Чирва Евгения Анатольевна
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Волшебные пальчики»
▼ Скачать +Заказ
Программа дополнительного образования
по художественно-эстетическому развитию
«Волшебные пальчики»
для детей младшего возраста (3-4 года)
Разработала: воспитатель Чирва Е. А.
Актуальность
Ребенку младшего возраста становятся интересными не только игрушки, предметы быта, но и различные материалы, с которыми можно что-то сделать. Этими материалами могут быть: краски и кусочек угля или мела; песок и глина, пластилин, тесто и многое другое. Ребенок с удовольствием исследует эти материалы, изучает их, но это спонтанный интерес, который может угаснуть. Только взрослый может поддержать этот интерес и обучить ребенка рисовать, лепить, конструировать. В традиционной педагогике рисование, лепка, конструирование и аппликация названы продуктивными видами деятельности потому, что в процессе этой деятельности ребенок создает «продукт» - рисунок, аппликацию, мини-скульптуру и т. п. чрезвычайно высока роль этой деятельности для познавательного развития ребенка. Актуальность данной программы в том, что, она способствует позитивной социализации и индивидуализации детей в процессе приобщения к культуре, формирования опыта художественной деятельности и общения, развития уникальной личности каждого ребенка. Данная программа обусловлена практической значимостью: навыки, полученные детьми в ходе непосредственно образовательной деятельности, помогут развить в детях зачатки творческих способностей, способствуют дальнейшей мотивации для обучения в изобразительных студиях.
Публикация «Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию „Волшебные пальчики“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Мелкая моторика
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Педагогическая целесообразность
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" существует отдельный вид образования – дополнительное.
Дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. В последние годы отмечается рост заинтересованности семей в дополнительном образовании детей. Растет число детей дошкольного возраста, вовлеченных в дополнительные общеобразовательные программы. Заметно увеличилась мотивация семей и детей к участию в различных конкурсных мероприятиях. Ответом на растущий спрос должно стать увеличение количества реализуемых дополнительных образовательных программ, которые предлагаются детям и родителям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями.
На основании этого мною была разработана программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Волшебные пальчики», где вместе с детьми используются разные виды нетрадиционных техник рисования, аппликации, лепки, которые стимулируют творческий потенциал детей, развивают их художественно – творческие способности. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно – творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию, аппликации и лепке нетрадиционными техниками.
Цель программы
Создать условия для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через художественно-эстетическую деятельность; развитие мелкой моторики пальцев рук детей через художественное творчество: рисование, аппликацию, лепку; познакомить детей с нетрадиционными техниками художественного творчества, формировать художественный вкус.
Задачи рабочей программы:
Развивать фантазию и творческое воображение;
Способствовать объединению детей в группы по интересам, их умению сотрудничать: взаимодействовать между собой и педагогом;
Повышать речевую активность;
Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира;
Воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.
Возраст детей, сроки, формы реализации программы:
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 3-4 года. Срок реализации – 6 месяцев (с 01.11.2020 по 30.04-2021 г.)
Формы реализации программы:
беседы;
занятие - игра;
групповая и индивидуальная работа;
коллективно-творческая работа;
работа с родителями;
публикация информации на сайте ДОУ, группы;
оформление выставок
Методы реализации программы:
словесный;
наглядный;
практический;
игровой;
объяснительно-иллюстративный
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Принципы организации ОД:
подача материала в игровой форме;
развитие творческих способностей детей, фантазии;
приобщение детей к нормам и традициям семьи, общества;
выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Структура занятия включает в себя 3 части:
1. Вводная часть – организационный момент, создание эмоционального настроения, объяснение нового материала, мотивация;
2. Основная часть – практическая – самостоятельная, творческая деятельность детей под руководством педагога, педагогом ведется индивидуальная работа по раскрытию замысла каждого ребенка
3. Заключительная часть – анализ детских рисунков (рассматривание работ, положительные высказывания детей и педагога о проделанной работе).
Программа по художественно - эстетическому образованию «Веселые пальчики» разработана на основе методических рекомендаций Давыдовой Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», Программа, конспекты занятий Лыковой И. А. «Цветные ладошки», Комаровой Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду».
Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы - дети 2 младшей группы возраста (3-4 года). Занятия проводятся один раз в неделю (среда) во второй половине дня, в 16.00 Продолжительность занятия: 15 минут в соответствии с возрастными особенностями детей. Всего в течение года проводится 25 занятий.
Ожидаемые результаты:
Значительное повышение уровня развития творческих способностей
Расширение и обогащение художественного опыта
Формирование умения взаимодействовать друг с другом
Овладение простейшими приемами рисования, лепки, аппликации
Овладение приемами работы с разными материалами;
Овладение нормами этики поведения
Увеличение активного словаря детей, повышение качества произношения звуков
Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.
Календарно-тематическое планирование кружковой работы
«Волшебные пальчики» на 2020/2021 год
Ноябрь
1. «Грибочки» (аппликация из крупы)
Познакомить с новой техникой изготовление аппликации из крупы, совершенствовать общую и мелкую моторику, развивать художественное творчество.
Материал и оборудование:
-игрушка «Белочка»;
-иллюстрации грибов на полянке;
-бумажные тарелочки с нарисованным контуром гриба;
-крупа (пшено и пшеничная);
-мисочки для крупы;
-клей;
-салфетки влажные на каждого ребёнка;
-образец
2. «Мишка косолапый» (рисование чаем)
Закреплять практические навыки работы с разными материалами, такими, как чайная заварка; развивать моторную функцию рук, развивать внимание, мышление; формировать пространственные представления – учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя созданный ранее сюжет.
Материал и оборудование:
-игрушка «Медведь»;
-чай из пакетиков;
-заготовка картона с силуэтом медведя;
-цветная бумага;
-клей;
-салфетки для рук;
-образец
3. «Зайчик» (рисование пальчиками)
Учить закрашивать пальчиком по контуру; развивать чувство композиции, мелкую моторику; развивать творческие способности, воображение; воспитывать любовь к животным.
Материалы и оборудование:
-игрушка «Зайка»;
-листы серой бумаги с изображением зайчика;
-гуашь белого цвета;
-салфетки;
-образец.
4. «Орешки для белочки» (лепка)
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить лепить предметы округлой формы приемом раскатывания пластилина кругообразными движениями; развивать внимание; воспитывать любовь к животным
Материалы и оборудование:
-игрушка «Белочка»;
-иллюстрации с изображением белок;
-орехи (наглядный материал);
-пластилин;
-доски для лепки по количеству детей;
-влажные салфетки.
Декабрь
5. «Снег идет» (аппликация из салфеток)
Формировать интерес к аппликации; развивать творческое воображение, мелкую моторику; фантазию.
Материал и оборудование:
-иллюстрации зимней тематики «Снег идет»;
-снежные комочки из бумаги или ваты (наглядный материал);
-заготовки синего картона с изображением деревьев;
-бумажные салфетки белого цвета;
-клей;
-образец.
6. «Ежики колючие» (лепка)
Продолжаем закреплять практические навыки работы с различными материалами-семена подсолнуха, развивать пространственное творческое мышление; развитие мелкой моторики; умение составлять композицию, воспитывать аккуратность.
Материалы и оборудование:
-игрушка «Ёжик»;
-пластилин серого, черного, коричневого цвета;
-цветная бумага;
-клей;
-салфетка для каждого ребёнка;
- доски для лепки по количеству детей;
-образец.
7. «Волшебный сапожок» (аппликация)
Учить детей составлять целостный образ аппликации, распределяя детали по отдельности; закреплять приемы наклеивания готовых деталей; развивать внимание, воображение, эстетический вкус; воспитывать отзывчивость, доброту, желание делать приятное для своих близких и друзей.
Материал и оборудование:
-красивые расписные сапожки (наглядный материал);
-иллюстрации по теме «Новый год»;
-украшения (звездочки);
-вата для опушки;
-клей;
-салфетки;
-образец.
8. «Дед Мороз» (аппликация из ватных дисков)
Формировать умения детей изготавливать аппликацию из ватных дисков для оформления лица «Деда Мороза»; учить создавать красивую композиционную картину - портрет; развивать воображение, творческую инициативу, моторику рук.
Материал и оборудование:
-игрушка или изображение «Деда Мороза»;
-цветной картон на каждого ребенка;
-розовый круг для лица;
-колпак красного цвета и помпон;
-ватные диски;
-клей;
-салфетки;
-образец.
9. «Были бы у ёлочки ножки…» (обрывная аппликация)
Продолжать знакомить детей с бумагой как художественным материалом.
Учить отрывать маленькие кусочки бумаги от большого листа; учить детей создавать ёлочки в технике обрывной аппликации: разрывать бумагу зеленого цвета на кусочки и приклеивать на готовый силуэт; развивать двигательную активность, моторику пальцев; воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Материал и оборудование:
-искусственная елка;
-изображение разных елочек;
-бумага зеленого цвета;
-шаблоны елочек из картона;
-отрезки ниток коричневого цвета;
-двойные заготовки «сапожек» для елочки;
-клей;
-салфетки;
-образец.
Январь
10. «Белый мишка» (рисование сухой кистью)
Познакомить детей с новой техникой рисования - «тычком» (сухая клеевая кисть); учить раскрашивать по контуру методом «тычка»; развитие моторики рук, координации движений; закрепить знание цвета (белый); прививать интерес к рисованию разными способами; вызвать у детей желание нарисовать друзей медвежонку
Материалы и оборудование:
- игрушка белого медвежонка;
-заготовка синего картона с контуром медведя;
-белая гуашь;
-сухие кисти по количеству детей;
-салфетка бумажная и влажная салфетка;
-образец.
11. «Веселый Снеговик» (аппликация из салфеток)
Вызвать интерес к созданию образа снеговика, продолжать учить скатывать шарики (комочки) из кусочков салфеток, продолжать учить пользоваться клеем и кистью; развивать воображение, творческие способности детей, чувство цвета и формы, мелкую моторику пальцев рук; воспитывать аккуратность, усидчивость.
Материал и оборудование:
-игрушка «Снеговик»;
-цветной картон с нарисованным контуром снеговика;
-белые бумажные салфетки;
-цветная бумага (для ведерка и морковки);
-клей ПВА, кисти для клея;
-фломастеры: черный, красный;
-образец.
12. «Снегири» (аппликация из круга и полукруга)
Формировать интерес к аппликации; учить детей создавать образ снегиря с помощью приклеивания геометрических фигур из бумаги; развивать творческие способности, внимание, мышление; воспитывать бережное отношение к птицам.
Материал и оборудование:
-иллюстрации с изображение снегиря;
-шаблоны с приклеенными заранее веточками;
-шаблоны красного и черного цветов: туловище, крыло, хвост, голова;
-глазки;
-клей;
-салфетки;
-образец.
Февраль
13. «Белые овечки» (аппликация из ваты)
Развивать фантазию, творческие способности детей; продолжать знакомить детей возможностями использования не изобразительных материалов (вата); развивать моторную функцию рук; воспитывать аккуратность, усидчивость, вызвать эмоциональный отклик, вызвать интерес к созданию образа овечки из ваты; воспитывать бережное отношение к животным.
Материалы и оборудование:
-игрушка «Овечка»;
-иллюстрации с изображением овечек;
-заготовки с изображением овечки;
-вата медицинская;
-клей;
-образец.
14. «Желтые цыплятки» (аппликация из крупы)
Уточнить представление о внешнем виде цыпленка; продолжать знакомить детей с новой техникой изготовление аппликации из крупы, совершенствовать общую и мелкую моторику, развивать художественное творчество; воспитывать самостоятельность и творчество.
Материал и оборудование:
-игрушка «Курочка»;
-иллюстрации с изображением цыпляток;
-шаблоны цыплят из картона;
-цветная бумага (для клюва и глаз);
-клей и кисти;
-салфетки;
-образец.
15. «Гоночная машина» (конструирование + аппликация)
Продолжаем учить выполнять объемные поделки; прививать навыки аккуратного приклеивания деталей, доводить работу до конца; развивать мелкую моторику, воображение, фантазию; желание порадовать своих близких и родных.
Материал и оборудование:
-игрушечные машины разного цвета и формы;
-иллюстрации с изображением гоночных машин;
-бумажная втулка;
-цветная бумага;
-заготовки фор и колес из картона;
-клей ПВА и кисти;
-влажные салфетки;
-клеёнки;
-образец.
16. «Мой дружок - веселый щенок!» (аппликация из ниток)
Создать представление о технике «аппликация из ниток», познакомить со свойствами нитей; развивать творческие способности детей; вызвать положительные эмоции у ребенка к изобразительной деятельности и ее результатам.
Материал и оборудование:
-игрушка «Собачка»;
-иллюстрации с изображением собаки со щенками;
-шаблоны собаки;
-отрезки нитей белого, черного, коричневого цветов;
-заготовки глаз и носиков;
-клей:
-влажные салфетки;
-образец.
Март
17.«Букет для милой мамы» (конструирование + аппликация)
Формировать приветливое, доверительное отношение к близким и родным людям, маме, дать понятие – семья; обогатить представления о строении цветка, накопить опыт тактильных ощущений, расширять словарный запас; воспитывать эстетический вкус.
Материал и оборудование:
-картина «Ваза с цветами»;
-картон с заранее нарисованной вазой;
-игрушка медвежонок;
-гуашь;
-влажные салфетки;
-самоклеящиеся бусинки;
-образец.
18. «Бусы» (рисование пальчиком)
Учить рисовать нетрадиционным способом (пальчиками, используя яркие краски. Рисовать точки «бусинки» друг за другом на нитке; создать радостное настроение «подарить маме бусы»; различать и называть основные цвета красок (желтый, красный, зеленый).
Материалы и оборудование:
-бусы (наглядный материал);
-краски трех цветов;
-половинка листа альбома с нарисованной ниточкой;
-коробочка;
-настоящие бусы;
-салфетки;
-образец.
19. «Бабочка» (аппликация)
Закреплять практические навыки работы с разными материалами – картонная втулка и цветной картон; формировать пространственные представления учить правильно располагать детали.
Материал и оборудование:
-иллюстрации красивых бабочек;
-цветок из картона;
-втулки;
-цветная бумага;
-заготовки крыльев и глаз;
-образец.
20. «Ветка мимозы» (аппликация из салфеток)
Упражнять детей в скатывании шариков из салфеток; развивать чувство композиции; закрепить навыки наклеивания ; закрепить знания и представления о цвете «жёлтый», форме «круглый», величине «маленький», количестве «много», качестве «пушистый» предмета; формировать навыки аппликационной техники.
Материал и оборудование:
-веточка мимозы (наглядный материал);
-листы с изображением ветки мимозы;
-желтые салфетки;
-клей;
-влажные салфетки;
-ветка мимозы;
-образец.
21. «Ландыши» (аппликация из тыквенных семечек)
Продолжаем закреплять практические навыки работы с различными материалами-семена тыквы; развивать пространственное творческое мышление; развитие мелкой моторики; развивать чувство композиции, мелкую моторику; развивать творческие способности, воображение.
Материал и оборудование:
-иллюстрации с изображением ландышей;
-заготовки картона с приклеенными стеблями и листьями;
-тыквенные семечки;
-клей и кисти;
-влажные салфетки;
-образец.
Апрель
22. «Рыбка» (лепка)
Продолжаем детей знакомить со свойствами пластилина; продолжаем учить детей отрывать от большого куска средние комочки пластилина, катать из них комочки, затем аккуратно приклеивать, заполняя готовую форму.
Материал и оборудование:
-прозрачная тара с рыбками-игрушками;
-бумажные тарелочки с изображение контура рыбок;
- пластилин желтого, синего, красного, зеленого, оранжевого, фиолетового цветов;
-салфетки;
-образец.
23. «Пасхальное яйцо» (аппликация из бусинок)
Расширять кругозор детей, формировать целостную картину мира, развивать свободное общение, формировать эмоциональную отзывчивость; продолжать учить детей создавать композицию по замыслу. Учить наносить клей на детали и наклеивать их на заготовку; развивать у детей творческие способности, чувство прекрасного; воспитывать аккуратность и внимательность.
Материал и оборудование:
-иллюстрации на тему «Пасха»;
- шаблоны яиц;
-заготовки из цветной бумаги+ украшения – бусинки разных цветов;
- клей;
-кисть для клея;
-влажные салфетки;
-образец.
24. «Солнышко лучистое» (аппликация из пластиковых трубочек)
Формировать навыки изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты; продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками; закрепить умение равномерно наносить точки пальчиками; воспитывать эстетичное отношение к природе через изображение образа цветка.
Материалы и оборудование:
-иллюстрации с изображением солнышка;
-круглые двойные заготовки желтого и оранжевого цвета;
-трубочки для коктейля желтого цвета;
-бантики из цветной бумаги для украшения, глазки, носик;
-клей и кисти;
-влажные салфетки;
-образец.
25. «Пришла весна и ежик проснулся!» (рисование вилкой)
Создание образа ежа в сотворчестве с педагогом: дорисовывать «иголки» - вилкой. Учить рисовать иголки-колючки вилкой сверху-вниз, дополняя созданный педагогом образ ежика; учить наблюдать за творческой работой педагога и действовать по подражанию; вызвать желание рисовать яблочки (штампы из губки или пальчиком); развить чувство ритма и цвета.
Материал и оборудование:
-игрушка «Ёжик»;
-иллюстрации с изображением ежа;
- бумажные тарелки с изображением ежика без иголок,
-гуашь коричневого цвета;
- пластиковые вилки;
- салфетки;
-образец
Список литературы:
1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014.
2. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа», Москва: Творческий центр «Сфера», 2009.
3. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду[Текст]: пособие для занятий с детьми /, Никитина А. В. - СПб. : КАРО, 2007. – 96 с.
4. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста /методическое пособие /. Янушко Е. А. - М. : Мозаика - синтез, 2006.- 64с.
5. Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет, /пособие для занятий с детьми /.. Колдина Д. Н. - М. : Мозаика - синтез, 2008.- 56с.
6. «Волшебный мир народного творчества», п/р Шпикаловой Т. Я., М. : Просвещение, 2001 г.
7. Доронова Т. Н. “Природа, искусство и изобразительная деятельность детей”, М. : Просвещение, 2004 г.
8. Комарова Т. С. “Детское художественное творчество”, М. : Мозаика-Синтез, 2005 г.
9. Комарова Т. С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М. : Мозаика-Синтез, 2006 г.
10. «Необыкновенное рисование», учебное издание из серии “Искусство — детям”, М. : Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.
11. Г. Н. Давыдова - «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», 2007 г.
12. А. А. Фатеева - «Рисуем без кисточки», 2009 г.
13. Т. Н. Доронова - «Художественное творчество детей 2-8 лет. Методическое пособие для воспитателей. ФГОС», 2017 г.
14. Г. С. Швайко - «Занятия по ИЗО в детском саду», 2008 г.