Ольга Храброва
Программа «Государственная и региональная символика и геральдика в системе патриотического воспитания старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка:
Программа «Государственная и региональная символика, и геральдика в системе патриотического воспитания старших дошкольников» - это примерная авторская программа, направленная на формирование и воспитание патриотических чувств у старших дошкольников, развитие их познавательных и творческих способностей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Публикация «Программа „Государственная и региональная символика и геральдика в системе патриотического воспитания старших дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Символы России для детей
- Старшая группа
- Темочки
Данная программа органически вписывается в базовую программу воспитания и обучения в детском саду и реализуется в процессе организации педагогической работы с детьми на занятиях и в свободной деятельности.
Программа вариативна, она не устанавливает жёстких рамок образовательного содержания и форм её реализации. Программный материал легко интегрируется в занятия по экологическому воспитанию, изодеятельности, развитию речи и др.
Актуальность программы:
Существенные изменения, происходящие в нашей стране за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей дошкольников, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. В современном обществе патриотическое воспитание приобретает особое значение, возникает необходимость осуществления его на качественно новом уровне.
Согласно общепринятому мнению, процесс воспитания, в том числе и патриотического, необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно - нравственной основы ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
Ознакомление с государственными символами – существенный потенциал для воспитания у детей не только патриотизма, но и коллективизма, гуманистических ценностей, а также формирования социальных навыков поведения, общения. Кроме того, в процессе этой работы у детей развиваются познавательные интересы, способность анализировать, читать и понимать изображения-символы, повышается интерес к творчеству, формируется эстетический вкус.
Цель программы: Формирование патриотических чувств, развитие общечеловеческих нравственных качеств личности на основе ознакомления с государственной и региональной символикой, и геральдикой.
Задачи:
1. Формирование начальных представлений о символическом значении цветов и изображений гербов и флагов.
2. Знакомство с элементарными сведениями об истории происхождения флагов и гербов.
3. Формирование представлений о функциональном назначении государственных символов (герба, флага, гимна)
4. Расширение представлений о своей малой родине на основе региональной символики (флаг, герб)
5. Развитие познавательных интересов, мышления, графических навыков и умений, способности к изобразительному творчеству.
6. Воспитание уважительного отношения к государственной и региональной символике, уважения и любви к своему Отечеству, своей малой и большой Родине.
При решении этих задач программа опирается на следующие принципы:
1. Принцип целостности педагогического процесса, обеспечивающий единство воспитания, обучения и развития.
2. Принцип сотрудничества и позитивного взаимодействия между воспитателями, родителями и детьми.
3. Принцип приоритетности регионально-культурного наследия, воспитание на местном материале.
4. Принцип расширения связей ребёнка с окружающим миром, предполагающий общение детей с социумом и природой.
5. Принцип гуманизации, создания благоприятных условий для раскрытия личности каждого ребёнка.
Методологической базой для разработки программы послужили труды А. С. Макаренко о семейном воспитании, как основе воспитания гражданственности; К. Д. Ушинского о значении воспитания патриотических чувств; В. А. Сухомлинского о воспитании чувства любви к Родине, как основе воспитания личности; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005годы»; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»; Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (21 мая 2003 г.); Программа «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
Содержание данной программы включает в себя изучение теоретических сведений о символике и геральдике, знакомство с простейшими понятиями и терминами (герб, флаг, гимн, а так же выполнение заданий практического характера, направленных на закрепление вводимых понятий.
Характерной особенностью программы является повторное обращение на разных этапах воспитательно - образовательной работы к одним и тем же объектам, что даёт возможность ребёнку дополнить и углубить свои знания и умения.
Структура программы:
Программа составлена по возрастным группам и рассчитана на 2 года обучения.
Определены примерные уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретённые ребёнком к концу каждого года обучения.
По учебному плану на изучаемый материал в старшей группе отводится 9 занятий, продолжительностью 25 минут.
В подготовительной к школе группе 16 занятий, продолжительностью 30 минут.
Учебно-тематический план в старшей группе
название Вид занятия
познавательное творческое
1. Знакомство с гербом России
3 2
2. Знакомство с флагом России 2 1
3. Знакомство с гимном России 1 _
Учебно-тематический план в подготовительной группе
Название вид занятия
познавательное творческое
1. Знакомство с гербом России 2 2
2. Знакомство с флагом России 2 2
3. Знакомство с гимном России 1 _
4. Знакомство с региональным флагом 1 1
5. Знакомство с региональным гербом
а) герб Ямала
б) герб района
2
2
6. Создание герба (эмблемы) группы
_
1
Методы организации образовательного процесса:
1. Методы устного изложения знаний педагогом и активизация познавательной деятельности детей – рассказ, объяснение, беседа, показ наглядно-демонстрационного материала.
2. Методы закрепления изучаемого материала – беседа, рассматривание иллюстраций, выполнение практических работ по изодеятельности (рисунки, аппликации, коллажи, организация выставок.
3. Поисково - исследовательские методы – проведение опытов, наблюдений, поиск решения поставленных задач совместно с родителями.
4. Методы оценки и проверки знаний и умений – наблюдение за работой, играми детей, вопросы к детям, проведение контрольных срезов, диагностики.
5. Методы самостоятельной работы по усвоению и закреплению материала – игры, рассматривание альбомов, иллюстраций, коллекций.
6. Метод проектной деятельности – постановка проблемы, поэтапное решение, презентация.
Условия реализации программы:
- естественная для ребёнка среда жизнедеятельности;
- организация предметно-развивающего пространства: наличие наглядных пособий, иллюстраций, игр и т. д. ;
- изучение педагогом литературы по геральдике;
- свободный доступ детей к рабочему материалу (цветная бумага, краски, карандаши, альбомы, атласы и т. д.);
-тесное взаимодействие с семьёй, сотрудничество между педагогами, детьми и родителями.
Основными формами обучения являются различные виды занятий, экскурсии, целевые прогулки.
Ожидаемые результаты:
- уровень сформированности знаний, приобретённых ребёнком к концу года, определяется по диагностическим таблицам (приложения № 1, 2, 3);
- расширение кругозора воспитанников;
- активизация познавательной и творческой активности детей;
- сформированность уважительного отношения к современной Государственной и региональной символике;
- воспитание любви к большой и малой Родине.
Формами подведения итогов могут быть:
- открытые занятия;
- организация выставок;
- итоговые занятия-досуги;
- творческие работы по созданию символики: а) групповой
б) семейной
в) детского сада
Список литературы:
1. Ривина Е. К. «Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с Государственными символами» - М. : Аркти, 2005.
2. Ривина Е. К. «Российская символика» - М. : Аркти, 2005.
3. Соболева Н. А. «Российская государственная символика: история и современность» - М. : Владос, 2002.
4. Гризик Т. И. «Познаю мир» - М. : Просвещение, 2000. (Знаки и символы)
5. Алёшина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом» - М. : ТЦ Сфера, 1999.
6. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание» - М. : ЦГЛ, 2004.
7. Лукомский В. К., Типольт Н. А. «Русская геральдика: Руководство к составлению и описанию гербов» - М. : ГПИБ России, 1996.
8. Данилина Г. Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России» - М. : Аркти, 2005.
9. Материалы сети Интернет (www.geraldika.ru, www.flags.ru.)