надежда пермякова
Программа факультатива «Ищу работу» для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
▼ Скачать + Заказать документы
Курс факультативных занятий «Ищу работу» направлен на подготовку учащихся к самостоятельной жизни.
Программа рассчитана на 5 лет -170 часов.
Программа адресована специалистам и воспитателям, работающим с умственно – отсталыми детьми в условиях коррекционного учреждения.
Публикация «Программа факультатива „Ищу работу“ для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид)
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Основная цель программы : социально-профессиональная адаптация выпускников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Задачи:
* Формирование знаний о мире профессий. Определение общественной значимости отдельных профессий.
* Ознакомление с понятиями: характеристика, тип и класс профессии.
* Развитие умения соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими реальными возможностями.
.
Реализация задач осуществляется через:
- создание условий для социального благополучия ребенка в ОУ;
- развивающую предметно-пространственную среду.
В основу программы положены возрастные и психофизиологические критерии детей. Каждый возраст включает усложненное содержание деятельности.
Реализация программы осуществляется на основе факультативной деятельности. Занятия не выступают в качестве преобладающей формы обучения; используются разнообразные интегрированные виды деятельности.
Выпускники, вступая в самостоятельную жизнь, после обучения по данной программе будут знать : основные характеристики профессий (технологические, экономические, медицинские, педагогические, психологические); требования к образованию, учебные заведения; классы профессий по характеру труда (исполнительские и творческие); что такое рынок труда; основные статьи Кодекса о труде; будут знать как поступить в ПТУ; искать работу и трудоустроиться; нормы профессиональной этики; что такое материальные поощрения и взыскания; как обращаться в различные учреждения; документы необходимые для поступления на работу и для увольнения; работать с различными документами; общаться с работодателями и членами трудового коллектива.
5 класс. «Мир профессий» -34 часа
Задачи: Обогащение и уточнение словаря. Названия и характеристика профессий. Знакомство с профессиями и их общественной значимостью. Расширение знаний о мире профессий. Формирование профессионально-важных качеств в избранном виде труда. Формирование добросовестного отношения к порученному делу.
Тематика
Введение.
Роль профессии в жизни человека.
Столяр, кондуктор, вахтёр, повар, почтальон, санитарка, скотник, дояр, птичница, пастух, зверовод, швея, свинарка, телятница. Общественная значимость профессии. Уход за домашними животными.
Экскурсии: в столярную мастерскую, на почту, свиноферму, вахтёрскую, корпус, в столовую, звероферму, в швейную мастерскую. Правила поддержания чистоты в помещении.
Практические работы. Значение профессии. Простой и сложный труд.
Ролевые игры : «Правила поддержания чистоты в помещении» ,«Если хочешь быть здоров».Простой и сложный труд. Умения и навыки. Уход за домашними животными.
Практические занятия. Умения и навыки.
Основные требования
Должны знать:
Не менее 14 профессий.
Их содержание труда.
Условия труда.
Общественную значимость.
Технику безопасности.
Должны уметь:
Определить профессию по содержанию труда.
Назвать профессиональные качества отдельных профессий.
Различать трудовые операции.
Определять результат труда.
6 класс. «Маршруты в мир профессий» -34 часа
Задачи: Определение общественной значимости отдельных профессий. Формирование знаний о содержании труда, медицинских противопоказаниях и профессиональных качествах отдельных профессий. Формирование добросовестного отношения к труду.
Обогащение и уточнение словаря. Названия и характеристика профессий. Знакомство с профессиями и их общественной значимостью. Расширение знаний о мире профессий. Формирование профессионально-важных качеств в избранном виде труда. Формирование добросовестного отношения к порученному делу.
Тематика
Что такое профессиональная ориентация? Общая ориентация в мире профессий. Чтобы построить дом… Психологический тест оценки профессионально важных черт характера. Ролевая игра «Билетный кассир». Обходчики и дежурные по переездам. Проводник пассажирских вагонов. Вальщик леса. Горничная. Содержание труда, Работа в охотничьем хозяйстве. Профессии кочегар, помощник кочегара. Их общественная значимость. Общественная значимость профессии сторож. Общественная значимость профессии стекольщик. Ролевая игра «Дворник». Сёстры милосердия. Экскурсия на молочно-товарную форму. Знакомство с профессией «Мастер машинного доения». Кто готовит нам обед? Экскурсия в столовую. Ролевая игра «Кто трусы ребятам шьёт?» Тестирование «Аналогии». Общественная значимость профессии стекольщик. Мастер по ремонту и пошиву обуви.
Можно ли работать рыбаком? Можно ли потерять профессионализм? Ролевая игра «Фасовщица»
Основные требования.
Должны знать:
Не менее 25 профессий.
Их содержание труда.
Условия труда.
Общественную значимость.
Должны уметь:
Определить профессию по содержанию труда.
Назвать медицинские противопоказания отдельных профессий.
Профессиональных качества отдельных профессий.
Различать трудовые операции.
Определять результат труда. Соблюдать технику безопасности.
7 класс. «Я в мире профессий»-34 часа
Задачи: Определение общественной значимости отдельных профессий. Формирование знаний о содержании труда, медицинских противопоказаниях и профессиональных качествах отдельных профессий. Формирование добросовестного отношения к труду.
Обогащение и уточнение словаря. Названия и характеристика профессий. Знакомство с профессиями и их общественной значимостью. Расширение знаний о мире профессий. Формирование профессионально-важных качеств в избранном виде труда. Формирование добросовестного отношения к порученному делу.
Тематика.
Основные характеристики профессий: технологические, экономические, медицинские, педагогические, психологические. Типы профессий по предмету труда. Классы профессий по характеру труда. В чём различие между «профессионалом», «любителем» и «дилетантом»? Профессиональные желания. Мотивы выбора профессии. Профессиональные склонности. Оценка физических способностей. Тестирование «Числовые ряды», «Узоры». Ролевая игра характер и профессия». Что такое рынок труда?
Основные требования.
Должны знать:
Основные характеристики профессий: технологические, экономические,
медицинские, педагогические, психологические.
Требования к образованию, учебные заведения.
Классы профессий по характеру труда. (Исполнительские и творческие)
Что такое рынок труда.
Должны уметь:
Определять типы профессий по предмету труда:
«Человек – человек», «Человек – техника», «Человек – знаковая система»,
«Человек – художественный образ», «Человек – природа».
Различать способности и желания. Причины и иллюзии. Склонности и мотивы.
Находить нужную информацию.
8 класс. «Шаг в профессию»- 34 часа
Задачи: Систематизация знаний о мире профессий. Воспитание профессионального самоопределения. Развитие профессионального сознания. Формирование личностного смысла выбора конкретной профессии. Воспитание умения выбирать между профессиональным желанием, склонностями и способностями.
Тематика
Мир профессионального образования. Диапазон профессий. Жизненные планы, перспектива и возможности. Ориентировка в мире профессий. Планируем своё профессиональное будущее. Анкетирование. Самый надёжный способ принятия решения. Анкетирование. Айсберг рабочих мест. Последствия выбора профессии: реальность и мечты. Где и как искать информацию о рынке труда и вакансиях. Карта будущей жизни: как пережить неуспех1 шагов к цели. Анкетирование. Общие сведение о документах, удостоверяющих личность гражданина РФ. Порядок устройства на работу. Практикум по написанию заявлений Как подготовиться к собеседованию? Ролевая игра «Встреча с работодателем». Нормы профессиональной этики. Трудовая дисциплина. «Ответственный человек» : какой он? Материальные поощрения и взыскания (премия, штраф). Безработица. Как её избежать?
Основные требования.
Должны знать:
Основные характеристики профессий: технологические, экономические,
медицинские, педагогические, психологические.
Требования к образованию, учебные заведения.
Классы профессий по характеру труда. (Исполнительские и творческие)
Что такое рынок труда. Нормы профессиональной этики.
Материальные поощрения и взыскания. Основные статьи Кодекса о труде.
Должны уметь:
Определять типы профессий по предмету труда:
«Человек – человек», «Человек – техника», «Человек – знаковая система»,
«Человек – художественный образ», «Человек – природа».
Различать способности и желания. Причины и иллюзии. Склонности и мотивы.
Находить нужную информацию. Беседовать с работодателем.
9 класс. «Ищу работу» -34 часа
Задачи: Социально-профессиональная адаптация. Углубление знаний о требованиях профессии к человеку. Коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе. Формирование профессионально-важных качеств в избранном виде труда.
Тематика
Мир профессионального образования. Возможность самоопределения после 9 класса. Трудоустройство. Практическая работа. Экскурсия в службу занятости. Где и как искать информацию о рынке труда и вакансиях. Ролевая игра: обращение с просьбой о трудоустройстве. Карта моей будущей жизни. Карта будущей жизни. Ориентировка в мире профессий. Подходящая и неподходящая работа. Сбор информации о трудоустройстве. Экскурсия в отдел кадров. Профессиограммы на профессии адресной подготовки. Трудовой Кодекс РФ. Трудовая книжка. Сберегательная книжка. Оформление сберегательной книжки. Взаимодействие со специалистами. Составление обращение в службу занятости. Документы необходимые для поступления на работу и для увольнения. Документы необходимые для поступления на работу и для увольнения. Практикум составления заявлений при поступлении на работу, переводе и увольнению. Категория социальной защиты. Профессиональное самоопределение: мои возможности, навыки и умения в будущем. Трудовой Кодекс РФ.
Основные требования:
Должны знать:
Основные характеристики профессий: технологические, экономические,
медицинские, педагогические, психологические.
Требования к образованию, учебные заведения.
Классы профессий по характеру труда. (Исполнительские и творческие)
Сбор информации о трудоустройстве. Что такое рынок труда. Нормы профессиональной этики.
Документы необходимые для поступления на работу и для увольнения. Основные статьи Кодекса о труде.
Должны уметь:
Определять типы профессий по предмету труда: «Человек – человек», «Человек – техника»,
«Человек – знаковая система», «Человек – художественный образ», «Человек – природа».
Различать способности и желания. Причины и иллюзии. Склонности и мотивы.
Находить нужную информацию. Беседовать с работодателем.
Заполнять документы необходимые для поступления на работу и для увольнения.