушать и эмоционально воспринимать содержание стихотворений.
ОКТЯБРЬ
недели Тема
1. 1. Ежик и грибы.
Цель: Продолжать обогащать опыт детей при действии с предметами различной величины и цвета. Учить детей находить и показывать картинку с заданным изображением.
2. Подвижная игра «Помоги ежику.».
Цель: Учить находить грибочки и складывать в корзинку.
3.
2. 1. Гномик, гномик, чудачёк…
Цель: Формировать устойчивые представления о цвете, форме, величине, расположении предмета в пространстве.
Продолжать учить детей определять количество словами «один-много».
Ввести в словарь детей слова приветствия, прощания, приглашения.
2. Строительная игра «Дом для гномика»
Цель: Учить детей сооружать постройку по показу взрослого.
3. 1. Кукла Маша.
Цель: Упражнять в различении и называние больших и маленьких предметов. Учить детей употреблять уменьшительные слова для обозначения маленького предмета (куколка, кроватка, побуждать проговаривать новые слова вслух.
Закрепить знания детей о частях тела, о круге, о некоторых цветах.
2. Чтение потешек.
Цель: Приобщение к художественному слову, фольклору.
3. Игра «Кукла Маша танцует»
Цель: Учить под музыку в такт греметь погремушками.
ОКТЯБРЬ
недели Тема
1. 1. Машины.
Цель: Продолжать знакомить с машинами. (легковые, грузовые).
Формировать устойчивые представления о величине, форме, цвете, количестве.
2. Чтение стихотворения А. Барто «Грузовик».
Цель: Учить слушать взрослого, по тексту выполнять движения.
2. 1. Рыбки плавают в пруду.
Цель: Продолжать обогащать опыт детей при действии с предметами различной величины и цвета (желтый, синий, зеленый, красный).
2. Игра «Рыболов».
Цель:Учить находить среди разных игрушек, только рыбок.
3. 1. Солнышко.
Цель: Закрепить знания о солнышке, большом, теплом, ярком.
Формировать понятия (большое – маленькое).
2. Подвижная игра : «Солнышко и тучки».
Цель: Учить прятаться, когда тучки на небе и выглядывать, когда солнышко.
4. 1. Птичка- невеличка.
Цель: Формировать представления о птицах. Учить узнавать глазки, клюв, хвостик, лапки, крылья.
2. Подвижная игра «Птички».
Цель: Учить выполнять движения, согласно тексту.
НОЯБРЬ
недели Тема
1. 1. Экологическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: Учить детей узнавать фрукты на ощупь.
2. Лепка «Угостим ежика яблочком»
Цель: Продолжать учить детей лепить предметы круглой формы, раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями. Воспитывать у детей желание сделать приятное для «друзей наших меньших».
2. 1. Дидактическая игра «Собери листочки в корзину».
Цель: Учить собирать листья в соответствующую корзинку (красные в красную корзинку, желтые в желтую корзинку). Развивать координацию движений обеих рук.
2. Конструирование «Башенка из кубиков».
Цели: Научить детей строить башенку, складывая кубики;
познакомить с формой куба.
3. 1. Повторение потешки «Еду-еду к бабе, к деду»
Цель: Продолжить знакомство детей с малыми фольклорными формами, подвести их к простейшему обобщению первых знаний о человеке по его социальному статусу, возрасту, полу (бабушка-дедушка). Окружить малышей теплотой добрых чувств.
2. Конструирование «Башня»
Цель: Учить детей строить башню синего цвета из кубиков, действовать по примеру воспитателя. Способствовать речевому общению.
4. 1. Чтение потешки «Киска-киска». Дидактическое упражнение «Кто это?».
Цель: Формировать у детей желание и умение повторять рифмующиеся слова и звукосочетания («не садись», «брысь», «упадет»).
2. Игры в спортивном зале «Зайчики», «Попади в корзину».
Цель: Обучить прыжкам, бросанию мяча
АНКЕТА-ЗНАКОМСТВО
Уважаемые родители, просим Вас заполнить эту анкету для облегчения дальнейшего общения с Вами и Вашим ребенком.
1. Фамилия, имя ребенка, дата рождения ___
2. Фамилия, имя, отчество родителей Мама___
Папа ___
3. Кто в семье занимается воспитанием и развитием ребенка?
___
4. Кто еще из членов семьи, родственников или близких знакомых принимает активное участие в воспитании ребенка? ___
5. Как Вы называете своего ребенка дома? ___
6. Умеет ли ребенок играть самостоятельно? Да. Нет.
7. Его любимые игрушки, игры? ___
8. С желанием ли играет с другими детьми? Делится ли своими игрушками? Да. Нет.
9. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в воспитании ребенка?
___
10. О каких особенностях развития ребенка, его характера Вы хотели бы сообщить педагогам? ___
11. Консультацию каких специалистов (медсестры, воспитателя, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, педагога-психолога) Вы хотели бы получить и по каким вопросам? ___
12. О чем бы Вы хотели узнать (поговорить) на консультации в ДОУ?
___
13. Что Вы ожидаете от пребывания ребенка в детском саду?
___
Благодарим за сотрудничество!
При подготовке Программы «Кроха» использована методическая литература:
1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
2. Давыдова О. И., Майер А. А. Адаптационные группы в ДОУ. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
3. В. В. Гербова., Р. Г. Казакова., И. М. Кононова., Г. М. Лямина., С. Н. Теплюк. Воспитание и развитие детей раннего возраста. – М. : «Просвещение».
4. М. А. Васильева, В. В. Гербова. «Программа воспитания и обучения в детском саду».
5. Программа «Кроха» Г. Григорьева, Д. Сергеева, Н. Кочетова, И. Чиркова.
6. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка».
7. Григорьева Г. Г., Кочетова Н. П., Сергеева Д. В., Трубова Т. В. «Кроха» (Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет).
8. Галанова Т. В. «Развивающие игры с малышами до трех лет».
9. Гербова В. В. «Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет».
10. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. «Творю, строю, мастерю» (развитие конструктивного праксиса от 0 до 3 лет).
11. Гербова В. В., Максаков А. И. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада».
12. Е. А. Бондаренко «Развивающие игры для детей от года до трех лет»
13. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша»
14. А. Н. Давидчук, И. Н. Ивашко «Планирование образовательной работы в ДОУ» (1 – 3 года).