Макарюк Ольга Николаевна
Программа дополнительного образования «Веселый этикет» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Срок реализации программы 1 год
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО: На заседании педагогического совета Заведующий МБДОУ Протокол №__ Пономарева О. В.
От «01» __09___ 2019г. Приказ №___
От «01»___09___2019г.
Программа дополнительного образования
«Веселый этикет»
(для детей 5-6 лет)
Срок реализации программы 1 год
Руководитель кружка:
Воспитатель группы «Сказка»
Макарюк О. Н.
Публикация «Программа дополнительного образования „Веселый этикет“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
г. Абакан
Пояснительная записка.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, одним из приоритетных направлений деятельности является социально – личностное развитие. Возраст 5 - 6 лет имеет решающее значение для морального развития детей. Он является сенситивным, т. е. особо чувствительным. Одновременно он весьма благоприятен для формирования морального облика, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни ребёнка. То, как будет протекать моральное развитие в этот период, во многом определяет последующее моральное становление человека.
В программе по изучению этикета ставятся задачи :
- Формирование основы культуры речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, извинение, сочувствие, разговор по телефону и др. формулы вежливого общения).
- Усвоение правил и норм общения в ситуациях знакомства, поведения в гостях, преподнесения подарка и др.
- Усвоение правил поведения в общественных местах (транспорт, улица, театр, кинотеатр, магазин, библиотека и т. п.)
- Усвоение правил культуры еды.
- Развитие умения относиться к окружающим с заботой и терпением.
- Воспитание любви к природе, родному краю, стремления охранять и преумножать его богатства.
Программа ориентирована не просто на повышение уровня культуры, но также на формирование морально-нравственной системы ценностей.
Нравственное воспитание, в основе которого лежит воспитание уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать окружающих хорошими поступками, желания быть полезным для людей, является фундаментом для обучения правилам этикета. Воспитатель вводит в сознание детей, что соблюдение человеком этих правил показывает другим людям его хорошее, доброжелательное и уважительное к ним отношение.
Педагог, проводящий с детьми дошкольного возраста занятия по основам этикета, должен соблюдать во время занятий несколько правил:
1. Не принуждать детей к выполнению упражнений.
2. Активно вводить детское творчество: рисунки, поделки, придуманные детьми сказки и рассказы.
3. Использовать собственноручно сделанные поделки и игры (дидактические, настольно-печатные и др., а также придуманные «этикетные» сказки и истории.
4. Включать в занятие литературные, музыкальные и живописные произведения.
5. Рассчитывать на каждого конкретного ребенка с его уровнем мышления, возрастными и психологическими особенностями.
6. Подводить итог в конце занятия: что изучили и что поняли.
7. Избегать негативной оценки выполнения детьми тех или иных заданий.
Следует выбрать правильный тон общения воспитателя и воспитанника. Уважение к ребенку, понимание его индивидуальности, дружелюбное отношение к нему создают наилучшие условия для формирования этикетного поведения. Необходимый настрой создает и выработанный порядок поведения в группе и на занятии, в котором приняты основные правила: умение сопереживать, проявить дружеское участие и терпение; доброжелательно воспринимать других; не отказываться от участия в играх и упражнениях; не стесняться своего незнания и неумения; не бояться ошибаться; не смеяться над ошибками других.
Обучение детей правилам этикета происходит по следующим темам:
1. Введение: «Что такое этикет?»
2. Речевой этикет
3. Семейный этикет
4. Этикет за столом
5. Гостевой и подарочный этикет
6. Культура внешнего вида
7. Поведение в общественных местах
8. Межличностные отношения
9. Поведение в природе
На первых занятиях происходит знакомство с понятием этикет. Педагог разъясняет, в поведении важно все: наши действия должны быть красивы, чтобы людям приятно было на нас смотреть и общаться с нами.
Далее идет знакомство с речевым этикетом. Изучение правил речевого этикета происходит на основе того, что уже известно ребенку. Он знает, что необходимо приветствовать знакомых при встрече, говорить вежливые слова «спасибо», «пожалуйста» и др. Задача педагога – расширить и углубить эти знания, создать возможности для их использования. Например, он обращает внимание на такие вопросы: кого и как мы приветствуем при встрече? Какие вежливые слова и почему помогают установлению добрых отношений, проявлению любви к близким и родным людям? Освоение правил происходит и на занятиях по этикету, и в повседневной жизни, не прекращаясь ни на минуту. Дети узнают, в каких случаях уместен тот или иной вид приветствия, кто должен приветствовать первым. Также в тему речевого этикета включаются занятия на обучение правилам знакомства, вежливым словам просьбы, сочувствия, прощания; умение говорить комплименты.
Сейчас велико значение телефона в жизни человека. Дети учатся основным правилам телефонного разговора: пользоваться телефонным аппаратом осторожно, говорить вежливо, не кричать в телефонную трубку, стараться разговаривать недолго. Освоение правил телефонного разговора начинается на занятиях и продолжается в реальной действительности. В любую детскую игру можно ввести ситуацию телефонного разговора: позвонить в поликлинику и вызвать на дом доктора; узнать в кинотеатре, когда будет детский киносеанс; маме позвонить домой и узнать у дочки, чем она занимается, и т. п.
Семейный этикет
В жизни ребенка семья играет очень важную роль. А семейное счастье создается всеми членами семьи. Этому во многом способствует соблюдение правил семейного этикета : доброта и внимание ко всем членам семьи; вежливость и забота друг о друге; приятные сюрпризы и семейные праздники; отсутствие конфликтов и ссор; красивый внешний вид, приятный близким людям. Дети, как правило, с большим интересом играют в семейную жизнь, обучаясь в этих играх умению быть мамами и папами, перенося в игру обычаи и порядки своих семей.
Правила этикета, связанные с родным домом, очень важны. Овладение этими правилами способствует социализации детей. Педагог убеждает их в том, что обстановка в доме, поддерживаемый в нем порядок, характеризует его хозяина. Человек, ухаживающий за своим домом, как правило, внимателен к близким людям и друзьям. Хозяином детской комнаты является ребенок, он и должен отвечать за порядок в ней: в силу своих возможностей не сорить, поддерживать чистоту, после игры класть на место игрушки.
Хозяевами группы являются дети – они тоже должны соблюдать эти правила, стремиться сделать место своего пребывания в детском саду как можно красивее. Детям даются ежедневные поручения по наведению чистоты и порядка.
Этикет за столом
Знание правил столового этикета позволяет человеку быть уверенным в себе, красиво и правильно вести себя за столом, а значит, быть приятным участником застольного общения.
Различные игры с посудой, настольное лото, вопросы, задаваемые во время сервировки стола и подготовки к еде, помогают запомнить назначение и виды посуды и столовых приборов.
Умение красиво сервировать стол отрабатывается ежедневно. Обращается внимание на культуру еды у детей, отрабатываются навыки красивого и правильного приема пищи, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками.
Гостевой и подарочный этикет
Чтобы дети чувствовали себя в чужом доме свободно, а в собственном – радушными и приветливыми хозяевами, им необходимо знание гостевого и подарочного этикета. Помимо специальных занятий проводятся разнообразные праздники : поздравления с днем рождения ребят из своей группы, приглашение родителей на праздничные события, где дети выступают в роли хозяев. Правила гостевого этикета закрепляются в различных организационных формах. В ходе игр отрабатываются навыки приема гостей. Чтение и обсуждение многих произведений детской литературы знакомит ребят с содержанием правил гостевого и подарочного этикета. Поскольку подарок является способом не только сказать о любви, но и показать ее, важно уметь правильно выбрать, поднести, а также принять подарок. На занятиях и в реальной ситуации мы учим делать это красиво, демонстрируя тем доброжелательное отношение.
Культура внешнего вида
Ее воспитание начинается, когда воспитатель вводит в детскую жизнь культурно-гигиенические требования, добиваясь от своих подопечных чистоты и опрятности, следя вместе с ними за порядком в групповой и туалетной комнатах, на участке детского сада. На занятиях по этикету вводится важное этикетное правило : красиво и опрятно выглядеть – это значит проявлять уважение к окружающим тебя людям.
От внешнего вида ребенка во многом зависят не только его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, но и его собственное внутреннее состояние. Если ребенок хорошо выглядит, он приобретает уверенность в себе, легко вступает в контакты, нравится окружающим, другие дети с удовольствием играют с ним, взрослые отмечают его привлекательный вид.
Серия занятий, в которых детей знакомят с правилами искусства нравиться, культурой внешнего вида, культурно-гигиеническими навыками, преследуют цель – создать единство внешнего облика и внутреннего состояния личности ребенка. Правила, которым детей обучают на этих занятиях, требуют постоянного применения в реальной жизни. Педагог говорит детям комплименты по поводу их поведения и внешнего вида («Как ты красиво выглядишь»; «Какая у тебя добрая улыбка»; «Как приятно на вас поглядеть»; «Спасибо тебе за то, что ты так внимателен»). Отрабатывается умение детей красиво ходить, стоять, сидеть, постоянно напоминая о том, что корпус тела нужно держать прямым.
Обсуждая с детьми значение одежды и обуви в жизни человека, отмечается, что главное – это их чистота и опрятность. Быть аккуратно и чисто одетым – значит уважать окружающих тебя людей. С таким человеком приятно общаться, с ним хочется дружить, играть…
Культура поведения в общественных местах
Начинается обучение детей правилам поведения в общественных местах с определения этого понятия. Общественными мы называем такие места, в которых собирается много людей, различных по возрасту, положению, интересам. Это транспорт, театры, кинотеатры, музеи, библиотеки, парки, кафе, рестораны, магазины, больницы. Детский сад тоже является общественным местом. В общественных местах особенно важно соблюдать правила поведения, чтобы не задеть интересы другого человека и не поставить его в неудобное положение. Воспитатель учит детей на собственном примере, с помощью бесед, разъяснений, практических действий. Дети должны не только усвоить правила поведения в общественных местах, но и понять, что их соблюдение необходимо для создания доброжелательных отношений с окружающими знакомыми и незнакомыми людьми, для поддержания порядка в том или ином месте.
Помимо занятий проводятся специально организованные экскурсии: пройти по улице, проехать в автобусе, зайти в магазин, посетить выставку, музей, библиотеку.
Но самым доступным и действенным средством для достижения нужной цель является сюжетная игра. В процессе игры у детей закрепляются знания о правилах поведения в общественных местах: не кричать и громко не разговаривать, не грубить, не сорить, не оставлять после себя грязь, не есть на ходу и др., проявлять уважение к людям, не обижать их, не мешать им, помогать тем, кто нуждается в помощи.
Межличностные отношения
Умение устанавливать и сохранять со сверстниками доброжелательные отношения – важное коммуникативное качество, которое помогает дошкольнику познавать мир, комфортно себя в нем чувствовать, развивать свой ум, способности и душевные качества. Воспитатель обязан заботиться о дружеских взаимоотношениях детей, развитии их товарищеского коллектива. Этому подчинена жизнь группы и каждого отдельного воспитанника в ней. Ежедневно во время различных режимных моментов тем успешнее решается задача межличностного общения, чем более осознанно и четко воспитатель обучает детей правилам соблюдения этикета дружбе и товариществе.
Уже в дошкольном возрасте дети знают, что мальчики будут мужчинами, папами, а девочки – женщинами, мамами. У детей формируются представления о понятиях «настоящий мужчина» и «настоящая женщина». Настоящий мужчина никогда не обидит женщину, всегда готов оказать ей помощь и защитить ее от опасностей и неприятностей, взять на себя самые трудные дела. В детском коллективе мы учим мальчиков «рыцарскому» поведению по отношению к девочкам: не обижать, быть великодушными и добрыми. Настоящая женщина всегда красива и обаятельна, добра и приветлива, она готова поддержать мужчину в трудную минуту. Мы учим девочек поведению «принцесс» : не кричать и не плакать по любому поводу, быть вежливыми и отзывчивыми, с готовностью и добротой приходить на помощь.
Поведение в природе
Особенностью дошкольного возраста является эмоционально окрашенное восприятие материала, эмоции играют большую роль в восприятии природы, ее красоты и неповторимости. Воспитатель показывает детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и потому должны беречь ее и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку.
Посредством бесед, игр, игровых упражнений воспитатель формирует основы экологически грамотного поведения в природе, умение прогнозировать свои поступки по отношению к природе и людям.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ЭТИКЕТУ ДЛЯ ДЕТЕЙ
№
п/п Темы занятий Количество
часов
1. Введение «Что такое этикет?» 1
2. Речевой этикет 5
3. Семейный этикет 4
4. Межличностные отношения 2
5. Культура внешнего вида 4
6. Гостевой этикет 3
7. Поведение в общественных местах 3
8. Поведение в природе 1
9. Этикет за столом 1
ИТОГО: 24
Общая характеристика кружковых занятий:
Данный кружок представляет собой последовательную систему по ознакомлению детей 5-6 лет с основными нравственными показателями, установленным, принятым порядком поведения, форм обхождения (этикетом, принятыми в современном обществе, формированию нравственной воспитанности дошкольников.
Занятия проводятся из расчета: 1 занятие в неделю
Период с 02.09.19 по 31.05.2020 Всего 36 занятия
Контингент: Воспитанники старшей группы
Длительность одного занятия – 25 – 30 минут.
Критерий эффективности – реализация поставленных задач.
Форма занятий: совместная игровая-познавательная деятельность взрослого и детей.
Учебно-тематический план
Месяц. Тема. Программные задачи
Сентябрь «Почему говорят, «Здравствуй».
1. Беседа
2. Обсуждение отрывка Милна «Винни – Пух и все-все-все».
3. Упражнение «Кто из зверей самый воспитанный?»
4. Показ видеоматериала (отрывок из произведения С. Козловой «Трям! Здравствуй!»).
Ввести в рабочий обиход вежливые формы приветствия.
Продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания.
Познакомить с новыми формами приветствия.
Октябрь «Фея учит вежливости».
1. Обсуждение произведения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
2. Практическая игра «У меня зазвонил телефон».
3. Сюжетно-ролевая игра «Город вежливых».
4. Просмотр и обсуждение мультфильма «Золушка».
Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: честности,
доброжелательности, правдивости; умение приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо обращаться с товарищами. Учить детей соблюдать речевой этикет, разговаривая по телефону. Формировать у детей вежливый и ровный тон, умение найти нужную громкость голоса.
Ноябрь «Как дети могут заботиться о взрослых».
1. Беседа «Что такое бескорыстная помощь».
2. Чтение и обсуждение произведения Л. Николаенко «Всё сделалось грустным».
3. Драматизация сказки «Репка».
4. Конкурс рисунков «Моя семья». Формировать понятие, что ребёнок должен заботиться о близких по мере своих сил.
Осознавать, что семья, родители - самые близкие для них люди.
Воспитывать желание помогать родителям в домашних делах.
Декабрь Всё о друзьях.
1. Беседа «Кто кого обидел?»
2. Чтение и обсуждение рассказа И. Бутмана «Снежки».
3. Упражнение «Мой подарок тебе», игра «Двойной подарок».
4. Изготовление Новогодних подарков друзьям совместно с родителями Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Знакомить дошкольников с проявлениями несправедливости по отношению к своим товарищам.
Учить принимать любой подарок с благодарностью, не обижать своих гостей.
Правильное восприятие подаренных подарков
Январь «Надо вещи убирать, не придётся их искать»
1. Просмотр видеоматериала по произведению К. Чуковского «Федорино горе».
2. Упражнение – практикум «Сервировка стола».
3. Трудовой десант «Загляни в свой шкаф»
Познакомить детей с правилами бережного отношения к вещам.
Напомнить о необходимости беречь своё время.
Умение следить за порядком в своих шкафчиках. Оказывать помощь родителям в уборке квартиры. Умение сервировать стол.
Февраль «С чего начинается дружба?»
1. Чтение и обсуждение стихотворения А. Барто «Несли мы облако с собой».
2. Чтение и обсуждение рассказа из опыта детей.
Игра «Мой Дом дружбы».
3. Просмотр видеоматериал по произв. Э. Успенского «Гена и его друзья».
4. Просмотр и обсуждение мультфильма «Фунтик».
Учить приветливости, проявлению внимания.
Объяснить: взаимопомощь помогает подружиться.
Овладеть умениями взаимопомощи и взаимовыручки.
Создавать эмоциональное настроение.
Март «Что такое бескорыстная помощь?»
1. Чтение и обсуждение отрывков из произв. В. Сухомлинского «Как белочка дятла спасла».
2. Просмотр мультфильма «Дядя Стёпа».
3. Прослушивание записи песен о дружбе.
4. Изготовление поздравительной открытки для мам и бабашек.
Довести до сознания детей понятие слова «бескорыстный», «доброжелательность».
Объяснить: настоящая помощь бескорыстна, но иногда, чтобы помочь другому человеку, требуется немало сил и времени.
Воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости.
Апрель «Тайное всегда становится явным».
1. Чтение и обсуждение произведения В. Драгунского «Тайное всегда становится явным».
2. Придумывание историй на эту тему.
3. Беседа «Кто помощь оказывает, о тех добрые слова сказывают».
4. Чтение и обсуждение произведения А. Кушнира «Кто разбил большую вазу».
Объяснить детям, что скрывать свой поступок бесполезно, что правда всё равно будет известна. Совершившему человеку будет вдвойне стыдно за свою провинность.
Осознание детьми необходимости всегда говорить правду. Объяснить детям: особого осуждения заслуживает человек, который перекладывает свою вину на другого.
Май «Все работы хороши, выбирай на вкус».
1. Рисование рисунков об одной из профессий.
2. Игра «Я хочу стать…».
3. Чтение и обсуждение стихотворений Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла» и В. Маяковского «Кем быть».
4. Дидактическая игра «Настроение». Пополнить знания дошкольников о различных профессиях. Формировать умение и желание ценить и беречь труд окружающих людей. Быть внимательными к своим близким.
Предполагаемый результат:
Планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
Соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре)
Откликаться на эмоции близких людей и друзей.
Сопереживать персонажам сказок, историй, рассказов.
Эмоционально реагировать на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
Адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения,
Владеть диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве).
Изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
Управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.
Соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Литература и методическое обеспечение:
Настольные дидактические игры из серии «Этикет», дидактические игры, плакаты, демонстрационные картины, атрибуты для сервировки стола, детские книги этического характера
1. Буре Р. С., Островская Л. Ф. «Воспитатель и дети» М. Просвещение 1985 г.
2. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста М. Просвещение 1986 г.
3. Ерофеева Т. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами Д/в №10-80 г.
4. Короткова Н. И. Беседы на этические темы Д/в №4-88 г.
5. Бархатова Н. Воспитание культуры поведения Д/в №11-89 г.
6. Юдина Л. Б. Уроки вежливости Д/в №4-88 г.
7. Рычашкова К. Н. Упражнения по закреплению культуры поведения Д/в №3-89 г.
8. Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических навыков Д/в №8-79 г.
9. Теплюк С. Об опрятности и аккуратности Д/в №9-88 г.
10. Курочкина О. Н. Этикет для дошкольников. – Просвещение, 2006г.