Папки-передвижки

Программа дополнительного образования «Всезнайка»

Ожева Фатима
Программа дополнительного образования «Всезнайка»
▼ Скачать +Заказ

Программа дополнительного образования «Всезнайка»

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных, познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка.

Публикация «Программа дополнительного образования „Всезнайка“» размещена в разделах

Актуальность образовательной программы «Всезнайка» состоит в решении вопросов выравнивания стартовых возможностей детей с учетом проблемы разного уровня подготовленности детей, затрудняющего их адаптацию к условиям школьной жизни.

Новизна образовательной программы «Всезнайка» заключается в том, что она предполагает использование современных педагогических технологий, позволяющих активизировать деятельностные и мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду.

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Образовательная программа для обучения в группах адаптации детей к условиям школьной жизни (далее – программа) разработана на основе следующих нормативных правовых документов:

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

- СанПиН 2.4.2.2821 - 10, утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 зарегистрированных в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993; - Приказа Министерства образования и науки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Министерстве России 26.09.2013 №30038);

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» от 16.10.2009 №373 с учетом примерного учебного плана начального общего образования Примерной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 года №1/15);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержд. приказом Министерства просвещения РФ от 9.11.2018г. № 196)

Образовательная программа составлена на основе программы «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторы Федосова Н. А., Комарова Т. С. и др. (М., 2013год) и адаптирована к условиям ОУ.

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Общая характеристика программы.

Направленность программы

Программа представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей. Таким образом, программа «Всезнайка» имеет социально-педагогическую направленность.

Созданием данной образовательной послужил социальный запрос родителей и школы. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Педагогическая целесообразность программы

Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех дошкольников, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Предшкольная подготовка создает равные стартовые условия для получения начального образования, делает доступным качественное обучение на уровне начального общего образования.

Основные принципы построения программы :

- общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

- развитие творческой деятельности;

- развитие личностных компетенций;

- поддержка и сохранение здоровья;

- формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;

- развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;

-сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

Отличие данной дополнительной образовательной программы от других программ.

Образовательная программа «Всезнайка» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности.

2.2 Цель программы :

- всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.

Основные задачи программы :

• организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

• укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

• формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Программа рассчитана на детей 5-7летнего возраста.

Программа состоит из двух разделов.

Первый раздел: развитие речи и обучение грамоте.

Второй раздел: развитие математических представлений и логики.

Основные задачи при реализации данной программы :

По первому разделу:

Развитие речи и обучение грамоте :

развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения.

обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др.

развитие фонематического слуха (умение выделять звук из ряда других);

развитие фонематического анализа (умение делать звуко-буквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука);

развитие умения правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать;

подготовка руки к письму («печатание» букв, слов, предложений)

По второму разделу:

Развитие математических представлений и логики :

развитие математических представлений о числах и цифрах;

знакомство с математическими знаками;

развитие умение решать и составлять арифметические задачи;

развитие внимания, наблюдательности, логического мышление;

подготовка руки к письму («печатание» цифр, рисование геометрических форм)

Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет.

Продолжительность реализации программы – один год (период с сентября по май месяц включительно, 72 занятия год). Занятия проводятся 8 раз в месяц, 2 занятия в неделю (с 1 сентября по 31 мая). Продолжительность занятия- 30 минут.

Приё мы и методы: словесные, наглядные, творческие.

Форма занятий: совместная игровая-познавательная деятельность взросло и детей (игры и продуктивная деятельность, групповые.

Основные принципы работы:

- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;

- уважение к работнику, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

- комплексный подход;

- систематичность и последовательность;

- вариативность занятий;

- наглядность.

2.3 Ожидаемые результаты после реализации программы.

По первому разделу:

- ребенок должен хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»; знать порядок букв (алфавит);

- различать гласные и согласные звуки;

- правильно ставить ударение в знакомых словах;

- свободно и осознанно читать простые слова

- правильно составлять из букв слоги всех видов и слова простой структуры;

- уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце;

- проявлять интерес к родному языку.

По второму разделу:

- ребенок должен различать и называть цифры и другие математические знаки (сложения- вычитания, знаки больше-меньше, равно);

- уметь составлять и решать арифметические задачи;

- уметь решать логические задачи, обосновывать доказательство;

- ориентироваться в тетради

Организация учебно-воспитательного процесса:

Основная форма организации работы - игровая, так как именно в игре развиваются творческие способности личности.

При реализации данной образовательной программы применяются словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка (введение игрового персонажа, подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти); используется разнообразный дидактический материал (подвижная азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами); фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный –гласный, синий- согласный, зеленый- согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы- прописи букв, цифр).

Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий.

Форма подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы «Всезнайка» – открытое занятие для родителей.

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Учебно- тематический план.

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте

№ Тема Кол-во занятий Использоваемое пособие Страницы

1 Знакомство с понятиями “звуки” и “буквы” 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 3 Стр. 1-3

2 Звук [А] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 3 Стр. 4-5

3 Звук [О] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 3 Стр. 6-7

4 Звук [Э] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 3 Стр. 8-9

5 Звук [И] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 3 Стр. 10-11

6 Звук [И]- [Ы] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 3 Стр. 12-15

7 Звук [У] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 3 Стр. 16-19

8 Звук [М]- [М’] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 3 Стр. 20-23

9 Звук [Н]- [Н’] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 3 Стр. 24-27

10 Звук [П]- [П’] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 3 Стр. 28-31

11 Звук [Т]- [Т’] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 3 Стр. 32-35

12 Звук [К]- [К’] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 3 Стр. 36-39

13 Звук [Х]- [Х’] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 3 Стр. 40-45

14 Звук [Ф]- [Ф’] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 3 Стр. 46-49

15 Звук [Й] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 3 Стр. 50-52

16 Звук [Й’О]- [Й’У] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 3 Стр. 52-55

17 Звук [Й’А] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 3 Стр. 56-57

18 Звук [Й’Э] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 3 Стр. 57-60

19 Звуки [Л], [Л, ], различение [Л, ]– [Й, ] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 4 Стр. 1-7,звуковые карточки

20 Звуки [В], [В, ] различение [В]– [Ф], [В, ]–[Ф, ] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 4 Стр. 8-11,звуковые карточки

21 Звуки [Ч, ] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 4 Стр. 12-13,звуковые карточки

22 Звуки [Щ, ], различение [Ч, ]– [Щ, ] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 4 Стр. 14-17,звуковые карточки

23 Звуки [Б], [Б, ], различение [Б]–[П], [Б, ]– [П, ] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 4 Стр. 18-21,звуковые карточки

24 Звуки [Д], [Д, ], различение Д]– [Т], [Б, ]– [П, ] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 4 Стр. 22-25,звуковые карточки

25 Звуки [C], [С, ] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 4 Стр. 26-29,звуковые карточки

26 Звуки [Ц], раз" личение [Ц]–[С], [Ц]–[Ч] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 4 Стр. 30-33,звуковые карточки

27 Звуки [Г], [Г, ] различение [Г]–[К], [Г, ]–[К, ] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 4 Стр. 34-37,звуковые карточки

28 Звуки [З], [З, ] различение [З]–[С], [З, ]–[С, ] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 4 Стр38-43,звуковые карточки

29 Звуки [Ш], раз" различие [Ш]– [С], [Ш]–[Щ, ] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 4 Стр44-47,звуковые карточки

30 Звуки [Ж], раз" различие [Ж]– [З], [Ж]–[Ш] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 4 Стр. 48-51,звуковые карточки

31 Звуки [Р], [Р, ] различение [Р]–[Л], [Р, ]– [Л, ] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 4 Стр. 52-60,звуковые карточки

32 Звуки [Л], [Л, ], различение [Л, ]– [Й, ] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 4 Стр. 1-7,звуковые карточки

33 Звуки [В], [В, ] различение [В]– [Ф], [В, ]–[Ф, ] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 4 Стр. 8-11,звуковые карточки

34 Звуки [Ч, ] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 4 Стр. 12-13,звуковые карточки

35 Мониторинг 1

36 Итоговое занятие 1

Всего занятий : 36

Учебно - тематический план

Введение в математику

№ Тема Кол-во занятий Использоваемое пособие Страницы

1 Мониторинг 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 1, стр. 14–17

2 Названия предметов. 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 1, стр. 2–5

3 Цвет предметов 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 1, стр. 18–21

4 Форма фигур 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 1, стр. 24–27

5 Размер предметов 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 1, стр. 30–33

6 Материал и назначение предметов 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 1, стр. 18–21

7 Сравнение чисел 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 1, стр. 42–45

8 Целое и части 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 1, стр. 48–51

9 Целое и части 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 1, стр. 54–57

10 Числа один и два, цифры 1 и 2 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 2, стр. 2–5

11 Число три, цифра 3 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 2, стр. 8–11

12 Число три, цифра 3 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 2, стр. 14–17

13 Число пять, цифра 5 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 2, стр. 26–29

14 Число шесть, цифра 6 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 2, стр. 44–47

15 Длина, ширина, высота, толщина предметов 1 “Моя математика ”в 3-х частях 47 Ч. 2, стр. 48–51

16 Счёт двойками и тройками 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 2, стр. 52–55

17 Число семь, цифра 7 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 2, стр. 58"61

18 Повторение изученного 1 “Моя математика ”в 3-х частях 61 Ч. 2, стр. 64–67

19 Независимость числа предметов от их размера и формы расположения 1 “Моя математика ”в 3-х частях Стр. 159

20 Состав числа из единиц 1 “Моя математика ”в 3-х частях Стр. 168

21 Число восемь, цифра 8 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 3, стр. 8-11

22 Счёт с участием различных анализаторов 1 “Моя математика ”в 3-х частях стр. 162

23 Обучение детей формулировке арифметических действий 1 “Моя математика ”в 3-х частях Стр. 182

24 Число девять, цифра 9 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 3, стр. 20-23

25 Упражнение в запоминании чисел 1 “Моя математика ”в 3-х частях Стр. 162

26 Равенство и неравенство численных множеств 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 3, стр. 26-27

27 Счёт групп предметов 1 “Моя математика ”в 3-х частях Стр. 164

28 Порядковый счёт 1 “Моя математика ”в 3-х частях Стр. 169

29 Деление целого на части 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 3, стр. 30-31

30 Число десять, запись числа десять 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 3, стр. 32-35

31 Взаимно-обратные отношения между числами 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 3, стр. 44-45

32 Состав числа из 2 чисел меньше этого числа 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 3, стр. 46-47

33 Обучение детей решению задач 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 3, стр. 50-51

34 Обучение детей измерению 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 3, стр. 52-53

35 Форма 1 “Моя математика ”в 3-х частях Стр. 191

36 Итоговое открытое занятие 1

Всего занятий : 36

3.2 Кадровое обеспечение

Программу дополнительного образования «Всезнайка» будет реализовывать педагог высшей категории - Якунина Виолла Федоровна. Педагог имеет необходимую квалификацию для решения задач, определённых дополнительной образовательной программой «Всезнайка».

3.3 Материально-техническое обеспечение

С учетом возрастных особенностей детей на занятиях используется богатая красочная наглядность, счетный материал, при проведении подвижных игр и физкультминуток - музыкальное сопровождение:

- разработки НОД;

-диагностический материал;

- магнитофон;

-музыкальные записи для проведения физкультминутки,

-иллюстрации сказок, сказочные персонажи;

-игрушки;

-предметные картинки;

-схемы звуков, слов, предложений;

-геометрические фигуры;

-карточки с цифрами;

-листы бумаги, цветные карандаши.

-доска

-флешка-1шт

3.4 Заключение

Сегодня понятие преемственности практикуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. Сложившаяся в современном российском обществе ситуация характеризуется отсутствием единой системы и рассогласованностью целей на стыках различных этапов и форм обучения. Если мы хотим, что бы преемственность у нас действительно работала, реализовывалась в полном объеме, то здесь нужна очень объемная работа на уровне управления образованием, на муниципальном уровне, на уровне учредителя большинства дошкольных образовательных образований и общих образовательных организаций. Именно здесь нужно выстроить это взаимодействие, что бы было не важно из какого детского сада в какую школу пойдет ребенок. Когда мы с вами на практике попытаемся реализовать, то что заложено в наших нормативно — правовых документах уже есть это правовая основа нашей деятельности, когда мы сможем немножечко выглянуть за рамки того уровня образования в котором мы работаем. Будущее невозможно предсказать, но можно подготовиться к нему или самим подготовить его обеспечивая преемственность в развитии. В самом слове преемственность заложена опора на лучшие традиции, на лучшие достижения для того, чтобы идти дальше вперед.

3. 5 Литература:

1. Федосова Н. А., Комарова Т. С. «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» (М., 2013год).

2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М. : Педагогика,1986.

3. https:www.Nachalka.com

4. https:www.rusedu.ru

5. https://school-collection.edu.ru/

Публикации по теме:

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком "Волшебный крючок" Пояснительная записка. Художественное.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 1 Программа дополнительного образования изостудии «Кляксики» художественно – эстетической направленностиДля детей старшей группы детского.

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Всезнайка»
Опубликовано: 14 октября 2021 в 09:33
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования «Всезнайка»» (включая файлы) размещена пользователем Ожева Фатима в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД