Ирина Крюкова
Программа формирования профессионального здоровья ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Программа формирования профессионального здоровья педагогов предназначена для работ-ников системы дошкольного образования.
Содержит практический материал по формированию профессионального здоровья педагогов и специалистов ДОУ.
Составитель: Крюкова И. К., старший воспитатель МБДОУ №23 г. Павлово Нижегородской области
Рецензент: Лунина Е. Е., к. п. н., доцент кафедры дошкольной педагогики НГПУ им. К. Минина
Пояснительная записка
Публикация «Программа формирования профессионального здоровья ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
«Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье чело-века в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества»
Первостепенные задачи любого дошкольного учреждения - укрепление здоровья и фи-зическое развитие воспитанников, функциональное совершенствование и повышение работо-способности их организма.
Оценить значимость здоровья педагога при таком подходе нетрудно — больной воспи-татель не может воспитать здоровых детей. Таким образом, здоровье педагога необходимо рассматривать не только как образовательную ценность, но и как необходимое условие для устойчивого и гармоничного развития современного общества.
Значимость профессионального здоровья педагога раскрывает в своих работах Митина Л. М., она говорит о том, что профессиональное здоровье педагога – основа эффективной ра-боты современной школы и ее стратегическая проблема.
В XXI веке требования общества к воспитателю гораздо выше, чем в предыдущее сто-летие. Но эти требования не могут быть выполнимы, если не будут созданы благоприятные условия для воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Большая часть рабочего дня педагога дошкольного учреждения протекает в эмоцио-нально напряженной обстановке: эмоциональная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за детей. Напряженные факторы такого рода оказывают влияние на эмоциональное, физическое и психическое самочувствие педагога: появляется нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания. Как писал В. А. Сухомлинский профессия педагога это «работа сердца и нервов»
Исследования показывают, что в последнее время среди воспитателей дошкольных учреждений возросло число заболеваний нервной системы, лорзаболеваний, опорно-двигательного аппарата, сосудистой системы.
Основными факторами риска труда педагога являются:
- повышенное психоэмоциональное напряжение;
- значительная голосовая нагрузка при выполнении профессиональных обязанностей;
- большой объем интенсивной зрительной работы;
- высокая плотность эпидемических контактов.
Для педагогов с педагогическим стажем 15-20 лет характерны “педагогические кризи-сы”, “истощение”. У 30% показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами.
Ухудшение психологического здоровья педагога снижает эффективность обучения и воспитания, повышает конфликтность во взаимоотношениях с детьми и с коллегами, способ-ствует возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт. Поэтому знание закономерностей сохранения и укрепления профессиональ-ного здоровья в педагогической деятельности, умение управлять собственными негативными эмоциями и состояниями, а также валеологическая компетентность являются важными ком-понентами успеха деятельности педагога.
Здоровье педагога – эффективность его профессиональной деятельности – здоровье воспитанников. Это и есть, по нашему мнению, один из перспективных подходов к решению вышеназванной научно и социально значимой проблемы.
Здоровье педагога - это не только его личное здоровье. Здоровый педагог становится для своих воспитанников ещё и учителем здорового образа жизни. Умение управлять собст-венным здоровьем и настроением для педагога очень важно, так как мы понимаем, что здоро-вье дошкольника зависит не столько от соблюдения санитарно-гигиенических норм и сниже-ния учебной нагрузки, сколько от эффективности организации образовательного процесса и от характера взаимоотношений на занятии.
Хорошее здоровье педагога, хорошее настроение – залог творческого, интересного за-нятия. Когда ДОУ работает как единый отлаженный механизм, когда между воспитателями и детьми действительно существует атмосфера сотрудничества и взаимопонимания, тогда в таком детском саду интересно находиться, тогда он по-настоящему становится вторым домом для ребенка, а значит, в нем созданы все условия для здоровья.
Программа формирования профессионального здоровья педагогов ДОУ - это ком-плексная система сохранения и укрепления здоровья педагогов, направленная на формирова-ние у педагогов умения и желания заботиться о своем здоровье, потребности в здоровом обра-зе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельно-сти.
В программе разработан комплекс мероприятий, направленный на все стороны про-фессионального здоровья педагогов ДОУ, а именно физического, психического, социального, который осуществляется на основе дифференцированного подхода к разным категориям групп педагогов:
- педагоги со стажем менее одного года, которые подвержены проблеме адаптации молодых педагогов (1 группа)
– педагоги со стажем более 20 лет. Данная категория педагогов наиболее подвержена синдро-му эмоционального выгорания (2 группа)
– педагоги в возрасте старше 50 лет, педагоги этой категории помимо синдрома эмоциональ-ного выгорания имеют проблемы со здоровьем в силу своего возраста (3 группа)
Программа предполагает возможность самостоятельного отбора содержания работы по формированию профессионального здоровья педагогов ДОУ, в соответствии с особенностями педагогического состава.
Реализация содержания программы осуществляется через разнообразные формы рабо-ты с педагогами: тренинги, семинары-практикумы, обучающие семинары, спортивные досуги.
Участниками программы являются педагоги и специалисты ДОУ.
Срок реализации программы – 1 год
Концептуальные положения программы
Цель: формирование у педагогов умения и желание заботиться о своем здоровье, потребность в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагоги-ческой деятельности.
Задачи:
- сохранение и укрепление профессионального здоровья педагогов ДОУ;
- мотивация педагогов на созидание собственного здоровья;
- формирование валеологической компетентности педагогов
- обучение навыкам самооздоровления.
Основные направления программы
Основные направления представлены в виде трех модулей:
1. Диагностический модуль
2. Информационно-познавательный модуль
3. Оздоровительный модуль
Содержание программы
Диагностический модуль включает исследования психосоматического здоровья педагогов, их представлений о ценности здоровья, здорового образа жизни на основе комплексной диагно-стики. В рамках данного модуля педагогам предлагается заполнить анкеты и тесты:
• Тест «Эмоциональное выгорание» В. Бойко
• Анкета оценки знаний и умений педагога по теме здоровья Г. А. Воронина
• Анкета для педагогов «Самооценка педагогом образа жизни» адаптированный вариант анкеты В. П. Петленко, Д. Н. Давиденко.
• Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности Л. Н. Бережнова
В рамках информационно-познавательного модуля, формируя у педагогов ценностное отношение к собственному здоровью делается акцент на когнитивные и мотивационно-побудительные аспекты структуры личности. Содержание данного модуля включает в себя формирование у педагогов валеологической компетентности, информирование педагогов ДОУ о проблемах в состоянии здоровья педагогических работников, раскрытии роли их собственного примера в организации ЗОЖ как образца для воспитанников, вооружение педагогов знаниями и способами здоровьесберегающей деятельности через встречи с медицинскими работниками.
Оздоровительный модуль объединяет психопрофилактические, психогигиенические и психотерапевтические мероприятия по снятию эмоционального напряжения педагогов по-средством тренингов, мастер-классов. В содержании данного модуля представлены мероприя-тия по организации двигательной активности педагогов через спортивные досуги
Принципы реализации программы
аксиологический принцип предопределяет рассмотрение здоровья личности в качестве высшей человеческой ценности;
гуманистический принцип предопределяет переоценку всех компонентов воспитательно-образовательного процесса, признавая ценностью не только воспитанника как личности и его права на здоровье, но и педагога, состояния его телесного, душевного и духовного здоровья;
культурологический принцип реализует признание педагога как носителя культурных норм, лучших традиций человечества, в том числе в вопросах культуры здоровья как основы опти-мального психофизического состояния воспитанников;
принцип социальной значимости позволяет считать, что получаемый педагогом индивидуаль-ный опыт созидания собственного здоровья приобретает общественную значимость, посколь-ку педагог как носитель культуры здоровья способен распространять идеи, образцы и нормы здоровьесбережения, формировать здоровьеориентированное поведение в социуме.
Показатели эффективности программы1. В соматическом здоровье педагогических работников отмечается улучшение состояния здоровья (по результатам периодических медицинских осмотров);
Физический компонент здоровья – благодаря использованию здоровьесберегающих техноло-гий происходит уменьшение количества пропусков по болезни сотрудников;
Психическое здоровье - улучшение психологического климата в коллективе, снижение уров-ня эмоционального выгорания
Нравственный компонент здоровья – осознание ценности и принятие ответственности за свое здоровье.
2. Повышение мотивации педагогов к самооздоровлению и профессиональному совершенст-вованию
3. Улучшение качества образовательного процесса.