Какаулина полина
Программа дополнительного образования в ДОУ. Кружок «Ложки»
▼ Скачать + Заказать документы
Комитет по образованию Администрации г. Улан – Удэ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 87 «Улыбка» комбинированного вида
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КРУЖОК
«Ложки»
Музыкальный руководитель: Какаулина П. В.
Г. Улан-Удэ
Пояснительная записка
Публикация «Программа дополнительного образования в ДОУ, Кружок „Ложки“» размещена в разделах
- Ложка. Все о ложках для детей
- Посуда. Все о посуде для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Ритмическая деятельность обогащает восприятие ребенка, способствует развитию музыкальности, оказывает влияние на формирование различных психических функций, ритмические упражнения благотворно действуют на их общее развитие.
В настоящее время недостаточно уделяется должного значения развитию чувства ритма, игре на музыкальных инструментах. А ведь игра на инструменте способствует организации творческой деятельности, развивает пластические и физические возможности, координации движения рук, корпуса, ног, головы, что способствуют укреплению физических возможностей ребенка.
Воспитание чувства ритма дает возможность исполнять один и тот же ритмический рисунок синхронно, а также дает свободу в выборе и исполнении собственного рисунка или фигуры в рамках одного произведения, используя различные приемы и их комбинации.
Исполнительство на детских музыкальных инструментах является важным видом деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в детском саду. Одной из форм детской музыкальной деятельности является оркестр. Игра в оркестре стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления дошкольников:
- повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии;
- помогает преодолевать неуверенность, робость;
- сплачивает детский коллектив.
В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка: наличие воли, эмоциональность, сосредоточенность, развиваются и совершенствуются музыкальные особенности. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков. Применяя на уроках шумовые инструменты, дети с большим желанием выполняют различные задания с деревянными ложками.
Игра на ложках вносит разнообразие в музыкальное воспитание, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу.
Игра в общем ансамбле позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакций, а также тонкой моторики при музицировании. Осознанные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле принесет детям радость, создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.
Цель : обогащение духовной культуры детей через игру на народных музыкальных инструментах.
Задачи:
1. развивать музыкальные способности: чувства ритма, звуковысотный и тембровый слух;
2. развивать творческую активность, художественный вкус, приобщать к самостоятельному осмысленному музицированию;
3. уметь слышать и исполнять свою партию в многоголосной фактуре;
4. развивать чувство ансамбля;
5. формировать целеустремленность, чувство коллективам ответственность, дисциплинированность.
Обучение основам техники игры на ложках и других народных инструментах, формирование необходимых умений и навыков для дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах.
Формы и методы работы.
• фронтальные занятия;
• беседа, обсуждение;
• индивидуальные занятия;
• подготовительные упражнения при обучении игре на ложках;
• постановка рук;
• моделирование с помощью коротких и длинных звуков;
• обучение детей музыкальной грамоте;
• выступление на праздниках, в концертах, развлечениях.
Направления работы:
• Знакомство с русскими народными инструментами
• Самостоятельное исполнение произведений на русских народных инструментах.
• Развитие творческих способностей.
• Содержание работы:
• Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию усложняя музыкальный материал. Поначалу необходимо заинтересовать ребенка, развить желание заниматься в ансамбле и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков. Для выработки ритмичной одновременной игры на музыкальных инструментах, овладения основами техники, рекомендую использовать на занятиях:
• - пальчиковые игры;
• - дидактические игры;
• - игры с ложками;
• - ритмические упражнения (народный фольклор – потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки);
• - соревнования между подгруппами;
• - создание собственных приемов игры на народных инструментах.
• Основные разделы программы взаимодействуют между собой и дополняют друг друга. Например, в пении используются музыкальные инструменты для сопровождения.
Методы работы:
Объяснительно-иллюстративный
(беседа, объяснение, художественное слово, использование фольклора).
Репродуктивный
(разучивание, закрепление материала).
Исследовательский
(самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).
Метод побуждения к сопереживанию
(эмоциональная отзывчивость на прекрасное).
Метод поисковых ситуаций
(побуждение детей к творческой и практической деятельности).
Ожидаемый результат:
• дети ритмично передают заданный ритм;
• владеют простейшими приемами игры на ложках;
• чувствуют и воспроизводят метрическую пульсацию в произведениях;
• играют в разных темпах, с разной динамикой;
• играют ритмические рисунки с акцентом и паузой;
• играют ритмично, чувствуют смену частей, музыкальных фраз;
• легко непринужденно сочетают игру на ложках с движением;
• играют в ансамбле соблюдая ритм;
• применяют в ансамбле практические навыки игры на 2-х ложках;
• своевременно начинают и заканчивают игру в ансамбле;
• создают творческие музыкально – инструментальные композиции.
Перспективный план
№ Тема занятия Цель занятия Содержание
1 «В гости к ложкам - веселушкам». Знакомство с ложками, как музыкальным инструментом. Бесседа с детьми о ложках. Загадки, иллюстрации.
2 «Дружные лошадки». Учить правильно, держать ложки в одной руке. Отрабатывать звук, который получается при ударе ложками о ладонь («полочка»). Игры на развитие чувства ритма. Р. Н. П. «Ах, вы сени».
3 «Как ложки умеют говорить». Познакомить детей с быстрыми и медленными движениями ложек. Развивать слуховое внимание. Побуждать детей к импровизационному исполнению. Игра - импровизация «Как тебя зовут?» Р. Н. П. «Ах, вы сени». Ритмическая игра «Эхо».
4 «Как ложки умеют говорить». Познакомить детей с новыми приемами. Попеременный удар ложками «рука-колено» На счет 1,2; 1,2,3,4 и 1,2,3. Учить детей исполнять несложный ритмический рисунок в группе. Ритмическая попевка «Андрей-воробей». «Ах, вы сени» (исполнение разными приемами).
5 «Солнышко и дождик». Познакомить детей с приемом «солнышко» и «капельки»(круговое движение и удары по ноге). Учить детей исполнять несложный ритмический рисунок сольно. «Андрей-воробей» (исполнение по группам и сольно). «Ах, вы сени»,
6 «Подружки-ложки». Совершенствовать знакомые приемы игры на ложках. Учить детей держать ложки правильно, свободно, использовать только кистевое движение. При игре на ложках обращать внимание на правильную осанку, постановку ног и движения корпуса. Р. Н. П. «Светит месяц», «Андрей-воробей», «Ах, вы сени». Подвижные игры на развитие координации и внимания.
7 «Мы уже артисты».
Знакомство детей с культурой сцены при выступлении ансамбля ложкарей. Подготовка концертного номера на осенний праздник. Р. Н. П. «Светит месяц». Подвижные игры на развитие координации и ориентации
в пространстве.
8 «Мы уже артисты».
Постановка выхода, поклона, ухода при исполнении концертного номера. Подготовка концертного номера. Р. Н. П. «Светит месяц».
9 Выступление детей перед одноклассниками. Создать праздничную атмосферу, вызвать положительный эмоциональный отклик у детей при выступлении. Все выученные произведения
10-11 «Тары- бары». Знакомство с приемом игры на ложках «трещётка», на одном и двух коленях, непрерывным движением и на счет 1,2,3. Р. Н. П. «Барыня», Упражнения на развитие чувства ритма. Подвижные игры на развитие внимания (смена ритма и темпа) (русские народные мелодии).
12 «На завалинке». Закрепление движения «трещетка», использование приема в различных вариациях. Учить детей играть попеременно небольшими группами, вовремя вступая и заканчивая свою партию. Побуждать детей к ритмической импровизации. Игра «Эхо», Игра «Зеркало», Р. Н. П. «Во кузнице», «Барыня».
13 «Пришла зима». Учить детей подыгрывать на ложках своему пению. Отрабатывать движение «трещетка». Познакомить детей с традицией Колядования. Разучивание песни «Таусень. Бегал зверек». Р. Н. П. «Барыня».
14-15 «Русские народные забавы». Совершенствовать исполнение в группах, вовремя вступая и заканчивая, со сменой ритмического рисунка. Побуждать к эмоциональному исполнению. «Таусень. Бегал зверек». Русские народные игры и забавы. Исполнение знакомых Р. Н. П. с использованием народных инструментов (бубны, трещетки, маракасы).
16 «Пришла Коляда-отворяй ворота». Учить детей эмоциональному раскрепощенному исполнению. Исполнение произведений первого полугодия по желанию детей. Выступление с колядочным номером перед детьми дошкольных групп.
17-18 «Пустились ложки в пляс». Познакомить с новыми приемами игры: «коленочки» и «локоть» (удар по своему колену и колену соседа, удар по колену и по согнутому локтю) в разных ритмических вариациях 1,2; 1,2,3. Русские народные плясовые наигрыши. Игры на развитие слухового внимания (смена ритма и темпа).
19-20 «Ложки говорят-приговаривают» Учить детей исполнять сложный ритмический рисунок на ложках. Совершенствование игровых приемов на ложках. Дидактическая игра «Повтори за мной», Р. Н. П. «На горе калина». Плясовые наигрыши.
21 «Весело играем - всех потешаем». Учить детей исполнять сложный ритмический рисунок в группе и сольно. Побуждать к ритмической импровизации. Плясовые наигрыши. Р. Н. П. «На горе калина». Русские народные мелодии.
22 «Мы играем - ручкам помогаем». Учить детей игре на ложках в движении (шаг, приставной шаг). Б. Н. П. «Бульба», Р. Н. П. «На горе калина».
23 «Ложки стучат, стоять не велят». Учить детей игре на ложках в движении. Познакомить с приемами игры на ложках в парах. Чередовать игру двумя ложками в одной руке и ложками в двух руках. Б. Н. П. «Бульба». Русские народные мелодии.
24 Подготовка к выступлению.
Постановка выхода, поклона, ухода при исполнении концертного номера. Подготовка концертного номера. Плясовые наигрыши, Б. Н. П. «Бульба».
25 Выступление детей перед родителями на празднике 8 марта.
Создать праздничную атмосферу, вызвать положительный эмоциональный отклик у детей при выступлении.
26-27 «Мы играем и поем - очень весело живем». Знакомство детей с шуточной русской песней и музыкой. Закрепление знакомых приемов игры. Знакомство с запаздывающим ударом. «Плясовая» В обработке Заволокиных. Подвижные русские народные игры, на развитие быстроты реакции смены движения.
28 «Ложки шутят». Закрепление приемов игры на 1.2 и 1,2,3. Развивать умение игры в быстром темпе. Знакомство с вариациями исполнения движения «Солнышко». «Плясовая» Заволокины. Игры на смену движения и ориентацию в пространстве. Ритмическая игра «Саша. Сережа».
29-30 «Творческая мастерская» Развивать творческие способности, музыкальный вкус. Подбор детьми приемов игры на музыкальных инструментах. Создание композиций, инсценировок. Изготовление самодельных музыкальных инструментов.
31 «Русская песня - русская душа» Воспитывать любовь к русской песне, как неотъемлемой части русской культуры. Слушание русской народной песни в исполнении великих
мастеров русской песни М. Морозовой,Л. Руслановой, Л. Зыкиной, Н. Кадышевой. Знакомство с их творчеством.
Пение русских народных песен, обыгрывание, инсценирование
32-33 «Что умеют наши ложки». Закрепление полученных навыков.
Список литературы
1. А. Буренина Учебно – методический журнал «Музыкальная палитра» №2 – 2002г.
2. А. Буренина Учебно – методический журнал «Музыкальная палитра» №2 – 2001г.
3. Г. Срибная «Методика работы с ансамблем ложкарей» : журнал «Дошкольное воспитание» №5 – 1996, - 109 с.
4. Д. А. Рытов «Искусство игры на ложках» журнал «Музыкальная палитра» №2 – 2001г. стр. 9
5. Н. Г. Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и муз. руководителя детского сада: из опыта работы. - М. : Просвещение,1990г. – 159с.
6. О. В. Кацер «Игровая методика обучению детей пению» : учебн. пособие. – 2-е изд. доп. – СПб. : издательство «Музыкальная палитра», 2008. – 56с.
7. СанПиН 2.4.1.1249-03 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы дошкольных образовательных учреждений от 20 июня 2003 года
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства Образования и науки от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
9. Федеральный закон РФ «Об образовании а Российской Федерации» №273 – ФЗ; Новый: вступил в силу: 1 сентября 2013г. статья 64